Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категория неправа




ФИЛОСОФИЯ НЕПРАВА

ВОЗРОЖДЕНИЕ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА В XX ВЕКЕ

Устойчивая тенденция возрождения естественного права как нормативно-ценностной парадигмы объясняется необходимостью в реагировании культуры на такие факторы, как:

а) активное социальное бытие остаточных форм тоталитарных режимов, попиравших естественные права человека;

б) многократные и повсеместные вспышки аномийных ситуаций, нередко являющихся результатами утрат людьми представлений о существовании абсолютных нравственно-правовых ценностей;

в) экспансионистская стратегия юридического позитивизма, представители которого зачастую вместо того чтобы занимать антагональную позицию по отношению к естественно-правовой парадигме, занимают позицию антагонистов.

Кроме этих факторов, существует еще одно немаловажное обстоятельство — это процесс ремифологизации культуры.


В данном случае имеется в виду стремление различных культур к универсальному синтезу, к Всеединству. А это заставляет вспомнить об архаическом синкретизме, когда зачатки права, нравственности, этики, философии, будущих мировых религий сосуществовали как единое целое в контексте древних мифологий. В этих целостностях содержалось очень многое из того, что впоследствии прошло через вычленение, дифференциацию и самостоятельное развитие, приведшее к автономизации права, нравственности, религии, философии. В XIX—XX вв. эта автономизация достигла своего предела и «разбегающаяся вселенная» мировой культуры начала постепенно переходить в новое для себя состояние «сжимающейся вселенной». Так мореплаватель, совершая кругосветное путешествие, преодолев большую часть пути и удаляясь от пункта отплытия все дальше, на самом деле начал уже приближаться к нему.

Активный интерес к естественно-правовой проблематике — свидетельство ремифологизации права: оно будто вспомнило о своем первоначальном родстве с религией, нравственностью и метафизикой и стремится возродить эти родственные связи. Одну из своих главных задач оно видит в том, чтобы связывать относительные ценности позитивного права с универсалиями и абсолютами культуры как целого.

Нормы и ценности естественного права, сами выступающие в качестве культурных универсалий, обнаруживают, что они созданы «на вырост», то есть с расчетом на перспективу духовного, нравственного «взросления» человеческого рода.

 


~

"

Современному правомышлению свойственно искать ответы на вопросы о настоящем состоянии правовой реальности у мыслителей прошлого. Поэтому никого не удивляют социогуманитарные рассуждения об актуальных проблемах современности, ведущиеся на материале Библии, Платона, Макиавелли, Гегеля или Достоевского.

Введенная Гегелем в философско-теоретический обиход категория неправа обозначает особенную волю, демонстрирующую произвол и свою отдельность от всеобщей воли и всеобщего права. Данное понятие обладает не меньшей содержательностью, чем противостоящая ей фундаментальная категория права. Право и неправо, являясь в филологическом отношении антонимами, стоят рядом, подобно тому, как в одних и тех же смысловых рядах пребывают понятия света и тьмы, добра и зла, истины и лжи и т. д. Пользование каким-либо одним из них предполагает непременный ценностно-смысловой фон, создаваемый его противоположностью.

Гегель, по сути, оставил нам философско-юридическую категорию, эвристический потенциал которой современным отечественным правоведением практически не используется'. А между тем история цивилизации и в особенности XX век дают необъятный материал для исследования надличных и личностных форм неправа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.