Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 3 страница. Что касается интересов японской стороны, то они вполне прозрачны: газопровод дозволит стране восходящего солнца диверсифицировать импорт энергоносителей




 

Что касается интересов японской стороны, то они вполне прозрачны: газопровод дозволит стране восходящего солнца диверсифицировать импорт энергоносителей, а также существенно уменьшить связанные с этим издержки, так как в настоящее время топливо для электростанций, в том числе и газ, завозится в страну танкерами. Предполагается, что в период пиковой добычи по проекту "Сахалин-1" поставки газа в Японию составят приблизительно 10% годовых потребностей страны в этом виде топлива. Воплощение данного проекта в значимой степени повлияет на стратегию развития японской энергетики, которая будет ориентироваться на замещение нефти природным газом, что, в свою очередь, увеличит её эффективность.

 

Для России же стройку трубопровода значит открытие одного из самых привлекательных в мире рынков энергоносителей, потенциал которого оценивается в десятки миллиардов баксов. Быстрее всего, по этому трубопроводу пойдет газ и с остальных сахалинских месторождений, которые в настоящее время находятся в разной стадии освоения. В пользу этого говорит готовность ряда иностранных компаний сделать взаимовыгодное сотрудничество друг с другом: в этом заинтересованы все без исключения участники стройки и газодобытчики.

 

Для американских компаний Сахалин также оказался очень привлекательным регионом. В первую очередь это связано, как уже отмечалось выше, с выгоднейшим геополитическим положением региона, предоставляющим массу преимуществ при ориентации на азиатские рынки, до этого всего стране восходящего солнца и Китая. Так, американская Exxon избрала конкретно Сахалин для активного внедрения на русский нефтерынок. Компания участвует сходу в нескольких проектах, являясь, в частности, генеральным оператором "Сахалина-1" и получив права на освоение двух блоков в проекте "Сахалин-3". Активно работают по сахалинским проектам и остальные американские компании (основным образом, Marathon, Mobil и Texaco). При этом они не лишь претендуют на ведомую роль в регионе, но и, разумеется, намерены вытеснить более слабых партнеров.

 

Так, к примеру, вполне может быть, что, если иностранные компании не согласятся на отсрочку выплаты долгов "Роснефти" в счет погашения издержек на проект "Сахалин-1", ей придется реализовать 49- процентную долю собственного роли в этом проекте (что составляет около 17% от всего проекта). нужно, но, отметить, что "Роснефть" даже в этом случае не собирается вообще покидать проект - еще 23-процентная доля принадлежит её дочерней компании "Сахалинморнефтегаз" (СМНГ). посреди возможных покупателей пакета именуются конкретно наикрупнейшие американские компании, которые стремятся закрепиться в регионе хоть какими способами, и, не считая того, владеющие настоящими возможностями для такового шага. Это предположение подтверждается также и тем, что наибольшую задолженность "Роснефть" имеет перед американской Exxon и японской Sodeco. Если условия контракта не будут выполнены, доля "Роснефти" вполне может уйти за долги.

 

Еще один пример активного иностранного роли в проектах по разработке сахалинских месторождений - интернациональный консорциум Sakhalin Energy Investment ("Сахалинская энергия"), созданный для реализации проекта "Сахалин-2" в 1994 г. Основными его акционерами являются нефтяные компании Marathon (США) - 37,5%, Royal Dutch/Shell (Нидерланды/Великобритания) - 25%, Mitsui (Япония) - 25% и Mitsubishi (Япония) - 12,5%. нужно сказать, что позиция "Сахалинской энергии" на реальный момент расценивается как одна из более стабильных: это компания, имеющая самый большой экспортный потенциал на Сахалине (до этого всего, при ориентации на японский рынок).

 

Проект "Сахалин-2" предугадывает разработку Пильтун-Астохского нефтяного и Лунского газового месторождений, расположенных приблизительно в 15 км от побережья Охотского моря. Общие балансовые запасы нефти составляют около 433 млн т, газа - 521 млрд м3. О масштабах проекта красноречиво молвят несколько цифр: издержки на освоение месторождений составят не менее 10 млрд баксов, а газа из недр одного лишь Лунского месторождения хватит на то, чтоб обеспечивать энерго потребности шести городов - "миллионников" в течение 20 лет. Фактически раздел продукции будет осуществляться в различных пропорциях - в зависимости от заслуги определенной рентабельности производства. Соглашение предугадывает также 70-процентное роль в работах русских подрядчиков - а означает, столь нужные нашим компаниям средства и рабочие места. Из практически 1 млрд баксов, уже вложенных "Сахалинской энергией" в проект, русские подрядчики получили около 400 млн.

 

сейчас фактически завершен первый этап освоения Пильтун-Астохского месторождения. Закуплена в Канаде и перевезена на островной шельф платформа "Моликпак", которая может делать как буровые, так и добычные работы. Нефть, добываемая "Моликпаком" в течение шести "незамерзающих" месяцев в году, по двухкилометровому трубопроводу будет подаваться для наполнения нефтеналивных танкеров, швартующихся к специальному плавучему бую. Мощность комплекса "Витязь" - около 12 тыс. Т нефти в день.

 

Неразбериха, существовавшая до недавнего времени в законодательстве о СРП, существенно затрудняет работы по проекту, вынуждая инвесторов занимать выжидательную позицию. Конкретно с этим было связано существенное понижения утвержденного компанией плана инвестиций на 1999 г., Который составил около 300 млн баксов. Представитель администрации Сахалинской области Галина Павлова, являющаяся членом наблюдательного совета проекта, произнесла, что эта цифра "существенно меньше ранее планировавшейся".

 

Что касается русских участников, то даже паритетное роль компаний в разработке сахалинских нефтегазовых месторождений представляет для них довольно огромную делему. Так, к примеру, срыв роли "Роснефти" в проекте "Сахалин-1" может привести не лишь к общему ослаблению позиций в регионе, но и к вполне конкретным денежным потерям, к примеру, значимых доходов от эксплуатации газопровода из России в Японию. Единственный русский участник сахалинских проектов, даже несмотря на активную позицию собственных дочерних компаний (в частности, "Сахалинморнефтегаза"), фактически не имеет возможностей претендовать на роль ведущего игрока на этом поле. Отчасти это связано с падением курса рубля, что привело к значимой реструктуризации издержек "Роснефти". не считая того, действия последних месяцев (в частности, скандальная история с продажей за долги контрольного пакета акций "Пурнефтегаза" - основного нефтедобывающего компании в составе "Роснефти") привели к резкому ослаблению позиций компании.

 

роль в сахалинских проектах остальных русских компаний, которые реально обладают ресурсами, сейчас фактически исключено. Это связано с тем, что правительство, контролирующее разработку нефтегазовых месторождений на Сахалине, занимает очень жесткую позицию по этому вопросу. Шаткие позиции "Роснефти" в регионе молвят не лишь о стремлении Минтопэнерго во что бы то ни стало удержать контроль над Сахалином, но и о неспособности реально обеспечить его. В итоге Россия утрачивает свои позиции. Надежда на возможную альтернативу, заключающуюся в предоставлении права на разработку русской доли проектов иным отечественным компаниям, с каждым днем становится все более призрачной. В этом, судя по всему, заключается серьезный стратегический просчет правительства.

 

но, несмотря на все трудности, связанные с несовершенством русского законодательства и денежным кризисом, график поступления иностранных инвестиций по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2" не был нарушен. Правда, Sakhalin Energy Investment - генеральный оператор "Сахалина-2" - в конце 1998 г. Заявил о моратории на привлечение новейших инвестиций, связывая это с отсутствием пакета законов о СРП. Но после того как стало понятно, что Государственная Дума одобрила пакет поправок в законы, связанные с СРП, последовало заявление управления Sakhalin Energy Investment о начале крупномасштабных работ по проекту "Сахалин-2".

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗРАБОТКИ САХАЛИНСКОГО УЗЛА

 

вероятный сценарий развития сахалинского нефтегазового региона, предполагающий оптимальную конъюнктуру добычи углеводородных ресурсов, связан, до этого всего, с несколькими факторами:

 

§ повышением глобальных цен на нефть и, соответственно, ростом рентабельности добычи "сложной" шельфовой нефти;

 

§ более активным ролью русских компаний в реализации проектов;

 

§ началом работ по перспективным проектам "Сахалин-2, 3, 4, 5, 6" в запланированные сроки;

 

§ созданием благоприятного инвестиционного климата в регионе, способствующего реализации намеченного графика финансирования проектов иностранными инвесторами;

 

§ развитием перспективных рынков сбыта нефти, газа и нефтегазопродуктов Сахалина (до этого всего стране восходящего солнца и Китая).

 

Возможность положительного развития событий в сахалинском регионе, на первый взор, довольно мала. Несмотря на то, что ряд пунктов уже реализован на практике, главные макроэкономические условия удачного развития огромнейших инвестиционных проектов мирового класса, Сахалинского нефтегазового региона, остаются очень неблагоприятными. Причины, которые объективно мешают эффективной реализации намеченных планов, соединены как с глобальными, глобальными неуввязками (к примеру, продолжающееся падение цен на нефть), так и с внутренними (денежный кризис, задержка выплат по проектам со стороны русских партнеров и т.Д.). Тем не менее, существует несколько настоящих факторов, которые все же молвят в пользу реализации оптимистического сценария, в частности:

 

§ успешное проведение тендера "Сахалин-3", фаворитами которого в 1993 г. Были признаны американские компании Mobil Ventures Inc. И Texaco Explorations Sakhalin Inc., Выступающие в качестве одного участника (Киринский блок), и компания Exxon (Айяшский и Восточно-Одоптинский блоки);

 

§ начало широкомасштабных работ по проекту "Сахалин-2";

 

§ стройку крупного газопровода, соединяющего Южный Сахалин и Японию;

 

§ доказательство высокого энтузиазма иностранных компаний (до этого всего американских и японских) к инвестированию в сахалинские проекты;

 

§ результаты интернациональных конференций, состоявшихся в ноябре 1998 г. В Лондоне и Пекине, которые подтвердили стабильно высокий энтузиазм ряда государств (до этого всего стране восходящего солнца и Китая) в импорте нефти, газа и нефтегазопродуктов;

 

§ внесение правительством РФ в Госдуму законопроекта "Об участках недр, право использования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции" (Киринский перспективный блок проекта "Сахалин-3");

 

§ решение компании Exxon о строительстве газопровода в Китай. Предполагается, что экспортироваться будет газ, добытый компанией в ходе реализации проекта "Сахалин-1", а также газ, который будет добыт компанией Mobil в Киринском блоке. Таковая перспектива связана с тем, что обе компании сейчас находятся на стадии слияния в единую корпорацию.

 

Впрочем, можно встретить совсем разные оценки перспективности сахалинских нефтегазовых месторождений. Они варьируются от "блестящих" до "удручающих". Как правило, более серьезные перспективы развития сырьевой базы региона связывают с добычей не нефти, а газа. Как указывает экспертиза, возможных запасов газовых месторождений хватит на обеспечение нужд области и сопредельных регионов на 150-200 лет. Что касается нефти, то разработка шельфовых месторождений вполне может показаться иностранным участникам низкорентабельной либо даже нерентабельной. Исключение составляют наикрупнейшие месторождения, объединенные в проекты "Сахалин-1" и "Сахалин-2". В данной ситуации необходимыми факторами представляются уровень разработки этих месторождений и сроки реализации проектов. Если говорить о ближней перспективе (30-40 лет), то ситуация кажется вполне предсказуемой и благоприятной как для русских, так и для иностранных участников проектов.

 

новейшие перспективы развития Сахалинского нефтегазового узла соединены, основным образом, с реализацией проекта "Сахалин-3". беря во внимание то, что главные запасы нефти на самом полуострове фактически исчерпаны (освоено около 60%, что находится уже за порогом рентабельности разведочного бурения), основной упор сделан на разработку шельфов. Несмотря на значительную удаленность от берега (50 км) и относительно огромную (в сравнении с первыми двумя проектами) глубину шельфа (100-140 м), перспективы разработки Лунского и Киринского нефтегазовых месторождений, расположенных в пределах Киринского блока, не вызывают колебаний. Потенциальные ресурсы углеводородного сырья Киринского блока, по прогнозу компаний Mobil и Texaco, составляют 687 млн т нефти и конденсата и 873 млрд м3 природного газа. Предполагается, что суммарные издержки на реализацию проекта составят более 30 млрд баксов. По расчетам Министерства природных ресурсов, реализация проекта возможна лишь на условиях СРП, при которых Россия получит 62% прибыли.

 

не считая того, включение Киринского блока в список участков недр, право использования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, и последующее заключение соглашения по этому блоку, по мнению правительства, является основанием для роли в равных долях с компаниями Mobil и Texaco и русских партнеров - ОАО "Роснефть" и её дочерней структуры ОАО "Роснефть-СМНГ" (по 16,5%) - в освоении данного блока. В январе 1999 г. Стало понятно, что такового рода соглашение уже достигнуто меж компанией Exxon Neftegas, являющейся аффилированной компанией Exxon, и акционерными обществами "Роснефть" и "Роснефть-СМНГ". Оно касается разработки Восточно-Одоптинского и Айяшского участков сахалинского шельфа, права на которые принадлежат Exxon. Единственное, что смущает Exxon, как, впрочем и остальных инвесторов, - это окончательное принятие пакета документов по разделу продукции.

 

Долгосрочные же перспективы, связанные с "Сахалином-4" и более поздними проектами, смотрятся не так обещающе. Срыв этих планов может быть спровоцирован отсутствием либо негативными значениями одного из тех факторов, которые упоминались в связи с оптимистическим вариантом. По оценкам профессионалов, задержка с началом реализации проектов на базе соглашения о разделе продукции может привести к резкому падению прибылей всех участников - как иностранных, так и русских. Так, к примеру, пятилетняя задержка приведет к 18-миллиардным (в баксах) потерям прямых поступлений в бюджет.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СРП дозволяет индивидуально разбираться с каждым отдельным случаем, найти, сколько при современных разработках можно добыть из того либо другого месторождения, какую можно получить выручку, сколько, в конце концов, остается прибыли и какую её часть можно "отрезать" в бюджет, чтоб и инвестору было не накладно вкладывать свои средства в таковой проект. По другому он просто положит средства в банк и будет себе "стричь" проценты, ни о чем не заботясь, а на разработку недр средств не даст.

 

От добычи на тех месторождениях, которые правительство в 1997 г. Оставило в урезанном по требованию Думы списке, Россия, по оценкам Минтопэнерго, при работающей налоговой системе могла бы получить за наиблежайшие 20 лет 16,3 млрд баксов (по планам, которые имеют привычку не выполняться), а при СРП - 54,6. (Понятно, что эти оценки были выполнены, исходя из цен мирового нефтяного рынка, которые были в тот период.) Нет законодательства о СРП - и нет "лишних" 38,3 млрд баксов в государственный бюджет. Интересно, каков был бы приговор суда, если бы какой-нибудь злодей украл из гос казны такую сумму? А ведь если бы список не был "укорочен" - сумма была бы еще большей. Казалось бы, инвестора необходимо встречать, как государственного героя. Не тут-то было.

 

В одном из собственных интервью Ю.Болдырев заявлял: "Нам удалось на пути массового перевода недр на режим СРП поставить эффективные фильтры парламентских процедур" (Правда. 6.02.97). И он прав. Эти процедуры оказались так "эффективны", что с тех пор в России не было подписано ни одного (!) договора на условиях "О СРП" (три работающих соглашения были подписаны до вступления закона в силу). Кстати, ранее он же утверждал, что "для привлечения добросовестных инвесторов - нужные механизмы и гарантии в новом варианте закона для этого есть" (независящая газета. 28.12.95).

 

Долго в средствах массовой информации упорно насаждалась провокационная мысль о том, что Закон "О СРП" лоббируют представители иностранных компаний. (С.Глазьев: "Борьба с лоббистами иностранного капитала была тяжелой" (Рабочая трибуна. 11.06.96); Б.Хорев: "Беда в том, что в качестве лоббистов, выражающих интересы иностранных монополий, в России выступают достаточно влиятельные силы. В качестве ударного отряда употребляются некие депутаты Госдумы, сгруппировавшиеся вокруг председателя Комитета по природным ресурсам и природопользованию А.Михайлова" (Правда России. 26.12.96); А.Лебедь: "вначале законопроект, как мне понятно (от кого стало понятно - додуматься несложно, ведь экономическую программу Конгресса российских общин (КРО), который в то время возглавлял генерал, писал С.Глазьев - М.С.), Готовила группа лоббистов интересов иностранных нефтяных компаний, прикрываясь фракцией "Яблоко". Им практически удалось протащить закон, но вмешательство тогдашних депутатов Федерального Собрания Ю.Ю.Болдырева и С.Ю.Глазьева позволило предотвратить эту "законодательную диверсию" и в конечном счете принять приемлемую версию закона" (Труд. 11.06.96).

 

Чего стоят одни заглавия опубликованных в то время статей, посвященных СРП: "Отечество в опасности", "Объявляется крупная распродажа", "СРП - это черный лес", "Новый виток ограбления России", даже совсем сюрреалистический - "Тучи над. недрами" и т.П. А что на самом деле?

 

Во-первых, СРП - это не продажа государственного имущества, а передача его в аренду на срочной и возмездной базе. Означает, собственность остается в руках страны и конкретно под его контролем - контролем собственника - осуществляется разработка недр.

 

Во-вторых, форма аренды может быть разной. И работающая сейчас повсеместно лицензия - это тоже предоставление права использования недрами на срочной и возмездной базе. Но до сих пор не слышно голосов по поводу какой-то "распродажи" недр при помощи выдачи лицензий.

 

В-третьих, когда молвят о пресловутой "продаже Родины", традиционно имеют в виду - иностранцам. Факты молвят о другом. Закон "О списке участков недр, право использования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции" от 21 июля 1997 г. Включал пять нефтегазовых месторождений. Где же иностранцы?! Самотлор - это "Тюменская нефтяная компания", Ромашкинское - "Татнефть", Приразломное - "Газпром", Красноленинское - "СИДАНКО", месторождения северной части острова Сахалин - "Сахалинморнефтегаз".

 

 

естественно, стране было бы выгодно, чтоб приходили и иностранцы, вкладывали в национальную экономику средства, создавали в России новейшие рабочие места. Но в основном СРП - все-таки для российских компаний. Порядок использования недрами сохраняется при СРП точно таковым же, каким он был и ранее. Изменяется порядок экономических взаимоотношений меж государством и недропользователем. Плюс стабильность контракта. Кому нравится наша сегоднящая налоговая система? И нефтяникам не нравится. Если им будет предоставлена возможность перейти на СРП - они сумеют завлекать частные инвестиции, нет - многие проекты не будут реализованы. В этом случае Россия, владеющая богатейшими запасами энергетического сырья, чего хорошего, станет его импортером. Вот и вся альтернатива.

 

конкретно поэтому, наперекор мутному сгустку обвинений в "продаже Родины", в собственной программе "Реформы для большинства" "Яблоко" в 1995 г. Декларировало: "Мы будем добиваться принятия пакета законодательных актов, посреди которых важнейшими являются Закон "О соглашениях о разделе продукции" (принятый гос Думой по инициативе фракции "Яблоко" в июне 1995 г.), А также поправки, предлагаемые в налоговое, таможенное и недропользовательское законодательство с целью обеспечить действие данного закона".

 

Закон «О СРП» непременно нужен, но для его удачного функционирования нужно:

 

1. улучшить схему приобретения прав на земельный участок для нужд недропользования одним из следующих способов:

 

§ совершенствованием административной и судебной процедур изъятия земельного участка для государственных нужд. В этих целях следует внести конфигурации и дополнения в земельное и горное законодательства, предусматривающие возможность изъятия земельного участка для государственных нужд в целях недропользования;

 

§ упрощенной процедурой дизайна земельного дела раздельно от производства экологической экспертизы.

 

2. В горном законодательстве нужно регламентировать функцию установления права ограниченного использования земельным участком для использования участком недр (земельный сервитут для целей недропользования) и права ограниченного использования смежными участками недр (горный сервитут). Споры, связанные с указанными сервитутами, обязаны рассматриваться судами.

 

3. Целесообразно разглядеть возможность внесения в ГК РФ конфигураций и дополнений, легализирующих земельный сервитут в целях недропользования как один из видов земельных сервитутов.

 

перечень ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Перчик А.И. «Государственное регулирование отношений недропользования», Москва 1997 г.

 

2. Перчик А.И. «Основы горного права» – М., Недра, 1996г.

 

3. журнальчик: Минеральные ресурсы России:

 

§ 06.99

 

§ 04.00

 

§ 01.01

 

4. журнальчик: Геология нефти и газа, 04.00.

 

5. Официальные сайты веба:

 

§ независящее нефтяное обозрение «СКВАЖИНА»

 

§ Периодические издания ОАО «Лукойл»

 

6. Закон русской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1991 г. №2395-1.

 

7. Федеральный закон «О континентальном шельфе русской Федерации» от 30.10.1995. №187-ФЗ.

 

8. Гражданский кодекс русской Федерации, от 30.11.1994 г.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.