Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи освоения дисциплины




Курс «Права человека» изучается бакалаврами КубГУ в течение одного семестра. Данный курс предполагает обеспечить информированность и овладение современными знаниями в области теории прав человека, основ конституционного статуса личности, судебной защиты прав человека в Европе, позволит студентам изучить основные понятия и принципы, используемые в международной, региональной и национальной системе регулирования прав человека, Международные и Европейские стандарты в области основных прав и свобод, организацию работы Европейского Суда по правам человека.

 

Цели преподавания прав человека:

1. дать бакалаврам представление о правах человека;

2. повышение правосознания и правовой культуры бакалавра;

3. научить бакалавров методам и способам защиты своих прав в конкретных жизненных ситуациях;

4. сформировать у бакалавров позитивное отношение к правам человека.

 

Задачи изучения дисциплины: в процессе обучения студент (бакалавр) должен овладеть основными понятиями, используемыми в курсе «Права человека» и научиться защищать свои права в конкретной жизненной ситуации.

Структура освоения курса включает в себя лекции, практические занятия, а также самостоятельную работу студентов с нормативными материалом и периодическими изданиями. Особое внимание при изучении курса придается международным нормативным материалам и национальному законодательству и доктринам.

Форма контроля - зачет.

 

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО. Курс «Права человека» как учебная дисциплина относится к вариативной части основной образовательной программы высшего профессионального образования. Актуальность дисциплины обусловлена тем, что права человека в современный период стали общепризнанной нормой человеческой жизни для всего цивилизованного мира.

Для уяснения вопросов сохранения основ конституционного устройства современных суверенных государств, определения перспектив ихразвития, решениявопросов о приоритете конституционных ценностей свобод и прав человека принципиальное значение имеет изучение правового положения человека и гражданина в обществе и государстве.

Семинарские занятия в форме деловых игр, ролевых игр, мастер-классов, проводятся с участием специалистов Законодательного Собрания Краснодарского края, Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае, Избирательной комиссии Краснодарского края.

Немаловажным является изучение студентами (бакалаврами) не только федеральных нормативных актов и регионального законодательства, но и международно-правовых документов. Рабочая программа составлена с учетом предложений органов государственной и муниципальной власти: Законодательного Собрания Краснодарского края, Администрации Краснодарского края, Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае, Избирательной комиссии Краснодарского края, Избирательной комиссии муниципального образования г. Краснодар, муниципальных органов Краснодарского края.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины у студента формируются следующие виды общих компетенций:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

- способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-8);

- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-11);

- использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-7);

 

 

Студенты при изучении прав человека получают:

1. знание истории развития концепции прав человека;

2. знание и навыки: о комплексе прав человека и гражданина, и его свободах;

3. знание международных и национальных нормативных правовых актов в области прав человека;

4. знания методов и способов защиты своих прав в конкретных жизненных ситуациях, в том числе и международных механизмов защиты прав;

5. формирование навыков поведения личности как гражданина мира в духе сотрудничества, толерантности, уважения.

По результатам изучения дисциплины студент должен знать:

- основополагающие понятия, термины и категории учебной дисциплины «Права человека»; основные категории прав, обязанностей, обязательств и ответственности человека; различные формы несправедливости, неравенства и дискриминации;

- наиболее существенные проблемы становления и развития прав человека в государствах мира и особенно в России;

- наиболее значительные труды авторов по проблемам прав человека, важнейшие международно-правовые и национальные акты о правах человека, другой конкретно-исторический материал, содержащийся в документальных источниках и рекомендованной учебной литературе;

- знания методов и способов защиты своих прав в конкретных жизненных ситуациях, в том числе и международных механизмов защиты прав

По результатам изучения дисциплины студент должен уметь:

- объективно оценивать правовое положение личности в государствах мира и особенно в России на различных этапах их развития; способствовать утверждению демократической гражданственности, основанной на защите и дальнейшем развитии прав человека и основных свобод;

- обосновывать важность знаний истории и теории прав человека для анализа содержания современных правовых институтов; содействовать воспитанию граждан в духе демократии, основанном на осознании ими своих прав и обязанностей,

- определять связь знаний о правах человека со спецификой и основными направлениями своей будущей профессии; собирать и изучать материалы из различных источников, включая средства массовой информации, анализировать эти материалы для того, чтобы делать из них объективные и взвешенные выводы;

- ориентироваться в перспективах развития прав человека в России на основе осмысления становления и развития прав человека в мире;

- самостоятельно работать с рекомендуемыми источниками и литературой по правам человека;

- исследовать взаимодействие и взаимообусловленность формирования гражданского общества, прав человека и правового государства;

- вести дискуссии по основным проблемам изучаемого курса.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

№ раздела Наименование раздела Содержание раздела Форма текущего контроля Разработано с участием представителей работодателей (указать организацию)
         
  Генезис прав человека Права человека как высшая ценность человеческой цивилизации. Становление прав человека в древнем мире. Представления о правах человека в античном мире. Проблема личности, ее свободы в древнегреческой и древнеримской философии. Положение личности в рабовладельческом обществе и государстве. Римское право: права личности. Права человека в период феодализма. Великая хартия вольностей 1213г., Хабиас Корпус 1678г., Английский Билль о правах 1689г., их историческое значение. Эпоха Возрождения и ее значение для формирования гуманистических идей о правах человека (14-15вв). Развитие идеи достоинства личности в период реформации. Формирование концепции прав человека. Учения Г.Гроция, Дж. Локка, Б. Спинозы, Т. Гоббса о естественных правах человека. Гуманистические идеи о правах человека в эпоху Просвещения (18в). Политико-правовые концепции Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона о человеке как субъекте свободы, о правах человека и гражданина. Декларация прав Виржинии 1776г. Декларация Независимости США 1776г. Французская Декларация прав человека и гражданина 1789г., ее содержание и историческое значение. Американский Билль о правах 1791г. Формирование первого поколения прав человека. Развитие прав человека и гражданина в XIX – XX вв. в законодательстве и общественной практике. Всеобщая Декларация прав человека ООН 1948г. Естественно-правовая концепция прав человека. Позитивистский поход к природе и сущности прав человека. Цивилизационный подход к определению ценности личности и ее места в современном обществе. Современное понимание прав человека. контрольные вопросы  
  Правовой статус человека и гражданина Понятие правового статуса человека и гражданина. Понятие основ правового положения личности. Элементы правового положения личности. Сущность правового статуса человека и гражданина. Принципы правового положения личности: приоритет общечеловеческих ценностей, всеобщность прав, свобод и обязанностей, равноправие, единство прав и обязанностей, сочетание общественных и личных интересов, гарантированность прав и свобод, взаимная ответственность государства и личности. Права, свободы и обязанности – главный элемент правового статуса человека и гражданина. Права человека и права гражданина. Понятие и юридическая природа прав, свобод и обязанностей человека. Классификация прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, их содержание. Личные (гражданские) права и свободы. Политические права и свободы. Социальные и экономические права и свободы. Культурные права и свободы. Обязанности граждан. Проблемы ограничения прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Механизм реализации прав, свобод и обязанностей личности. Гражданство: понятие, сущность и основные черты. Юридическое и социально-политическое значение гражданства. Конституционные принципы российского гражданства. Основания и порядок приобретения российского гражданства. Приобретение гражданства по рождению. Прием в гражданство (натурализация). Прием гражданства в общем порядке. Прием гражданства в упрощенном порядке. Восстановление в гражданстве. Основания отклонения заявлений о приеме в гражданство и о восстановлении в гражданстве. Оптация (выбор) гражданства. Основания и порядок прекращения российского гражданства. Выход из гражданства. Основания отказа в выходе из гражданства. Отмена решений по вопросам в гражданство. Гражданство детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей. Гражданство недееспособных лиц. Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве, их компетенция. Производство по делам о гражданстве. Обжалование решений полномочных органов ведающих делами о гражданстве. Разрешение споров по вопросам гражданства. контрольные вопросы, реферат Зам. Председателя Законодательного Собрания Краснодарского края Курдюк П.М.  
  Личные (гражданские) права человека Понятие личных (гражданских) прав человека. Система личных (гражданских) прав человека. Право на жизнь. Достоинство личности. Право на свободу и личную неприкосновенность.Право на тайну частной жизни, защиту персональных данных и доступ к информации, затрагивающей права и свободы человека. Право на неприкосновенность жилища. Право на определение и указание национальной принадлежности. Право на пользование родным языком. Право на свободу передвижения, выбор места жительства. Свобода совести и свобода религиозного вероисповедания. контрольные вопросы, реферат Горбань А.Е. начальник правового управления Законодательного Собрания Краснодарского края
  Политические права и свободы человека и гражданина Понятие политических прав и свобод человека и гражданина. Система политических прав и свобод человека и гражданина. Свобода мысли и слова. Право на информацию. Право на объединение. Право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование. Право на участие в управлении делами государства и равного доступа к государственной службе. Право на участие в отправлении правосудия. Право на обращение.   реферат Секретарь избирательной комиссии Краснодарского края С.С.Кучеренко, Начальник организационно-правового отдела избирательной комиссии Краснодарского края Н.Ю.  
  Социальные, экономические и культурные права и свободы человека и гражданина Понятие социальных, экономических и культурных прав и свобод человека и гражданина. Система социальных, экономических и культурных прав и свобод человека и гражданина. Право на свободное осуществление экономической деятельности. Право частной собственности. Право на свободный труд. Право на отдых. Право на защиту материнства, детства и семьи государством. Право на социальное обеспечение и социальную защиту. Право на жилище. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право на благоприятную окружающую среду. Право на образование. Свобода литературного, художественного, научного, технического творчества. Право на участие в культурной жизни. контрольные вопросы Начальник правового управления Законодательного Собрания Краснодарского края А.Е. Горбань
  Конституционные гарантии человека и гражданина Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. Понятие конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина. Система и виды конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина. Общие конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина. Правовой механизм защиты прав и свобод личности. Система юридических механизмов защиты прав и свобод человека. Суд как гарант прав и свобод человека и гражданина. Конституционный Суд РФ. Административно-правовые формы защиты прав и свобод человека. Уполномоченный по правам человека. Международно-правовая защита прав человека. контрольные вопросы, реферат Уполномоченный по правам человека в Краснодарском крае А.Г.Козицкий.  
  Международная универсальная система защиты прав человека Устав ООН как основа сотруд­ничества государств в сфере защиты прав человека. Междуна­родный Билль о правах человека. Классификация договоров по пра­вам человека, действующих на универсальном уровне. Универсальные нормы по защите прав женщин, детей, пенсионеров, инвалидов, беженцев, лиц, принадлежащих к нацио­нальным или этническим, религиозным и языковым меньшин­ствам. Универсальные нормы права по защите прав че­ловека в пе­риод вооруженных конфликтов как составная часть международного гуманитарного права. Механизм международного контроля за соблюде­нием прав человека, действующий на универсальном уровне. Контрольные функции ООН и её специализированных учреждений в области прав человека. Договорные органы контроля за соблюдением прав человека. Рассмотрение индивидуаль­ных жалоб контроль­ными органами универсального уровня. Международно-правовая ответственность за нарушение прав человека. контрольные вопросы,  
  Международные региональные системы защиты прав человека Общая характеристика регионального сотрудничества государств в области защиты прав человека. Европейская региональная система за­щиты прав человека. Договоры по вопросам прав человека, разработанные в рамках Совета Европы. Европейская конвенция о защите прав человека и основ­ных свобод 1950 г. и Протоколы к ней. Европейский суд по правам человека. Механизм рассмотрения жалоб Европейским судом. Роль прак­тики Европейского суда. Решения суда по жалобам, по­данным против России. Контроль за выполнением реше­ний суда со стороны Комитета министров Совета Европы. Межамериканская система за­щиты прав человека. Африканская система за­щиты прав человека. реферат  

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.