Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика. Глава XVI. Особенности осуществления земельной и аграрной реформ в странах Центральной и Восточной Европы*(306)




Специальная часть

 

Глава XVI. Особенности осуществления земельной и аграрной реформ в странах Центральной и Восточной Европы*(306)

 

 

В странах Центральной и Восточной Европы*(307) земельная и аграрная реформы характеризуются разнообразием в аграрной политике, в формах и методах хозяйствования, в темпах и сроках аграрных преобразований. Однако некоторые изменения в аграрном секторе и их социально-экономические последствия имеют общую для большинства стран специфику.

В результате просчетов и ошибок, допущенных в ходе реформирования, отсутствия четкой концепции аграрных преобразований в сочетании с иными объективными негативными обстоятельствами (в том числе с ослаблением внешнеэкономических связей между странами бывшего содружества), реформирование сопровождалось существенным сокращением сельскохозяйственного производства (его общего объема и в расчете на душу населения).

В ряде стран реформы не вызвали ожидаемого добровольного массового выхода из производственных кооперативов для создания крестьянских хозяйств. Крестьянский сектор сформировался во всех странах (относительно малое число крестьянских хозяйств создано в восточных землях Германии), однако более значительное их количество насчитывается в Албании, Болгарии, Венгрии, Словакии, Румынии, Польше. При этом большинство семейных ферм имеют малые размеры земли и малое число животных.

Изменилась социально-экономическая и юридическая природа сельскохозяйственных производственных кооперативов. В большинстве из них введено начисление на паи дивидендов из прибыли кооператива и право выхода его членов с землей, но при обязанности ее последующего использования (Чехия, Венгрия, восточные земли Германии). В отдельных странах (Венгрия) в новых кооперативных организациях введено неравноправное голосование с учетом размера имущественного пая. Обе новеллы означают существенное отступление от общепризнанных в мировой теории и практике важнейших кооперативных принципов.

Возникли некоторые переходные формы от кооперативов к фермерским хозяйствам (в Венгрии примерно 40% из тех, кто организовал фермерское хозяйство, не решились порвать окончательно связи с кооперативом и по существу продолжают работать в качестве своеобразных их производственных подразделений).

Развивается (путем поощрений) сеть потребительских кооперативов (снабженческо-сбытовых и др., в том числе кредитно-сберегательных).

Большая часть государственных хозяйств приватизирована (в Албании все ликвидированы, в Венгрии специализированные госхозы сохранились).

Реформы затронули и так называемое потребительское сельское хозяйство: личные подсобные хозяйства (их роль в производстве продукции сельского хозяйства весьма значима, хотя и в меньшей мере, чем в России), а также садово-огороднические товарищества. Для личных подсобных хозяйств возникли проблемы со сбытом продукции в связи с разрушением кооперативов, через которые ранее этот сбыт осуществлялся, а для садово-огороднических товариществ - в связи с реституцией (немало бывших собственников земельных участков, особенно в пригородных районах, где цена земли высока, предъявили права на земли садово-огороднических товариществ).

Важнейшим итогом проведенной и все еще продолжающейся аграрной реформы в странах Центральной и Восточной Европы являются разукрупнение сельскохозяйственных производственных кооперативов (по принципу: одна деревня - один кооператив) и существенное уменьшение размеров крестьянских хозяйств.

Реорганизация и ликвидация государственных хозяйств и части кооперативов во многих странах Центральной и Восточной Европы ухудшили социальное положение сельского населения, ибо ранее сельскохозяйственные предприятия частично брали на себя заботы о социально-бытовых нуждах селян. Возросла безработица.

Регулирование земельных отношений различается по ряду важных вопросов.

В отношении покупки земли иностранцами нет официальных ограничений применительно к юридическим и физическим лицам в восточных землях Германии, однако покупка затруднена рядом оговорок, поэтому иностранцам принадлежит очень небольшая площадь сельскохозяйственных угодий; в Польше введены серьезные ограничения; в Болгарии, Венгрии и Чехии существует запрет на покупку. В связи со вступлением в Европейский союз, быть может, ограничения и запреты снимут.

Реституция - возврат земли или компенсация за землю и имущество бывшим собственникам - острая и трудно решаемая проблема в странах Центральной и Восточной Европы. Она проводилась в Болгарии, Венгрии, Чехии, Словакии, Румынии, Сербии, в восточных землях Германии и затронула интересы миллионов бывших и настоящих собственников и их наследников. Реституция собственности на землю зачастую шла вразрез с экономическими интересами государства и общества, поскольку часть сельскохозяйственных земель переходила к тем, кто утратил связь с сельским хозяйством и не может ее эффективно использовать, а также потому, что нередко вела к дроблению земли между несколькими наследниками. При невозможности определить в короткий срок собственника земельный участок сдавался в аренду с оговоркой о возможном досрочном расторжении договора при установлении собственника. Поэтому спрос на аренду невостребованных земель невелик.

Реституция усугубила чересполосицу, возникшую в результате приватизации земли, как одно из серьезнейших негативных последствий земельной реформы, ибо чересполосица, парцеллизация крестьянского землепользования, непрофессионализм новых землепользователей явились большим препятствием для рационального использования земли.

Ниже дается характеристика наиболее существенных земельных и организационно-правовых преобразований в отдельных странах Центральной и Восточной Европы.

 

§ 2. Республика Болгария (Болгария)

 

В силу благоприятных природно-климатических условий сельское хозяйство занимает большое место в экономике Болгарии. Быть может, поэтому преобразование отношений собственности началось в данной отрасли ранее, чем в других, - после вступления в силу в 1991 г. Закона о собственности и пользовании сельскохозяйственной землей, который изменялся и исправлялся более 30 раз.

Законом запрещена продажа сельскохозяйственных земель иностранным государствам и юридическим лицам. Иностранным гражданам разрешено приобретать сельскохозяйственную землю только по линии наследования и при условии, что они в трехлетний срок передадут или продадут ее в собственность тем, кто имеет на это законное право. Юридические лица с иностранным участием могут приобретать сельскохозяйственную землю, однако в случае прекращения деятельности данного субъекта иностранный партнер должен трансформировать свою часть земли имеющим право на эту собственность.

Некоторая либерализация Закона шла в отношении права пользования: в поздней редакции собственнику предоставлено право свободного выбора использования земли. Было отменено ограничение размера частной собственности на землю.

Своеобразие решения некоторых других вопросов земельной (а попутно и аграрной) реформы привели к ряду серьезнейших негативных последствий, на возможность которых указывали видные политики.

Прежде всего это касается реституции земельной собственности в натуре. Восстанавливались права собственников и их наследников на сельскохозяйственные земли, которые им принадлежали до образования трудовых кооперативных земледельческих хозяйств (ТКЗХ) и государственных земледельческих хозяйств (ГЗХ) независимо от включения этих земель в образованные на их основе сельскохозяйственные организации. Восстанавливались права и тех собственников, которые безвозмездно уступили свою землю кооперативам или государству, а также неправомерно изъятые земли.

Базовой датой для реституции был 1946 г., когда господствовало мелкое, раздробленное земледелие. За истекший период произошли большие миграционные процессы, в ходе которых многие собственники и их наследники утратили связь с сельским хозяйством. Потребовался возврат более 10 млн. участков земли, более чем 2,5 млн. собственников. Из-за сложных оформительских и землеустроительных процедур процесс персонификации собственности затянулся на десятилетия, сопровождался многочисленными судебными разбирательствами. Собственность на землю, не подлежащая восстановлению в прежних границах, должна была компенсироваться равноценным участком из земельного фонда государства или общины. Позднее в качестве компенсации собственности на землю стали использоваться поименные компенсационные боны, которые, являясь ценными бумагами, могут применяться только для покупки на торгах земли из государственного земельного фонда. Гражданам предоставлена возможность объединяться в кооперативы или общества для совместной обработки земли. При этом за ними сохраняется в собственности земельный участок в его реальных границах. К началу 2000 г. право собственника было восстановлено на 96,4% уточненной для реституции площади.

По мнению исследователей, земельная реформа привела к возврату к прошлому, к маломерной и раздробленной частной собственности на землю. По данным на 1998 г., 90% частных хозяйств располагали земельными наделами до 1 га, из них более половины - менее 0,2 га; только 8% хозяйств были средними (5-10 га) по европейским стандартам, а 0,2% - крупными (более 10 га). При таких размерах не могло быть речи о рациональном использовании земли. Более того, став преобладающим, городской собственник на землю оказывался зачастую беспомощным: он не мог или не желал заниматься земледелием.

Важнейшим разрушительным элементом преобразований стала ликвидация кооперативов и госхозов. Ликвидация кооперативов приняла стихийный характер и сопровождалась разграблением их имущества, в том числе техники, ремонтных мастерских, зданий, что ускорило процесс декапитализации отрасли.

В результате земельной и аграрной реформ землевладение сложилось следующим образом (по состоянию на 1 июля 2000 г.): публичные хозяйства - 13,8%, в том числе государственные - 1,9%; общественные - 11,9%; частные - 86,2%, в том числе земледельческие кооперативы - 27,9%, частные земледельческие хозяйства - 54,1%, другие частные хозяйства - 4,2%. При этом 85-90% частных земледельческих хозяйств - это бывшие личные подсобные хозяйства, которые ранее были тесно связаны с трудовыми кооперативными земледельческими хозяйствами и государственными земледельческими хозяйствами, а теперь стали самостоятельными.

Возникла неблагоприятная структура и в возвращенной частной собственности на землю: 51% ее отошел городским жителям, не занятым сельским хозяйством, 30% - пожилым людям, пенсионерам и только 18% - крестьянам трудоспособного возраста.

Арендные отношения регулируются Законом "Об аренде земли" 1996 г. (с последующими изм. и доп.), которым установлен лишь минимальный (4 года) срок аренды и сняты прежние ограничения возможного размера арендуемого участка.

Вряд ли оправдана политика государства относительно кооперации в сельском хозяйстве. Старые трудовые кооперативные земледельческие хозяйства ликвидировали, а вместо них (нередко на остатках от старых хозяйств) были образованы новые кооперативы по весьма спорной правовой модели. По новому Закону о кооперации (1999 г.) кооперативы функционируют только на арендованной земле, так как земельные участки членов кооперативов не должны вноситься в паевой фонд кооператива. Более того, кооператив не может купить у собственника землю, принять ее в дар и пр., т.е. исключается право собственности кооператива на землю. В целом кооперативы по своей конструкции близки к акционерному типу предприятий. Эти своеобразные кооперативы не обрели полную самостоятельность и не оправдали надежд. Часть из них интегрировалась с крупными перерабатывающими фирмами на договорной основе, другая часть передала арендованные у своих членов земли в субаренду третьим лицам, теряя на этом свои имущество и самостоятельность.

Тем не менее кооперативы утверждались в качестве одной из основных организационно-правовых форм хозяйствования. К началу 2000 г. на их долю приходилось 40% уточненной для возврата земли и 36,8% обрабатываемой площади (в среднем одно хозяйство - 718,5 га).

Общий итог земельной и аграрной реформ в Болгарии - глубокий экономический и социальный кризис в деревне, спад объемов производства - зерна в 2000 г. почти в два раза, поголовья животных - на 60-70%. Сокращены товарно-денежные потоки, возрос натуральный обмен: свыше 60% потребляемых продуктов питания на селе и 38% в городах произведены самими потребителями. Не получил развития и рынок земли, поскольку около 2/3 ее приходится на личные подсобные хозяйства и арендованные земли кооперативов.

 

§ 3. Венгерская Республика (Венгрия)

 

Венгрия в 70-е годы прошлого века вышла на одно из первых мест в мире и первое среди стран СЭВ по производству продукции на душу населения (1300-1400 кг. зерна и 160-170 кг. мяса). Она отличалась наличием хорошо оснащенных крупных кооперативов и государственных хозяйств, деятельность которых была тесно связана экономическими узами с личным подсобным хозяйством крестьян. Умелое использование всех факторов производства обеспечили Венгрии положение стабильного нетто-экспортера.

В 1947 г. в ходе аграрной реформы большая часть помещичьих и церковных земель перешла в частную собственность крестьян и работавших в сельском хозяйстве батраков, лишь меньшая часть земель - в руки государства, образовавшего госхозы. Вступая в производственные кооперативы, крестьяне сохраняли право собственности на землю, реализовавшееся через получение определенного дохода в виде так называемой ренты за сданные в кооператив земельные наделы.

Земельная и аграрная реформы 90-х годов прошлого века проводились постепенно с учетом высоко достигнутого уровня аграрного производства. И, несмотря на усиленную борьбу определенных политических сил за кардинальную реформу, возврат частной собственности на землю по состоянию на 1947 г., правительство отказалось от возвращения коллективизированных при прежней системе земель и недвижимости прежним владельцам, подтвердив их право на компенсацию. Лица, незаконно утратившие право на землю, могли получить компенсационные боны, которые можно было использовать для получения определенного участка земли. Число таких лиц превысило 800 тыс. человек на общую площадь земельных наделов в 2,7 млн. га, или около 1/3 всех сельскохозяйственных угодий страны.

В осуществлении преобразований особую роль сыграла реализация принятого в феврале 1992 г. закона, согласно которому уже весной все кооперативы должны были провести общие собрания по номинированию и разделу имущества, т.е. определению конкретного размера пая каждого члена в его общей стоимости, а также земельного надела. При этом номинированное имущество (включая землю) должно было распределяться с учетом как числа проработанных в кооперативе лет, характера выполнявшейся деятельности, так и имущественного вклада в коллективную собственность кооператива. В результате персонализации кооперативной собственности более 1 млн. человек стали земельными собственниками. Иначе говоря, произошел новый радикальный раздел земли.

В итоге последних реформ изменились отношения собственности на селе. Если раньше 70% обрабатываемых земель находились в распоряжении сельскохозяйственных кооперативов, 15% - госхозов, 15% - в частной собственности, то к 1997-1998 гг., когда приватизация на селе завершилась, 80% сельхозугодий было передано в частную собственность. В отрасли до реформы доминировало крупное сельскохозяйственное производство, представленное 1252 кооперативами и 158 госхозами, средний размер землепользования которых достигал 4,5 тыс. га. Средний земельный надел 1,4 млн. приусадебных и подсобных хозяйств составлял 0,8 га. К весне 2000 г. число индивидуальных хозяйств сократилось до 0,9 млн., а хозяйственных обществ возросло до 8,5 тыс., в том числе 1,8 тыс. кооперативов нового типа (которые по правовому статусу ближе к хозяйственным обществам, нежели к кооперативам), 240 акционерных обществ и почти 6,5 тыс. различных (в основном мелких) хозяйственных обществ, специализирующихся на оказании услуг. При этом на индивидуальные аграрные хозяйства приходится 43% используемых земель, а на хозяйственные общества - 41%; средний размер последних сократился до 600 га, а индивидуальных хозяйств увеличился до 2,8 га. Из числа индивидуальных хозяйств 70% имеют наделы менее 1 га, а число хозяйств с наделами свыше 50 га не достигает и 1%. Государственный сектор представлен лишь 12 хозяйствами.

Следует отметить особенности правового регулирования земельных отношений. Базовым является Закон от 27 июня 1994 г. "О пахотной земле" (в Конституции Венгерской Республики земле не отведено места). Закон устанавливает правила приобретения земли по разным основаниям. Однако наследование по закону, право давности, застройки, отчуждения и в счет компенсации материального ущерба пострадавшим от национализации частной собственности регулируются Гражданским кодексом республики и другими законами.

Закон "О пахотной земле" ограничивает размер земельного участка в собственности физических лиц - не более 300 га или 6000 злотых крон (коэффициент земельного кадастра как показатель стоимости земли с учетом ее качества, применяемый в стране на протяжении более 100 лет). Кроме того, они могут иметь в собственности хутор размером не более 6000 м2 (земельный участок с жильем и хозяйственными постройками)*(308). Эти ограничения не распространяются на наделы, полученные при ликвидации кооператива. В Венгрии, как и в Болгарии, юридические лица и организации без статуса юридического лица (за исключением государства, местных органов самоуправления и некоммерческих организаций лесопользователей) не могут приобретать право собственности на землю. Даже госхозы арендуют всю используемую ими землю. Закон устанавливает жесткие правила аренды земли как в части ее использования (строго по назначению, по правилам защиты плодородия и пр.), так и в части размеров: для граждан и организаций без статуса юридического лица аренда ограничивается 300 га, или 6000 злотых крон по стоимости; для хозяйственных товариществ и кооперативов - 2500 га, или 50 тыс. злотых крон. В законе предусмотрена аттестация земельных участков в разрезе 8 классов качества. Предельный срок аренды - 10 лет.

Закон запрещает иностранным физическим и юридическим лицам приобретать землю на праве собственности, однако разрешает приобретать хутор в размере 0,06 га и признает за ними право на уже приобретенную ранее землю (в счет компенсации ущерба пострадавшим от национализации или при ликвидации кооператива). Он устанавливает очередность с преимущественным правом покупки и аренды семейными хозяйствами и сельским населением.

С января 2002 г. вступил в силу закон о создании национального земельного фонда, в состав которого должна перейти вся земля - около 1,4 млн. га, или 15% всей территории страны (за исключением лесов), находящаяся в собственности государства.

В целом социально-экономические итоги реформ по всем показателям отрицательные, хотя государство строго контролирует рынок продовольствия и осуществляет стимулирующие меры финансовой поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя. Ни по одному из них не был достигнут предреформенный уровень. Резко упала урожайность всех сельскохозяйственных культур на протяжении периода реформ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.