Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и источники международного космического права




С прорывом человека в космос началось формирование новой отрасли современного международного права — космического права, т.е. совокупности юридических принципов и норм, определяющих правовой режим космического пространства, Луны и других небесных тел и регулирующих отношения между субъектами международного права по поводу осуществления ими космической деятельности. Хотя становление космического права началось сравнительно недавно, однако его нормы и принципы уже закреплены в основополагающих источниках этой отрасли права, основными из которых являются: Договор о космосе 1967 г., Соглашение о спасании космонавтов 1968 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г., Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1975 г., Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г., а также другие многосторонние и двусторонние международные соглашения.

Субъектами международного космического права являются: суверенные государства, международные межправительственные организации. Допускается возможность осуществления космической деятельности неправительственными организациями (юридическими лицами); однако при этом они не становятся субъектами международного космического права, так как их деятельность “должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением” государств-участников Договора о космосе (ст.VI).

Объектами международного космического права являются космическое пространство, небесные тела, космонавты (спасание космонавтов), искусственные космические объекты, результаты практической деятельности государств в космосе и др.

4. Основные принципы международного космического права

Правовой режим космического пространства, Луны и других небесных тел определяется, прежде всего, тем, что, во-первых, исследование и использование космического пространства должно осуществляться в мирных целях и в интересах всего человечества, во-вторых, на космическое пространство, Луну, небесные тела не может распространяться суверенитет отдельных государств.

Формирование норм и принципов международного космического права происходило и происходит на основе существующих норм и принципов современного международного права. К настоящему времени уже сформировалась система специфических (отраслевых) принципов, образующих в совокупности международное космическое право как отдельную отрасль международного права. Основными из них являются:

Принцип свободы исследования и использования космического пространства, Луны и других небесных тел в мирных целях. Согласно ст.1 Договора о космосе “исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран и являются достоянием всего человечества”. К “достоянию всего человечества” относятся и результаты деятельности по исследованию и использованию космического пространства, Луны и других небесных тел, а не сам космос. Согласно ст.III Договора о космосе деятельность государств осуществляется “в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания”. Следовательно, деятельность государств в космосе должна не причинять вреда другим государствам и служить на пользу всему человечеству.

Принцип запрещения национального присвоения космического пространства и небесных тел. Космическое пространство и небесные тела являются res extra commercium (вещь, изъятая из оборота), т.е. не подлежат присвоению; они находятся в общем пользовании, но не являются “общей собственностью” или “общей вещью”. Ст.II Договора о космосе и ст.11, п.3 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах устанавливают, что присвоение не может осуществляться ни путем распространения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации. Запрещаются любые формы и способы присвоения государствами, а также международными и национальными корпорациями и частными лицами. В Соглашении о Луне прямо говорится, что “поверхность или недра Луны... не могут быть собственностью какого-либо государства”.

Принцип запрещения национального присвоения не распространяется на космические объекты, а также находящихся на них граждан, в отношении которых запустившее их государство “сохраняет юрисдикцию и контроль” (ст.VIII Договора о космосе); это же государство сохраняет право собственности на космические объекты, на объекты, сооруженные на небесных телах и т. д.

Принцип частичной демилитаризации космического пространства и полной демилитаризации Луны и других небесных тел. Согласно ст.IV Договора о космосе государства обязуются “не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом”. Запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах 1963 г. запрещает производить испытательные взрывы ядерного оружия в космическом пространстве. Согласно Договору о ПРО 1972 г. “каждая из сторон обязуется не создавать, не испытывать и не развертывать системы или компоненты ПРО морского, воздушного, космического или мобильно наземного базирования” (ст.V).

Вместе с тем Договор о космосе не запрещает использования военного персонала для научных исследований, а также применение любого оборудования или средств, необходимых для мирного исследования космоса. В этой связи следует сказать, что использование в космосе ядерных источников энергии (ЯИЭ) не противоречит нормам международного права.

Принцип оказания помощи космонавтам в случае аварии. Космонавты, согласно Договору о космосе, это “посланцы человечества в космос” (ст.V). Согласно Конвенции о спасании космонавтов: а) если в случае аварии космический корабль приземляется на территории какого-либо государства, то последнее принимает незамедлительные меры к оказанию помощи; оно информирует власти, запустившие космический объект, и Генерального секретаря ООН (ст.2); б) если космический корабль вынужден приводниться в открытом море или приземлиться на территории, не находящейся под суверенитетом какого-либо государства, то государства, которые в состоянии это сделать, оказывают ему помощь; они будут информировать запустившее космический корабль государство и Генерального секретаря ООН (ст.3). Государство, на территории которого окажется космический корабль, незамедлительно возвращает его и экипаж государству, запустившему этот корабль (ст.4). Все расходы, связанные с оказанием помощи космическому кораблю и его экипажу, покрываются властями, осуществляющими запуск (ст.5).

Принцип международного сотрудничества в мирном исследовании и использовании космического пространства (ст.ст.I,III,IX Договора о космосе) может осуществляться на двусторонней, многосторонней основе и в рамках международных организаций. Принцип сотрудничества предполагает: осуществление сотрудничества в соответствии с нормами и принципами Устава ООН; обязанность учитывать интересы других государств при осуществлении ими деятельности в космосе (ст.IX Договора о космосе); запрещение создавать потенциально вредные помехи деятельности других государств (ст.IX); оказание возможной помощи космонавтам в случае аварии (ст.V); необходимость информации всех стран о характере, ходе, месте и результатах своей деятельности в космическом пространстве (ст.XI) и др.

Большое внимание исследованию и использованию космоса уделяется в рамках ООН. Важнейшим ее органом, призванным быть центром международного сотрудничества в космосе, является Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (создан в 1959 г.). В рамках этого Комитета разработаны основные договоры, соглашения и конвенции по космосу. Важную роль в осуществлении международного сотрудничества играют такие специализированные учреждения ООН, как Международный союз электросвязи (МСЭ), занимающийся распространением, регистрацией, координацией частот для различных служб радиосвязи; Всемирная метеорологическая организация (ВМО), под эгидой которой действует глобальная система метеорологических наблюдений; Международная морская организация (ИМО) использует космическую технику для морского судоходства, а Международная организация гражданской авиации (ИКАО) — для связи и навигации воздушного транспорта.

Принцип международной ответственности государств за национальную деятельность в космическом пространстве. Договор о космосе содержит общие принципы об ответственности государств за деятельность в космосе (ст.IV). Ответственность несет как то государство, с территории которого осуществляется запуск, так и то, в интересах которого осуществляется запуск (например, с территории другого государства) (ст.VII). Если запуск осуществляет международная организация, то ответственность может быть солидарной.

Если ущерб причинен в результате правомерных действий, без наличия прямого умысла, то речь может идти только о материальном возмещении ущерба. Так, согласно Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. “запускающее государство несет абсолютную ответственность за выплату компенсации за ущерб” (ст.II). Если же речь идет о преднамеренном нарушении норм международного права, то наступает политическая ответственность государства (она может наступать вместе с материальной формой ответственности).

 

Вопрос 41




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.