КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для самоподготовки. 1. Сформулируйте требования по охране окружающей среды:
1. Сформулируйте требования по охране окружающей среды: в энергетике; на транспорте; в сельском хозяйстве; в оборонной сфере. 2. Какая ответственность предусмотрена за нарушения требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности? Глава 28 ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЯДЕРНОЙ
§ 28.1. Основные понятия
Катастрофа на Чернобыльской АЭС, ряд других аварий и инцидентов на ядерных и радиологических объектах показали, какую угрозу таит «мирный» атом для здоровья людей и окружающей природной среды. Поэтому в числе ключевых направлений в сфере обеспечения экологической безопасности выступает жизненная потребность в обеспечении ядерной и радиационной безопасности, достижение которых возможно только при четком соблюдении установленных норм и правил при обращении с расщепляющимися материалами, радиоактивными веществами и отходами. Ядерная и радиационная безопасность достигаются совокупностью правовых, технических, экономических, воспитательных и иных мер, призванных обеспечивать надежную защиту проживающего вблизи радиологических объектов населения, обслуживающего ядерные (атомные) реакторы и другие установки персонала, окружающей природной среды, а также разного рода объектов и сооружений. При этом понятие ядерная безопасность имеет отношение к за
§ 28.2. Правовое регулирование ядерной и радиационной безопасности
Конституция РФ в п. «з» ст. 71 относит к исключительному ведению Российской Федерации ядерную энергетику и вопросы обращения с расщепляющимися материалами. Этим подчеркивается особая важность проблемы поддержания надлежащего состояния ядерной и радиационной безопасности в стране. Эта проблема, как показывает опыт международного сотрудничества, в котором активное участие принимает и Российская Федерация, является актуальной для многих стран. Не случайно в международном публичном праве сформировался солидный блок всевозможных двусторонних и многосторонних правовых актов, ответственность за требования которых в своей части несет и Россия, в том числе как правопреемница Союза ССР. Среди наиболее значимых международноправовых документов, оказавших влияние на формирование соответствующего законодательства в нашей стране, можно назвать: Венскую конвенцию о гражданской ответственности за ядерный ущерб (заключена 21.05.1963, вступила в силу для Российской Федерации 13.08.2005); Конвенцию о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации (заключена 26.09.1986 в г. Вене, вступила в силу для СССР 26.02.1987); Конвенцию о ядерной безопасности (заключена 17.06.1994 На федеральном уровне правовую основу обеспечения ядерной и радиационной безопасности составляют федеральные законы «Об использовании атомной энергии» [29] и «О радиационной безопасности населения» [33]. Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» устанавливает требования в области использования атомной энергии, определяет компетенцию органов государственной власти, устанавливает правовой статус специально уполномоченных органов, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, закрепляет порядок обращения с ядерными материалами, радиоактивными веществами и отходами.
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» закрепляет компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в сфере обеспечения радиационной безопасности, формулирует общие требования по обеспечению радиационной безопасности, устанавливает нормы (дозовые пределы) радиационной безопасности, предусматривает учет лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов. Отдельные нормы, касающиеся вопросов обеспечения радиационной безопасности, содержатся в Законе РФ «О недрах», Водном и Лесном кодексах РФ, федеральных законах «Об охране окружающей среды» и «Об охране атмосферного воздуха», «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» и ряде других законодательных актов. Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационнозагрязненных участков террито Нормы федеральных законов конкретизируются в решениях Правительства РФ, к числу которых можно отнести постановления от 20.08.1992 № 600 «О Единой государственной автоматизированной системе контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации» [72] и от 11.10.1997 № 1298«Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов» [90]. Достаточно многонормативных правовых актов в рассматриваемой сфере издается федеральными органами исполнительной власти. Так, приказом Ростехнадзора от 31.12.2004 № 11 утверждены и введены в действие Федеральные нормы и правила «Правила ядерной безопасности исследовательских реакторов»[113], а постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2005 № 17 утверждены Санитарные правила «Обеспечение радиационной безопасности при выводе из эксплуатации комплектующего предприятия (СП ВЭКП05)»[114].
Субъекты Российской Федерации в рамках своей компетенции также участвуют в правовом регулировании отдельных вопросов радиационной безопасности. В частности, законодательные акты о радиационной безопасности населения приняты в Республике Саха (Якутия), Челябинской области и иных регионах.
§ 28.3. Компетенция Российской Федерации,
В соответствии со ст. 7, 8 и 9 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» к ведению Российской Федерации относятся: • принятие: федеральных законов в области использования атомной энергии; решений по вопросам безопасности при использовании атомной энергии; решений по вопросам предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций при использовании атомной энергии; решений о проектировании, сооружении, эксплуатации, выводе из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, находящихся в федеральной собственности либо имеющих федеральное или межрегиональное значение, в том числе расположенных на территориях закрытых административнотерриториальных образований; • определение: основных направлений государственной политики в области использования атомной энергии; функций, порядка деятельности, прав и обязанностей органов управления использованием атомной энергии и органов государственного регулирования безопасности; • утверждение бюджетных ассигнований на мероприятия по преодолению последствий чрезвычайных ситуаций при использовании атомной энергии; • организация разработки, утверждения и обеспечения выполнения федеральных целевых программ в области использования атомной энергии; • осуществление: управления находящимися в федеральной собственности ядерными материалами, ядерными установками, радиационными источниками, пунктами хранения и радиоактивными веществами; контроля за выполнением обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации в области использования атомной энергии;
• обеспечение выплаты сумм по возмещению ущерба от радиационного воздействия; • решение вопросов ввоза в Российскую Федерацию отработавшего ядерного топлива в целях его переработки, включая технологический процесс временного хранения до его переработки, в соответствии с законом. Названные и иные правомочия от имени Российской Федера К ведению субъектов Российской Федерации ст. 11 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» отнесены: • осуществление: полномочий собственников на радиационные источники и радиоактивные вещества, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации; мероприятий по обеспечению безопасности радиационных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; контроля за обеспечением радиационной безопасности населения и охраной окружающей среды на подведомственных им территориях, готовностью организаций и граждан к действиям в случае аварии на объекте использования атомной энер учета и контроля радиоактивных веществ на подведомственных им территориях в рамках системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ; • установление порядка и организация с участием организаций, общественных организаций (объединений) и граждан обсуждения вопросов использования атомной энергии; • принятие: решений о размещении и сооружении на подведомственных им территориях радиационных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; участия в обеспечении защиты граждан и охраны окружающей среды от радиационного воздействия, превышающего установленные нормами и правилами в области использования атомной энергии пределы. Названные и иные правомочия реализуются исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Фе Муниципальные образования в силу ст. 12 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» управомочены: участвовать: в обсуждении и решении вопросов размещения на подведомственных им территориях ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения; в проведении экологической экспертизы проектов объектов использования атомной энергии, намечаемых к сооружению ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения на подведомственных им территориях; принимать решения о размещении и сооружении на подведомственных им территориях радиационных источников, радиоактивных веществ и не содержащих ядерных материалов радиоактивных отходов, находящихся в собственности муниципальных образований; информировать население через средства массовой информации о радиационной обстановке на подведомственных им территориях.
§ 28.4. Компетенция Российской Федерации
Статья 5 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» в числе прочих вопросов возлагает на Российскую Федерацию: определение: государственной политики в области обеспечения радиационной безопасности и ее реализация; видов деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения, подлежащих лицензированию; разработку и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности, контроль за их соблюдением; разработку, утверждение и реализацию федеральных программ в области обеспечения радиационной безопасности; контроль за: радиационной обстановкой на территории Российской Федерации и учет доз облучения населения; перемещением источников ионизирующего излучения; введение особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения; реализацию мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий; организацию и проведение оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии; информирование населения о радиационной обстановке; установление порядка возмещения причиненных вреда здоровью граждан и убытков их имуществу в результате радиационной аварии; создание и обеспечение функционирования единой системы государственного управления в области обеспечения радиационной безопасности, в том числе контроля и учета доз облучения населения; регламентацию условий жизнедеятельности и особых режимов проживания на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате радиационных аварий; Названные и иные правомочия реализуются Федеральным Собранием РФ и Правительством РФ исходя из их компетенции. В свою очередь, на субъекты Российской Федерации возложены такие вопросы, как: разработка в соответствии с положениями указанного законодательного акта законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных (территориальных) программ в области обеспечения радиационной безопасности; организация контроля за радиационной обстановкой на соответствующей территории в пределах своих полномочий; участие в организации и проведении оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии; обеспечение условий для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности в пределах своих полномочий; участие в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на соответствующей территории и ряд иных вопросов.
§ 28.5. Государственное управление в сфере обеспечения ядерной и радиационной безопасности
Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» • соблюдением требований государственных стандартов, правил метрологии и сертификации в области использования атомной энергии; • радиационной обстановкой на территории Российской Фе • технической безопасностью судов и иных плавсредств с ядерными установками и радиационными источниками. Согласно ст. 21 названного закона государственный контроль за радиационной обстановкой осуществляется в целях своевременного выявления изменений радиационной обстановки, оценки, прогнозирования и предупреждения возможных негативных последствий радиационного воздействия для населения и окружающей среды, а также в целях систематического предоставления В соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» осуществляется государственный учет В рассматриваемой сфере также осуществляется разрешительная деятельность, которая выражается в выдаче органами Ростехнадзора разрешений (лицензией) эксплуатирующим организациям, а также организациям, выполняющим работы и предоставляющим услуги в области использования атомной энергии Кроме того, законом установлено, что выполнение определенных видов деятельности в области использования атомной энергии осуществляется работниками объектов использования атомной энергии при наличии у них разрешений, выдаваемых органами Ростехнадзора. Перечень специалистов из числа работников, которые в зависимости от выполняемой ими деятельности должны получать разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии, а также предъявляемые к этим специалистам квалификационные требования определяются Пра В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» устанавливается обязательное лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения. Лицензированию подлежат научноисследовательские и опытноконструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения. Порядок лицензирования, которое осуществляют органы государственного санитарноэпидемиологического надзора (Роспотребнадзора), определен в Положении Следует также назвать такую функцию в области обеспечения радиационной безопасности, как государственное нормирование, которое осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности.
§ 28.6. Требования по обеспечению ядерной
Федеральным законодательством установлен достаточно большой объем требований, соблюдение которых призвано обеспечить ядерную и радиационную безопасность. Отдельные требования изложены в ст. 48 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которой: • юридические и физические лица обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, применения, захоронения радиоактивных веществ (источников ионизирующего излучения) и ядерных материалов, не допускать превышения установленных предельно допустимых нормативов ионизирующего излучения, а в случае их превышения немедленно информировать органы исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности о повышенных уровнях радиации, опасных для окружающей среды и здоровья человека, принимать меры по ликвидации очагов радиационного загрязнения; • ввоз в Российскую Федерацию радиоактивных отходов и ядер • ввоз в Российскую Федерацию из иностранных государств Федеральным законом «Об использовании атомной энергии» устанавливаются специальные требования. Так, решение о размещении и сооружении ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения должно приниматься с учетом: • потребностей в них для решения хозяйственных и оборонных задач Российской Федерации и отдельных ее регионов; • наличия необходимых для размещения указанных объектов условий, отвечающих нормам и правилам в области использования атомной энергии; • отсутствия угрозы безопасности ядерной установке, радиационному источнику или пункту хранения со стороны расположенных вблизи гражданских или военных объектов; • возможных социальных и экономических последствий размещения указанных объектов использования атомной энергии для промышленного, сельскохозяйственного, социального и культурнобытового развития региона. В целях защиты населения в районе размещения ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения должны устанавливаться санитарнозащитная зона и зона наблюдения, В санитарнозащитной зоне запрещается размещение жилых Статьей 14 Федерального закона «О радиационной безопасности населения» установлены требования к обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения, в том числе необходимость: соблюдать требования законодательства, норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности; планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности; осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарнозащитных зонах и в зонах наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ; проводить: контроль и учет индивидуальных доз облучения работников; подготовку и аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения, по вопросам обеспечения радиационной безопасности; регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения; своевременно информировать федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственное управление, государственный надзор и контроль в области радиационной безопасности, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации об аварийных ситуациях, о нарушениях технологического регламента, создающих угрозу радиационной безопасности; выполнять заключения, постановления, предписания должностных лиц уполномоченных на то органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление, государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности; обеспечивать реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности. Особые требования предъявляются к организациям, осуществляющим деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, при радиационной аварии. Они, в частности, обязаны: обеспечить выполнение мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий; проинформировать о радиационной аварии органы государственной власти, в том числе федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, а также органы местного самоуправления, население территорий, на которых возможно повышенное облучение; принять меры по: оказанию медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии; нормализации радиационной обстановки на территории организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, после ликвидации радиационной аварии; локализовать очаг радиоактивного загрязнения и предотвратить распространение радиоактивных веществ в окружающей среде; провести анализ и подготовить прогноз развития радиационной аварии и изменений радиационной обстановки при радиационной аварии.
§ 28.7. Ответственность за нарушения законодательства о ядерной и радиационной безопасности
Согласно ст. 54 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» ответственность эксплуатирующей организации Иск о возмещении убытков за вред, причиненный радиационным воздействием окружающей среде, может быть предъявлен эксплуатирующей организации органами государственной власти, соответствующими органами местного самоуправления, специально уполномоченными на то государственными органами Статья 61 названного законодательного акта определяет широкий перечень правонарушений, которые могут быть совершены должностными и иными лицами в рассматриваемой сфере, в том числе: нарушение норм и правил в области использования атомной энергии; нарушение условий разрешений (лицензий) на право ведения работ в области использования атомной энергии; неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний органов государственного регулирования безопасности; невыполнение своих должностных обязанностей работниками ядерной установки, радиационного источника и пункта хранения; создание препятствий для выполнения должностными лицами органов государственного регулирования безопасности своих функций; необоснованный или преднамеренный выброс или сброс радиоактивных веществ в атмосферу, водную среду и недра в количествах, превышающих предельно допустимые уровни; сокрытие факта аварии или нарушение установленного порядка информирования об аварии на ядерной установке, радиационном источнике или в пункте хранения, сокрытие информации отказ в предоставлении информации, умышленное искажение или сокрытие информации по вопросам безопасности при использовании атомной энергии; хищение, незаконные использование, приобретение, хранение, передача, продажа или разрушение ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиационных источников, сокрытие информации об известных, о готовящихся или о совершенных указанных действиях; участие в организации и проведении на территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения несанкционированных общественных мероприятий; организация и проведение митингов, других общественных мероприятий вне территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, если в результате организации и проведения таких общественных мероприятий может произойти нарушение работоспособности ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения, либо будет затруднено выполнение работниками указанных объектов своих трудовых обязанностей, либо будут иметь место иные угрозы безопасности населения и окружающей среды. Непосредственная ответственность устанавливается нормами административного и уголовного законодательства. Так, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наступление административной ответственности за нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ (ст. 9.6). Уголовный кодекс РФ предусматривает уголовную ответственность за совершение преступлений, предусмотренных: ст. 215 (нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики, если это могло повлечь или повлекло смерть человека или радиоактивное загрязнение окружающей среды); ст. 221 (хищение или вымогательство ядерных материалов или радиоактивных веществ); ст. 247 (нарушение правил обращения с радиоактивными веществами и отходами, если это создало угрозу причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде либо причинило такой вред).
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |