Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

День берёзы




Осень в лесу

Пришла осень. Лист на деревьях начал кое-где желтеть ещё в конце августа. А в сентябре на зелёной берёзе появились совсем жёлтые, золотистые ветки. С каждым днём всё больше и больше и больше становится жёлтых листьев. Ещё два-три дня, и трепетная осина вся красная, багровая, золотистая уже. Но порывистый осенний ветер срывает и это последнее убранство. Он крутит в воздухе сухие листья, устилает ими мокрую землю (К.Д.Ушинский).

Все предложения в данном примере объединены общей темой, в каждом говорится об осени. Во всех предложениях имеются слова, прямо указывающие на предмет речи («желтеть» – «жёлтые», «золотистые ветки», «жёлтых листьев», «ветер срывает, крутит, устилает»). Этот текст должен обладать структурным единством.

Также текст должен обладать структурным единством. В лингвистике выделяют семантическую (смысловую) и формальную (способы и закономерности взаимосвязи текстовых единиц) структуры текста.

Текст должен иметь начало (зачин), продолжение (среднюю часть) и конец (концовку).

Одним из основных признаков текста является коммуникативная целеустановка. В лингвистике существует несколько терминов, определяющих это понятие: «идея», «целенаправленность», «основная мысль».

Основная мысль – то главное, что автор хочет сказать в своём произведении, она проходит красной нитью через весь текст и выступает в качестве организующего смыслового стержня. Основная мысль может быть сформулирована в предложении, которое способно находиться в разных частях текста: в зачине, средней части, концовке. При этом она может быть прямо выражена в предложении, а может вытекать из общего содержания связного высказывания. Например:

Именины берёзы – это день её весеннего пробуждения. Тогда хмельной сок стремится вверх по стволу с таким напором, что каждая веточка становится упругой. Кора еле сдерживает тугие соки. Тронь острым – и брызнет (Б.Петров).

 

Основная мысль текста прямо сформулирована в первом предложении. Остальные предложения, добавляя новую информацию, раскрывают основную мысль. Важным признаком текста является связность, которая выражается в связях между словами, предложениями и частями высказывания.

Признаком текста является также законченность, характеризующаяся исчерпывающим выражением замысла автора, достигнутым развёртыванием темы. Соотнесение концовки с заголовком, наличие у текста заглавия, обладающего способностью ограничивать высказывание, способствует завершённости. Например:

 

Почему Тюпу прозвали Тюпой Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и «тюпает», и «тюпает»: тюп-тюп-тюп… Травка шевельнулась от ветра, пичужка пролетела, бабочка вспорхнула – Тюпа ползёт, подкрадывается поближе и тюпает: тюп-тюп-тюп… Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю! Вот почему Тюпу прозвали Тюпой (Е.Чарушин).

В этом тексте концовка прямо соотносится с заголовком, практически повторяя его. Указывая на то, что развитие темы достигло логического предела, конечная часть в значительной мере обеспечивает завершённость текста.

Все признаки речевого произведения взаимосвязаны между собой.

Развитие мысли в тексте помогает понять коммуникативный синтаксис, а именно – теория актуального членения [106].

Г.А. Золотова сравнивает нашу речь с движениями конькобежца. Чтобы продвинуться вперёд. Также строится и текст. Мы отталкиваемся от того, что уже было сказано (от данного), делаем шаг вперёд в развитии мысли сообщаем новое (т.е сведения, ради которых создаётся предложение). В движении мысли участвует каждое предложение. Именно внутри предложения выделяются названные части – «данное» (Д) и «новое» (Н). Членение предложения на «данное» и «новое» получило название «актуальное членение предложения» (АЧП).

АЧП помогает понять, как осуществляется развитие мысли в тексте.

Чтобы мысль в тексте развивалась, необходимо, чтобы каждое предложение содержало новые сведения о предмете речи.

Например: «Утром по влажной от росы дорожке шла птица. Она шла неторопливо, изредка поглядывая на меня тёмным, круглым, как бусинка, глазом».

Лингвистами установлено, что предложения скрепляются с помощью «данных» каждого из них. При этом связь может быть последовательной или параллельной.

При последовательной связи возникает своеобразная цепочка: то, что было «новым» в следующем предложении станет данным, к последнему добавляется «новое», оно опять становится «данным» и т.д. Сущность последовательной связи можно выразить схемой: Н1 – Д1 – Н 2– Д 2 …Например: «Летом я жил в маленьком городе (Н 1). Город (Д 1) стоял на берегу (Н 2). По ней (Д 2) плыли пароходы (Н 3), баржи, плоты».

При параллельной связи возникает как бы «пучок мыслей»: в нескольких предложениях «данно е» одно, а «новое» в каждом своё:

Н1

Д1,2,3 Н2 Например: Москва (Д1) – столица России (Н1). Это (Д 2) Н3 политический, культурный (Н2) и промышленный центр страны. Москва (Д 3) – крупный транспортный (Н3) узел.

Необходимость повторения определённых сведений создаёт объективные предпосылки для появления повторяющихся слов, которых нередко нельзя избежать. Но повтор не всегда является недочетом [106].

Между предложениями текста существуют отношения, определяемые задачами коммуникации, т.е. смысловая связь. Как не всякие слова можно объединить в одно предложение, так и не всякие предложения можно соединить в один связный текст. Например: «Витя пошёл купаться на озеро. На столе лежали канцелярские кнопки». Эти предложения объединить в текст невозможно, так как они разнородны по смыслу.

Предложения любого текста, как правило, группируются, тематически объединяются. В тесно связанных между собой предложений раскрывается своя микротема. Каждая микротема – это рассказ в миниатюре со своим началом, развитием действия и концовкой. Пример:рассказ И.Полуянова

«Веснушки»

(1) У ольхи на ветках коричневые круглые шишечки. (2) Это кладовые. (3).В них дерево хранит свои семена. (4) ольха до поры до времени не раскрывает своих кладовых: ветер бьёт шишечки, выдувает семена и ничего не добьётся. (5) Мороз стучит не достучится.

(6) Поворотит солнце с зимы на весну, начнёт пригревать – тёплые лучи, как золотые ключики, отомкнут кладовые.

(7) Семена мелкие, рыжеватые, и снег под ольхой сплошь в веснушках.

 

В данном тексте две микротемы: первая раскрывается в 1 – 3 предложениях (представление о кладовых ольхи), вторая – в 4 – 7 предложениях (характеристика свойств этих кладовых).

Отграничению одной микротемы от другой помогает постановка смыслового вопроса от предыдущего предложения к последующему. Если смысловой вопрос поставить нельзя, значит описание микротемы исчерпано, далее идёт начало новой микротемы. В представленном отрывке к первой микротеме можно поставить вопросы: «Что за шишечки?»; «Какие кладовые?», – а ко второй микротеме: «А мороз?»; «А солнце?»; «А семена?»; «При чём тут веснушки?»

Смысловая связь, существующая между предложениями, предполагает грамматические средства её выражения. Лингвисты (Л.М. Лосева, Г.Я.Солганик и др.) выявили следующие связи между предложениями.

Цепная связь может быть трёх видов, к которым относится лексическийповтор («Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Окно было открыто»), местоимённая замена («Митька набрал столько грибов, что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу») и синонимическая замена («Красная шапочка дёрнула за верёвочку – дверь и открылась. Вошла девочка в дом»).

Широкое распространение цепных связей, по мнению Г.Я. Солганика, объясняется тем, что они в наибольшей степени способствуют специфике мышления, особенностям соединения суждений. Там, где мысль развивается линейно, последовательно, где каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него, цепные связи неизбежны [114].

Параллельная связь характеризуется тем, что предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются. При этом благодаря параллелизму конструкций, в зависимости от лексического наполнения, возможно сопоставление или противопоставление. Например:

Пришла весна. Развернулись на берёзках молодые, нежные листочки. В зелёной траве распустились золотые одуванчики. Появились букашки, мушки, червячки. Под землёй из личинки вывелся майский жук…

(Г.Скребицкий).

При лучевой связи называется объект, а затем даётся его характеристика.

Например:

У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый (И.Тургенев).

 

Чтобы более осознанно проводить обучение монологу, педагогу необходимо представить себе, как создаётся высказывание (текст).

Толчком к созданию высказывания всегда является потребность человека вступить в речевое общение для решения определённых коммуникативных задач (поделиться чем-то, узнать о чём-то, сообщить что-то и т.д.). Так возникает коммуникативное намерение, и вслед за ним определяется общий замысел говорящего. Замысел – важнейший компонент высказывания, ему подчиняются отбор содержания, выбор слов, типов конструкций и др.

Возникший общий замысел начинает развёртываться, намечаются основные вехи высказывания. «Планируя, рассказчик прежде всего должен наметить основной тезис рассказа, его сердцевину. Потом он подыскивает подходы к этому центру и вступление, в котором могут быть даны намёки на дальнейшее развитие, а возможно, и обещания решить какую-то задачу. После этого надо обдумать выводы и концовку»[43.– С.52]. Как отмечает Н.И. Жинкин, описанная схема формальна, но она отражает ход внутренней

подготовки высказывания, его обдумывания. То, как дальше удаётся «на ходу» развивать мысль и словесно оформлять её, зависит от накопленного человеком речевого опыта, его личного запаса языковых средств.

Предварительный план, по мнению Н.И. Жинкина, хотя и облегчает подготовку предстоящей речи, но решает только половину дела.

В реализации намеченного плана важную роль играет память человека (долговременная и оперативная). Долговременная память хранит весь лексикон человека, модели слов, конструкции, которыми он владеет. Это и есть арсенал, из которого говорящий в момент речи черпает языковые средства. По запросу средства из долговременной памяти попадают в оперативную память, которая работает всего несколько секунд. Она выполняет две функции: частично удерживает всё сказанное и упреждает высказывание, т.е. «готовит синтаксическую модель и конкретные слова. которые предстоит использовать. Отбор всех слов направляется замыслом, теми смысловыми вехами, которые были намечены. Если вдруг очередная веха «теряется» говорящим «или пишущим), то происходит сбой – длительная пауза, нарушение, нарушение логики изложения и т п. В идеальном варианте человек говорит легко и свободно, слово за словом, звук за звуком, и вместе с тем все слова и все звуки строго и точно распределены по своим местам местам – образуют систему. Закончилось одно предложение – оперативная память сбрасывает отработанные слова и выполняет задачу составления нового предложения [43. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова / Н.И. Жинкин. – М.,1966. – С.50.].

Таким образом, реализация намеченного плана – это процесс последовательного формулирования мыслей, ориентированный на общий замысел, на запланированные смысловые вехи.

è Понимание механизма создания текста позволяет педагогу лучше осмыслить сущность тех умений, которые следует формировать у детей дошкольного возраста в ходе обучения.

В процессе речи человеку приходится говорить о последовательно сменяющих друг друга действиях, то о признаках предметов, месте, состоянии окружающей среды или человека, то о причинах или следствиях тех или иных свойств, явлений, то о своей оценке чего-либо. В связи с этим в высказываниях выделяются группы предложений с определённым значением.

Фрагменты текста определённого типового значения называют типами речи. К ним относятся описание, повествование и рассуждение.

Тип речи зависит от характера объекта речи, от материала, о котором

надо что-то сказать. Если материалом речи являются последовательны е действия, то речь будет повествовательной, если объект речи – предме т, признаки которого нужно словесно обозначить, то речь будет иметь описательный характер. Если же объектом речи являются какие-то суждения, при сопоставлении которых можно прийти к определённым выводам, то это речь типа рассуждения [86.]. Нечаева О А. Лингвистические основы школьных сочинений типа описания, повествования, рассуждения //Русский язык в школе. – 1970. – №3. – С. 38.].

Когда тип речи нуждается в специфическом отборе материала и обладает помимо общих свойств текста своими структурными особенностями. Однако в речевой практике описание, повествование, рассуждение в своём «чистом» виде встречаются крайне редко. Все эти типы, по меткому выражению Н А Плёнкина, способны к сосуществованию, к мирному «сотрудничеству», без тени каких-либо противоречий. Вместе с тем любой художественный текст, включающий в себя все типы речи, в своей основе является или повествованием, или рассуждением, (что встречается много реже) описанием.

Что же должен знать воспитатель о построении каждого типа речи? Рассмотрим их более подробно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 754; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.