Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственные формы и режимы




ГОСУДАРСТВО, ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ

ОБЪЕКТЫ И СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ

Объекты политики: общество, социальные классы, слои, группы, отдельные люди.

Субъекты политики – объекты, осознавшие свои интересы и добивающиеся их реализации политической деятельностью.

Формы организации субъектов (иногда их называют коллективными субъектами политики): государство, политические партии, общественные организации.

 

Государство –главный политический институт, осуществляющий власть в обществе, охраняющий его социально-экономическую и политическую структуру.

Основоположниками классовой теории, в том числе и происхождения государства, являются К. Маркс и Ф. Энгельс.

Основные причины возникновения государства:

Экономическое развитие первобытного общества
Накопление излишков продукции
имущественное и социальное неравенство учащение войн
необходимость защиты интересов высших слоёв необходимость более чёткой организации управления, его институализации
государство

Основные признаки государства:

1. государственный аппарат (система институтов, реализующих государственную власть);

2. право (совокупность общеобязательных норм поведения, установленных или санкционированных государством);

3. суверенитет (наивысшая власть государства в пределах его границ).

Внутренние функции государства:

1. защита интересов экономически господствующих слоёв;

2. организация, контроль и регулирование различных сфер жизни общества;

3. обеспечение общественной безопасности;

4. предотвращение и разрешение социальных конфликтов.

Внешние функции:

1. защита интересов государства в международных отношениях;

2. налаживание экономических и культурных связей с другими странами;

3. участие в решении глобальных проблем, межгосударственной взаимопомощи и интеграции.

Форма правления – организация власти, определяемая её формальным источником.

Монархия – абсолютная или ограниченная (конституционная) власть одного человека, как правило, передаваемая по наследству). Абсолютная монархия сохранилась лишь в нескольких странах (Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ и др.). Преобладают конституционные монархии (Великобритания, Бельгия, Испания и др.), где основная власть принадлежит парламентам, а монархи олицетворяют величие государства, но обладают незначительными полномочиями.

Республика – форма правления, основанная на власти выборных органов. Бывает двух типов

1) Парламентская. Правительство здесь формируется парламентом из членов партии (или коалиции партий), имеющей в парламенте большинство. Правительство ответственно перед парламентом. Он может выразить правительству недоверие, и тогда оно уходит в отставку.

2) Парламентская. Здесь правительство формируется президентом и ответственно перед ним. Парламент не может отправить правительство в отставку. Нередко правительство возглавляется самим президентом (США).

Полномочия президента в президентской республике весьма значительны и, несомненно, больше власти нынешних монархов. Президент в США сам возглавляет правительство и назначает министров (с согласия сената). Министры составляют кабинет президента, имеют лишь совещательный голос. Решение принимает единолично президент.

В некоторых президентских республиках образуется относи­ло самостоятельный орган – Совет министров во главе с премьер-министром. Однако фактически руководителем остается президент. Президент обычно избирается всеобщим голосованием. Правящей партией является партия, победившая на президентских выборах, а не на парламентских. Поэтому возникают ситуации, когда большинство в парламенте принадлежит одной партии, а исполнительная власть возглавляется представителем другой партии (партии президента). Такая ситуация, способствует политической стабильности, ибо может быть источником конфликтов между законодательной и исполнительной властью.

Разновидностью президентской республики являются президентско-милитаристские республики, возникающие в результате военных переворотов, когда к власти приходит военная верхушка (хунта), которая фактически и назначает из своей среды президента. Министры обычно назначаются из числа военных, парламент распускается. Власть опирается на армию, создается строго иерархическая, военизированная система органов управления. Глава хунты (президент) обычно через некоторое время стремится легализовать свое положение путем выборов.

В реальной жизни могут быть нетипичные, смешанные формы правления. Встречаются президентские республики с элементами парламентаризма. К ним относится и Россия, где правительство формируется президентом и ответственно перед ним. Однако Государственная Дума может выразить правительству недоверие. Но окончательное решение об отставке принимает Президент. Он может не согласиться с решением Государственной Думы и при повторном выражении недоверия правительству в течение трех месяцев может её распустить.

Могут быть «монархические республики» с пожизненным президентом. В недалеком прошлом таковыми были президент Сухарто в Индонезии, И. Броз Тито в Югославии, Маркос на Филиппинах и др. Или «монархическая республика» с выборным монархом. В Малайзии, федеративном государстве, глава государства избирается по очереди из числа девяти султанов, возглавляющих части государства. Аналогичная картина в Объединенных Арабских Эмиратах. Высший совет, состоящий из семи эмиров (по числу эмиратов) избирает главу государства раз в пять лет.

В бывших социалистических государствах формой правления были народно-демократические республики, а в СССР – республики Советов. Советы как форма государства сами по себе, несомненно, демократическая форма. Однако она была деформирована однопартийным режимом, фактически исключавшим свободу выбора депутатов, ибо по каждому округу выдвигался лишь один кандидат, а Советы не были самостоятельными в своих решениях, дублировали решения партийных органов, оформляли их в качестве законов.

Форма государственного устройства – национально-территориальная организация государства и система взаимоотношений центральных и региональных органов власти.

Существует государства унитарные (единые) и федеративные – состоящие из территориально-административных единиц, обладающих определённой юридической и политической самостоятельность (штатов, провинцией, земель и т. п.). Существенными признаками федерации являются наличие региональных субъектов власти и двухпалатного парламента на федеральном уровне. Конфедерация – объединение суверенных государств, координирующих свою деятельность по каким – либо вопросам.

Политический режим – совокупность приёмов и методов управления; характер взаимоотношений политических институтов и общества.

На исследовании политических режимов, их типологии, проблем легитимности и развития партийно-политической инфраструктуры специализируется французская школа политологии (М. Дюверже, Ж. Бурдо, М. Крозье, Р. Арон).

Демократия (от греч. demos – народ и kratos – власть) – политический режим, обеспечивающий реальное участие широких масс народа в принятии политических решений.

Основные признаки современной демократии:

1) признание народа источником власти;

2) всеобщее избирательное право;

3) плюрализм;

4) приоритет общества над государством, общественный контроль над политической элитой и бюрократией;

5) контакт населения с органами власти, его участие в управлении;

6) правовое государство (приоритет закона над властью);

7) равенство граждан и организаций перед законом;

8) наличие широких прав и свобод (передвижения, собраний, информации и др.)

Авторитаризм (от латинского avtoritas – властный) – политический режим, при котором власть монополизирована и концентрирована в руках одного лица или группы лиц.

Основные черты авторитаризма:

1. Сильная централизация власти.

2. Отсутствие разделения властей. Представительные и судебные органы подчинены правящей группировке или диктатору.

3. Народ отчуждён от власти и не принимает реального участия в её формировании. Выборы и другие демократические процедуры если и сохраняются, то носят фиктивный, показной характер.

4. Общественное мнение лишено самостоятельного значения. СМИ подвержены жесткой цензуре.

5. Государственная идеология раздувает расовые, национальные, религиозные предрассудки, формирует культ личности правителя.

6. Нарушение прав и свобод граждан.

7. Запрещение и преследования независимых общественных объединений и форм самодеятельности населения.

8. Террор в отношении реальной и мнимой оппозиции.

9. Милитаризация экономики и других сфер жизни общества.

10. Агрессивная внешняя политика.

В светском государстве высшая власть отделена от церкви, а в теократическом – наоборот, высшая государственная власть осуществляется духовенством.

Тоталитаризм (от лат. totalis – весь, целый, полный) – вид авторитаризма, характеризующийся полным контролем государства над всеми сферами жизни общества.

При тоталитаризме государственный аппарат формирует политическая сила, партия – носительница целостной мировоззренческой доктрины (религиозной, философской) с позицией которой контролируется жизнь общества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.