Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вертеп-церковь




Вертеп-дом.

Гуцульский вертеп еще примечателен тем, что в фас он напоминает дом, а в профиль – церковь (Гуц.). При этом конструкция соломенных навесов, возможно, связана не только с формами реальной сельской архитектуры, но и с образами европейской религиозной живописи (особенно немецкой и польской), где Рождество часто происходит под убогой крышей на столбиках,прямо на улице. Взаимодействие облика вертепного театра с живописью прослеживается и на примере Львовского вертепа. Без сомнения, на православную икону Рождества Христова 1746 г. оказал влияние вертепный театр. Присутствие ангелов у крыши в обоих случаях говорит о том, что икона и вертеп черпали свой материал из одного источника. Видимо, этим источником является католическая рождественская иконография, допускающая изображение летающих ангелов в композиции, в отличие от иконографии православной. В описании Краковской шопки ангел также присутствует: "Внизу хлев с лесенкою, яслями, Св. Семейством, пастухами, волом и ослом. Над хлевом – Ангел, держащий ленту с надписью: "Gloria in excelsis Deo"6. Сопровождать изображение надписями на свитках – традиция европейского изобразительного искусства, касающаяся как алтарных композиций, так и произведений светского назначения. Мотив вырезанных облаков и херувимов в Львовском вертепе сближает его с алтарными композициями. Вертеп из Львова связан с традициями изобразительного искусства особенно тесно, поскольку все его фигуры, как и фигуры Гуцульского вертепа вырезаны из готовой печатной картинки Рождества.

 

Вертепные ящики в форме церкви отражают как православную, так и католическую храмовую архитектуру. Например, вертепы с колокольней наверху (Мог.Р.) могли иметь своим прототипом архитектуру часовен, на крышах которых устраивались звонницы. Если Ельнинский вертеп напоминает православную церковь, то Славутинский – католическую. Однако однозначно связывать подобный тип сцены с католическим храмом не приходится. Православные храмы Западной Руси также могли иметь вид двухбашенной базилики.

Важной особенностью вертепного театра является то, что часто он изображает храм одновременно изнутри и снаружи так, как это было принято изображать в книжной миниатюре или в иконописи: трехчастное вертикальное членение, малый верхний объем заканчивается куполом. Такая конструкция приемлема для архитектуры храма. С другой стороны, перед нами как бы иконостас, увенчанный куполом. Если мы сравним ящик Ельнинского вертепа с иконостасом Георгиевского собора в Давид Городке, то мы убедимся, что общая типология строения у них одна и та же. Верхний регистр вертепа с прямоугольным фонарем, перекрытым округлой крышей, соответствует Деисусу иконостаса, украшенному круглящимся кокошником. Рождество Христово в центральном проеме второго яруса вертепа соотносится с "Тайной вечерей", обрамленной резной аркой. Нижняя вертепная ниша с троном царя соотносима с точки зрения архитектурной логики ящика с Царскими вратами в храме. При этом в Ельнинской вертепной сцене, как и в некоторых сценах Могилевской традиции (Мог.Р.), верхний этаж оказывается церковью изнутри (в Мог.Р. здесь расположен Деисус), а нижний этаж соответствует мирским событиям вне церкви, в ходе которых происходит избиение младенцев.

Второй регистр Ельнинского вертепа изображает все пять рядов православного иконостаса одновременно. Напротив "Царских врат" вертепа помещено сооружение в виде аналоя, на котором лежит фигура, изображающая Спасителя. В церкви во время службы аналой ставится перед Царскими вратами на Литургии, знаменуя собой Престол Страшного Суда. На нем находится Евангелие, которое на Всенощной обозначает воскресшего Христа, а на Литургии – Христа-Судию7. Одновременно уровень "Царских врат вертепа является деисусным рядом "иконостаса"8. По сторонам центрального проема второго этажа театра предстоят Михаил и Гавриил, которые обычно в иконостасах располагаются вслед за Богородицей и Иоанном Предтечей9. То же самое пространство второго яруса ассоциируется с пророческим рядом иконостаса, в центре которого мог быть расположен образ Богородицы "Знамение"10. В вертепе – в центре Богородица у яслей, а к ней в вертепной драме разных традиций могут идти на поклон пророки Давид и Аарон. В иконостасе по сторонам Богородичного образа могут быть представлены Давид, Соломон, Исайя, Аарон и др.11 Адам и Ева также могут появляться на верхней сцене, составляя самый верхний – Праотеческий ряд вертепного "иконостаса"12. В Ельнинском вертепе все настенные рисунки второго регистра увенчиваются изображением Св. Духа в виде голубя. Такое изображение могло заканчивать иконостас в храме. Итак, вертеп может прочитываться как церковь сверху донизу или – только в своей верхней части; в этом случае нижний ярус обозначает пространство вне церкви. Как иконостас вертеп также может прочитываться либо сверху донизу, либо – только в своей горней части: при этом нижний регистр может ассоциироваться с притвором храма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-29; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.