Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей




1.

Общие положения

1. Дети обладают целым комплексом имущественных и личных неимущественных прав как общих для всех граждан, так и таких, носителями которых могут быть только несовершеннолетние дети (ст. ст. 54-57 СК РФ).

Поскольку дети в возрасте до 14 лет являются недееспособными, от 14 до 18 лет – частично дееспособными, то они осуществляют и защищают принадлежащие им субъективные права с помощью других лиц – своих родителей (п. 1 ст. 56; п. 1 ст. 64 СК РФ). Родители, как законные представители несовершеннолетнего, имеют право и одновременно обязаны содержать и воспитывать детей, заботиться о них, т. е. осуществлять попечение в отношении своих несовершеннолетних детей (п. 1 ст. 63; п. 1 ст. 80 СК РФ).

Дети могут оказаться без попечения родителей в силу (ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»):

o объективных причин, независящих от желания родителей осуществлять попечение над детьми (смерть родителей, утрата ими дееспособности, нахождение в местах лишения свободы, тяжелая болезнь и т. п.),

o субъективных причин, зависящих от желания родителей осуществлять попечение над детьми (оставление детей без помощи и заботы, отказ забрать ребенка из родильного дома и т. п.).

2. Отсутствие попечения родителей в отношении ребенка является юридически значимым фактом. Этот факт управомочены устанавливать органы опеки и попечительства. В случае если дети оказались без попечения родителей, то сами органы опеки и попечительства обязаны осуществлять защиту их прав и интересов (п. 1 ст. 122 СК РФ).

Органы опеки и попечительства

o выявляют детей, оставшихся без попечения родителей,

o определяют форму их последующего устройства.

Законом предписано органам опеки и попечительства совершать активные действия по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей. Выявление и учет детей осуществляется на подведомственной им территории (п. 1 ст. 121 СК РФ). Если в орган опеки и попечительства поступает информация от граждан (например, от соседей) или от организаций (например, от лечебного учреждения, из которого родители отказались забрать ребенка) о выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, то им следует незамедлительно принять меры по учету и устройству брошенного ребенка (п. 1 ст. 122 СК РФ; Антокольская М. В. Семейное право. М. 1999. С. 307).

Обратите внимание на то, что только органам опеки и попечительства предоставлено право выявлять и устраивать детей, оставшихся без попечения родителей. Другие организации или физические лица не вправе осуществлять подобную деятельность (п. 1 ст. 121 СК РФ). Наделение органов опеки и попечительства исключительными полномочиями по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, направлено на предотвращение злоупотреблений по отношению к наименее защищенным членам общества – несовершеннолетним детям. Нарушения прав ребенка особенно часто встречаются при международном усыновлении, когда правомочия по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, себе присваивают разного рода посреднические организации (Летова Н. В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы. М. 2006. С. 182-188).

3. В Российской Федерации с целью осуществления учета, оказания содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, сформирован государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (ст. 3 Федерального Закона от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»).

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, представляет собой совокупность информационных ресурсов, сформированных (Постановление Правительства РФ от 04.04.2002 г. № 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием»; Приказ Минобразования от 28.02.2002 г. № 2482 «Об организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей»):

o на уровне субъектов РФ – региональный банк данных о детях,

o на федеральном уровне – федеральный банк данных о детях.

Банк данных формируется из сведений, предоставленных органами опеки и попечительства (п. 3 ст. 122 СК РФ; п. 1 ст.5 Федерального Закона от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей») -

o если в течение одного месяца органы опеки и попечительства не смогут устроить ребенка, оставшегося без попечения родителей, то они обязаны предоставить сведения о таком ребенке в региональный банк,

o если на уровне субъекта РФ в течение месяца не удается устроить ребенка, оставшегося без попечения родителей, то сведения о ребенке передаются в федеральный банк.

С помощью банка данных происходит сборка, обработка, накопление, хранение, поиск и предоставление информации о детях, оставшихся без попечения родителей гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи. В банк данных также поступают сведения о гражданах, желающих принять детей на воспитание, что позволяет определить наиболее подходящую кандидатуру усыновителя для ребенка, оставшегося без попечения родителей (Пчелинцева Л. М. Семейное право России. М. 2006. С. 495-499).

4. В отдельных субъектах РФ с целью повышения уровня защиты детей введена государственная должность уполномоченного по правам ребенка. Уполномоченный по правам ребенка вправе самостоятельно проверять сообщения о фактах нарушения прав ребенка, в том числе и факт неосуществления попечения, а в случаях, предусмотренных законом, обращаться в суд с заявлением о защите нарушенных прав ребенка (п. 2 ст. 9 Закона города Москвы от 03.10.2001 года № 43 «Об уполномоченном по правам ребенка в городе Москве»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.