Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Иные виды экологической экспертизы




Общественная экологическая экспертиза

Согласно ст. 20 Федерального закона «Об экологической экспертизе» «общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации»[18].

«Комментируемая статья устанавливает два вида субъектов, участвующих в осуществлении общественной экологической экспертизы:

- субъекты, инициирующие процедуру проведения общественной экологической экспертизы. К таковым относятся граждане, общественные организации (объединения), органы местного самоуправления;

- субъекты, проводящие общественную экологическую экспертизу. Ее имеют право проводить исключительно общественные организации (объединения), а также иные некоммерческие объединения в соответствии со ст. 12 Закона об охране окружающей среды, в уставе которых предусмотрен указанный вид деятельности и которые зарегистрированы в установленном законодательством об общественных объединениях порядке;

Статья 21 определяет объекты общественной экологической экспертизы, которые в целом совпадают с объектами государственной экологической экспертизы, предусмотренными ст. 11, 12, за исключением случаев, связанных с секретностью сведений об объектах экологической экспертизы.

Статья 22 устанавливает порядок проведения общественной экологической экспертизы. Исходя из содержания данной статьи, общественная экологическая экспертиза может проводиться либо до проведения государственной экологической экспертизы, либо во время ее проведения. Также она предусматривает возможность проведения общественной экологической экспертизы после проведения государственной экологической экспертизы.

Порядок утверждения заключения общественной экологической экспертизы уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или органом государственной власти субъекта Российской Федерации аналогичен процедуре утверждения заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы.

 

Государственная и общественная экологические экспертизы занимают ведущее место в системе экспертных работ.

Однако существуют и другие виды экспертной деятельности.

1) Ведомственные экспертизы (например, государственная экспертиза промышленной безопасности и рационального использования недр, которая проводится Ростехнадзором; государственная экспертиза в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, осуществляемая МЧС России и др.)

2) обследования (например, комплексные экологические обследования территорий для придания им статуса особо охраняемых природных территорий или зоны чрезвычайной (экологической) ситуации либо зоны экологического бедствия и др.)

3) исследования (например, лекарственных средств, пищевых продуктов и др.)

4) испытания (например, пестицидов и агрохимикатов)

5) заключения (например, санитарно-гигиенические, санитарно-эпидемиологические)

6) расследования (например, санитарно-эпидемиологические расследования причин возникновения инфекционных заболеваний).

Профессор О.В. Дубовик выделяет следующие общие черты указанных видов экспертной деятельности:

-проведение их (организация проведения) уполномоченным на то органом в области экологического управления, контроля или надзора либо иными специально уполномоченными субъектами;

-указание на необходимость (в большинстве случаев) или возможность экспертизы в законе, т.е. ее обязательность или добровольность;

-урегулированность перечня объектов, документов, необходимых для начала процедуры и собственно процедуры;

-оформление результатов в строго определенной форме;

-обязывающий характер заключения;

-предусмотренность в законе обжалования результатов (в административном, судебном порядке);

-платность;

-ответственность органов и лиц, осуществляющих экспертную экологическую деятельность»[19].

 

 

Заключение

Сегодня экологическая экспертиза в России является одним из наиболее эффективных управленческих рычагов рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Существуют некоторые успехи и недостатки, проблемы и трудности в развитии этого института.

Одной из главных «внутренних» сложностей в осуществлении экспертных оценок является несколько субъективный их характер и трудности оценки экологических параметров окружающей среды.

К числу «внешних» трудностей и нерешенных проблем экологической экспертизы относятся: их нормативно-процедурные различия и сложности в адаптации международных правил в этой области к национальному природоохранному законодательству. Часто мешают слишком длительные сроки экспертиз, снижающие их эффективность.

Самым узким местом экологической экспертизы остается «внутренняя» проблема оценки качественных параметров окружающей среды, не только реальных, но, главное, прогнозируемых.

 

Список использованной литературы

[1],[8], Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: Юристъ. 2005. С.236.

[2] Ерофеев Экологическое право России. – М. 1999. С. 262.

[3] Чегасов Г.С. О работе управления Государственной экологической экспертизы в 1998 г. // Экологическая экспертиза и ОВОС. 1999. №1. С.11.

[4],[9],[11],[13],[14],[18] Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ // СПС Консультант Плюс.

[5] Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе» / под ред. Кичигина Н.В., Пономарева М.В., Семьяновой А.Ю. – М., Издательство Проспект. 2007. С. 6.

[6],[7],[19],[10] Дубовик О.В. Экологическое право. - М.: Издательство Проспект. 2009. С. 315.

[12],[15],[16],[17], Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе» / под ред. Кичигина Н.В., Пономарева М.В., Семьяновой А.Ю. – М., Издательство Проспект. 2007.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.