Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Признание в международном праве 2 страница




Согласно Уставу, Совет Безопасности обладает следующими функциями и полномочиями:

  • поддерживать международный мир и безопасность в соответствии с принципами и целями Организации Объединенных Наций;
  • расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям;
  • выносить рекомендации относительно методов урегулирования подобных споров или условий их разрешения;
  • определять существование угрозы миру или акта агрессии и выносить рекомендации в отношении необходимых мер;
  • призывать членов Организации к осуществлению экономических санкций и других мер, не связанных с применением силы, для предупреждения или прекращения агрессии;
  • предпринимать военные действия против агрессора;
  • выносить рекомендации относительно приема новых членов;
  • выносить Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения Генерального секретаря и совместно с Ассамблеей выбирать судей Международного Суда.

Совет Безопасности уполномочен рассмотреть любой спор или ситуацию, чтобы определить, может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира, и, в случае необходимости, рекомендовать сторонам процедуру, методы или условия урегулирования (статьи 33 и 34 Устава ООН). Совет Безопасности определяет также существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Предварительно он может потребовать от сторон выполнения временных мер для предотвращения ухудшения ситуации (статьи 39 и 40 Устава ООН). Далее он уполномочен решать какие меры, не связанные с использованием вооруженных сил должны быть применены, включая полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений (статья 41 Устава ООН). Если Совет Безопасности сочтет, что вышеуказанные меры недостаточны, он уполномочен предпринимать такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления международного мира, включая демонстрации, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил государств – членов ООН (статья 42 Устава ООН).

Таким образом, Совет Безопасности играет главную и решающую роль в миротворческой деятельности ООН. Только этот орган ООН уполномочен предпринимать действия и, при необходимости, применять силу для сохранения международного мира. Как правило, при возникновении угрозы миру Совет сначала стремится достичь согласия и урегулирования ситуации мирными способами. Он может сам сформулировать принципы мирного урегулирования и рекомендовать их сторонам в конфликте. Осуществляя посреднические функции, он может отправить миссию, назначить специального представителя, либо предложить Генеральному Секретарю ООН осуществить посредничество. Если спор перерастает в военные действия, Совет, прежде всего, стремится как можно скорее положить им конец, и с этой целью может дать указания, или приказ о прекращении огня и установлении перемирия, которые могут предотвратить эскалацию конфликта. При этом Совет может также направить военных наблюдателей или миротворческие силы ООН для ослабления напряженности, разъединения противоборствующих сил, а также создания спокойной обстановки, в которой может вестись поиск мирных решений.

В отличие от других органов ООН, которые работают, собираясь на сессии, Совет Безопасности организован так, чтобы он мог функционировать непрерывно. Поэтому каждое из государств – членов Совета всегда должно быть представлено в месте расположения ООН. Совет может собираться не только в штаб-квартире ООН в Нью Йорке: в 1972 г. он проводил заседания в Аддис-Абебе (Эфиопия), в 1973 г. в Панаме (Панама), в 1990 г. в Женеве (Швейцария). При необходимости Совет Безопасности создает для своей работы постоянные комитеты, комитеты открытого состава, комитеты по санкциям, рабочие группы, а также международные трибуналы. В настоящее время в Совете имеются три постоянных комитета, в каждый из которых входят представители всех государств – членов Совета Безопасности:

  • Комитет Совета Безопасности по вопросу о заседаниях Совета вне Центральных учреждений
  • Комитет по приему новых членов
  • Комитет экспертов Совета Безопасности.

По мере необходимости учреждаются комитеты открытого состава, в которые входят все члены Совета:

  • Контртеррористический комитет, учрежденный резолюцией 1373 (2001) от 28 сентября 2001 года
  • Комитет по предотвращению распространения ядерного, химического или биологического оружия и средств его доставки (Комитет 1540)
  • Совет управляющих Компенсационной комиссии Организации Объединенных Наций, учрежденной резолюцией 692 (1991) Совета Безопасности.

Кроме того, существуют 12 комитетов по санкциям:

  • Бюро Комитетов по санкциям (2008 год)
  • Афганистан [Аль-Каида и Талибан] – резолюция 1267 (1999)
  • Демократическая Республика Конго – резолюция 1533 (2004)
  • Ирак – резолюция 1518 (2003)
  • Иран – резолюция 1737 (2006)
  • Корейская Народно-Демократическая Республика – резолюция 1718 (2006)
  • Кот-д`Ивуар – резолюция 1572 (2004)
  • Либерия – резолюция 1521 (2003)
  • Ливан – резолюция 1636 (2005)
  • Руанда – резолюция 918 (1994)
  • Сомали – резолюция 751 (1992)
  • Судан – резолюция 1591 (2005)

По вопросам об операциях по поддержанию мира и по другим вопросам создавались рабочие группы:

  • Рабочая группа по операциям по поддержанию мира. За период с 1948 года было проведено 63 операции Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
  • Специальная рабочая группа по предотвращению и разрешению конфликтов в Африке
  • Рабочая группа, учрежденная резолюцией 1566 (2004) (рассмотрение и представление Совету рекомендаций относительно практических мер, которые будут применяться к отдельным лицам, группам или организациям, вовлеченным в террористическую деятельность или причастным к ней, помимо тех, которые указаны Комитетом по санкциям в отношении «Аль-Каиды» и движения «Талибан»)
  • Рабочая группа по вопросу о детях и вооруженных конфликтах
  • Рабочая группа Совета Безопасности по общим вопросам, касающимся санкций
  • Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии, – учрежден резолюцией 808 (1993) Совета Безопасности;
  • Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств, – учрежден резолюцией 955 (1994) Совета Безопасности.

Вопрос 55

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) является одним из главных органов ООН, который служит центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки на основе этих обсуждений рекомендаций в отношении политики для государств-членов и системы Организации Объединенных Наций. Экономический и Социальный Совет координирует экономическую, социальную и другую деятельность 14 специализированных учреждений ООН, девяти функциональных комиссий и пяти региональных комиссий. Совет также получает доклады от 11 фондов и программ ООН. Организации и институты, которым занимается ЭКОСОС, называются «семьёй организаций ООН». Функции и полномочия ЭКОСОС. Экономический и Социальный Совет отвечает за:

  • содействие повышению уровня жизни, полной занятости населения и экономическому и социальному прогрессу;
  • выявление способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения;
  • содействие международному сотрудничеству в области культуры и образования; и
  • поощрение всеобщего уважения прав человека и основных свобод.

Кроме того, ЭКОСОС имеет полномочия оказывать содействие в подготовке и организации крупных международных конференций по экономическим и социальным проблемам и связанным с ними вопросам, а также способствовать осуществлению действий по итогам таких конференций. ЭКОСОС должен согласовывать деятельность специализированных учреждений посредством проведения с ними консультаций и представления им рекомендаций, а также посредством вынесения рекомендаций Генеральной Ассамблее ООН. В соответствии с его широким мандатом в распоряжении Совета находится более 70 процентов людских и финансовых ресурсов всей системы ООН. Всемирный саммит 2005 года возложил (A/RES/60/1) на Экономический и Социальный Совет новые функции – проводить ежегодные обзоры на уровне министров (ЕОМ) и раз в два года – Форум по сотрудничеству в целях развития. Задачей ежегодного обзора на уровне министров является оценка прогресса в достижении согласованных на международном уровне целей в области развития, поставленных на крупных конференциях и встречах на высшем уровне. Задача Форума – повысить согласованность и эффективность деятельности различных партнеров в области развития. С помощью проведения обзора тенденций и прогресса в области международного сотрудничества в целях развития Форум должен вырабатывать руководящие указания и рекомендации, направленные на повышение качества и эффективности сотрудничества в целях развития.

В составе Экономического и Социального Совета 54 члена, которые избираются Генеральной Ассамблеей на трехлетний срок. Места в Совете распределяются на основе принципа географического представительства, при этом 14 мест отводятся государствам Африки, 11 – государствам Азии, 6 – государствам Восточной Европы, 10 – государствам Латинской Америки и Карибского бассейна и 13 – государствам Западной Европы и другим государствам. Каждый член Совета имеет один голос. Решения Совета принимаются простым большинством голосов. ЭКОСОС проводит одну четырехнедельную основную сессию в июле поочередно в Нью-Йорке и в Женеве. Эта сессия включает заседание на высоком уровне с участием министров и других высокопоставленных должностных лиц для обсуждения важнейших экономических социальных и гуманитарных проблем. Кроме того, ЭКОСОС проводит на протяжении года несколько краткосрочных сессий и большое число подготовительных заседаний, «круглых столов» и экспертных обсуждений с представителями гражданского общества по вопросам организации своей работы. В течение года работа Совета проводится в его вспомогательных и других, связанных с ним, органах. Вспомогательный механизм ЭКОСОС включает функциональные комиссии, региональные комиссии, постоянные комитеты и экспертные органы. Кроме того, Совет взаимодействует и координирует деятельность некоторых программ ООН (ПРОООН, ЮНЕП, ЮНИСЕФ, ООН – ХАБИТАТ, и ЮНФПА), а также специализированных учреждений (ФАО, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО).

Функциональные комиссии ЭКОСОС:

  • Статистическая комиссия
  • Комиссия по народонаселению и развитию
  • Комиссия социального развития
  • Комиссия по положению женщин
  • Комиссия по наркотическим средствам
  • Комиссия по предупреждению преступности и уголовному правосудию
  • Комиссия по науке и технике в целях развития
  • Комиссия по устойчивому развитию
  • Региональные комиссии ЭКОСОС
  • Экономическая комиссия для Африки (ЭКА)
  • Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО)
  • Европейская экономическая комиссия (ЕЭК)
  • Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК)
  • Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА)
  • Постоянные комитеты ЭКОСОС
  • Комитет по программе и координации
  • Комитет по неправительственным организациям
  • Комитет по переговорам с межправительственными учреждениями
  • Экспертные органы, состоящие из членов, выступающих в личном качестве
  • Комитет по политике в области развития
  • Комитет экспертов по государственному управлению
  • Комитет экспертов по международному сотрудничеству в области налогообложения
  • Комитет по экономическим, социальным и культурным правам
  • Постоянный форум по вопросам коренных народов
  • Форум Организации Объединенных Наций по лесам
  • Специальные органы ЭКОСОС
  • Специальная рабочая группа открытого состава по информатике
  • Экспертные органы, состоящие из правительственных экспертов
  • Комитет экспертов по перевозке опасных грузов и согласованной на глобальном уровне системе классификации и маркировки химических веществ
  • Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учета и отчетности
  • Группа экспертов Организации Объединенных Наций по географическим названиям
  • Связанные с Советом органы
  • Международный совет по контролю над наркотиками
  • Исполнительный совет Международного учебного и научно-исследовательского института по улучшению положения женщин
  • Комитет по присуждению Премии Организации Объединенных Наций в области народонаселения
  • Координационный совет Совместной программы Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИДу.

Экономический и Социальный Совет консультируется с группами гражданского общества, включая неправительственные организации (НПО) и частный сектор, и является основным органом, который рекомендует предоставить НПО консультативный статус. Консультативным статусом при ЭКОСОС обладают свыше 2869 НПО по всему миру. Эти организации имеют возможность принимать участие в работе Совета и его вспомогательных органов, представлять письменные материалы и делать заявления для них.

Вопрос 56

Сотрудничество осуществляется посредством использования двух взаимосвязанных механизмов, один из которых – договорной (конвенционный), т. е. он воплощается в заключаемых государствами договорах (конвенциях), а другой имеет организационно-правовой характер, т. е. проявляется в деятельности общих и специализированных организаций (органов, учреждений).

Заключая международные конвенции, государства в процессе сотрудничества решают следующие задачи:

1) согласованная квалификация преступлений, представляющих международную общественную опасность;

2) договоренность о включении в национальное уголовное законодательство норм об ответственности за такого рода деяния и о соответствующем степени их тяжести наказании;

3) установление юрисдикции над преступлениями и предполагаемыми преступниками (подозреваемыми лицами);

4) взаимодействие в процессе осуществления уголовного преследования, включая оказание правовой помощи.

Постепенно сформировался значительный комплекс многосторонних международных конвенций, каждая из которых посвящена какому-то определенному преступлению (Международная конвенция о борьбе с захватом заложников), либо преступлению, характеризуемому разнообразием деяний (Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов), либо группе однородных преступных посягательств (Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации).

Нормы этих конвенций характеризуются в принципе единым (однородным) предметом регулирования, который составляют отношения между государствами, отношения с участием международных организаций и отношения государств (в определенных случаях и международных организаций, и межгосударственных органов) с индивидами в связи с предотвращением и пресечением преступной деятельности, которой присуща международная общественная опасность.

Международные конвенции о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера содержат обязательства государств-участников относительно предотвращения и пресечения такого рода преступлений, наказания лиц, их совершивших, и взаимодействия государств в связи с осуществлением уголовной юрисдикции.

Первостепенное значение имеют конвенционные нормы, содержащие международно-правовую квалификацию преступного деяния в качестве своего рода всеобщего стандарта, предназначенного для единообразной нормативной характеристики состава преступления во внутригосударственном уголовном законодательстве. В связи с этим получили распространение конвенционные предписания о внутригосударственных мерах законодательного характера.

В российском законодательстве в последние два десятилетия появилось несколько новых норм, свидетельствующих о выполнении международных обязательств. Имеются в виду положения об угоне воздушного судна, о захвате заложников, о незаконном приобретении, хранении, использовании, передаче или разрушении радиоактивных материалов, о применении биологического оружия, о разработке, производстве, приобретении, хранении, сбыте, транспортировке биологического оружия и ряд других. На более высоком уровне такая тенденция воплощена в новом УК РФ.

Конвенции ориентированы на обеспечение неотвратимости уголовного преследования и наказания лиц, которые именуются предполагаемыми преступниками и виновность которых устанавливается соответствующими национальными судами на основе национального уголовного законодательства. Каждая конвенция предусматривает меры для установления государствами, определенные с учетом специфики того или иного преступления, своей юрисдикции, включая заключение предполагаемого преступника под стражу и проведение предварительного расследования фактов.

Согласно нормам конвенций, применительно к таким преступлениям международного характера, как пытки, посягательство против лиц, пользующихся международной защитой, захват заложников, захват воздушных судов, действия, направленные против безопасности гражданской авиации и безопасности морского судоходства, незаконные действия в отношении ядерного материала, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, действует принцип универсальной юрисдикции, поскольку соответствующие юрисдикционные действия входят в компетенцию любого государства, на территории которого оказался предполагаемый преступник, независимо от места и иных обстоятельств совершения преступления.

Конвенции предусматривают альтернативную процедуру реализации юрисдикции: государство либо выдает предполагаемого преступника заинтересованному, требующему выдачи государству, либо осуществляет в отношении такого лица уголовное преследование на основе собственного законодательства. Во всех конвенциях решаются вопросы оказания правовой помощи в связи с уголовно-процессуальными действиями, которые считаются необходимыми в отношении преступлений международного характера.

Вопросы борьбы с преступностью занимают существенное место в деятельности Организации Объединенных Наций, в том числе на сессиях Генеральной Ассамблеи, неоднократно принимавшей резолюции о борьбе с международным терроризмом и с другими преступными деяниями. Ряд конвенций о преступлениях международного характера был подготовлен в рамках ООН.

Рост преступности и ее интернационализация сделали борьбу с ней одной из главных социальных проблем и обусловили необходимость международного сотрудничества в деле ее решения. Регулирование взаимодействия международного и национального права в этой деликатной сфере в значительной мере осуществляется при помощи более «мягких» средств, нежели право. Именно такими средствами и являются международные стандарты. В их разработке важная роль принадлежит Конгрессу ООН по предупреждению преступлений и обращению с правонарушителями. Принимаемые Конгрессом документы подтверждаются Генеральной Ассамблеей ООН, что придает им дополнительный авторитет. В результате сложился целый свод такого рода стандартов, охватывающий практически все аспекты рассматриваемой области.

Начало новому подходу в рассматриваемой области было положено IV Конгрессом (1970 г.). Принятая декларация содержала основы широкого социального подхода. Указывалось на необходимость эффективных мер по координации и интенсификации деятельности по предупреждению преступности в общем контексте экономического и социального развития, которое определяется каждым государством. Профилактика преступности должна стать частью программы социально-экономического развития каждой страны. Эти положения были подтверждены Генеральной Ассамблеей в 1980 г.

Практически все узловые вопросы уголовного правосудия регулируются на международном уровне. Установлены довольно высокие стандарты, далеко не все государства готовы воспринять их целиком. Тем не менее, постепенно они находят отражение в национальном праве и в меньшей мере в практике. В целом можно говорить о наступлении качественно нового этапа в развитии международного и национального уголовного права, в углублении их взаимодействия. В результате создаются предпосылки для обеспечения неотвратимости наказания, что является важным условием предупреждения преступлений.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.