Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реорганизация и ликвидация юридических лиц. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц




Тема А.

Особенности произношения иноязычных слов

83.

Многие слова иноязычного происхождения прочно усвоены русским литературным языком, вошли в общенародный язык и произносятся в соответствии с существующими орфоэпическими нормами. Менее значительная часть иноязычных слов, относящихся к различным областям науки и техники, культуры и искусства, к области политики (также иноязычные собственные имена), при произношении отступает от общепринятых норм. Кроме того, в ряде случаев наблюдается двоякое произношение иноязычных слов (ср.: с[о]нет - с[а]нет, б[о]ле-ро - б[а]леро и др.). Произносительные варианты с [о] в таких случаях характеризуют произношение как нарочито книжное. Такое произношение не отвечает принятым в литературном языке нормам.

Отступления от норм при произношении иноязычных слов охватывают ограниченный слой лексики и сводятся в основном к следующему:

В безударных слогах (предударных и заударных) в иноязычных словах на месте буквы о произносится звук [о]: [о]тель, б[о]а, п[о]эт, к[о]ммюнике, м[о]дерат[о], ради[о], ха[о]с, кака[ï], п[o] этесса; в собственных именах: Б[о]длер, В[о]льтер, З[о]ля, Т[о]рез, Ж[о]рес и др.

Перед е в иноязычных словах произносятся твердо преимущественно зубные согласные [т], [д], [з], [с], и [н], [р]: отель, ателье, партер, метрополитен, интервью; модель, декольте, кодекс; шоссе, безе, морзе; кашне, пенсне; Сорренто; Торез, Жорес, также Флобер, Шопен.

В безударных слогах иноязычных слов с твердым согласным перед [е] на месте буквы е произносится гласный [э]: ат[э]лье, ат[э]изм, мод[э]льер и т.п. На месте буквы е после и в следующих иноязычных словах произносится [э]: ди[э]та, пи[э]тизм, пи[э]тет, ди[э]з.

На месте буквы э в начале слова и после гласных произносится [э]: [э]ко, [э]пос, по[э]т, по[э]тесса, по[э]тический.

 

Реорганизация коммерческих организаций как юридических лиц осуществляется в формах: слияния нескольких коммерческих организаций в одну; присоединения одной ком­мерческой организации к другой; разделения коммерческой организации на несколько новых;

выделения из состава коммерческой организации другой коммерческой организации; преобра­зования коммерческой организации одной организационно-правовой формы в коммерческую организацию другой организационно-правовой формы.

Суть реорганизации, в какой бы форме она ни осуществлялась, заключается в том, что все права и обязанности реорганизуемой коммерческой организации переходят к одной или нескольким другим коммерческим организациям по передаточному акту или разделительному балансу, т.е. происходит универсальное правопреемство (ст. 58 ГК).

Этим обстоятельством определяется одна из особенностей реорганизации коммерческих организаций, как известно, обладающих, по общему правилу, общей правоспособностью. В целях передачи в результате реорганизации существующего объема правоспособности реорга­низация коммерческой организации, как правило, ведет к возникновению (а при присоедине­нии — сохранению) другой коммерческой организации.

Более того, в случаях, указанных в ГК, реорганизация коммерческих организаций может повлечь возникновение только определенных видов коммерческих организаций. Так, в соот­ветствии со ст. 68 ГК хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразо­вываться только в хозяйственные товарищества и общества других видов или в производст­венные кооперативы. Подобная ограничительная регламентация касается также реорганизации обществ с ограниченной ответственностью (ст. 92 ГК), акционерных обществ (ст. 104 ГК), производственных кооперативов (ст. 112 ГК) в отдельности.

Следует сделать вывод, что, кроме случаев, прямо предусмотренных законом, законода­тель не допускает преобразования коммерческих организаций в некоммерческие и наоборот. Так, в соответствии со ст. 121 ГК, ст. 17 Федерального закона «О некоммерческих организаци­ях» ассоциация (союз), являясь некоммерческой организацией, может преобразоваться в хо­зяйственное общество или товарищество, а учреждение может быть преобразовано в коммер­ческую организацию лишь одной организационно-правовой формы — хозяйственное общест­во.

Смысл этих правил заключается в том, чтобы обеспечить универсальное правопреемство и не допустить ситуации, когда часть прав и обязанностей, вытекающих из общей правоспо­собности, не может быть передана другой организации, обладающей специальной правоспо­собностью, и наоборот, когда организация со специальной правоспособностью могла бы пере­дать правопреемнику больше прав, чем имеет сама.

По общему правилу, реорганизация коммерческих организаций осуществляется по реше­нию ее учредителей (участников) либо органа управления, уполномоченного на то учреди­тельными документами (п. 1 ст. 57 ГК), т.е. добровольно. Из этого правила имеются исключе­ния, предусматривающие принудительный или согласительный порядок реорганизации ком­мерческих организаций.

Так, в соответствии со ст. 19 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистиче­ской деятельности на товарных рынках» в случае, когда коммерческие организации занимают доминирующее положение и совершили два или более нарушений антимонопольного законо­дательства, федеральный антимонопольный орган вправе принять решение об их принуди­тельном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений, если это ведет к развитию конкуренции. Решение о принуди­тельном разделении коммерческих организаций или выделении из их состава одной или не­скольких организаций может быть обжаловано в арбитражный суд.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополи­стической деятельности на товарных рынках» в целях предотвращения возможного злоупот­ребления доминирующим положением коммерческими организациями установлена обяза­тельная процедура получения согласия федерального антимонопольного органа на слияние

или присоединение коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда.

Реорганизация коммерческих организаций может существенным образом затрагивать ин­тересы их кредиторов. Учитывая это, законодатель предусмотрел гарантии прав кредиторов коммерческой организации при ее реорганизации (ст. 60 ГК). Прежде всего это обязанность учредителей (участников) коммерческой организации или органа, принявшего решение о ре­организации коммерческой организации, письменно уведомить об этом кредиторов реоргани­зуемой коммерческой организации.

Благодаря реализации названной обязанности кредиторы реорганизуемой коммерческой организации могут своевременно узнать об этом и реализовать предоставленное им ГК право требования о прекращении или досрочном исполнении обязательства, должником по которому является реорганизуемая коммерческая организация. При этом кредиторы вправе также требовать возмещения убытков, причиненных досрочным прекращением обязательства.

Как и любое право, право кредитора на досрочное прекращение или исполнение должни­ком обязательства может быть им не реализовано. В таком случае место реорганизованной коммерческой организации в этом обязательстве займут ее правопреемники, определяемые на основании передаточного акта или разделительного баланса. При этом, если разделительный баланс или передаточный акт не дают возможности определить правопреемника реорганизуе­мой коммерческой организации, вновь возникшие коммерческие организации несут солидар­ную ответственность по обязательствам реорганизованной коммерческой организации перед ее кредиторами.

По общему правилу, коммерческая организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации вновь возникших в результате реорганизации коммерческих ор­ганизаций. И лишь при реорганизации коммерческих организаций в форме присоединения ре­организация считается совершенной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной коммерческой органи­зации (п. 4 ст. 57 ГК)[1, c. 467].

Государственная регистрация возникших при реорганизации коммерческих организаций, а также внесение записей в единый государственный реестр юридических лиц (при присоеди­нении) происходит в общем порядке. В соответствии со ст. 59 ГК основаниями для отказа в государственной регистрации вновь возникших коммерческих организаций являются: а) не­представление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительно­го баланса либо б) отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реоргани­зованной коммерческой организации. Разумеется, что наряду с названными основаниями дей­ствуют и общие основания для отказа в государственной регистрации (ст. 51 ГК). Отказ в го­сударственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.

Ликвидация коммерческих организаций в отличие от реорганизации влечет их пре­кращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК). Ликвидация коммерческих организаций может быть добровольной или принудитель­ной.

Добровольная ликвидация коммерческих организаций осуществляется по решению их учредителей (участников) либо органа коммерческой организации, уполномоченного на то уч­редительными документами. В данном случае перечень оснований ликвидации коммерческой организации, предусмотренных ПС, является примерным. В частности, к ним относятся: исте­чение срока, на который создана коммерческая организация; достижение цели, ради которой создана коммерческая организация, и др.

Принудительная ликвидация коммерческой организации осуществляется решением суда по основаниям, исчерпывающим образом предусмотренным ГК. В иных правовых актах, в том числе в иных законах, такие основания предусмотрены быть не могут. К ним относятся: осу­ществление деятельности, запрещенной законом; осуществление деятельности без надлежа­щего разрешения (лицензии); осуществление деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (п. 2 ст. 61 ГК); признание коммерческих организаций (кроме казенных предприятий) несостоятельными (п. 1 ст. 65 ГК); уменьшение стоимости чистых активов коммерческой организации ниже уровня минимального размера уставного капитала (п. 4 ст. 90, п. 4 ст. 99, п. 5 ст. 114 ГК); признание судом недействительной регистрации коммерческой организации.

Требование о ликвидации коммерческой организации по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК, может быть предъявлено в арбитражный суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (п. 3 ст. 61 ГК). Так, в соответствии с п. 4 ст. 6 Закона РФ «О конкуренции и ограни­чении монополистической деятельности на товарных рынках» коммерческая организация, осуществляющая координацию предпринимательской деятельности других коммерческих ор­ганизаций, которая имеет или может иметь результатом ограничение конкуренции, может быть ликвидирована в судебном порядке по иску федерального антимонопольного органа.

Следует особо подчеркнуть, что органы, не имеющие по закону соответствующего права, обращаться в арбитражный суд с требованием о ликвидации коммерческой организации не могут.

Суд, принявший решение о ликвидации коммерческой организации, непосредственно не занимается ее ликвидацией. В данном случае обязанности по осуществлению ликвидации коммерческой организации решением суда возлагаются на учредителей (участников) коммер­ческой организации либо орган, уполномоченный на ликвидацию коммерческой организации ее учредительными документами (п. 3 ст. 61 ГК).

В целях обеспечения интересов других лиц лицо, принявшее решение о ликвидации ком­мерческой организации, обязано незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осу­ществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что коммерческая организация на­ходится в процессе ликвидации.

Кроме того, лицо, принявшее решение о ликвидации коммерческой организации, назна­чает по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридиче­ских лиц, ликвидационную комиссию (или единоличного ликвидатора), определяет порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все пол­номочия по управлению делами коммерческой организации.

Порядок ликвидации коммерческих организаций в зависимости от последовательности действий ликвидационной комиссии можно условно разделить на ряд стадий.

Во-первых, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публику­ются данные о государственной регистрации коммерческих организаций, публикацию о ее ли­квидации. В объявлении указывается порядок и срок заявления кредиторами своих требований к ликвидируемой коммерческой организации. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Кроме того, ликвидационная комиссия должна выявить кредиторов ликвидируемой ком­мерческой организации и персонально письменно уведомить их о ликвидации коммерческой организации, а также установить должников ликвидируемой коммерческой организации и взыскать с них задолженность, в том числе путем предъявления исков в суд.

Во-вторых, ликвидационная комиссия после истечения срока для предъявления требова­ний кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он Должен содержать сведения о составе и стоимости имущества ликвидируемой коммерческой организации, пе­речне предъявленных кредиторам требований и результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс, предварительно согласованный с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, передается ликвидацион­ной комиссией на утверждение лица, принявшего решение о ликвидации коммерческой орга­низации. Утвержденный промежуточный ликвидационный баланс является основанием для удовлетворения требований кредиторов, признанных ликвидационной комиссией.

В-третьих, при недостаточности у ликвидируемой коммерческой организации денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия должна осуще­ствить продажу с публичных торгов имущества коммерческой организации в порядке, уста­новленном для исполнения судебных решений, и в размере, обеспечивающем удовлетворение всех признанных требований кредиторов. При этом следует иметь в виду, что при недостаточ­ности у ликвидируемого казенного предприятия имущества для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия — Российской Федерации (п. 6 ст. 63, п. 5 ст. 115ГК).

В-четвертых, ликвидационная комиссия осуществляет выплату денежных сумм кредито­рам ликвидируемой коммерческой организации в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утвер­ждения. В соответствии co ст. 64 ГК требования кредиторов ликвидируемой коммерческой организации подлежат удовлетворению в следующей очередности[1, c. 476]:

—в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируе­мая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капи­тализации соответствующих повременных платежей;

—во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате тру­да с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

—в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспе­ченным залогом имущества ликвидируемой организации;

—в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

— в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами. При ликвидации банков и других кредитных организаций, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков и других кредитных организаций, привлекающих средства граждан.

Следует подчеркнуть особое положение кредиторов пятой очереди. Оно заключается по­мимо прочего в том, что их требования удовлетворяются не со дня утверждения промежуточ­ного ликвидационного баланса, как это имеет место в отношении первых четырех очередей кредиторов, а через месяц после этой даты (п. 4 ст. 63 ГК).

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемой коммерческой органи­зации оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом. В част­ности, как уже отмечалось, при недостаточности имущества ликвидируемого казенного пред­приятия по его, долгам несет субсидиарную ответственность его собственник.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса коммерческой организации обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По реше­нию суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемой коммерческой организации.

Если требования кредитора заявлены после истечения срока, установленного ликвидаци­онной комиссией для их предъявления, то они удовлетворяются из имущества ликвидируемой коммерческой организации, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заяв­ленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвиди­руемой коммерческой организации, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

В-пятых, после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия должна составить окончательный ликвидационный баланс, который утверждается лицом, принявшим решение о ликвидации коммерческой организации, по согласованию с органом, осуществ­ляющим государственную регистрацию юридических лиц.

Если после удовлетворения требований кредиторов осталось имущество коммерческой организации, оно передается учредителям (участникам) коммерческой организации, имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этой коммерче­ской организации, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учре­дительными документами коммерческой организации.

Ликвидация коммерческой организации считается завершенной, а коммерческая органи­зация — прекратившей существование после внесения об этом записи в Единый государст­венный реестр юридических лиц.

Экономическая несостоятельность (банкротство) — это неплате­жеспособность предприятия, имеющая или приобретающая устой­чивый характер, признанная хозяйственным судом или правомерно объявленная должником в соответствии с законодательством[8,c.176].

Банкротство предопределено самой сущностью рыночных от­ношений, которые всегда связаны с риском потерь, неопределен­ностью достижения поставленных целей или возможностью по­становки ошибочных целей. Рисковые ситуации могут возникнуть на всех стадиях хозяйственного процесса: от закупки и доставки сырья, материалов, комплектующих изделий до производства и продажи готовой продукции. Их причинами могут быть: неплате­жеспособность потребителей, невыполнение договорных обяза­тельств поставщиками ресурсов, длительные задержки с оплатой счетов за поставленную продукцию, некачественное по различ­ным причинам производство продукции, некомпетентность управ­ленческого персонала и многое другое.

Эти потери ведут к уменьшению прибыльности капитала и воз­никновению финансовых средств, что усугубляется, если кредито­ры не возобновляют финансирование. Тогда предприятие должно выплатить не только проценты, но и сумму основного долга. В ус­ловиях же отсутствия наличных средств появляется проблема ликвидности активов. Это состояние называют технической неплате­жеспособностью. Уже на этой стадии возможно обращение креди­торов в суд о признании предприятия банкротом. Смысл банкрот­ства состоит в том, что из хозяйственного оборота исключаются неплатежеспособные предприятия. Поскольку экономическая не­состоятельность одного предприятия сказывается на финансовом положении других субъектов хозяйствования, являющихся его контрагентами, то банкротство позволяет субъектам хозяйствова­ния улучшить свои дела и достичь финансовой стабильности.

Без процедуры банкротства экономика не может быть эластич­ной. Именно экономическая ответственность, формой реализации которой выступает банкротство, заставляет хозяйствующих субъ­ектов работать эффективно. В противном случае финансовые, тру­довые и материальные ресурсы через рыночную инфраструктуру переходят от неэффективно к успешно работающим предприяти­ям. В этом проявляется жесткость рыночных механизмов регули­рования экономических процессов. Таким образом, банкротство предприятий и определенный уровень безработицы являются сво­его рода платой за результативность производственно-хозяйствен­ной деятельности. Предприятие, не способное к конкуренции, не нашедшее свое место на рынке товаров и услуг, не имеющее собст­венных сил провести санацию и реструктуризацию, должно в кон­це концов прекратить свое существование, чтобы дать возмож­ность на его месте возникнуть другому, более конкурентоспособ­ному предприятию.

Процедуры банкротства, как правило, проводятся при участии государства. Его задача состоит в том, чтобы сделать эту процедуру как можно безболезненней для общества, однако при этом естест­венный процесс банкротства неэффективных, а порой и убыточных предприятий не должен искусственно сдерживаться через механизм дотаций. В этом случае упускается возможность санации и реструк­туризации предприятий и оздоровления экономики в целом.

В мировой практике процедура банкротства состоит в том, что кредиторы (физические и юридические лица, которым должно данное предприятие) добиваются санации или ликвидации бан­крота. Собственники предприятия теряют право собственности на имущество предприятия-банкрота, а созываемое собрание креди­торов решает судьбу предприятия. При этом могут быть использо­ваны два варианта[5,c.184]:

1. ликвидация предприятия;

2. санация.

В случае ликвидации предприятия право собственности в от­ношении имущества передается в судебном порядке уполномо­ченному на то лицу (органу) - ликвидатору (или синдику), задача которого состоит в продаже целого предприятия или его части с целью удовлетворения требований кредиторов.

На практике иногда возникают случаи, когда рыночная цена имущества предприятия не может компенсировать средства кре­диторов, вложенные в ликвидируемое предприятие. Тогда кредито­ры на свой риск пробуют провести санацию предприятия, то есть возобновить его работу, но при смене аппарата управления и про­ведении комплекса оздоровительных мероприятий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.