Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Отбор материала




Изучение литературы

Методика изучения литературы, отбора фактического материала[4] при написании контрольной работы

Образец оформления титульного листа

Санкт-петербургский институт внешнеэкономической связей, экономики и права Кафедра государственно-правовых дисциплин     Контрольная работа (реферат, дипломная работа) на тему: “_____________________” Выполнил:   Научный руководитель:   Санкт-Петербург

 

Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы получить представление об основных воп­росах, к которым примыкает избранная тема, а затем уже вести поиск нового материала.

Изучение научной литературы — серьезная работа. Поэто­му статью или книгу следует читать с карандашом в руках, делая выписки. Это существенно облегчает в дальнейшем поиск необходимых материалов.

Изучение научных публикаций желательно проводить по этапам:

общее ознакомление с произведением в целом по оглавлению;

беглый просмотр всего содержания;

последовательное чтение ма­териала;

выборочное чтение;

выписка представляющих интерес материалов;

критическая оценка записанного, его редактирование и “чи­стовая” запись как фрагмент текста будущей работы.

Можно рекомендовать еще и такой способ изучения: стра­ницу тетради поделить вертикальной чертой; с левой стороны делать выписки из прочитанного, выделяя особо важные ме­ста, а с правой — свои пометки.

При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Следует обдумать найденную информацию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.

При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация, в ней заключенная, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме исследования и является потому наиболее ценной и полезной. Таким образом, критерием оценки прочитанного является возможность его прак­тического использования в работе.

Изучая литературные источники, нужно тщательно оформлять выписки, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться. Работая над каким-либо частным воп­росом или разделом, надо постоянно видеть его связь с про­блемой в целом, а разрабатывая широкую проблему, уметь делить ее на части, каждую из которых нужно продумать в деталях.

Нужно собирать не любые факты, а только научные. Новый научный факт говорит о принципиально новом, неизвестном до сих пор предмете, явлении или процессе. Это не обязательно научное открытие, но это новое знание о том, чего мы до сих пор не знали. Новые научные факты тре­буют критической оценки.

При отборе фактов надо быть научно объективным. Нельзя от­брасывать факты только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. Достоверность научных фактов в значительной степени зависит от достоверности первоисточников, от их целевого назначения и характера их информации. Очевидно, что официальное издание, публикуемое от имени государственных или общественных организаций, учреждений и ведомств, содержит материалы, точность которых не должна вызывать сомнений.

Монография как научное издание, содержащее полное и всестороннее исследование какой-либо проблемы или темы; научный сборник, содержащий материалы научной конференции; научный сборник, включающий исследовательские материалы учреждений, учебных заведений или обществ по важнейшим научным и научно-техническим проблемам,— все эти издания имеют принципиальное научное значение и практическую ценность.

Среди источников важное место занимают научные статьи. Теоретическая статья в области гуманитарных наук значительно больше, чем статья научно-техническая, насыщена рас­суж­де­ниями, сравнениями, словесными доказательствами. Достоверность ее содержания находится в зависимости от достоверности используемой исходной информации. Важное значение имеет и позиция автора, его мировоззрение. Поэтому статья наряду с объективными научными данными может содержать неверные трактовки, ошибочные положения, различного рода неточности. Следует разо­браться в этом и верно оценить ее содержание, точно установить истинность суждений автора статьи и дать им соответствующую оценку.

Самостоятельное значение имеет информационная статья. С по­добной статьей можно встретиться в любой научной области. Информационная статья обычно всегда оперативна и актуальна, она содержит сжатое, конкретное изложение каких-либо фактов, сообщение о каком-либо событии, явлении. Подобно статьям, различной степенью достоверности обла­дают также доклады, прочитанные на научных конференциях, симпозиумах и т. п. Одни из них могут содержать обоснованные, доказанные, апробированные сведения, другие могут включать вопросы постановочного характера, предложения и т. п. Во всех случаях следует отбирать только последние данные, выбирать самые авторитетные источники, точно указывать, от­куда взяты материалы. К фактам, отбираемым из литературных источников, нужно подходить критически. Нельзя забы­вать, что жизнь постоянно идет вперед, развиваются науки, тех­ника и культура. То, что считалось абсолютно точным вчера, сегодня может оказаться неточным, а иногда и неверным.

Особой формой фактического материала являются цита­ты, которые органически вплетаются в текст работы, со­ставляя ее неотъемлемую часть. Они ис­пользуются для того, чтобы без искажений передать мысль ав­тора первоисточника, для идентификации взглядов при сопо­ставлении различных точек зрения и т. д. Цитаты служат не­обходимой опорой автору работы в процессе анализа и син­теза информации. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объектив­ной характеристики обозреваемого явления. Отобранный фактический материал тщательно регистрируется. Формы его регистрации довольно разнообразны. Укажем только наиболее распространенные:

а) записи результатов экспериментальных исследований, раз­личного рода наблюдений;

б) выписки из анализируемых документов, литературных источников (статей, книг, авторефератов, диссертаций и др.).

При этом обязательно на таких выписках точно ука­зывать источник заимствования, чтобы при необходимости их можно было легко найти.

Одновременно с регистрацией собранного материала следует его группировать, сопоставлять, сравнивать полученные цифровые данные и т. п. При этом особую роль играет классификация, без которой невозможно научное построение или вывод.

Классификация дает возможность наиболее правильно очертить круг рассматриваемых вопросов проблемы. Она помогает установить связи и зависимости. Классификацию надо проводить в процессе изучения материала.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 937; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.