Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Меры поощрения и меры взыскания, применяемые к подозреваемым и обвиняемым




Режим в местах содержания под стражей и основные средства его обеспечения

Правовой статус подозреваемых и обвиняемых во время содержания под стражей

Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления

Основания и принципы содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления

Меры поощрения и меры взыскания, применяемые к подозреваемым и обвиняемым

Режим в местах содержания под стражей и основные средства его обеспечения

Правовой статус подозреваемых и обвиняемых во время содержания под стражей

Места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления

 

Содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых по своей сущности является мерой государственного принуждения, применяе­мой в связи с совершенным преступлением от имени государства и реализуемой государственными органами в целях обеспечения след­ственного и судебного производства.

Содержание под стражей связано с существенным ограничением прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции. По­этому при его применении установлены конституционные гарантии, со­гласно которым арест, заключение под стражу и содержание под стра­жей допускается только по судебному решению (ч. 2 ст. 22 Конституции).

В 22 странах допускается публичное исполнение приговора к смертной казни (Китай, Пакистан, Ливия, Иран, ряд стран Африки и Ближнего Востока). В некоторых странах отдельные казни демонстрируются по телевидению. Смысл публичного исполнения казней - в устрашении остальных граждан. Однако цель эта достигается не всегда.

Содержание под стражей реализуется в двух формах: задержания подозреваемых в совершении преступлений (ст. 91 УПК) и избрания меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 108 УПК). Оно не является мерой уголовного наказания, поэтому условия содержания под стражей должны отличаться от условий отбывания наказания в виде лишения свободы. Они должны быть в максимальной степени приближены к условиям свободы. Пакт о гражданских и политических пpaвax устанавливает, что «обвиняемые в случае, когда отсутствуют исключительные обстоятельства, помещаются отдельно от осужден­ных, и им предоставляется отдельный режим, отвечающий их статусу неосужденных лиц».

Порядок и условия содержания под стражей, правовой статус подозреваемых регламентируется уголовно-исполни­тельным кодексом, Федеральным законом РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 года, Законом РФ «Об учреждениях и органах, испол­няющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 года, регулирующим деятельность уголовно-исполнительной си­стемы Минюста России, а также законами РФ, регламентирующими создание и основы функционирования мест содержания под стражей в Федеральной службе безопасности, в частности ст. 13 Федерального закона РФ «Об органах федеральной службы безопасности в Россий­ской Федерации» от 3 апреля 1995 г., Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил российской Федерации от 14 декабря 1993 г., приложение 14 «О гауптвахте».

Кроме того, имеются нормативные правовые акты, конкретизирующие содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых: поста­новления Правительства РФ о нормах питания и материально-быто­вого обеспечения подозреваемых и обвиняемых; акты министерств и ведомств, имеющие в своей подчиненности места содержания под стражей. Taк, ст. 16 Федерального закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусматривает в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей принятие Министерством юстиции РФ, Министерством внутренних дел РФ, Федеральной службой безопасности РФ, Минис­терством обороны РФ, Федеральной пограничной службой РФ по со­гласованию с Генеральным прокурором РФ Правил внутреннего рас­порядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых представ­ляет собой социально значимую сферу деятельности государства. По­этому она должна подчиняться основополагающим идеям, или прин­ципам. В ст. 4 Федерального закона «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых» устанавливается, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства в со­ответствии с Конституцией, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации. Оно не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имею­щими целью причинение физических или нравственных страданий о подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений.

Указанные принципы определяют содержание норм указанного Федерального закона, иных законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых, а также влияют на правоприменительную практику обращения с подозреваемыми и обвиняемыми.

Подозреваемые и обвиняемые после вынесения решения об их за­держании или аресте могут содержаться лишь в тех учреждениях, которые предусмотрены Федеральным законом РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Они подразделяются на три вида. Первый и основной - следст­венные изоляторы, которые образуются и функционируют в рамках уголовно-исполнительной системы Минюста России и в рамках орга­нов Федеральной службы безопасности РФ.

Вторым видом мест содержания под стражей являются изолято­ры временного содержания (ИВС) подозреваемых и обвиняемых орга­нов внутренних дел и Пограничных войск Федеральной службы безопасности Российской Федерации. В связи с тем, что органы внут­ренних дел проводят дознание и предварительное следствие по боль­шинству уголовных дел, то, как правило, каждый из них имеет ИВС, который предназначен для кратковременного задержания по­дозреваемых в совершении преступления. Дислокация и условия де­ятельности органов дознания Пограничных войск, которые осуществ­ляют дознание по делам о нарушении Государственной границы, обусловливают необходимость иметь собственные изоляторы времен­ного содержания подозреваемых и обвиняемых. Поэтому ИВС созда­ются только в пограничных частях, непосредственно охраняющих Го­сударственную границу России.

Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве ме­ры пресечения применено заключение под стражу, могут временно со­держаться в ИВС только в случаях, предусмотренных ст. 13 Феде­рального закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Эти лица могут перево­диться в ИВС при необходимости выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебно­го процесса, но не более чем на десять суток в течение месяца.

Третий вид мест содержания под стражей подозреваемых и обви­няемых это учреждения, для которых содержание под стражей не является основной задачей. Подозреваемые и обвиняемые, в отноше­нии которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, могут содержаться в исправительных учреждениях, в специ­ально оборудованных для этих целей помещениях, функционирую­щих в режиме следственных изоляторов.

Местами содержания под стражей являются воинские гауптвахты, где могут содержаться подозреваемые и обвиняемые из числа во­еннослужащих, как задержанные по подозрению в совершении пре­ступления, так и заключенные под стражу в порядке применения меры пресечения.

Лица, находящиеся под стражей, считаются невиновными, пока их виновность не будет установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Указанная презумпция невиновности определяет общий подход законодателя к закреплению правового статуса этих лиц во время со­держания под стражей, согласно которому граждане Российской Федерации, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступле­ний, не лишаются и не могут быть лишены гражданства Российской Федерации по мотивам содержания их под стражей. Более того, со­гласно ст. 20 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. N 62-Ф3 в случае привлечения гражданина России к уголовной ответственности и вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого не допускается выход из гражданства по желанию ходатайствующего об этом лица.

Подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений поль­зуются правами и несут обязанности, установленные для граждан российской Федерации с определенными ограничениями. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты ос­нов конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасно­сти государства. Исходя из данного конституционного принципа, законодатель установил, что ограничения прав и свобод подозревае­мых и обвиняемых могут устанавливаться только федеральными законами

Таким образом, права и свободы подозреваемых и обвиняемых, принадлежащие им как гражданам России, не могут быть законами субъектов РФ, а также указами Президента РФ и решениями Правительства РФ, ведомственными (например Минюста Рос­сии) Нормативными актами.

Подозреваемые и обвиняемые иностранные граждане и лица без гражданства, содержащиеся под стражей на территории Российской Федерации, несут обязанности и пользуются правами и свободами на­равне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установ­ленных Конституцией, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Содержание правового статуса подозреваемых и обвиняемых складывается из их прав, законных интересов и обязанностей, кото­рыми они обладают во время содержания под стражей. Они сформу­лированы в ст. 17 Федерального закона РФ «О содержании под стра­жей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Их можно разделить на три вида:

1) права, определяемые наличием у подозреваемых и обвиняемых правового статуса гражданина Российской Федерации (для иностранных граждан и лиц без гражданства - фактом приравнивания к пра­вовому статусу гражданина РФ);

2)права, возникающие в связи с их задержанием и арестом;

3) права, обусловленные нахождением этих лиц в режимном уч­реждении с особым внутренним распорядком.

Подозреваемые и обвиняемые имеют право получать информацию о своих правах и обязанностях, порядке и условиях содержания. За­конодательством закрепляется право подозреваемых и обвиняемых на личную безопасность во время содержания под стражей.

Подозреваемые и обвиняемые могут обращаться с предложения­ми, заявлениями и жалобами в том числе по вопросам нарушений их прав и законных интересов к прокурору, в суд, Уполномоченному по правам человека в РФ, Уполномоченным по правам человека в субъ­ектах РФ, в Европейский Суд по правам человека. Они направляются через администрацию места содержания под стражей не позднее сле­дующего дня с момента подачи и не подлежат цензуре. Жалобы на действия и решения суда, лица, производящего дознание, следовате­ля или прокурора направляются в порядке, предусмотренном УПК, не позднее трех дней с момента их подачи.

Ответы на предложения, заявления и жалобы объявляются Подо­зреваемым и обвиняемым под расписку и приобщаются к их личным делам. Не допускается преследование в любой форме за обращение с предложениями, заявлениями или жалобами. По просьбе подозрева­емых или обвиняемых за счет их средств администрация места содер­жания под стражей делает копию ответа и выдает ее на руки.

Подозреваемым и обвиняемым гарантируется свобода совести. Они могут отправлять (совершать обряды и участвовать в них) рели­гиозные обряды в камерах, а при наличии возможности - в специаль­но оборудованных для этих целей помещениях.

Для оказания духовной помощи подозреваемым и обвиняемым, по их просьбе и с разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, допускается приглашение в следственные изоляторы служителей религиозных культов.

Однако отправление религиозных обрядов в местах содержания под стражей и пользование религиозной литературой и предметами религиозного культа не должно нарушать Правила внутреннего рас­порядка, права других подозреваемых и обвиняемых.

Содержащиеся под стражей могут заниматься самообразованием и пользоваться для этого специальной литературой. Для несовершен­нолетних создаются условия для получения общего среднего образо­вания, им разрешается приобретать и получать школьно-письменные принадлежности в посылках и передачах сверх норм, предусмотрен­ных законодательством.

Лица, содержащиеся под стражей, имеют право участвовать в гражданско-правовых сделках. Однако порядок участия в них имеет специфику. Так, они могут заключать такие сделки лишь с разреше­ния лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело. В рамках указанных гражданско-правовых сделок они могут за­ключать и расторгать брак, участвовать в иных семейно-правовых от­ношениях.

Определенная часть общегражданских прав подозреваемых и об­виняемых ограничивается изоляцией. К ним относятся право на сви­дание с родственниками и иными лицами, переписку, получение по­сылок и передач, получение и отправление денежных переводов, приобретение продуктов и предметов первой необходимости.

Подозреваемым и обвиняемым на основании письменного разре­шения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, может быть предоставлено не более двух свиданий в месяц с родственниками и иными лицами продолжительностью до трех часов каждое под контролем сотрудников мест содержания под стражей.

Подозреваемым и обвиняемым разрешается вести переписку с родственниками и иными лицами без ограничения числа получаемых и отправляемых телеграмм и писем. В интересах обеспечения рассле­дования преступлений переписка осуществляется только через адми­нистрацию места содержания под стражей и подвергается админист­рацией цензуре.

Переписка подозреваемых и обвиняемых с лицами, содержащимися в учреждениях, исполняющих наказания, осуществляется с разреше­ния лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело Подозреваемые и обвиняемые имеют право на платные телефон­ные разговоры при наличии технической возможности под контролем администрации и с разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда.

Подозреваемым и обвиняемым разрешается получать без ограни­чения количества посылки, вес которых не должен превышать норм, предусмотренных почтовыми правилами, а также передачи общим весом не более тридцати килограммов в месяц. Не допускается огра­ничение веса передач для несовершеннолетних, больных, страдаю­щих тяжкими заболеваниями (при наличии медицинского заключе­ния врачей мест содержания под стражей), беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе детей до трех лет.

Подозреваемые и обвиняемые имеют право на получение и от­правление денежных переводов. Администрация мест содержания под стражей по заключению врача принимает для подозреваемых и обвиняемых медикаменты в тех случаях, когда отсутствует возмож­ность обеспечения ими.

Предметы, вещества и продукты питания, которые представляют опасность для жизни и здоровья людей, могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей, запрещаются к передаче.

Денежные переводы, поступающие в места содержания под стра­жeй, зачисляются на их лицевые счета. С разрешения администрации этих учреждений они могут из своих средств отправлять денежные переводы родственникам или иным лицам.

Право на приобретение продуктов питания и предметов первой не­обходимости по безналичному расчету имеется у подозреваемых и об­виняемых, содержащихся в следственных изоляторах и тюрьмах, где, как правило, имеются специализированные магазины. Кроме того, до­пускается приобретение через администрацию места содержания под стражей продуктов питания и предметов первой необходимости непо­средственно в торговой сети, если в следственном изоляторе или тюрьме нет магазина либо он по каким-либо причинам не работает.

Права подозреваемых и обвиняемых, возникающие в связи с их задержанием и арестом, включают в себя право на свидания с защит­ником, право хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу, право обращаться в суд по вопросу о законности и обоснованности содержания под стражей, нарушения их прав и за­конных интересов.

С момента фактического задержания подозреваемым и обвиняемым предоставляются свидания с защитником наедине и конфиденциально. Количество и продолжительность свиданий не ограничиваются. Свида­ния предоставляются с адвокатом, участвующим в деле в качестве за­щитника, по предъявлении им ордера юридической консультации, иным лицом, участвующим в деле в качестве защитника, - по предъявлении определения суда или постановления судьи, а также документа, удостоверяющего его личность.

Свидания подозреваемого или обвиняемого с его защитником могут иметь место в условиях, позволяющих сотруднику правоохранительных органов видеть их, но не слышать.

Подозреваемые и обвиняемые имеют право хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу.

Указанным лицам не разрешается хранить при себе документы и записи, которые могут быть использованы в противоправных целях. К их числу следует отнести, например, бланки удостоверений сотруд­ников правоохранительных или иных государственных органов, о си­стеме или отдельных элементах охраны места содержания под стра­жей, о сотрудниках места содержания под стражей, членах их семей, способах передачи запрещенных предметов, побегов и т. п. Им не раз­решается хранить при себе документы и записи, содержащие сведе­ния, относящиеся к государственной или иной охраняемой законом тайне.

Подозреваемые и обвиняемые вправе обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, прежде всего по вопросу об условиях содержания их под стражей.

Права подозреваемых и обвиняемых, обусловленные нахождением этих лиц в режимном учреждении с особым внутренним распоряд­ком, довольно разнообразны. Так, подозреваемые и обвиняемые име­ют право обращаться с просьбой о личном приеме к начальнику места содержания под стражей и лицам, контролирующим деятельность этого учреждения, во время нахождения этих лиц на его территории. Личный прием подозреваемых и обвиняемых начальниками мест со­держания под стражей или уполномоченными ими лицами осуществ­ляется ежедневно, кроме выходных и праздничных дней, в течение рабочего времени. Запись подозреваемых и обвиняемых на личный прием осуществляется ежедневно во время обхода камер сотрудниками следственного изолятора.

Подозреваемые и обвиняемые имеют право получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях. Для этого создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Норма сани­тарной площади в камepe на одного человека устанавливается в раз­мере четырех квадратных метров. Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага. Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности - телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию этого учрежде­ния в торговой сети, а также настольные игры.

В случае тяжкого заболевания либо смерти подозреваемого или обвиняемого администрация места содержания под стражей незамед­лительно сообщает об этом его близким родственникам и прокурору, который по своей инициативе или заявлению родственников заболев­шего либо умершего может проводить проверку по данному факту. Тело умершего после патолого-анатомического исследования, а так­же производства действий, предусмотренных Уголовно-процессуаль­ным кодексом, передается лицам, его востребовавшим. Захоронение умершего, тело которого не востребовано в течение тридцати дней, осуществляется за счет государства.

Подозреваемые и обвиняемые имеют право на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к уча­стию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом. В это время, согласно ч. 2 ст. 150 УПК, возможен допрос подозреваемого или обви­няемого в случаях, не терпящих отлагательства. Решение о наличии таких случаев и о допросе подозреваемого или обвиняемого в ноч­ное время принимает лицо, проводящее дознание, следователь или прокурор.

Подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться ежеднев­ной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Несовер­шеннолетние пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее двух часов. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией места содержания с учетом распорядка дня, погоды, количества содержащихся лиц и других обстоятельств.

Продолжительность прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, не ограничивается. Однако при этом долж­ны быть соблюдены требования внутреннего распорядка в местах со­держания под стражей, в частности необходимость выполнения рас­порядка дня - приема пищи, участия в следственных и иных процессуальных действиях, восьмичасового сна и т.п.

Подозреваемые и обвиняемые имеют право пользоваться собст­венными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Прави­лами внутреннего распорядка.

Подозреваемые и обвиняемые могут пользоваться предоставляе­мыми администрацией настольными играми: шашками, шахматами, домино, нардами. Однако им запрещается играть в настольные игры с целью извлечения материальной или иной выгоды. Под иной выгодой в данном случае понимается извлечение каких-либо льгот или пре­имуществ в результате игры в настольные игры (освобождение от дежурства по камере, обязанности производить уборку камер и других помещений следственного изолятора и т.д.). Указанные лица имеют право на вежливое обращение со стороны сотрудников мест содержания под стражей.

Содержащиеся в следственных изоляторах имеют право на получение от администрации при необходимости бесплатно одежды по се­зону, разрешенной к ношению в местах содержания под стражей.

Подозреваемым и обвиняемым в следственных изоляторах при на­личии соответствующих условий предоставляется возможность трудиться.

Законодатель дифференцировал правовой статус подозреваемых обвиняемых в зависимости от вида меры пресечения. Так, только подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу и которые содержат­ся в следственных изоляторах и тюрьмах, имеют право: получать и отправлять денежные переводы; заключать и расторгать брак, участ­вовать в иных семейно-правовых отношениях в случае, если это не противоречит федеральному закону; приобретать продукты питания и предметы первой необходимости в магазине следственного изолято­ра (тюрьмы) либо через администрацию места содержания под стражей в торговой сети; подписываться на газеты и журналы и получать их; получать от администрации при необходимости одежду по сезону, разрешенную к ношению в местах содержания под стражей.

Подозреваемые и обвиняемые несут юридические обязанности. Они обязаны: соблюдать порядок содержания под стражей, установ­ленный федеральным законом и правилами внутреннего распорядка; выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей; соблюдать требования гигиены и санитарии; соблюдать правила пожарной безопасности; бережно относиться к имущест­ву мест содержания под стражей; проводить уборку камер и дру­гих помещений в порядке очередности; не совершать действий, уни­жающих достоинство сотрудников мест содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, а также других лиц; не препятствовать сотрудникам мест содержания под стражей, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей; не совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, например отказ от при­ема пищи, а также жизни и здоровью других лиц.

Согласно ст. 15 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими сво­их обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмо­тренных уголовно-процессуальным законодательством. К последним следует отнести предусмотренные ст. 6 УПК задачи.защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Одной из задач режима в местах содержания под стражей Являет­ся обеспечение изоляции, выступающей в двух формах: изоляция от внешнего мира и изоляция от других категорий подозреваемых и об­виняемых.

Изоляция от внешнего мира обеспечивается путем неукоснительного соблюдения правил общения подозреваемых и обвиняемых во время свиданий, переписки, приема посылок и передач, обращения с предложениями, заявлениями и жалобами, а также путем примене­ния мер предупреждения на рушения внешней изоляции (обыска, до­смотра, цензуры корреспонденции и т.д.). Изоляция различных кате­горий подозреваемых и обвиняемых обеспечивается путем их размещения и раздельного содержания в общих или одиночных каме­рах на срок более одних суток.

При размещении в камерах раздельно содержатся: мужчины и женщины; несовершеннолетние и взрослые (в исключительных слу­чаях с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершенно­летние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых); впервые привлекаемые к уголовной ответственности за преступления, не относящиеся к тяжким; лица, впервые привлекае­мые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в ме­стах лишения свободы; подозреваемые и обвиняемые, а также осуж­денные, приговоры в отношении которых вступили в законную силу; подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу.

Отдельно от других содержатся: подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений против основ конституционного строя и бе­зопасности государства; лица, совершившие преступления при особо опасном рецидиве; осужденные к смертной казни; иностранные граж­дане и лица без гражданства - при наличии условий для их содержа­ния отдельно от других подозреваемых и обвиняемых; лица, являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками право охранительных органов, налоговых и таможенных органов, службы судебных приста­вов, военнослужащими внутренних войск; по решению администра­ции места содержания под стражей либо по письменному решению лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность со стороны других лиц данной категории; больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении, и другие категории.

Не допускаются переговоры, передача каких-либо предметов и пе­реписка между лицами, содержащимися в различных камерах или иных помещениях мест содержания под стражей. Основные требова­ния обеспечения изоляции должны соблюдаться также при переме­щении этих лиц за пределами мест их содержания.

Для обеспечения режима и изоляции подозреваемых и обвиняе­мых законодательством предусматривается охрана и надзор за их по­ведением, меры поощрения и взыскания, материальная ответствен­ность, меры пресечения их противоправного поведения и режим особых условий в местах содержания под стражей.

Указанные лица находятся в местах содержания под стражей под охраной и передвигаются по территории этих мест под конвоем либо в сопровождении сотрудников этих учреждений. За их поведением осу­ществляется постоянный надзор, для чего используется аудио-видео­техника. Они подвергаются личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию. Помещения, в которых они размещаются, под­вергаются обыску, их вещи, передачи и посылки - досмотру.

Изъятые запрещенные предметы, вещества и продукты питания передаются на хранение либо уничтожаются по мотивированному по­становлению начальника учреждения, о чем составляется соответст­вующий акт. Деньги, которые обнаружены в местах содержания под стражей, зачисляются на лицевой счет их владельца, а ценные бума­ги и ценные вещи передаются на хранение.

При наличии достаточных оснований подозревать лиц в попытке проноса запрещенных предметов, веществ и продуктов питания со­трудники мест содержания под стражей вправе производить досмотр их вещей и одежды при входе и выходе с территории этих учрежде­ний, а также досмотр въезжающих и выезжающих транспортных средств, изъятие предметов, веществ и продуктов питания, запре­щенных к хранению и использованию. Не подвергаются досмотру ве­щи и одежда лиц, в производстве которых находятся уголовные дела и которые обладают правом контроля и надзора за местами содержа­ния под стражей.

Важную роль в числе основных средств обеспечения режима игра­ют меры пресечения противоправного поведения подозреваемых и обвиняемых.

Среди них - меры, принимаемые при отказе от приема пищи (голо­довке). При установлении факта отказа от приема пищи начальник места содержания под стражей обязан выяснить причины неприня­тия пищи и известить об этом лицо или орган, в производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора, осуществляющего над­зор за исполнением законов в местах содержания под стражей. Во время отказа от приема пищи подозреваемый или обвиняемый содержится по возможности отдельно от других лиц и находится под наблюдением медицинского работника. Если его жизни угрожает опасность, то на основании письменного заключения врача и в присут­ствии медицинского работника осуществляются меры, направленные на поддержание здоровья отказывающегося от приема пищи.

Применение физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия сотрудниками мест содержания под стражей либо иными сотрудниками органов внутренних дел, привлекающими­ся для обеспечения правопорядка, является важным, но крайним средством обеспечения режима в местах содержания под стражей. Основания и порядок их применения аналогичны для исправитель­ных учреждений.

В случаях стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, обширных очагов возгораний, крупных аварий систем жизнеобеспечения, массо­вых беспорядков или неповиновения подозреваемых и обвиняемых либо при наличии реальной угрозы вооруженного нападения на места содержания под стражей по решению министра юстиции РФ, минис­тра внутренних дел РФ, директора Федеральной службы безопаснос­ти РФ, министра обороны РФ, руководителей территориальных орга­нов уголовно- исполнительной системы в пределах их компетенции, согласованному с Генеральным прокурором РФ или соответствующи­ми прокурорами. В местах содержания под стражей вводится режим особых условий на срок не более тридцати суток Основания его вве­ дения и порядок осуществления аналогичны режиму особых условий в исправительных учреждениях.

Меры поощрения и меры взыскания представляют собой средство стимулирования соблюдения требований режима в местах содержа­ния под стражей.

За примерное выполнение обязанностей, соблюдение установлен­ного порядка к подозреваемым и обвиняемым могут применяться: до­срочное снятие ранее наложенного взыскания; денежная премия за лучшие показатели в работе, которая зачисляется на лицевой счет подозреваемого или обвиняемого. Несовершеннолетним могут быть разрешены демонстрация дополнительного фильма, дополнительное посещение помещения для спортивных занятий, а также другие фор­мы проведения досуга.

Мерами взыскания, применяемыми к подозреваемым и обвиняе­мым, являются: выговор, водворение в карцер или в одиночную камеру на гауптвахте на срок до пятнадцати суток, а несовершеннолетних - на срок до семи суток Подозреваемые и обвиняемые несут материальную ответствен­ность за причиненный государству во время содержания под стражей материальный ущерб, причиненный в ходе трудовой деятельности, ­в размерах, предусмотренных законодательством, о труде, а причи­ненный иными действиями, - в размерах, предусмотренных гражданским законодательством.

В отличие от общегражданского порядка размер материального ущерба, причиненного государству этим лицом, определяется поста­новлением начальника места содержания под стражей, которое объ­является под расписку и может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, прокурору или в суд.

По просьбе подозреваемого или обвиняемого причиненный им материальный ущерб может быть возмещен его родственниками или иными лицами с их согласия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 2319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.