Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административно-правовой режим чрезвычайного положения




Чрезвычайное положение — это особый правовой режим, предусматривающий ограничение установленных Конституцией РФ и законами прав граждан и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Этот режим объявляется в исключительных случаях в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Создаваемый в результате введения чрезвычайного положения (ЧП) правовой порядок способствует устранению обстоятельств, являющихся факторами угрозы, восстановлению законности, правопорядка, нормализации чрезвычайной ситуации. Правовую основу института ЧП определяют нормы ст. 56, 88, 102 Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», некоторых других законов.

Основанием для введения ЧП являются:

-чрезвычайные ситуации социально-политического характера;

-чрезвычайные ситуации криминогенного характера, выражающиеся в массовых беспорядках, террористических актах;

-чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.

Режим чрезвычайного положения вводится на всей территории Российской Федерации или в отдельных субъектах РФ указом Президента РФ.

Срок действия ЧП, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а в отдельных местностях — 60 суток. По истечении этого срока ЧП считается прекращенным, если оно своевременно не продлевается указом Президента РФ. Президент вправе отменить свой указ о введении ЧП досрочно, если в период действия режима отпали обстоятельства, послужившие основанием для его введения.

В качестве основного элемента режима ЧП выступает система чрезвычайных мер — совокупность норм и административно-организационных действий, осуществляемых органами власти в целях ограничения прав граждан и организаций, возложения на них дополнительных обязанностей.

Меры, осуществляемые в период действия ЧП, подразделяются на:

а) совместные для режимов социального и природно-техногенного характера — полное или частичное приостановление на территории, на которой введено ЧП, полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов местного самоуправления; установление ограничений на свободу передвижения по территории, на которой введено ЧП, а также введение особого режима въезда на указанную территорию и выезда с нее; усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране. В данном перечне содержатся меры, которые могут применяться не только в период действия ЧП, но и в других, в том числе не чрезвычайных, условиях;

б) социально-политические и контркриминогенные — комендантский час, предварительная цензура, приостановление деятельности общественных объединений, препятствующих устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения ЧП; проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;

в) природно-техногенные — временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений; введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других мероприятий.

В качестве составного элемента режима выступают формы особого государственного управления, вводимые на период ЧП. Закон предусматривает, что указом Президента РФ может вводиться особое управление этой территорией путем создания:

а) временного специального органа управления территорией, на которой введено ЧП;

б) федерального органа управления территорией, на которой введено ЧП.

Для осуществления единого управления силами и средствами, обеспечивающими режим ЧП, указом Президента РФ назначается комендант территории, на которой введено ЧП.

7. Норма административного права: понятие, структура. Виды административно-правовых норм.

Норма административного права, как и норма другой отрасли права, – это правило общего характера, конкретная мера возможного, должного или обязательного поведения участников управленческих отношений, установленная или санкционированная государством, гарантирующая их реализацию специальными мерами государственного стимулирования или принуждения.

Структура нормы административного права – способ и форма взаимосвязи ее элементов. Такими элементами являются гипотеза, диспозиция и санкция. Вместе с тем нормам административного права присуще и поощрение. Гипотеза административно-правовой нормы – управленческие отношения, на которые она призвана при определенных условиях воздействовать. Диспозиция – правило поведения сторон, предписываемое нормой. Диспозиция всегда предполагает тесную взаимосвязь прав и обязанностей субъектов права. Санкция всегда содержит указание на меры административного наказания (или иной меры принуждения), применяемые к правонарушителю.

Виды: По содержанию: 1) регламентирующие порядок образования, функции, задачи, структуру и компетенцию органа исполнительной власти, государственного управления; 2) закрепляющие основные положения организации, функционирование и правовое положение государственных предприятий, учреждений и организаций; 3) устанавливающие оптимальные формы и методы реализации деятельности органов исполнительной власти, государственного управления; 4) закрепляющие права, обязанности и ответственность граждан и их общественных объединений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления; 5) закрепляющие и регулирующие основные положения, принципы организации и деятельности института государственной службы; 6) регламентирующие способы обеспечения законности и дисциплины в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления; 7) определяющие положения и принципы регулирования отношений между субъектами административного права в экономике, промышленности, аграрном секторе, хозяйственной сфере, социально-культурной и административно-политической сфере и межотраслевом управлении.

По предмету правового регулирования: 1) материальные – регулирующие сущность управленческих отношений, правила поведения субъектов административного права в процессе осуществления прав, обязанностей, задач, функций и полномочий; 2) процессуальные – регламентирующие порядок реализации этих управленческих отношений или порядок, процедуру рассмотрения дел об административных правонарушениях, вынесение решения о виде административного наказания, порядок обжалования решения и порядок исполнения решения.

По методу воздействия на поведение субъектов управленческих отношений: 1) обязывающие; 2) уполномочивающие; 3) запрещающие; 4) стимулирующие; 5) согласительные.

По форме предписания административно-правовые нормы бывают: 1) категорические (императивные); 2) рекомендательные; 3) диспозиционные.

По способу действия: 1) в пространстве – общероссийские, в пределах субъекта РФ, местные правовые акты и др.; 2) по времени – с определенным сроком действия, бессрочные, не имеющие предварительного срока действия; 3) по субъектам регулирования – в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, касающиеся физических или юридических лиц, государственных служащих, негосударственных учреждений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.