Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительная




Основная

Нормативные правовые акты

Тема: Субъекты исполнительного производства

ПЛАН СЕМИНАРСКого ЗАНЯТИя

по «Исполнительному производству»

1. Понятие и классификация субъектов исполнительного права.

2. Органы принудительного исполнения.

3. Органы, организации и граждане, исполняющие требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц.

4. Стороны исполнительного производства, их права и обязанности. Представительство в исполнительном производстве;

5. Суд и его роль в исполнительном производстве.

6. Лица, содействующие совершению исполнительных действий.

Доклады:

1.Место органов принудительного исполнения судебных решений в механизме государства.

2. Право на судебную защиту и институт частных судебных приставов-исполнителей в России.

ЛИТЕРАТУРА

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г.// СПС Консультант Плюс.

Федеральный закон «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. // СПС Консультант Плюс.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 декабря 2002 г.// СПС Консультант Плюс.

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июня 2002 г. // СПС Консультант Плюс.

ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. // СПС Консультант Плюс.

Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» от 13 октября 2004 г.// СПС Консультант Плюс.

Валеев Д.Х. Исполнительное производство: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. – СПб: Питер, 2010.

Гуреев В.А.. Гущин В.В. Исполнительное производство: Учебник. – М.: Эксмо, 2009.

Мамыкин А.С. Исполнительное производство: Учебное пособие. – М.: РАП. 2011.

Голубева А.Р., Салькова Н.В., Селионов И.В. Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. М., 2008.

Арбитражный процесс: Учебник / Под ред. В.В. Яркова. М., 2004.

Воронов Е.Н. Место органов принудительного исполнения судебных решений в механизме государства // Исполнительное право. 2008. № 2.

Гражданское исполнительное права: учебник / Под ред. А.А. Власова. – М.: Издательство «Экзамен».2004

Головин В.В. Взаимодействие правоохранительных органов в процессе принудительного обращения взысканий // Российский следователь. 2007. № 2.

Гражданский процесс: Учебник / Отв. ред. проф. В.В. Ярков. М., 2004.

Гражданский процесс: Учебник./ Под ред. М.С. Шакарян М., 2007.

Гражданский процесс: Учебник / Под ред. М.К. Треушникова М., 2007.

Дымкина М.Ю., Игнатенко А.А., Кириленко И.В., Улетова Г.Д. К вопросу о правовом статусе органов принудительного исполнения // Арбитражная практика. 2002. № 10 (19).

Исаенкова О.В. Исполнительное производство в Российской Федерации: курс лекций: учебное пособие… М., 2008.

Капорина Е.Е. О правовом статусе органов принудительного исполнения и предпосылках его реформирования // Современное право. 2007. № 8.

Клепикова М.А. Проблемы взаимодействия органов принудительного исполнения с судом в исполнительном производстве // Арбитражный и гражданский процесс. 2003. № 2

Лусегенова З.С., Невский И.А. Функции арбитражного суда по исполнению судебных актов в нормах нового арбитражного процессуального кодекса // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2003. № 7 (128).

Максуров А.А. Участники исполнительного производства // Налоги (газета). 2008. № 20.

Морозова И. Б., Треушников А. М. Исполнительное производство. М., 2004.

Улетова Г.Д. Право на судебную защиту и институт частных судебных приставов-исполнителей в России: проблемы и перспективы // Исполнительное право. 2006. № 2.

 

 

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов

По дисциплине «Исполнительное производство» предусмотрены различные виды учебной работы, Организующим началом для самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины являются лекции.

Лекции призваны дать студентам основные научные знания по изучаемой дисциплине и раскрыть наиболее сложные вопросы учебного материала. На лекциях определяется круг вопросов, которые необходимо изучить по конкретной теме, называются основные нормативные правовые акты и учебная литература по теме, раскрывается основной понятийный аппарат по изучаемой теме. В лекции обращается внимание на последние изменения в законодательстве, на имеющиеся научные дискуссии по рассматриваемой проблеме. Поэтому посещение лекций, конспектирование основных положений лекции, является обязательным для студентов.

Для более детального и глубокого изучения студентами теоретических вопросов, привития им первоначальных навыков в работе с нормативными правовыми актами, а также решения практических вопросов, возникающих при осуществлении исполнительного производства, проводятся семинарские занятия. На семинарских занятиях студенты приобретают дополнительные знания, учатся излагать усвоенный материал, участвуют в дискуссиях, выступают с докладами, рефератами по проблемным вопросам, применяют полученные знания для решения практических вопросов. План семинарского занятия, а также задания к ниму содержаться в настоящем пособии.

При подготовке к семинару студенту, прежде всего, необходимо ознакомиться с планом семинара, подобрать рекомендованную литературу, а затем приступить к изучению нормативных правовых актов и учебной литературы. В процессе самостоятельной работы с литературой, студенту рекомендуется дорабатывать конспект лекции, конспектировать отдельные положения изучаемых источников, делать выписки основных понятий, определений. После изучения рекомендованных источников студенту необходимо ответить для себя на вопросы предстоящего семинара. Это позволит ему определить степень усвоения изучаемой темы.

При изучении дисциплины студентам рекомендуется активнее использовать групповые и индивидуальные консультации у преподавателя. Консультации по отдельным вопросам программы курса, по подготовке к семинару, или к зачету можно получить в часы, предусмотренные кафедрой, а также по согласованию с преподавателем.

Важнейшее место в системе изучения учебной дисциплины занимает самостоятельная работа студента.

Самостоятельная работа студента – это целенаправленная деятельность по овладению теоретическими знаниями учебной дисциплины и приобретению первоначальных практических навыков по своей будущей специальности.

Самостоятельная работа может включать: 1) работу с нормативными правовыми актами, учебной литературой, монографиями, правовыми журналами, практикумами 2) подготовку к семинарским занятиям (изучение предложенных вопросов, написание рефератов, докладов, составление юридических документов, решение правовых ситуаций) 3) исследовательскую работу (ознакомление с практикой, обобщение практики, написание научных творческих работ) 4) подготовку к собеседованиям и зачету (повторение и закрепление ключевых проблем дисциплины, ознакомление с последними изменениями российского законодательства в изучаемой сфере).

Руководство самостоятельной работой студентов преподавателями осуществляется в форме аудиторных занятий, дачей конкретных заданий и проведением индивидуальных и групповых консультаций.

При организации самостоятельной работы, прежде всего, необходимо определить цель. Например, изучить конкретный нормативный правовой акт, рекомендованный по теме. Для этого студент должен получить текст этого акта в библиотеке или найти его в какой-либо правовой системе «Консультант плюс», «Гарант» и т.п. Приступая к изучению нормативного правового акта, студент доложен определить объем этого акта, выяснить, есть ли необходимость изучать полный текст документа или для уяснения темы достаточно какого-либо раздела, или отдельных статей. После этого следует определить последовательность выполнения намеченной работы. Вначале необходимо уяснить, каким органом принят изучаемый акт, когда он вступил в силу, какова его структура, какие отношения он регулирует. Лишь уяснив эти общие вопросы, можно переходить к тщательному изучению интересующего вопроса путем его прочтения и конспектирования отдельных положений.

Работа с учебной литературой должна начинаться с предварительного ознакомления: установить ее автора, год издания, выяснить, на кого эта книга рассчитана (краткая аннотация, как правило, помещается на обороте титульного листа), просмотреть оглавление.

В процессе изучения книги, следует пользоваться программой учебной дисциплины. Это обеспечит целеустремленность усвоения изложенных в ней вопросов и позволит контролировать полноту усвоения темы. Работа с литературным источником не может ограничиваться только ее прочтением. Научная методика работы над первоисточником обязательно предусматривает ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на основных проблемных вопросах и закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним. Конспект прочитанного дисциплинирует студента, облегчает его умственный труд, помогает быстро повторить материал при подготовке к семинарским занятиям или к экзамену.

Для глубокого изучения учебной дисциплины студент должен уметь работать на лекции. Это означает, что он должен уметь внимательно слушать преподавателя, размышлять вместе с ним, не отвлекаться посторонними мыслями или делами, уяснить главное в содержании лекции и разумно законспектировать её.

Записывать всю лекцию дословно не рекомендуется. Надо записывать лишь то, что осмыслено и понятно. При конспектировании необходимо сначала – подумать, а потом - записать, а не наоборот. Одно из важнейших достоинств записи лекции – её краткость. Хорошая запись получается тогда, когда все внимание студента сосредоточено на лекции. Конспект способствует лучшему запоминанию учебного материала только в том случае, когда он ведется своими словами. При механической записи слов лектора, студент не напрягает свою память, не мобилизует ум на понимание сущности излагаемого материала. Да и готовиться по такому конспекту к семинару и другим видам контроля, значительно труднее, чем по конспекту, который велся своими словами.

Записанную лекцию следует обрабатывать (вносить дополнения, уточнения, определения, схемы и т.п.) во время самостоятельной подготовки к семинару после того, как будут прочитана учебная литература, изучены тексты нормативных правовых актов.

Самостоятельную подготовку к семинару следует начинать с чтения конспекта лекции, чтобы вспомнить все вопросы, которые предстоит отработать. Затем необходимо ознакомиться с соответствующими разделами учебника, учебных пособий и нормативными правовыми актами.

Результатом самоподготовки к занятиям должны быть, как правило, письменное изложение итогов своего труда. Формы здесь могут быть различны: конспект первоисточника, письменные ответы на вопросы, обозначенные в плане семинара, подготовка реферата или фиксированного выступления и т.п.

Подготовка к зачету должна проводиться систематически в течение всего семестра. В отведенный учебным расписанием период времени для непосредственной подготовки к зачету, студент должен лишь еще раз повторить и глубже осмыслить пройденный материал, продумать его, систематизировать и обобщить свои знания по учебной дисциплине и ответить на все вопросы программы учебного курса.

При отработке первой темы учебной программы особое внимание необходимо обратить на уяснение места исполнительного производства в системе Российского права, принципов исполнительного производства, источников исполнительного производства и его систему (ст. 1-11 Закона «Об исполнительном производстве»).

Во второй теме «Субъекты исполнительного производства» главное внимание обратить на понятие и классификацию субъектов исполнительного производства, их правовое положение. При этом следует обратиться к правоприменительной практике, в ходе которой реализуются полномочия участников исполнительного производства, ознакомиться с постановлениями, обзорами, письмами высших судебных органов Российской Федерации (ст. 48 - 63 Закона об исполнительном производстве).

При отработке темы 3 «Исполнительные документы» необходимо усвоить перечень документов, которые могут быть исполнительными документами, требования, предъявляемые к исполнительным документам, порядок предъявления их к принудительному исполнению, правовые последствия не выполнения требований закона к исполнительным документам (ст. 12 – 14 Закона об исполнительном производстве).

При изучении сроков в исполнительном производстве (тема 4) необходимо усвоить понятие срока в исполнительном производстве, правовое значение этих сроков, их виды, порядок установления, исчисления, восстановления и продления (ст. 15- 23, 36, 42, 122, 126 Закона об исполнительном производстве).

При изучении темы 5 «Возбуждение исполнительного производства и подготовка к принудительному исполнению» необходимо особое внимание обратить на основания возбуждения исполнительного производства, уяснить фактические обстоятельства, препятствующие возбуждению исполнительного производства. Кроме того, необходимо ознакомиться с работой судебного пристава-исполнителя по подготовке к осуществлению исполнительного производства (ст. 30 – 32 Закона об исполнительном производстве).

При изучении шестой темы, прежде всего, необходимо усвоить, какие исполнительные действия и меры принудительного исполнения могут совершать судебные приставы-исполнители. После этого можно приступать к изучению общих правил совершения исполнительных действий в исполнительном производстве. Особое внимание следует обратить на основания приостановления и прекращения исполнительного производства судом и судебным приставом-исполнителем, порядок распределения взысканных денежных средств и очередность удовлетворения требований взыскателей (ст. 33, 35, 38 – 47, 110 – 111, 116 - 117 Закона об исполнительном производстве).

При изучении седьмой темы необходимо усвоить понятие имущества должника и виды этого имущества, на которое может быть обращено взыскание. После этого можно приступать к изучению порядка обращения взыскания на имущество должника, обратив особое внимание на виды обращения взыскания на имущество должника и особенности обращения взыскания на имущество должника-организации (ст. 69 – 97 Закона об исполнительном производстве).

Изучая восьмую тему, следует обратить внимание на порядок исчисления размеров удержаний из заработной платы и иных видов доходов должника, уяснить, на какие доходы должника не может быть обращено взыскание, а также особенности обращения взыскания на заработок должника-гражданина, отбывающего наказание, и взыскание алиментов и задолженности по алиментным обязательствам (ст. 98 – 102 Закона об исполнительном производстве).

При изучении темы «Исполнение требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе» необходимо, прежде всего, усвоить общие условия исполнения исполнительных документов, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения. После этого следует разобраться в особенностях исполнения исполнительных документов по трудовым делам (о восстановлении на работе), по делам о выселении должника и вселении взыскателя, по делам вытекающих из брачно-семейных отношений (ст. 105 – 109 Закона об исполнительном производстве).

При изучении десятой темы необходимо уяснить, какая ответственность возможно в исполнительном производстве, кто может быть субъектом ответственности и основания привлечения к ответственности в исполнительном производстве (ст. 112 – 117 Закона об исполнительном производстве).

При изучении одиннадцатой темы необходимо усвоить, какие законодатель устанавливает средства для защиты прав взыскателя, должника и других лиц при совершении исполнительных действий, роль контроля и надзора в исполнительном производстве, возможности оспаривания постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов (ст.118 – 128 Закона об исполнительном производстве).

 

Контрольные задания

Учебным планом по дисциплине «Исполнительное производство» предусмотрено одно контрольное задание, которое выполняется студентом до зачета.

Выполнение контрольного задания имеет целью углубить знания студентов по определенным разделам и темам дисциплины и приобрести им некоторые практические навыки работы с нормативными правовыми актам.

В контрольном задании содержится 10 вариантов задач. Студент выполняют только одну задачу, которую выбирает с учетом последней цифры номера своей зачетной книжки. Студенты, у которых последняя цифра номера зачетной книжки «1», выполняют задачу № 1; «2», выполняет задачу № 2 и т.д.

Контрольное задание студент выполняют в часы самостоятельной подготовки и представляют на факультет для проверки. Объем письменных ответов на контрольное задание не должен превышать 10 машинописных страниц. Ответы должны быть аргументированными, иметь ссылки на конкретные нормативные правовые акты, статьи этих актов и соответствующую научную и учебную литературу.

Вариант № 1. В процессе исполнительного производства судебный пристав-исполнитель обнаружил, что должник умер. В связи с этим обстоятельством он вынес постановление о прекращении исполнительного производства. Взыскатель обжаловал это постановление главному судебному приставу субъекта Российской Федерации.

Оцените действия судебного пристава-исполнителя. Изложите основания и порядок прекращения исполнительного производства. В каком порядке осуществляется правопреемство в исполнительном производстве?

 

Вариант № 2. Должник, находясь в затруднительном материальном положении, обратился к судебному приставу-исполнителю с заявлением о предоставлении ему отсрочки исполнения судебного акта, вынесенного районным судом города Энска. Судебный пристав-исполнитель вынес постановление об отсрочке исполнения исполнительного акта на 3 месяца.

Соответствуют ли действия судебного пристава-исполнителя требованиям закона. В каком порядке предоставляется отсрочка или рассрочка исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также изменение способа и порядка их исполнения?

 

Вариант № 3. Взыскатель обратился к судебному приставу-исполнителю с просьбой о совершении исполнительных действий по исполнительному документу об устранению препятствий в общении с ребенком, в воскресенье, в связи с тем, что в будни дни он работает и у него нет возможности общаться с ребенком. Судебный пристав-исполнитель в устной форме отказал в удовлетворении этой просьбы взыскателя, разъяснив ему, что исполнительные действия совершаются только в рабочие дни.

Дайте оценку действиям судебного пристава-исполнителя. Изложите время и место совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

 

Вариант № 4. Должник, в целях уклонения от уплаты алиментов по исполнительному документу, сменил место работы и об этом не уведомил судебного пристава-исполнителя. На неоднократные вызовы судебного пристава-исполнителя он не являлся. В связи с этим судебный пристав-исполнитель вынес постановление о приводе должника.

Оцените действия судебного пристава-исполнителя. Какую ответственность может нести должник за нарушение законодательства об исполнительном производстве?

 

Вариант № 5. В связи с утратойподлинникаисполнительноголиста взыскатель обратился к судебному приставу–исполнителю с заявлением о выдаче ему дубликата исполнительного листа. Судебный пристав-исполнитель отказал ему в этом, о чем вынес постановление.

Правомерно ли поступил судебный пристав-исполнитель? В каком порядке выдается дубликат исполнительного документа? Какова ответственность за утрату исполнительного листа или судебного приказа?

Вариант № 6. При исполнении судебного акта о конфискации имущества судебный пристав-исполнитель обнаружил в квартире должника охотничье ружье. Должник пояснил, что это ружье принадлежит его другу - гражданину М. и попросил судебного пристава-исполнителя не включать его в опись имущества. Однако судебный пристав-исполнитель включил охотничье ружье в акт о наложении ареста на имущество должника (опись имущества).

Оцените действия судебного пристава-исполнителя. На какое имущество не может быть обращено взыскание по исполнительным документам?

 

Вариант № 7. В процессе исполнительного производства о принудительном исполнении нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов взыскатель обратился к судебному приставу-исполнителю с заявлением о вынесении постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации в связи с невыполнением им своих обязательств по уплате алиментов. Судебный пристав-исполнитель разъяснил взыскателю в устной форме, что он не имеет права совершать такие исполнительные действия.

Дайте оценку действиям судебного пристава-исполнителя. В каком порядке судебный пристав-исполнитель совершает исполнительные действия, связанные с временным ограничением на выезд должника из Российской Федерации?

 

Вариант № 8. В связи с длительным неисполнением исполнительного листа о взыскании алиментов на содержание ребенка гражданка Ф. обратилась к судебному приставу-исполнителю с заявлением об объявлении розыска должника и его имущества. Судебный пристав-исполнитель разъяснил гражданке Ф, что розыск должника и его имущества осуществляют органы внутренних дел. Поэтому ей необходимо обратиться с этим заявление в органы внутренних дел по последнему месту жительства должника.

Оцените действия судебного пристава-исполнителя. В каком порядке объявляется и осуществляется розыск должника, его имущества или розыск ребенка?

Вариант № 9. В связи с возникшей необходимостью по возбужденному исполнительному производству судебный пристав-исполнитель произвел вскрытие и осмотр помещения, занимаемого должником. К производству этого исполнительного действия судебный пристав-исполнитель, привлек в качестве понятого гражданина Я. Закончив осмотр помещения, судебный пристав-исполнитель составил акт осмотра помещения и попросил понятого расписаться в этом акте. Должник обжаловал действия судебного пристава-исполнителя главному судебному приставу субъекта РФ.

Соответствуют ли действия судебного пристава-исполнителя требованиям закона? В каком порядке оспариваются постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие)?

Вариант № 10. По исполнительному листу, выданному районным судом города Э. должник обязан был снести незаконно возведенное сооружение в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного и исполнения. Поскольку должник не исполнил это тр6ебование, судебный пристав-исполнитель вынес постановление о взыскании с него исполнительского сбора и установил должнику новый срок для исполнения. Однако и во вновь установленный срок должник без уважительных причин не исполнил требование исполнительного документа. В связи с этим судебный пристав-исполнитель на основании ст. 17.15 КоАП РФ наложил на должника административный штраф.

Оцените действия судебного пристава-исполнителя. Каковы особенности исполнения требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах?

 

Тематика рефератов [3]

1. Место исполнительного производства в системе российского права.

2. Действие норм об исполнительном производстве во времени, в пространстве и по кругу лиц.

3. Система исполнительного производства.

4. История исполнительного производства в России.

5. Проблемы исполнительного производства на современном этапе развития российского законодательства.

6. Модели исполнительного производства за рубежом.

7. Правоспособность и дееспособность в исполнительном производстве.

8. Место и роль суда в исполнительном производстве.

9. Представительство в исполнительном производстве.

10. Порядок принудительного исполнения решений третейских судов в Российской Федерации.

11. Общая и специальная территориальная компетенция совершения исполнительных действий.

12. Юридическая природа исполнительского сбора, порядок его взыскания.

13. Основания и порядок наложения штрафов в исполнительном производстве.

14. Административный контроль в исполнительном производстве.

15. Судебный контроль в исполнительном производстве.

16. Защита прав взыскателя в исполнительном производстве.

17. Имущественные иммунитеты должника в исполнительном производстве.

18. Общие условия исполнения исполнительных документов, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения.

19. Особенности исполнения решений российских судов в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций.

20. Правовое регулирование вопросов исполнения решений иностранных судов и арбитражей.

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-26; Просмотров: 583; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.