Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности речи детей, страдающих заиканием




Первоначально развитие речи у заикающихся детей (понимание и активное пользование ею) чаще всего происходит так же, как и у нормально говорящих сверстников. Отдельные слова у них появляются в возрасте около одной
года, фраза — к двум годам. Заикание, как правило, возникает в период овладения фразовой речью, примерно двух до четырех лет.

В большинстве случаев заикание наступает постепенно начинаясь с легкой прерывистости речи по типу физиологических затруднений, сопровождающих переход к фразовой речи, В благоприятных условиях прерывистость речи быстро исчезает, уступая место нормальной регуляции речевого, акта. В неблагоприятных условиях прерывистость речи усиливается, переходя в заикание. Чаще всего заикание возни­кает тогда, когда переход от общения в ситуации наглядности к чисто словесным его формам происходит недостаточно постепенно, с непомерной активизацией этого процесса. Ов­ладевая речью в общении с окружающими людьми, ребенок заимствует сложное содержание и построение речи, которое ему непосильно. Поэтому причиной заикания нередко становится усиленное развитие речи, поощряемое родителями,! заучивание и пересказ не по годам сложного речевого материала, ранние выступления при посторонних, воспитание детей без учета особенностей их нервной системы.

Заикание является выражением самых разнообразных затруднений в овладении коммуникативной функцией ре­чи. Оно обычно усиливается в ситуации общения и ослабе­вает в условиях речи, обращенной к себе, а не к другим. По-разному протекает общение ребенка со взрослыми и детьми, с близкими и незнакомыми, с детьми старше и мо­ложе себя, в коллективе или с единичным собеседником. Вне общения ребенок полностью освобождается от преры­вистой речи. Он не заикается в речи без видимого собесед­ника или с мнимым собеседником, как это бывает в игре, когда ослабевает коммуникативная ответственность.

Проявления заикания связаны с тем, что дети начинают затрудняться в построении речи, не всегда могут быстро и точно подобрать нужные слова, иногда создается впечатле­ние, что в момент высказывания они не могут вспомнить на­звания некоторых предметов, действий, качеств, хотя имеют достаточный по возрасту запас знаний и представлений. Са­мостоятельные высказывания детей начинают сопровождать­ся повтором слов, слогов, звуков, паузами при поиске слов.

При наличии нормального объема активного словаря и достаточной сформированности грамматического строя речь дошкольников изобилует вставными словами и звуками: ну, вот, как его, и, ж др, В самостоятельных развернутых выска­зываниях часто встречаются незаконченные предложения, не­точные, приближенные по смыслу ответы на вопросы, часто их рассказы бывают непоследовательными. Подробно описы­вая малозначащие детали, дети упускают главное содержание мысли. Некоторые заикающиеся говорят в более быстром тем­пе по сравнению со своими незаикающимися сверстниками. Довольно часто заикание сопровождается сопутствующими или насильственными движениями (подергиванием век, мор­ганием, постукиванием пальцами, притоптыванием и т. д.).

У заикающихся детей отмечаются специфические осо­бенности общего и речевого поведения: повышенная им­пульсивность высказывания и в связи с этим недоучет точ­ного содержания речи собеседника, слабость волевого напряжения, замедленное или опережающее включение в деятельность, неустойчивость внимания, несобранность, неумение вовремя переключиться с одного объекта на дру­гой. Все это проявляется на фоне быстрой утомляемости, повышенной истощаемости и ведет к различного рода ошибкам при выполнении заданий.

Некоторые из указанных особенностей свойственны и незаикающимся дошкольникам, но у заикающихся детей они выражены более ярко. У данной категории детей чаще проявляется резкая неустойчивость внимания, понижен­ная регуляция и саморегуляция деятельности.

Указанные особенности определяют специфичность за­дач коррекционно-развивающего воздействия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 1370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.