Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международно-правовые средства обеспечения безопасности

Современные международные отношения и правомеждународной безопасности (ПМБ)

Международный уголовный процесс.

Международно-правовые средства обеспечения безопасности.

Современные международные отношения и право международной безопасности (ПМБ).

Международное уголовное право

ОСОБЛИВОСТІ ПРАВА РОЗПОРЯДЖЕННЯ ЗЕМЕЛЬНИМИ ДІЛЯНКАМИ

Попри редакційні відмінності, більшість480 існуючих в доктрині земельного права визначень права розпорядження земельними ділянками виходять із усталеного цивілістичного розуміння права розпорядження як юридично забезпеченої можливості визначати подальшу долю речі шляхом вчинення щодо неї юридичних актів. Саме в такому розумінні розглядатиметься право розпорядження нижче.

 

Режим здійснення права розпорядження щодо земельних ділянок характеризується істотною специфікою (далеко не завжди виправданою). Так, існують

 

• особливі правила відчуження земельних ділянок (див. тему «Набуття, перехід та припинення права власності на земельні ділянки»);

 

• особливі правила надання земельних ділянок в користування (див. тему «Право землекористування»);

 

• особливі правила щодо обмеження та обтяження права власності на земельну ділянку (див. тему «Обмеження та обтяження прав на землю»);

 

• особливий порядок зміни цільового призначення земельних ділянок (див. ст. 20 ЗКУ, ПКМ від 11.04.2002 № 502 «Про затвердження Порядку зміни цільового призначення земель, які перебувають у власності громадян або юридичних осіб»);

 

• пошкодження і тим більше знищення земельних ділянок заборонене і тягне юридичну відповідальність (див. тему «Юридична відповідальність за земельні правопорушення та захист порушених прав»).

Реальности современного мира свидетельствуют о том, что:

- международная безопасность имеет многогранный и всеобъемлющий характер;

- безопасность одного государства связана с безопасностью мирового сообщества в целом.

Роль МП в создании системы международной безопасности сводится к решению следующих задач:

а) обеспечение функционирования того механизма обеспечения мира,который уже есть у мирового сообщества, и укрепление существующего международного правопорядка;

б) создание новых международно-правовых норм, отвечающих современным реалиям обеспечения безопасности.

Выполнение этих задач связано как с процессом правоприменения, так и нормотворчества.

Право международной безопасности – это совокупность общепризнанных и специальных принципов и норм, направленных на поддержание мира и международной безопасности, пресечение актовагрессии, обеспечение политической, военной, экономической, продовольственной, экологической, информационной безопасности государств и стабильности международных отношений.

Юридическую основу права международной безопасности составляют такие принципы как:

1) Основные принципы МП:

- неприменение силы или угрозы силой;

- мирное разрешение международных споров;

- невмешательство во внутренние дела;

- разоружение;

- сотрудничество государств.

2) Специальные принципы права международной безопасности:

- равная безопасность;

- ненанесение ущерба;

- равенство и одинаковая безопасность;

- неделимость международной безопасности.

Международно-правовое обеспечение мира и безопасности представляет собой совокупность урегулированных международно-правовых мер, направленных на мирное разрешение международных споров,создание систем коллективной безопасности, предотвращение возникновения войны, пресечение актов агрессии, сокращение ВС и вооружений, сужение материальной базы и пространственной сферы ведениявойны, укрепление мер доверия и установление эффективного международного контроля за деятельностью государств в военной области.

Система международной безопасности состоит из целого родакомпонентов, обеспечивающих безопасное и стабильное развитие международных отношений. Она предусматривает:

1. Коллективные меры, предполагающие широкое международное сотрудничество.

2. Превентивную дипломатию, задача которой состоит в предотвращении возникающих угроз миру и мирном урегулировании международных споров.

Международное право располагает набором средств обеспечениямеждународной безопасности:

а) коллективная безопасность (универсальная и региональная);

б) мирные средства разрешения споров;

в) меры по ослаблению международной напряженности, прекращению гонок вооружений и разоружению;

г) меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозымира;

д) неприсоединение и нейтралитет;

е) меры по укреплению доверия между государствами и др.

Среди названных средств обеспечения международной безопасности особое место отводится:

I. Коллективная безопасность – означает систему совместныхмероприятий государств всего мира или определенного географического района, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру, подавления актов агрессии.

Система коллективной безопасности юридически оформляетсядоговором, где наряду с конкретными обязательствами его участникизакрепляют три положения:

- не прибегать к силе и угрозе силой;

- разрешать споры исключительно мирными способами;

- активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру, оздоровления международной обстановки.

Различают два вида системы коллективной безопасности:

1) Универсальную. Глобальной организацией коллективной безопасности является ООН. Она преследует ряд целей, но главная состоитв поддержании международного мира и безопасности, принятии дляэтого эффективных коллективных мер (ст. 1 Устава ООН).

Система коллективных мероприятий, предусмотренная УставомООН, охватывает:

- меры по запрещению угрозы силой или ее применение в отношениях между государствами (п. 4 ст. 2);

- меры мирного разрешения международных споров (гл. VI);

- меры разоружения (ст. 11, 26, 47);

- меры обеспечения безопасности в переходный период (гл. XVII);

- меры по использованию региональных организаций безопасности(гл. VIII);

- временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40);

- принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41);

- принудительные меры с использованием вооруженных сил (ст. 42);

2) Коллективная безопасность на региональной основе. Допускаясуществование региональных соглашений и органов безопасности,Устав ООН (гл. VIII) предъявляет к ним определенные требования:

- участие только государств одного политико-географического района;

- действие соглашений не должно выходить за пределы данного района;

- акции, предпринимаемые в рамках региональной системы безопасности, не могут противоречить действиям ООН и должны быть совместимы с целями и принципами Устава ООН;

- СБ ООН должен быть информирован о предпринимаемых или намечаемых действиях по поддержанию международного мира и безопасности.

Главным в системе коллективных мероприятий региональных организаций безопасности (по смыслу ст. 52 Устава ООН) являются:

а) мирные средства предотвращения войны;

б) принудительные меры с применением вооруженной силы могут предприниматься только для отражения уже совершенного нападения на одного из участников системы коллективной безопасности (т.е. наоснове ст. 51 Устава ООН – коллективная самооборона);

в) принудительные меры в рамках региональной организации безопасности могут применяться под руководством СБ ООН.

В настоящее время региональными системами коллективной безопасности являются: Организация Американских государств (ОАГ),Организация Африканского единства (ОАЕ), Лига арабских государств(ЛАГ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Системаколлективной безопасности в рамках СНГ.

II. Мирные средства разрешения международных споров. Мирное разрешение международных споровявляется одним из основныхпринципов МП, который нашел свое закрепление в Уставе ООН (ст.1), Декларации о принципах МП 1970 г., Декларации принципов ЗАСБСЕ 1975 г. и др.

Средства мирного разрешения международных споров определены в ст. 33 Устава ООН:

- непосредственные переговоры;

- добрые услуги и посредничество;

- смешанные комиссии – следственные и согласительные;

- международная арбитражная и судебная процедура;

- разрешение споров в международных организациях.

Первые три средства предполагают определенное участие спорящих сторон в процедуре урегулирования их разногласий.

Международная арбитражная и судебная процедура исключаетзаинтересованные стороны из процесса урегулирования спора и требует обязательного выполнения решения, принятого международнымсудом или арбитражем.

Разрешение спора в международных организациях предусматривает политическое урегулирование спора.

III. Разоружение – это комплекс мер, направленных на прекращение наращивания материальных средств ведения войны, их ограничение, сокращение и ликвидацию.

Общая международно-правовая основа разоружения заложена вУставе ООН:

- ГА ООН рассматривает принципы разоружения и регулированиявооружений и выносит рекомендации в этой области СБ ООН и членами организации (ст. 11);

- СБ ООН несет ответственность за формулирование планов созданиясистемы регулирования разоружения (ст. 26);

- Военно-штабной комитет дает рекомендации и оказывает помощь СБООН по вопросам, относящимся к регулированию вооружений ивозможному разоружению (ст. 47).

Основными источниками норм в области права международнойбезопасности являются международные договоры:

1) универсальные (Договор о нераспространении ядерного оружия 1968г.);

2) региональные (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.);

3) двусторонние (Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны 1972 г.).

МП прямо не обязывает государства разоружаться, но по духу ибукве основных международно-правовых актов они должны стремитьсяк перспективе всеобщегои полного разоружения под международным контролем.

В международных отношениях активно используются частичныемеры по разоружению:

- запрещение и ликвидация отдельных видов оружия, их производства, накопления, развертывания и применения;

- ограничения некоторых видов вооружений в количественном и качественном отношении;

- сужение возможности качественного совершенствования оружия;

- сокращение сферы или районов размещения различных видов вооружений.

Разоружение предусматривает существование института международного контроля, который наблюдает за выполнением государствами договорных обязательств в области разоружения, анализируетполученные данные и доводит их до соответствующих международных органов. Он осуществляется:

а) национальный уровень (спутники, сейсмические станции и др. технические средства);

б) международный уровень (наблюдатели, инспекции и т.п.)

В настоящее время достаточно остро стоит проблема ограниченияядерного оружия. Оно относится к оружию массового уничтожения инаходится под особым вниманием МП.

Хотя прямого запрета в отношении ядерного оружия еще не существует, приняты международно-правовые акты, вводящие ограничения в ядерную проблематику:

Запрещение испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе ипод водой (Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.).

Запрещение испытаний ядерного оружия и его размещения в Антарктике (Договор об Антарктике1959 г.); в Латинской Америке (Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке 1967 г.); вюжной части Тихого океана (Договор о безъядерной зоне в южнойчасти Тихого океана 1985 г.); на морском дне и в его недрах (Договоро запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г.);на Луне и других небесных телах (Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1984 г.).

Существующие нормы направлены на то, чтобы предотвратитьраспространение ядерногооружия и не допустить приобретения егокакими-либо государствами, кроме тех, которые официально признаны обладающими ядерным оружием (РФ, США, КНР, Великобритания, Франция). Но здесь есть проблемы.

Актуальным является вопрос регулирования ядерных стратегических вооружений. К ним относятся:

- межконтинентальные баллистические ракеты;

- тяжелые бомбардировщики;

- атомный подводный флот.

Регулированием ядерных стратегических вооружений в основномзанимаются РФ и США (Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения наступательных стратегических вооружений 1972 г.;

Договор об ограничении наступательных стратегических вооружений1979г., не вступивший в силу; Договор о сокращении и ограничении наступательных стратегических вооружений 1991 г. и Договор о дальнейшемсокращении и ограничении наступательных стратегических вооружений1993 г., который воспринимается весьма неоднозначно).

К оружию массового уничтожения относятся также химическое ибактериологическое оружие.

Бактериологическое оружие находится под всеобъемлющим запретом:

- запрещено не только его применение в военных целях, но и разработка, производство и накопление;

- запасы бактериологического оружия подлежат уничтожению илипереработке в мирных целях (Конвенция о запрещении разработки,производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсичного оружия и об их уничтожении 1972 г.).

Конвенция 1972 г. обязала каждого участника не разрабатывать,не производить, не накапливать:

- микробиологические и другие биологические агенты или токсины,независимо от их происхождения и производства, таких видов и втаких количествах, которые не предназначены для профилактических, защитных и других мирных целей;

- оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные дляиспользования таких агентов или токсинов во враждебных целяхили в вооруженных конфликтах.

Государства обязались уничтожить или переключить на мирныецели не позднее 9 месяцев после вступления Конвенции в силу всеагенты, токсины, оружие, оборудование и средства доставки, которыми оно обладает или которое находится под его юрисдикцией или контролем.

Конвенция вступила в силу в марте 1975 г., официально считается, что с начала 1976 г. все бактериологическое оружие и средства егодоставки уничтожены или переключены на мирные цели.

Химическое оружие как средство ведения войны является противозаконным на основании Протокола о запрещении применения на войнеудушливых, ядовитых или иных подобных газов и бактериологических средств 1925 г.

После вступления в силу подписанной в 1993 г. Конвенции о запрещении разработок производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении этот вид оружия массовогоуничтожения также оказался под полным запретом.

Для содействия скорейшему введению такого запрета РФ и СШАприняли решение о прекращении производства химического оружия,сокращении имеющихся у них его запасов и принятии других мер,способствующих переходу к многостороннему сотрудничеству в этойобласти (Соглашение об уничтожении и непроизводстве химическогооружия и о мерах по содействию многосторонней конвенции о запрещении химического оружия 1990 г.).

Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления иприменения химического оружия и о его уничтожении 1993 г. Обязалакаждого участника:

- не разрабатывать, не производить и не накапливать химическогооружия;

- не позднее 2-х лет после вступления Конвенции в силу (1997 г.)начать работу по уничтожению этого оружия и завершить не позднее 10 лет после вступления Конвенции в силу;

- процесс уничтожения химического оружия должен отвечать самымпоследним достижениям науки и производиться на специально оборудованных объектах.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особливості права користування земельними ділянками | Философия права»: история и современность 1 страница. «философия права» Гегеля (1770—1831) — одна из наиболее знаменитых работ во всей истории правовой, политической и социальной мысли
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.