Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для согласных звуков




VII. Фонетические законы и процессы. Изменения звуков в потоке речи. Комбинаторные изменения: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация, диэреза, гаплология, эпентеза, метатеза. Позиционные изменения: редукция гласных, оглушение звонких согласных в конце слова, протеза.

Звуки не существуют изолированно друг от друга. Они находятся в постоянном взаимодействии и влияют друг на друга, вызывая различные звуковые изменения.

В потоке речи звуки сочетаются друг с другом, образуя слова, речевые такты, фразы. Способность звуков сочетаться друг с другом называется синтагматикой, а сами сочетания
звуков – синтагмами.

 

Выступая в сочетании друг с другом, звуки в одних условиях сохраняют свои качества, в других – изменяют их. Способность звуковых единиц варьировать называется парадигматикой, а совокупность вариантов одного звукапарадигмой: [с'н'э́гъ / c'н'э́к / с'н'иэга́ / с'н'иэг'и́р' / c'н'ьгΛв'и́к], где [г], [г'], [к] - это парадигма звука [г], т.е. вариант одного и того же звука [г]; [э], [иэ], [ь] – парадигма звука [э].

 

С учением о синтагматике и парадигматике связаны понятия позиции звуков.

Позиция – это положение звука в слове. Различают сильные и слабые позиции звуков.

Сильными позициями называются такие позиции звуков, в которых различаются наибольшее число звуков: [до́м – то́м / жа́р– ша́р // м'и́р / сы́р / са́т / му́ш / ро́м /л'э́с //].

В слабых позициях происходит неразличение одного из соотносительных звуков: [ту́т / са́т / сΛды́ / съдΛво́т//].

 

I. Сильные и слабые позиции по звонкости и глухости

1. Сильными позициями по звонкости и глухости являются для парных звуков:

а) положение звонких и глухих согласных перед гласными: [ба́р – па́р / го́ркъ – ко́ркъ / д'э́лъ – т'э́лъ];

б) положение звонких и глухих перед сонорными: [бл'э́ск – пл'э́ск /п'ĵу́ – б'ĵу́ / гну́т – кну́т];

в) положение звонких и глухих согласных перед губно-зубными звуками [в], [в']: [дво́įь – тво́į / св'э́т – зв'э́р'];

г) непарные звуки всегда находятся в сильной позиции, т.к. они могут иметь только одно звучание – или глухой, или звонкий.

2. Слабыми позициями по звонкости и глухости являются:

а) позиция в абсолютном конце слова. В русском языке действует закон конца слова, суть которого заключается в том, что парные звонкие согласные оглушаются: [ло́п / но́ш / са́т / с'н'э́к];

б) позиция перед глухими согласными, где звонкие согласные оглушаются: [ло́ткъ / но́шкъ / пропкъ];

в) позиция перед звонкими согласными, где глухие согласные озвончаются: [про́з'бъ / вÙгза́л / мълΛд'ба́].

 

II. Сильные и слабые позиции по твердости и мягкости

1. Сильными позициями по твердости и мягкости являются:

а) перед гласными: [са́т – с'а́т' / лу́к – лу́к / сэ́р – с'э́р];

б) позиция в абсолютном конце слова: [в'э́с – в'э́с' /тро́н – тро́н' / дво́р – дв'эр'];

в) перед заднеязычными: [ба́нкъ – ба́н'къ / го́ркъ – го́р'къ / д'э́тк'и – д'а́т'к'и];

г) непарные звуки по твердости и мягкости всегда находятся в сильной позиции.

2. Слабой позицией по твердости и мягкости является:

а) положение твердых зубных перед мягкими зубными: [л'и́с'т'ик / ф'с'о́ / в'з'а́т'];

б) положение твердых зубных перед мягкими шумными передненебными: [ба́н'ш̅'ик / збо́р'ш̅'ик];

в) положение твердых зубных перед [ĵ]: [с'ĵэ́л /друз'ĵа́ / в'ĵу́гъ];

г) положение твердых зубных перед мягкими губными: [бΛм'б'и́т' / з'м'э́į / т'э́р'п'ит]. (В современном русском языке смягчение согласного перед мягким колеблется)

д) мягкие согласные в редких случаях могут отвердевать перед твердыми: [бунта́р' / бунта́рск'иį / м'э́т' / м'э́дныį ].

 

Изменения звуков в потоке речи – фонетические или звуковые процессы, которые возникают по двум причинам:

- взаимовлияние начала и конца артикуляции, в зависимости от соседства других звуков (комбинаторные фонетические процессы)

- положение звука в слове в неударенном слоге, в конце слова и т.д. (позиционные фонетические процессы)

 

I. Комбинаторные фонетические процессы

1. Аккомодация - это приспособление артикуляции согласных под влиянием гласных и гласных под влиянием согласных (в русском языке). Два вида аккомодации - прогрессивная и регрессивная.

Прогрессивная аккомодация - конец артикуляции предыдущего звука влияет на начало артикуляции последующего. Напр., в русском языке гласные «а», «о», «у» после мягких согласных более продвинутые (мат - мят, мол - мел, лук - люк).

Регрессивная аккомодация - на конец артикуляции предыдущего звука влияет начало артикуляции последующего. Напр., в русском языке гласный в соседстве с «м» или «н» назализируется (в слове «дом» артикуляция «м» предвосхищается назализацией гласного «о», а в слове «брату» «т» произносится с огублением перед «у»).

 

2. Ассимиляция – уподобление одного звука другому.

Консонантная ассимиляция - уподобление согласного согласному, напр. в слове «лодка» звонкий согласный «д» заменяется глухим «т» - («лотка»).

Вокалическая ассимиляция - уподобление гласного гласному, напр., вместо «бывает» в просторечии часто говорится «быват».

Прогрессивная ассимиляция - предшествующий звук влияет на последующий. В рус. яз. прогрессивная ассимиляция очень редка, напр., диалектное произношение слова «Ванька» как «Ванькя». Прогрессивная ассимиляция часто встречается в англ. (cats, balls), фр.- subsister, нем., баш. (ат + лар = аттар) и других языках.

Регрессивная ассимиляция - последующий звук влияет на предшествующий. Она наиболее характерна для русского языка «лодка [лотка]», водка [вотка], «встал в три [фстал ф три]». В анг. «newspaper» [z] под влиянием [р] переходит в [s], во фр. absolu [b] - в [p], нем. Staub завершается [p].

Полная – два звука становятся одинаковым, например, ассимиляции может служить само слово «ассимиляция» [ad (к) + simil (похожий, одинаковый) + atio (суффикс) = assimilatio)]. Рус. сшить [шшыть], высший (вышший).

При неполной (частичной) ассимиляции звук теряет только часть своих признаков, напр., «кде - где», «седесь - здесь», где согласные теряют признак звонкости.

 

3. Диссимиляция – это явление обратное ассимиляции. Представляет собой расподобление артикуляции двух одинаковых или подобных звуков.

Феврарь перешло в февраль (ср. англ. February, нем. Februar, фр. fevrier), коридор - колидор (в просторечии), фр. couroir - couloir (рус. кулуар), велблюд – верблюд, легко [лехко], скучно [скушно].

 

4. Метатеза (гр. перестановка) - взаимная перестановка звуков или слогов в пределах слова.

Слово мармор (гр. μαρμαρος) перешло в рус. мрамор, талерка (нем. Teller или шведское
talrik) - тарелка, долонь стала ладонь, творушка - ватрушка, каталажка - такелаж, невро(-патолог) - нерв.

Например, президент СССР Горбачев всегда произносил Арзебажан вместо Азербайджан - так ему было удобнее.

 

5. Диереза – выпадение звуков в их сложном сочетании: чес т ный, праз д ный.

 

6. Эпентеза – вставка звука, вставной звук – эпентетик: нравится (ндравится), фиалка (фиялка)

 

7. Гаплология (греч. ´απλοος [haplos] - простой) - упрощение слова вследствие диссимиляции, при которой происходит выпадение одинаковых или сходных слогов. Напр., минералология - минералогия, корненосый - курносый, близозоркий - близорукий, трагикокомедия - трагикомедия, стипепендия - стипендия.

 

II. Позиционные изменения

1. Редукция – изменение (ослабление) согласных и гласных звуков по качеству и количеству (долготе) в зависимости от места в слове, нахождения в безударных слогах и т.д.: дом - дома - домоводство.

Редукция бывает:

количественная – изменение долготы и силы звучания, ей подвергаются звуки [ы], [у], [и] (ср.: сын – сыны – сыновья);

качественная – ослабление и изменение звучания гласных звуков (ср.: с а́ д [а] – с а ды́ [Λ] – с а дово́д [ъ]), т. е. меняется тембр, артикуляция и акустические характеристики. Различают редукцию I степени (в первом предударном слоге) и II степени (во всех остальных безударных слогах).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3883; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.