Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Б.11 Принцип суверенного равенства государств 2 страница




регулярно и своевременно обеспечивать судей аутентичными текстами и официальными переводами международных договоров Российской Федерации и иных актов международного права.

18. Рекомендовать Российской академии правосудия при организации учебного процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов обращать особое внимание на изучение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, регулярно анализировать источники международного и европейского права, издавать необходимые практические пособия, комментарии, монографии и другую учебную, методическую и научную литературу.

19. Поручить Судебным коллегиям по гражданским и уголовным делам, Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации подготовить совместно с Российской академией правосудия предложения о дополнении ранее принятых постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации соответствующими положениями о применении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Б.7 Субъекты международного права: понятие, принципы, основные источники и институты

Субъект международного права - это самостоятельное образование, которое благодаря своим возможностям и юридическим свойствам способно обладать правами и обязанностями по международному праву, участвовать в создании и реализации этих норм.Виды субъектов МП:Государства.Союзы государств.Международные организации.Коалиции государств.

 

Представителями субъектов МП являются:

Главы государств, главы правительств, министры иностранных дел, главы дипломатических представительств, министры в пределах своих полномочий, главы представительств международных организаций, делегации, уполномоченные на ведение переговоров.

Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов государственной власти и государственного управления. Порядок представительства государства при заключении договоров, определение соответствующих органов и их компетенции являются внутренним делом государства и регулируются внутригосударственным правом, прежде всего их конституциями. У международных организаций это определяется их уставами.

Согласно Венской конвенции 1969 года (ст.7) следующие лица не нуждаются в полномочиях и считаются представляющими свое государство:

Главы дипломатических представительств - в целях принятия текста договора между аккредитующим государством и государством, при котором они аккредитованы; представители, уполномоченные государствами представлять их на международной конференции или в международной организации или в одном из ее органов, - в целях принятия текста договора на такой конференции, в такой организации или в таком органе.

Главы государств, главы правительств и министры иностранных дел - в целях совершения всех актов, относящихся к заключению договора, следовательно, последние две категории лиц должны иметь полномочия на подписание договора.

Положения п. 1 и 2 ст.12 ФЗ “О международных договорах РФ” полностью соответствуют сложившейся международной практике: “Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию в международных отношениях и в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международным правом ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации без необходимости предъявления полномочий. Председатель Правительства Российской Федерации как глава Правительства и министр иностранных дел Российской Федерации в силу своих функций и в соответствии с международным правом ведут переговоры и подписывают международные договоры Российской Федерации без необходимости предъявления полномочий. Федеральный министр, руководитель иного федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции вправе вести переговоры и подписывать международные договоры Российской Федерации межведомственного характера без предъявления полномочий. Глава дипломатического представительства Российской Федерации в иностранном государстве или глава представительства Российской Федерации при международной организации вправе вести переговоры в целях принятия текста международного договора между Российской Федерацией и государством пребывания или в рамках данной международной организации без предъявления полномочий”.

Таким образом, резюмируется, что глава государства, глава правительства и министр иностранных дел таким правом наделены в силу своего должностного положения и служебных функций. Право федерального министра, руководителя иного федерального органа исполнительной власти вести переговоры и подписывать договоры межведомственного характера без предъявления полномочий вытекает из того, что он несет ответственность за деятельность своего ведомства и может выступать от его имени в силу своего служебного положения.

В отличие от вышеуказанных должностных лиц глава дипломатического представительства РФ в иностранном государстве или глава представительства РФ при международной организации без предъявления полномочий могут только принимать текст договора. На подписание договора посол или глава представительства должны получить полномочия.

Что касается должностных лиц, которые обязаны получить полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров РФ, такие полномочия предоставляются: в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, - Президентом Российской Федерации, а в отношении договоров, заключаемых от имени Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению Правительства Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Президента Российской Федерации либо от имени Правительства Российской Федерации Министерством иностранных дел Российской Федерации; в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства Российской Федерации, - Правительством Российской Федерации.

Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Правительства Российской Федерации Министерством иностранных дел Российской Федерации; в отношении договоров межведомственного характера - федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти.

Оформление полномочий означает выдачу Министерством иностранных дел России специального документа, подтверждающего право данного лица вести переговоры и подписывать договор, либо, применительно к межведомственным договорам, выдачу такого документа руководителем ведомства.

Основанием для выдачи полномочий МИД является решение, принятое Президентом или Правительством в соответствии со ст.11 Закона, в котором указывается, кому поручено вести переговоры и подписать договор. Без такого решения МИД не оформляет полномочия. При этом полномочия могут быть выданы (в зависимости от содержания решения) только на проведение переговоров или на проведение переговоров и подписание договора, или же только на подписание договора.

Полномочия, выдаваемые МИД, подписываются министром либо одним из его заместителей и директором Правового департамента. На них ставится мастичная печать МИД.

Уполномоченные должны действовать при заключении договора строго на основании и в пределах свои полномочий. Любой акт по заключению договора, совершенный лицом, на то не уполномоченным или в нарушение полномочий, не порождает для государства никаких правовых последствий, если только он впоследствии не будет подтвержден компетентным органом этого государства.

Уполномоченный должен представлять реально существующего субъекта международного права или его органы. Советский Союз, а вслед за ним и РФ никогда не признавал действительными полномочия, выданные органами, которые не представляют данное государство в международных отношениях (марионеточными правительствами, свергнутыми монархами, президентами и т.п.). Представители свергнутых правительств могут продолжать участие в переговорах о заключении договора лишь в том случае, если они получают полномочия от нового правительства.

Наиболее приемлемой можно считать такую ​​периодизацию международного права:

I. От древнейших времен до Вестфальского конгресса (1648).

II. От Вестфальского конгресса в эпоху Великой французской революции (граница XVIII-XIX веков).

III. От эпохи Великой французской революции до создания Версальской системы (1919-1939).

IV. От создания Версальской системы до наших дней (современная эпоха):

а) Версальская система (1919-1939);

б) международное право периода противостояния тоталитаризма и демократии (1945 - конец 80-х годов);

в) международное право времена перехода к полицентризма (с конца 80-х годов. до наших дней).

Исключительно велика роль России в регламентации «законов и обычаев войны». Так, в 1868 г. по инициативе России была принята Санкт-Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль. В 1899 г. и 1907 г. были проведены две конференции мира, в которых Россия приняла активное участие. В этой связи нельзя переоценить и роль Российского государства в совершенствовании института мирных средств разрешения международных споров.

Новый этап в международных отношениях начался после Октябрьской революции 1917 г. Декрет о мире устанавливал новые принципы взаимоотношений государств, обозначил формирование некоторых важных принципов международного права.

В 30-х гг. СССР сыграл важную роль в демократизации международных отношений, в предотвращении экспансии Германии. Во время Второй мировой войны Советский Союз вынес основную тяжесть борьбы с фашизмом.

Являясь одним из основателей ООН, СССР принял активное участие в послевоенном устройстве мире, содействовал крушению колониальной системы, поддерживал вступившие на международную арену новые независимые государства.

С распадом СССР и проводимой перестройкой экономической и политических систем наше государство, к сожалению, утратило свою роль сверхдержавы. Были потеряны, в частности, ведущие позиции в решении важнейших вопросов мирового порядка, утрачено влияние России в Восточной Европе, арабском мире, Африке, Азии, Латинской Америке.

В настоящее время предстоит серьезная работа по восстановлению утраченных нашей страной внешнеполитических позиций, устранению возникших в мере дисбалансов. Хочется верить, что к концу нынешнего тысячелетия Россия восстановит свое значение ведущей мировой державы.

Мартенс. Его главный труд - "Современное международное право цивилизованных народов" в двух томах. С 1882 г. он выдержал несколько изданий в России и переведен на языки многих стран мира. После этого труда некоторые современные работы читать неинтересно. Ф.Ф. Мартенс исходил из того, что в основе всех правовых отношений лежит сама жизнь. Международное право только тогда обретет прочный фундамент, "когда естественные и исторические законы развития народов будут выяснены". Серьезное значение придавалось таким факторам, как мораль, справедливость, которые должны лежать в основе международного права.

Особого внимания заслуживает подход к правовому регулированию как к разновидности управления. В международном управлении Ф.Ф. Мартенс различал две стороны:

- управление внешними сношениями государства с помощью законодательной, административной и судебной властей;

Тункин Г.И. Теория международного права видный советский юрист-международник Перу Григория Ивановича принадлежит свыше 250 научных работ по актуальным вопросам международного права и международной политике[1]. Среди работ автора присутствуют и монографии, и статьи в научных периодических изданиях и словарях, главы в учебниках по международному праву и в фундаментальном 7-ми томном курсе международного права, многочисленные рецензии и предисловия.изложил основные вопросы курса «международное право», а именно: понятие международного права и его источники, субъекты международного права, основные международно-правовые принципы мирного сосуществования государств, международные организации. Истинно, мал золотник да дорог. Долгие годы данная брошюра оставалась лучшей. Г.И. Тункин называет шесть новых ос­новных принципов международного права: 1) ненападение, 2) мирное разрешение спо­ров, 3) самоопределение народов, 4) мир­ное сосуществование, 5) разоружение, 6) запрещение пропаганды войны. Из при­обретших «новую жизнь» старых принци­пов он отмечает четыре: 1) уважение го­сударственного суверенитета, 2) невмеша­тельство во внутренние дела, 3) равнопра­вие

Грабар российский и советский юрист. Главным объектом научного изучения академика Грабаря была история эволюции международного права в средневековой Европе и сложение начал к формированию науки международного права в России. Его перу принадлежат биографии известных в прошлом юристов-международников, как российских так и зарубежных. Основной научный интерес Грабаря лежит в истории международного права в Средние века и до этой эпохи.

Наиболее известна его книга по истории науки международного права в России, на которую ушло у него около 40 лет жизни. Эта работа не имеет прецедентов ни в русской юридической науке, ни в западной. Для русских юристов-международников книга Грабаря является единственным доступным ключом к прошлому их науки. Для иностранных правоведов, специалистов по международному праву, произведение открывает новое пространство для понимания развития науки международного права в России, факты рецепции, усвоения и приспособления европейских доктрин и практики, а вместе с тем и возможность распространения международно-правовых доктрин и практики в Китае, Персии, Центральной Азии, Монголии и в других восточных цивилизациях. Историки дипломатии найдут в книге Грабаря исследование, полное открытий.

Б.9 Понятие и классификация основных принципов международного права. Краткая характеристика источников, в которых закреплены эти принципы

Принципы м/н права — руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала м/н права. Они представляют собой наиболее общее выражение установившейся практики м/н отношений. Таким образом, принцип м/н права является нормой м/н права, имеющей обязательный характер для всех субъектов м/н права, прежде всего для государств и м/н организаций.

Основной принцип МП — основополагающая императивная, универсальная норма МП, отвечающая основным закономерностям развития сообщества государств и в силу этого защищаемая наиболее жесткими мерами принуждения.

Основные принципы МП зафиксированы в Уставе ООН. Помимо Устава ООН наиболее авторитетными источниками, раскрывающими содержание принципов современного МП, являются:

Декларация о принципах МП, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24.10.1970;

Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, содержащаяся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 01.09.1975.

Основные принципы МП:

суверенного равенства,

невмешательства во внутренние дела,

запрета применения силы или угрозы силой,

соблюдения м/н обязательств,

мирного разрешения м/н споров,

сотрудничества государств;

равноправия и самоопределения народов;

Появление принципов МП придало МП новое качество — право силы уступило место силе права.

Наиболее важные признаки принципов МП:

1) обязательность для всех субъектов МП (ООН обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания м/н мира и безопасности (п.6 ст.2 Устава ООН));

2) первичны в отношении остальных норм МП (последние приобретают качество недействительности в случае несоответствия положениям принципа (ст.3 Устава ООН, ст.53 Венской конвенции 1969));

3) наличие обратной силы относительно не соответствующих ему норм, хотя бы и возникших ранее нового основного принципа (ст.64 Венской конвенции 1969);

4) универсальность — распространение на всех субъектов м/н права без исключения требования соблюдения принципов м/н права, поскольку любое их нарушение будет с неизбежностью затрагивать законные интересы других участников м/н отношений.

Классификация принципов по сходству объекта (объектная классификация):

1) принципы, обеспечивающие мирное сотрудничество государств;

2) принципы, защищающие права человека, народов и наций;

3) принципы, обеспечивающие всеобщий мир и безопасность.

При включении основных принципов МП в тексты конституций стран сообщества государств они воздействуют на нормы национальных правовых систем.

Содержание основных принципов МП представляет единое целое и должно рассматриваться в комплексе (при толковании и применении принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов).

Принципы м/н права формируются, как правило, обычным и договорным путем.

Принципы призваны выполнять две функции:

1) стабилизационную — помогать приводить в определенный порядок м/н отношения при помощи ограничения их определенными нормативными рамками;

2) фиксирующую — закреплять все новшества практики м/н отношений.

Б.10 Принципы уважения государственного суверенитета: понятие и нормативное содержание. Примеры нарушения этого права.

- общепризнанный принцип международного права, включающий в себя признание и уважение политической независимости государства, его территориального верховенства и территориальной целостности, равноправия с другими государствами, права свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы; обязанности уважать суверенитет других государств и строить отношения с ними в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Появление этого принципа в международном праве относится к периоду перехода от феодализма к буржуазному обществу. Первоначально он выступал как принцип уважения суверенитета монарха, а в связи с буржуазными революциями приобрел характер П.уг.с. В современном международном праве содержание данного принципа значительно расширилось. П.у.г.с. закреплен Уставом ООН, он вошел в Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. На основании этих документов в содержание П.у.г.с. включаются:

1) обязанность уважать суверенитет других государств, суверенное равенство и своеобразие друг друга;

2) обязанность уважать все права, присущие суверенитету и охватываемые им, в т.ч. право каждого государства на юридическое равенство, территориальную целостность, свободу и политическую независимость;

3) обязанность государств уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила;

4) обязанность государств уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению отношения с другими государствами согласно международному праву;

5) обязанность государств уважать права друг друга на изменение своих границ в соответствии с международным правом мирным путем и по договоренности;

6) обязанность уважать право каждого государства принадлежать или не принадлежать к международным организациям, участвовать или не участвовать в двусторонних или многосторонних договорах, а тж. уважать право на нейтралитет.

П.у.г.с. обязывает участников международного общения уважать суверенитет любого государства, независимо от величины его территории, размеров населения, различий экономического, социального, политического или иного характера, и воздерживаться от его нарушения в любой форме. Особо недопустимо нарушение суверенитета с применением силы или угрозы силой. Неукоснительное уважение суверенитета является необходимым условием существования равноправных государств, обеспечивающим невмешательство одних участников международного общения во внутренние дела других. Взаимное уважение государственного суверенитета - решающая предпосылка мирного сосуществования государств различных социально-экономических систем, развития международного сотрудничества государств и обеспечения прочного мира между ними.

При определении принципов, лежащих в основе ООН, ее Устав первым указывает принцип суверенного равенства государств (ст. 2). Этот принцип лежит и в основе всего международного права, характерные черты которого определяются прежде всего тем, что его субъектами являются равносуверенные государства.

Основное содержание принципа:

- государства обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие суверенитету, включая правосубъектность; каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свою политическую, социальную, экономическую и культурную систему, устанавливать свои законы и административные правила;

- все государства обладают равными основными правами и обязанностями;

- они обязаны уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению свои отношения с другими государствами в соответствии с международным правом;

- каждое государство вправе участвовать в международных организациях и договорах;

- государства должны добросовестно выполнять свои обязательства по международному праву.

Принцип состоит из двух элементов - суверенитета и равноправия, между которыми существует неразрывная связь. Суверенитет может быть реальным лишь в условиях равноправия. Взаимное уважение суверенитета - необходимое условие равноправия.

Суверенитет обычно понимается как полновластие государства внутри страны и независимость вовне. Точность этого понимания относительна. Полновластие государства внутри страны ограничено правами народа и человека. Всеобщая декларация прав человека подтвердила общий принцип конституционного и международного права: "Воля народа должна быть основой власти правительства" (ст. 21). Конституция РФ: "Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ" (ч. 1 ст. 3).

Народу принадлежит высшее право определять экономическую, социальную, политическую систему страны. Международное право обязывает государство уважать право народа распоряжаться своей судьбой. Народ решает вопрос о государственной форме своего существования вплоть до ликвидации данного государства, например путем присоединения к другому государству.

Внешняя независимость также относительна. Суверенная власть государства ограничена аналогичной властью других государств. Уже в силу этого очевидна несостоятельность концепции абсолютного суверенитета, т.е. неограниченного суверенитета. Одна из главных функций международного права - разграничение сфер действия суверенной власти государств. Кроме того, суверенитет осуществляется в рамках международного права. Неслучайно принцип суверенного равенства включает требование выполнять обязательства по международному праву.

В литературе и практике весьма распространен взгляд, согласно которому любое международное обязательство ограничивает суверенитет или что международное право и суверенитет вообще несовместимы <*>. На самом деле суверенитет и международное право - взаимосвязанные и необходимые друг другу явления. Своей суверенной властью государства создают международное право и обеспечивают его реализацию. Со своей стороны, международное право служит гарантией суверенитета. Его основные принципы являются хартией суверенных прав государства. Международное право разграничивает действие суверенной власти государств, регулирует взаимодействие суверенных властей и тем самым обеспечивает реализацию суверенных прав.

Так же как свобода человека может быть обеспечена лишь в рамках права, так и суверенитет может быть реальным для всех государств лишь в условиях международного правопорядка. Упрочение этого правопорядка ведет к повышению реальности прав государств, особенно средних и малых, которые в прошлом были жертвами произвола крупных держав.

Заключая договор, государство не ограничивает, а реализует свой суверенитет. Благодаря договору оно не только создает для себя обязанности, но и обретает дополнительные возможности осуществления суверенных прав. Эта проблема носит далеко не только теоретический характер. Она стала предметом большой политики. Таким образом, суверенитет государства - это исходящая от народа верховная власть государства, независимо осуществляемая в соответствии с национальным и международным правом.

Равенство - второй элемент рассматриваемого принципа, нераздельно связанный с суверенитетом. Речь идет о равенстве суверенных прав государств. Что же касается иных прав, то они могут существенно различаться <*>. Одно государство участвует во многих договорах, другое - в ограниченном числе. Международное право - право равных (jus inter pares).

Б.12 Принцип неприменения силы или угрозы силой: понятие и нормативное содержание. Определение агрессии 1974: виды и формы агрессии, примеры

Принцип неприменения силы касается центральной проблемы любой правовой системы - соотношения силы и права. Ввиду отсутствия в международной системе надгосударственной власти сила находится в распоряжении самих субъектов. Такое положение придает особое значение установлению правовых рамок применения силы <*>.

Понятие силы включает прежде всего агрессивную войну, которая квалифицируется как преступление против мира, причем настолько опасное, что запрещена и пропаганда агрессивной войны. Агрессия представляет собой применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости другого государства. Из этого видно, что имеются в виду достаточно широкомасштабные военные действия, способные поставить под угрозу суверенитет, территориальную неприкосновенность государства. Пограничные инциденты таковыми не являются.

Принятое Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г. определение агрессии содержит перечень действий, представляющих собой акты агрессии, независимо от того, имело ли место формальное объявление войны. К ним отнесены следующие действия.

1. Вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства; любая военная оккупация, сколь бы кратковременной она ни была, если она явилась результатом вторжения или нападения. Это относится и к аннексии территории государства в результате применения силы.

2. Применение любого оружия одним государством против территории другого государства, даже если оно не сопровождается вторжением вооруженных сил.

3. Нападение вооруженных сил одного государства на вооруженные силы другого.

4. Применение вооруженных сил одного государства, находящихся по соглашению со страной пребывания на ее территории, в нарушение условий такого соглашения.

5. Действия государства, позволяющего, чтобы предоставленная им в распоряжение другого государства территория использовалась последним для совершения актов агрессии.

6. Засылка государством вооруженных банд, групп, а также регулярных сил или наемников на территорию другого государства в целях применения против него вооруженной силы.

Из сказанного следует, что как субъектом, так и объектом агрессии может быть только государство - субъект международного права. Приведенный перечень не является исчерпывающим. Иные действия также могут быть признаны актами агрессии, но сделать это может только Совет Безопасности ООН.

Наконец, в определении агрессии подчеркивается, что никакие соображения любого характера: политические, экономические, военные или иные - не могут служить оправданием агрессии.

Для выяснения содержания принципа неприменения силы существенное значение имеет понятие права на самооборону. Устав ООН квалифицирует его как неотъемлемое право государства. Международный Суд ООН выводит это право из основного права каждого государства на выживание <*>. Право на самооборону возникает лишь в случае нападения одного государства на другое. После нападения террористов 11 сентября 2001 г. США заявили, что они вправе применить вооруженную силу против террористических организаций и поддерживающих их государств в порядке осуществления права на самооборону. На этом основании была осуществлена военная акция США и их союзников против Афганистана в 2001 г. Такое понимание права на самооборону не встретило протеста со стороны международного сообщества.

Право на самооборону должно использоваться лишь в случае необходимости, и предпринимаемые меры должны быть пропорциональными. Они не должны выходить за рамки того, что требуется для отражения агрессии.

Устав ООН предусматривает право не только на индивидуальную, но и на коллективную самооборону, которая может иметь место только по просьбе государства, подвергшегося нападению. С учетом этого положения Международный Суд ООН признал США нарушившими принцип неприменения силы в отношении Никарагуа <*>. Право на принятие мер в порядке коллективной самообороны после запроса государства-жертвы принадлежит всем государствам. Совет Безопасности в 1990 г. признал право на коллективную самооборону за любым государством, оказывающим помощь Кувейту после нападения на него Ирака




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3114; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.