Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вступление




Общие данные об изучаемой дисциплине

К 64

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

Ю.Г. Конаневич

Необходимо ответить на следующие вопросы

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО

Необходимо ответить на следующие вопросы

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

Задание 1.

(при выполнении задания используйте: Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 21.11.2011, с изм. от 07.12.2011) "Об охране окружающей среды"

 

1.Укажите виды субъектов и объектов экологического права

2. Укажите виды ответственности за экологические правонарушения

 

Задание 1.

(при выполнении задания используйте: "Конституция Российской Федерации"(принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ ("Об информации, информационных технологиях и о защите информации"; Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"; Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне"; Федеральный закон от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"; Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" и др.

1.Укажите понятия и виды тайн, охраняемые законом.

2. Укажите понятие и виды информации.

 

 

Учебно-методический комплекс для студентов
Учреждения образования Федерации профсоюзов Беларуси «Международный институт трудовых и социальных отношений»

 

 

Минск 2009


УДК 347.6(075.8)

 

 

А в т о р

Ю.Г. Конаневич, старший преподаватель кафедры частного права

 

 

УДК 347.6(075.8)

 

 

© Конаневич Юрий Григорьевич, 2009.

© Международный институт трудовых и социальных отношений, 2009.


 

 

 


 

 

Настоящее учебно-методический комплекс для студентов УО ФПБ «Международный институт трудовых и социальных отношений» предназначен для изучения студентами по специальности «Правоведение» дисциплины «Семейное право».

В настоящем учебно-методическом пособии для студентов УО ФПБ «Международный институт трудовых и социальных отношений» изложена методика изучения дисциплины «Семейное право».

Семейное право Республики Беларусь призвано регламентировать брачно-семейные отношения, возникающие в белорусском обществе. Семейное право, являясь самостоятельной отраслью права, в значительной степени базируется на основе гражданского права. По сути, гражданское право выступило в свое время базой для формирования семейного права как отдельно стоящей в системе права отрасли, имеющей свой самостоятельный предмет правого регулирования.

Семейное право регулирует вопросы заключения и расторжения брака, права и обязанности супругов по отношению к друг другу, имущественные и личные неимущественные права и обязанности родителей в отношении детей, а также имущественные и личные неимущественные права и обязанности детей в отношении родителей, вопросы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Семейное право в значительной степени развивает такие институты гражданского права как опека и попечительство.

Изучение семейного права позволяет наиболее полно ознакомиться с порядком правового регулирования целого комплекса правоотношений, существующих в обществе.

Настоящее учебно-методическое пособие для студентов УО ФПБ «Международный институт трудовых и социальных отношений» содержит в себе следующие элементы:

· Содержание дисциплины;

· Тематика проведения лекций;

· Планы проведения лекций;

· Список нормативных документов, необходимых для изучения данной учебной дисциплины;

· Список литературы, необходимой для изучения данной учебной дисциплины в целом и ее отдельных тем в частности.

 

В настоящем учебно-методическом пособии для студентов УО ФПБ «Международный институт трудовых и социальных отношений» регламентирован порядок изучения дисциплины «Семейное право» студентами заочного отделения и дневного отделения.

Тематика и содержание занятий представлена для каждого из отделений.

 

 


Цели и задачи изучения дисциплины
«Семейное право»

 

Общие положения о дисциплине «Семейное право»

 

Отношения, складывающиеся в обществе, нуждаются в четком и последовательном регулировании. Потребность в таком регулировании обусловила появление права как социального явления. Различный характер общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании, обусловил, в свою очередь, подразделение системы права на отдельны отрасли, каждая из которых получила свой индивидуальный предмет правового регулирования и метод правового регулирования.

Семейное право, выступая в качестве самостоятельной отрасли права, по своему регулирует общественные отношения, входящие в предмет его правового регулирования. Семейное право как отрасль права призвано достигать определенных целей и решать определенные задачи, поставленные перед ним. Изучение положений семейного права студентами по специальности «Правоведение» содействует формированию всесторонне развитого специалиста в области юриспруденции.

 

Цели изучения дисциплины «Семейное право»

 

Целями изучения дисциплины «Семейное право» являются:

  • Формирование высокого уровня знаний в области юриспруденции у студентов УО ФПБ «Международный институт трудовых и социальных отношений» по специальности «Правоведение»;
  • Подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих высочайшим уровнем правовой культуры и развитым правовым мышлением;
  • Усвоение студентами знаний о порядке правового регулирования личных неимущественных и связанных с ними имущественных отношений, возникающих в процессе взаимодействия субъектов права;
  • Освоение студентами юридической терминологией, присущей семейному праву;
  • Формирование предпосылок для повышения уровня правовой культуры общества в Республике Беларусь в целом.

 

Задачи изучения дисциплины «Семейное право»

 

Задачами изучения дисциплины «Семейное право» являются:

  • Формирование знаний о месте и роли семейного права в системе права;
  • Формирование знаний о предмете, методе и механизме правового регулирования отношений в семейном праве;
  • Формирование знаний о порядке возникновения прав и обязанностей в семейном праве;
  • Формирование знаний о порядке осуществления и защиты прав в брачно-семейных отношениях;
  • Формирование знаний о брачно-семейных отношениях и их содержании;
  • Формирование знаний о субъектном составе брачно-семейных правоотношений;
  • Формирование знаний о браке как институте семейного права;
  • Формирование знаний о порядке расторжения брака и признания его недействительным;
  • Формирование знаний о правах и обязанностях супругов;
  • Формирование знаний о правах и обязанностях родителей в отношении своих детей;
  • Формирование знаний о правах и обязанностях детей в отношении родителей;
  • Формирование знаний о порядке возникновения прав и обязанностей родителей в отношении детей;
  • Формирование знаний о порядке лишения родительских прав и ограничения родительских прав;
  • Формирование знаний и правовом регулировании устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
  • Формировании знаний об усыновлении (удочерении);
  • Формирование знаний о приемной семье;
  • Формирование знаний об опеке и попечительстве;
  • Формирование знаний о правовом регулировании охраны детства;
  • Формирование знаний о правовом регулировании вопросов актов гражданского состояния;
  • Формирование знаний о порядке правового регулирования брачно-семейных отношений, содержащих иностранный элемент.

 

В процессе изучения дисциплины «Семейное право» студенты должны:

 

знать:

  • Содержание семейного права как отрасли права;
  • Семейное законодательство Республики Беларусь;
  • Терминологию, используемую при изучении дисциплины;
  • Принципы правового регулирования в семейном праве;
  • Особенности применения отдельных норм семейного права на практике.

 

уметь:

  • Работать с нормативно-правовыми актами, регулирующими брачно-семейные правоотношения;
  • Профессионально и грамотно применять нормативный материал при решении конкретных задач, возникающих в процессе изучения дисциплины «Семейное право»;
  • Профессионально, грамотно и корректно применять теоретический материал при решении практических задач;
  • Осуществлять грамотно и корректно толкование норм права;
  • Ориентироваться в вопросах правоприменительной деятельности.

 

приобрести умения и навыки:

  • Анализа норм права, регулирующих изучаемые правоотношения;
  • Эффективного применения норм права;
  • Анализа существующей правоприменительной деятельности;
  • Юридического обоснования принимаемых на основе нормативно-правовых актов решений;
  • Разрешения сложных ситуаций, возникающих в правоприменительной деятельности.

Содержание и значение лекционных занятий

 

Лекция – это форма учебного занятия, позволяющая преподавателю наиболее эффективно предоставить студентам имеющийся у него багаж знаний относительно предмета изучения, а студенту – воспринять предоставляемый ему материал, составить картину об изучаемом явлении, выявить проблемные вопросы и сформировать для себя методику самостоятельной работы по дисциплине.

 

Лекционное занятие, по своей сути, предполагает предварительную подготовку к нему как со стороны лектора, так и со стороны студента, исходя из целей и задач участия каждого из них в учебном процессе. Успешное проведение лекционного занятия во многом зависит от уровня подготовленности слушателя к ней. В этой связи студенту целесообразно заранее ознакомиться с планом лекции, приблизительным содержанием отдельных пунктов лекции путем изучения программы курса и комплекса учебно-методических материалов по нему. Кроме того, совершенно не лишним будет также ознакомиться с соответствующей литературой и нормативно-правовыми актами по изучаемой на лекции теме, что в дальнейшем позволит лектору и студенту наиболее тесно взаимодействовать и рассматривать с наибольшим эффектом весь комплекс вопросов, возникающих у студенческой аудитории.

 

Перед лекцией важное значение имеет психологическая настроенность студента на работу, концентрация его внимания и наличие желания тесно взаимодействовать в работе с лектором. Конспектирование лекции позволяет зафиксировать наибольшее количество информации относительно предмета изучения, на основе которого в дальнейшем при осуществлении самостоятельной работы по дисциплине можно уяснить непонятные моменты либо сформировать определенный массив информации для проведения научно-исследовательской работы.

 

Содержание конспекта должно отражать суть лекции, для чего студенту необходимо стараться включать в конспект в максимально полно всю информацию, предоставляемую лектором. Ведение конспекта лекции предполагает запись ее текста своими словами, с использованием необходимых, понятных и наиболее широко используемых сокращений. В то же время, студент должен дословно записывать формулировки, выводы и иные сведения, предоставляемые лектором, содержащие в себе наиболее важную информацию, точность выражения которой является залогом успешного изучения дисциплины.

 

Конспект необходимо вести аккуратно, четко выделяя разделы, главы, заголовки, подзаголовки, абзацы, формулировки, цитаты, иную информацию, полезную для изучения и понимания дисциплины. Необходимо нумеровать в тексте каждый из рассматриваемых по плану лекции вопрос, облегчая тем самым последующий доступ к информации, зафиксированной в конспекте. Названия вопросов лекции, иную важную информацию следует выделять путем подчеркивания, обозначения цветом либо иным способом, позволяющим отделять визуально данную часть лекции (например, текст, записанный в правой части страницы либо в верхнем правом углу страницы обращает на себя внимание значительно лучше, чем текст, записанный на странице слева). Каждую новую тему лекции по изучаемой дисциплине следует начинать с новой страницы, выделяя ее тем самым из общего массива содержащейся в конспекте информации. План лекции также целесообразно указывать с правом верхнем углу страницы с выделением его каким-либо описанным образом либо без такого выделения

 

В тексте конспекта лекции также необходимо делать отметки о литературных источниках информации либо о нормативном материале, на которые ссылается лектор. В конспекте желательно выделять поля, на которых необходимо помечать возникающие в процессе проведения лекции вопросы, делать определенные пометки либо указывать проблемы, которые необходимо рассмотреть в процессе самостоятельной работы.

 

После текста лекции в конспекте целесообразно оставлять одну или несколько пустых страниц, на которых в ходе самостоятельной работы студента возможно будет сделать дополнения к лекции из различных источников, разобрать проблемные моменты либо указать иную информацию, касающуюся рассматриваемой тематики.

 

Кроме того, возникающие в процессе лекции вопросы могут быть обсуждены во время занятия, для чего лектору следует выделять некоторую часть времени занятия именно для того, чтобы слушатели имели возможность получить пояснения по содержанию лекции, либо отвечать на вопросы по ходу чтения лекции. Студентам необходимо формулировать четко интересующие их вопросы и не задавать вопросов, не относящихся к теме лекции.

 

По окончании лекции работа над конспектом также может быть продолжена. Студент имеет возможность самостоятельно упорядочить предоставленную ему на лекции информацию, добавить в конспект новые сведения, исправить неточности, допущенные при написании конспекта. Для достижения наибольшего эффекта от проведения лекционного занятия необходимо продолжить самостоятельную работу по его теме как можно быстрее, не откладывая ее на долгое время.

 

 

Содержание и значение практических занятий

 

 

Полученная на лекции информация требует дальнейшего закрепления и обсуждения. Частично данная задача реализуется в процессе самостоятельной работы студента над темой лекции. Однако этого недостаточно для полного и всестороннего овладения изучаемой дисциплиной, для чего необходимо проведение практических занятий.

 

Семинарское занятие – форма занятий, в ходе которой студенты получают навыки самостоятельной творческой работы над дисциплиной. Суть семинарского занятия заключается в предоставлении возможности студентам освоить навыки обоснования и аргументации своей позиции по обсуждаемой теме, а также корректного, лаконичного и четкого выражения своих мыслей перед аудиторией и преподавателем.

 

Семинарское занятие – определенная форма контроля знаний, полученных студентов в процессе лекционных занятий и в процессе самостоятельной работы над дисциплиной. Причем, самостоятельная работа в данном случае имеет основополагающее значение.

 

Каждое семинарское занятие проводится на основе плана, содержащего в методических материалах по изучаемой дисциплине. Студент обязан ознакомиться с планом семинарского занятия, с целями и задачами его проведения, с возможными формами контроля знаний на данном семинарском занятии. Кроме того, студент должен ознакомиться с содержанием дополнительной самостоятельной работы по изучаемой теме (например, подготовка рефератов и докладов).

 

Подготовка к семинарскому занятию осуществляется на основе конспекта лекции, а также на основе того списка литературы, который указывается в методических материалах по дисциплине для изучения определенной темы. Приведенный в методических материалах список литературных источников, нормативно-правовых актов, наглядных пособий, не является исчерпывающим. Студент вправе использовать любой иной источник для подготовки к семинарскому занятию, в том числе различную аналитическую информацию, статистические данные, данные социологических и иных исследований, касающихся обсуждаемой проблематики. При этом, единственным условием к возможности использования данного источника является соответствие его содержания действующим нормам права. Студент также может использовать для подготовки к семинару нормативно-правовые акты, а также основанную на ней литературу, основанную на них, для анализа развития законодательства и регулируемых им отношений, естественно указывая, что в данный момент та или иная норма права в настоящее время является недействительной.

 

В процессе подготовки к семинарскому занятию важное значение имеет тесное взаимодействие студента с преподавателем по изучаемой дисциплине. При поддержке кафедры и других подразделений учебного заведения последний может предоставить студенту интересующую его информацию, дать пояснения по определенным вопросам, заранее указать на неверность определенных действий студента по подготовке к семинарскому занятию.

 

Итогом подготовки к семинарскому занятию должна быть готовность каждого студента выступить перед аудиторией с докладом по вопросам, включенным в план семинарского занятия, а также принять участие в обсуждении сделанных докладов.

 

Продолжительность доклада каждого из студентов должна составлять 5-10 минут, после чего со стороны преподавателя и аудитории к докладчику поступают вопросы по теме доклада, а также вносятся дополнения и коррективы. Докладчики назначаются преподавателем, как правило, из числа желающих выступить. Во время доклада студент вправе обращаться к имеющимся у него выпискам и записям определенных вопросов, однако он обязан воздерживаться от полного считывания таких материалов. Во время доклада допускается дословное зачитывание определенных материалов, если их суть может быть уяснена только при полном воспроизведении с соблюдением всех правил грамматики и стиля, указанных в определенных документах.

 

Студенты также могут делать доклад на семинарском занятии на основании заранее подготовленных по заданию преподавателя или по собственной инициативе рефератов. Совершение доклада на основе заранее подготовленного реферата также не должно выливаться в сплошное зачитывание текста реферата докладчиком. В речи докладчика излагается суть затронутого им вопроса, его анализ, указываются существующие по данному вопросы теории и научные разработки.

 

Студент во время доклада по подготовленному им реферату вправе высказывать собственные суждения относительно затронутого им вопроса, определенные предложения по решению определенных проблем, связанных с темой, рассматриваемой в реферате. При этом, все суждения и предложения студент должен обосновывать существующими нормами права, сведениями, полученными в результате различных исследований, историческими сведениями либо анализом зарубежного опыта по определенной проблематике.

 

Другие студент обязаны внимательно слушать доклады своих коллег, улавливать суть их рассуждения и замечать какие-либо неточности. Каждый из студентов, выступающих в роли слушателей определенного доклада, должен быть готов в любой момент вступить в дискуссию по обсуждаемому вопросу, задать выступающему вопрос относительно его речи для уяснения отдельных позиций.

 

В случае непосещения студентом определенного семинарского занятия, он обязан, согласовав с преподавателем, подготовить материал в оговоренные сроки и отчитаться по теме семинарского занятия.

 

Студент, имеющий задолженности по семинарским занятиям, не допускается сдаче экзамена по дисциплине.

 

Наряду с семинарскими занятиями, могут проводиться практические занятия, в ходе которых студентам предоставляется возможность освоения навыков самостоятельной работы над практическими заданиями, в ходе которой они приобретают определенные навыки и умения по использованию имеющегося у них багажа теоретических знаний.

 

Практическое занятие предполагает решение задач, в ходе которого студент должен применить определенные нормы права для принятия правильного и законного решения. По сути, студенту предоставляется возможность осуществления учебной правоприменительной деятельности. Это позволяет в определенной мере приблизить будущего специалиста к реальным условиям работы, с которыми студент столкнется в ходе ознакомительной или производственной практики либо в последующей трудовой деятельности.

 

Содержание практического занятия и задачи, решение которых необходимо к его подготовке, указываются в методических материалах по изучаемой дисциплине. К заданиям прилагается список литературных источников и нормативно-правовых актов, использование которых необходимо для получения ответов на задачи.

 

В ходе практического занятия каждый из студентов обязан предоставить варианты решения поставленных перед ними задач с соответствующим обоснованием ответа и его аргументацией. Студент должен быть готов предоставить решение задачи как в устной, так и в письменной форме. Все высказанные варианты решения задачи обсуждаются аудиторией в порядке свободной дискуссии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.