Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учение о лицах 2 страница




Статус гражданства. Касается только свободных лиц, деля их на различные категории. Это квириты, латины, перегрины, вольноотпущенники (libertini), колоны (colonus).

Квириты занимали наиболее привилегированное положение. Их правосубъектность включала права в публичной сфере и частные права. В области публичных права могли голосовать на народном собрании, активное и пассивное избирательное право, имели право служить в регулярной римской армии. В частной сфере: ius commercii – предпринимательская деятельность, любые сделки, в том числе приобретение и отчуждение исконных римских земель, connubii – право создания законной римской семьи путем заключения брака.

Латины. Первоначально это были представители племен лацио, которые имели небольшие заслуги в создании римского гос - ва, потом стали называться древними латинами. Также появились провинциальные латины (жили за пределами Рима). В публичной сфере имели только активное избирательное право, имели такие же права в частном праве, как у квиритов. Имели право создания законной римской семьи, в том числе с квиритами, статус определялся по отцу. Провинциальные латины приобретали connubii в индивидуальном порядке по рескрипту императора. В 212 году н. э. закон императора Каракаллы, который распространил права гражданства на всех латинов.

Перегрины. В цивильном праве они вообще не обладали правосубъектностью. Они становятся субъектами права только с появлением права народов (для них же появляется формулярный процесс). Не имели публичных прав вообще (только служба как наемников в армии). Не имели connubii, а у себя могли вступить в брак. Обладали юс коммерции, но не могут совершать сделки с приобретением или отчуждением исконно – римской земли.

Вольноотпущенники. Лица, которые находились в рабском состоянии, но были отпущены на свободу благодаря волеизъявлению господина. Патрон рассматривался как юридический отец вольноотпущенника, подарил юридическую жизнь как субъекту права, поэтому между ними сохранялась правовая связь, сущность которой заключалась в наличии определенной зависимости. Объем правосубъектности раба зависел от правосубъектности господина (квирит, латин, перегрин). Публичных прав он не приобретал вообще, в области частных права коммерции и коннубии в ограниченном объем, то есть мог вступать в брак только с другим вольноотпущенником, если со свободным лицом, скрывая свое происождение – преступление. Рабы иностранцы приобретали только коммерции в ограниченном объеме, право на вступление в брак не имели в принципе. После того, как господин отпускает раба на свободу, у раба возникает обязанность платить алименты патрону в случае необходимости. Если раб нарушал эту обязанность, то патрон мог пожаловаться в судебный магистрат, если там подтверждалось это, то раб возвращался в рабство. Патрон являлся наследником по закону после вольноотпущенника.

Колоны. Данная социальная группа появляется только в период империи. Это признак феодальных отношений, возникающий в рамках рабовладельчества при феодальных отношениях. Институт колоната возникает на основе земельной аренды (экономическая зависимость). Однако в 322 году н. э. была издана конституция, которая ввела новые статьи налогооблажения. Собственник земельного участка, помимо поземельного налога должен был также платить налог с каждого лица, которое обрабатывает его землю. Арендодатели не могли прогонять арендаторов земли, а арендаторам было запрещено покадить эту землю по конституции. Колонами признавались: лица, которые проживали на участке более 30 лет на условиях обычной аренды; рождение от родителей-колонов; землевладелец мог обратить в колона лицо, которое нищенствовало на его земле.

Семейный статус. Касается только тех категорий свободных лиц, которые имеют юс коннубии. Семья в древнем Риме называлась фамилией и отношения в семье строились на безусловном подчинении всех членов домовладыке (pater familias). Обычно это старший по возрасту мужчина. Все остальные члены подвластны ему. В архаическом праве власть домовладыке во многом напоминала власть господина в отношении рабов. Он мог подвергать телесным наказаниям, продать в рабство. Совершение сделок и вступление в брак членов семьи происходило с согласия владыки или даже по его инициативе. После смерти домовладыки его сыновья сами становились такими же в отношении собственных семей. Дочери домовладыки становились женщинами, свободными от отцовской власти. Жена домовладыки попадала под опеку сыновей. С развитием римского общества власть домовладыки начинает ослабевать. Юридически это выражается в появление следующих институтов. В 1 веке до н. э. институт военного пекулия. Сын мог без согласия отца пойти служить в регулярную римскую армию, имущество, нажитое на службе, становилось его собственность, на которую отец не мог претендовать. Потом это правило было распространено на все виды гос службы. При Юстиниане подвластный член семьи мог освободиться от власти отца в случае жестокого обращения (жалоба претору).

Основания установления отцовской власти в древнем Риме: рождение ребенка в законном римском браке; ребенок рождается вне брака, но потом отец его узаконил; усыновление домовладыкой чужих детей.

Основания освобождения: смерть домовладыки; утрата домовладыкой статуса гражданина, либо свободного; жалоба на жестокое обращение претору; emancipatio – сам владыка освобождает подвластного ребенка (в процессе действительный домовладыка, приглашенный домовладыка и сам подвластный; они являлись к претору, и третье лицо утверждало, что данный ребенок по праву квиритов находился под его властью, после вынесения решения третье лицо отпускало ребенка).

 

 

Брак в римском праве

 

Действовало два принципа – единобрачия и моногамии. Единобрачие – только один законный брак. Моногамия – только один брачный партнер. До заключения брака предшествовала процедура обручения (sponsalia). В рамках этой процедуры либо будущие супруги, либо их домовладыки давали обещание о вступлении в брак в будущем. Если потом брак не заключался по вине одной из сторон, то это было как противоправное поведение и влекло юридические санкции, а их вид зависел от исторической эпохи. В цивильном праве, сторона, отказавшаяся от вступления в брак, могла возместить вред. В преторском праве – это лицо может быть объявлено бесчестным лицом. В императорский период отказ влечет обязанность вернуть подарки, полученные при обручении. Два вида семейного союза: брак с властью мужа (cum manu mariti – с древнейших времен до Юстиниана), без власти мужа (sine manu mariti).

Брак с властью мужа – супруги занимали неравное правовое положение. Супруга находилась на положении дочери домовладыки. Ограниченное правовое положение жены выражалось в следующем. Личные права супруги: не имела права на развод, не могла просто уйти от мужа и вернуться в свою семью (виндикационный иск для возврата обратно), за непослушание муж мог продать в рабство ее, мог наказывать ее, вступив в брак, женщина теряла агнацкие родственные связи и приобретала новые (agnatio).

В Риме существовало два вида родства: агнацкое и когнацкое (кровное). Агнацкое – близость лиц, принадлежавших к одной римской семье, но оно построено на общности подчинения власти домовладыки. Родство имеет административный характер. Когнацкое основано на общности происхождения от одного предка, его нельзя поменять. Значит, если женщина вступает в брак, с властью мужа уходит из под власти мужа, то есть теряет старые агнацкие родственные связи, приобретая новые, но когнацкие остаются.

Имущественные права женщины в таком браке – право наследовать по закону после мужа (отсутствовал институт раздельной собственности и общей – оно все принадлежит мужу).

Внутрисемейные отношения начинают изменяться в сторону увеличения личных и имущественных права супруги с течением времени. Итогом становится возникновение в юстиниановом праве нового вида брака – без власти мужа. Этот брак основан на принципе равенства личных и имущественных прав супругов. В области личных прав: имела право на развод, могла фактически от мужа уйти, законных средств для возврата в семью муж не имеет, за непослушание супруг не имеет права наказывать жену, женщина сохраняет прежние агнацкие родственные связи. В рамках это брака действует институт раздельной собственности: женщина сохраняет пава на добрачное и имущество и приобретает в собственность имущество, приобретенное в рамках брака, также между супругами запрещается пакт дарения.

Изменяется правовой режим приданого. В браке с властью мужа приданое оставалось в собственности мужа. В браке без власти муж давал клятву, что приданое будет возвращено жене при наличии определенных обстоятельств. Ему запрещалось в период брака отчуждать недвижимое имущество, входившее в состав приданого. Так, ему запрещалось заключать сделки с таким имуществом. Судьба приданого зависела от основания прекращения брака, и по чьей вине он произошел. Если раньше умирает муж, она вправе его истребовать. Если раньше умерла жена, но муж вправе оставить себе приданое, кроме случая, когда приданое было предоставлено не самой супругой, а домовладыкой, который еще жив на тот момент. Для экономии гражданского процесса была установлена презумпция развода – инициатор развода виновен, пока он не докажет обратное.

Условия для вступления в брак. Положительные и отрицательные по своей правовой природе. Положительные присутствовали при заключении брака, а отрицательные наоборот. Положительные – базовые условия наличия у лица ius connubii и возможность реализации этого права в отношении данного брачного партнера. Его имели квириты, древние и провинциальные (в особом порядке) латины. Также достижение брачного возраста (14 и 12 лет). Плюс согласие либо домовладык сторон, либо самих сторон, если они находились вне отцовской власти. Брак без власти мужа – согласие только самих супругов.

Отрицательное условие – отсутствие близких степеней кровного родства. Было два препятствия. Не могли вступать в брак родственники по прямой линии. Также боковое родство второй и третьей степени (родные братья и сестры, дяди и племянницы). Кровное родство имело линии и степени родства. Линия делилась на прямую и боковую. Прямая связывала родственников, которые происходили непосредственно друг о друга (дед, отце, сын). Прямая бывает нисходящей либо нисходящей, она исключает возможность брака в принципе, вне зависимости от степени. Степень родства определяет количество рождений между сопоставляемыми родственниками. Боковое родство объединяет лиц, которые имеют общих предков, но непосредственно друг от друга не происходят, препятствие начинается со второй степени. При отсутствии хотя бы одного положительного условия или наличии отрицательного брак считался недействительным. В некоторых случаях при всех 4х условиях при вступлении в брак возникал не законный брак, а особое правовое состояние – конкубинат. Это особое правовое состояние, юридически не приравнивается к браку, но и не является простым сожительством. Это тогда, когда либо само лицо, либо его «супруг» находятся в зарегистрированном другом браке. С одной стороны, конкубинат не является законным браком, так как ребенок приобретает статус матери, но с другой стороны, отличается от фактического сожительства, так как дети являются наследниками по закону, они имеют право на алименты от отца. Отец мог узаконить таких детей тремя способами: вступить в законный брак с этой женщиной, детей можно было узаконить по рескрипту императора, ребенка можно было отдать в сословие местных декурионов (необходимо было вместе с ребенком выделить определенное имущество; декурионы занимались сбором налогов с определенной административно – территориальной единицы, если не удалось собрать определенный налог, но недоимки погашали из своего имущества).

Как и подавляющее большинство государств Древний Рим был заинтересован в большем количестве браков и детей – естественный прирост населения. Правовые методы: государство стимулировало эти процессы с помощью нории о наследовании по завещанию. Лица, которые достигли брачного возраста, но не вступили в брак, не могли быть наследниками по завещанию. Второе ограничение – лица, которые вступили в брак, но были бездетными, наследовали половину завещания. При этом бездетность мужчины и женщины определялась по-разному. Мужчина – если не имел детей, рожденных в браке, а женщина – если было менее трех детей. Также был налог на холостяков.

Порядок заключения и расторжения брака. Брак с властью мужа заключался строго формально, кроме одного случая – фактическое сожительство в течение одного года (usus). Расторгался только по инициативе мужа. Без власти – заключение менее формально, а развод по инициативе любого супруга и по большим причинам.

 

 

Ограничение правосубъектности в древнем Риме

 

Оно выражалось двояко: 1. через утрату правовых статусов лица, 2. с признанием лица бесчестным.

1. С точки зрения потери статусов различалось три варианта ограничения правосубъектности в зависимости от того, какой статус утрачен – максимальное, среднее, минимальное. Максимальное – статус свободного лица (теперь раб, вещь), среднее – когда лицо сохраняет статус свободного, но теряет статус римского гражданина, а с ним и семейный (остается субъектом права, попадает в правовое положение перегрина, применялось в отношении политически-неблагонадежных лиц), минимальное – изменение семейного статуса (лицо, свободное от отцовской власти попадает под отцовскую власть, например, эмансипированная женщина вступает в брак с властью мужа, может быть усыновление, узаконение внебрачного ребенка).

2. Бесчестие – infamia. Порядок объявления: только судебный порядок на основе особого иска – иск о бесчестии. Основанием для заявления иска были обстоятельства: в преторском праве нарушение клятвы, данной при обручении; нарушение вдовой правила траурного года; нарушение принципа единобрачия; проигрыш судебного дела, связанного с обвинением в нарушении принципов справедливости и доброй совести. Ограничения: такое лицо ограничивается в публичных правах (запрет занятия выборных и назначаемых гос должностей); не может быть опекуном, попечителем, куратором (если оно это выполняет, но полномочия прекращаются); такое лицо не могло быть стороной лично – доверительных (fiducia, фидуциарных) сделок, например, контракт поручения, контракт простого товарищества или совместной деятельности, контракт фидуциарной продажи (разновидность залога), если сторона являлась стороной таких сделок, они прекращались. Состояние бесчестного было на всю жизнь, само решение суда могло быть отменено из-за некорректности иска.

 

 

Наследственное право

 

План

Общие положения о наследовании

Наследование по закону

Наследование по завещанию

Принятие и отказ от наследства

Легаты и фидеикомиссы

 

 

1.

Наследование – переход наследственной массы к наследникам в случае смерти наследодателя. Наследственная масса (hereditas) – это имущество, которое переходит к наследникам в случае смерти наследодателя. Оно включало в себя: вещи, которые принадлежали наследодателю на праве собственности; его имущественные права, которые включают в себя ограниченные вещные права (например, сервитуты, эмфитевзис, суперфиций) и личные имущественные права (или обязательственные, например, право требовать возврата долга). В совокупности вещи и имущественные права – актив наследственной массы. Также были долги, обременяющие наследство, например, задолжность наследодателя. По общему правилу в состав наследства в состав наследства входили все имущественные права и обязанности лица, кроме некоторых. Это имущественные права и обязанности, тесно связанные с личностью (смертью лица они прекращаются, например, личные сервитуты – узуфрукт например, алиментные права и обязанности, из деликтов, связанных с жизнью или здоровьем) и имущественные права и обязанности, вытекающие из фидуциарных сделок, так как они прекращаются смертью стороны. Переходя всех прав и обязанностей при наследстве называется универсальным правопреемством. Также было частичное правопреемство, или сингулярное. В рамках частичного не передаются обязанности, объем передаваемых прав может быть различным. Этот вид правопреемства связан с легатами и федекомиссами.

Наследодатель (defunctus – умерший) – лицо, чья смерть обуславливает открытие наследства. Наследник (heres)– лицо, которое приобретает право на принятие наследства в случае смерти наследодателя. Они были по завещание и по закону (если не было завещания).

Таким образом, для наследования характерно два признака – смерть определенного лица (наследодатель), это влечет применение универсального правопреемства.

Поскольку с помощью дарения можно освободить наследство от долгов, поэтому в Риме дарение на случай смерти запрещено.

В наследственном праве следует различать термины открытие наследства и принятие наследства. Открытие наследства связано со смертью наследодателя. Принятие наследства – юридический факт в форме односторонней сделки, совершаемой наследником. Они не совпадают по времени, что порождает проблему определения правового положения наследственной массы между открытием и принятием наследства. В римском праве эта проблема решалась по-разному. Два способа.

Наследование в Риме могло быть двух видов (hereditas testamentaria) и по закону (legitima).

 

2.

Имело место при отсутствии завещания, при недействительности завещания, все или единственный наследники отказались от принятия наследства (при этом они не имели субститутов – запасные наследники по завещанию), все наследники по завещанию умерли до открытия наследства (завещание утрачивает силу невозможностью исполнения). Наследование по двум основанием не допускалось. Сущность наследования по закону в том, что в законе указываются лица, призываемые к наследованию в случае смерти наследодателя. Учитывая множественность этих лиц, законодатель указывает очередность наследования (агнацкие и когнацкие родственники).

В римском наследственном праве существовала 3 системы наследования по закону. 1. – эпохи цивильного права, 2. – преторского права, 3. – юстинианового.

1. 3 очереди. 1я – «свои» наследники (агнацкие родственники, которые получают свободу от отцовской власти в случае смерти наследодателя), 2я – иные агнацкие родственники, 3и – кровные, не являющиеся агнацкими, патрон вольноотпущенника. Признаки наследования по закону: приоритет агнацкого родства над кровным, в рамках кровного родства не учитываются линии и степени, супруг не рассматривается как особый субъект при наследовании, действует принцип однократности призвания очереди к наследованию (если одна очередь наследников отказалась от наследства, то следующая очередь не призывается, наследство становится бесхозным имуществом).

2. более совершенная система наследования по закону. 4 очереди. 1я – свои наследники и эмансипированные дети, 2я – другие агнацкие родственники и патрон вольноотпущенника, 3я – кровные родственники, не являющиеся агнацкими до 6 степени, 4я – переживший супруг. Признаки: приоритет агнацкого родства над кровным, в рамках кровного выделяются степени, супруг выделяется как самостоятельный наследник, принцип многократности призвания очередей наследников к наследованию.

3. Наиболее сложная система была установлена уложением Юстиниана. 5 очередей наследников, не похожие на предыдущие. 1я – все прямые нисходящие родственники умершего с применением института права представления. 2я – все прямые восходящие родственники, а также полнородные братья и сестры (которые имеют общих отца и мать). 3я – неполнородные братья и сестры как единокровные (общий отец), так и единопробные (общая мать). 4я – иные кровные родственники до 6й степени родства. 5я – переживший супруг. Признаки этой системы: 1. учитывается только когнацкое родство, агнацкое не имеет правового значения, 2. впервые учитывается не только степень, но и линия кровного родства, при этом прямая линия имеет приоритет, 3. впервые применяется новый институт наследования по праву представления (при наследовании по закону по праву Юстиниана применяются два принципа, определявших размеры долей наследников по закону: поголовного и поколенного равенства). Принцип поголовного равенства применялся для наследников по закону, которые призывались на общих основаниях, размеры долей наследников одной очереди равны. Этот принцип касался первых 4х очередей. Помимо этого в рамках одной очереди для наследников, которые призывались на спец основаниях, применялся принцип поколенного равенства. На общих основаниях в рамках первой очереди призывались только дети наследодателя, а внуки и правнуки призывались только при наличии спец оснований (по праву представления). И вот для них будет действовать принцип поколенного равенства. Право представления – особый институт наследственного права в древнем Риме, для которого характерны три признака: наследование по этому праву применяется только в рамках наследования по закону; наследование по этому праву имеет место тогда, когда наследник по закону первой очереди умирает до открытия наследства, то есть раньше наследодателя; в этом случае его долю наследуют его собственные дети (внуки наследодателя), либо его собственные внуки.

Наследование по праву представления нужно отличать от наследственной трансмиссии (см. вопрос принятия наследства).

 

 

Наследование по завещанию в древнем Риме

 

Testamentum – завещание – распоряжение лицом своим имуществом на случай смерти путем совершения односторонней сделки.

 

Собственник имущества мог распорядиться им не только при жизни, но и на случай смерти. Одной их правовых форм такого распоряжения являлось составление завещания. Завещание являлось особой гражданско - правовой сделкой. Для нее были характерны: сделка односторонняя, не нужно согласовывать с другой стороной; сделка тесно связано с личностью, поэтому нельзя ее совершить через представителя, право составления завещания появляются надлежащей дееспособностью; эта сделка всегда совершается подотлагательным событием, в качестве которого выступает смерть завещателя; эта сделка, которая не является бесповоротной, что означает, что правовые последствия сделки можно в любое время отменить, т. е. изменить завещание; сделка строго формальная и форма является условием действительности.

Различались две исторические эпохи: цивильное право и Юстинианово законодательство. В первой завещание могло составиться тремя способами. 1 – провозгласить свою волю в местном народном собрании. 2 – применялся только для военных, когда воин имел право объявить свою завещательную волю перед строем в канун битвы, если он оставался в живых, завещание утрачивало силу.

3 – составление завещания с помощью nuncupatio, когда применялась спец сделка с фикцией, суть которой в том, что завещатель заключал договор купли – продажи с третьим лицом: завещатель играл роль продавца, а третье лицо – покупателя. Этот договор вступал в силу с момента смерти продавца. Этот договор заключался в пользу третьего лица, то есть имущество после смерти продавца должно было быть передано покупателем лицам, которые были указаны в приложении к договору. Покупатель был исполнителем завещательной воли, а указанные лица – наследники по завещанию. Фикция в том, что покупатель ничего не платит продавцу, но это считалось куплей – продажей.

При Юстиниане способы составления завещаний значительно упростились. Различаются два вида: частные и публичные. Частные совершались в присутствии 7 свидетелей. Оно могло быть письменным и устным. Публичное – только письменное, в судебной магистрате заносилось в протокол до его смерти (можно было у императора особым лицам).

Условия действительности завещания. 1 – соблюдение надлежащей формы. 2 – наличие у завещателя активной завещательной правоспособности (она не совпадала с общей гражданской правоспособностью; не имели права завещать малолетние, в архаическом праве женщины, душевно – больные, лица, признанные расточителями, лица других концессий в период гонений). 3 – в завещании должна быть определена наследственная масса. Если завещание составлялось, и наследственная масса определялась путем перечисления конкретных вещей, будет опасность, что после составления завещания и смерти будет приобретено новое имущество – оно в итоге станет бесхозным. 4 – должны быть определены наследники или наследник. Наследники должны обладать пассивной завещательной правоспособностью. Особого внимания требует рассмотрения среди наследников по завещанию положения рабов. Его можно указать в качестве наследника по завещанию при некоторых условиях. В доюстиниановом законодательстве надо было указать раба в завещании в качестве наследника и специально оговорить вопрос о предоставлении ему свободы. Завещание действительно в отношении имущества, которое принадлежало на момент смерти, то же и с рабами. При Юстиниане нет второго условия, так как устанавливается презумпция того, что указав раба как наследника, господин хотел подарить ему свободу.

Если завещатель указывал несколько наследников, то он должен был определить долю каждого.

5 – завещатель должен был соблюсти в завещании права необходимых наследников. Это некоторые из числа наследников по закону, имеющие право на обязательную долю в наследстве. Институт необходимых наследников является ограничением свободы завещательной воли наследодателя. По общему правилу при составлении завещания завещатель мог указать любых лиц и мог лишить наследства наследников по закону, однако свобода распоряжения ограничивается необходимыми наследниками – это те, кто имеет права на наследственную массу независимо от содержания завещания. В Риме к числу необходимых наследников относились наследники по закону первой очереди, которые проживали с ним совместно и размер их обязательной доли – одна четвертая от той доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону. В доюстиниановом законодательстве нарушения права на обязательную долю было основанием признания завещания недействительным. При Юстиниане соблюдение этого условия не является условием действительности завещания, при нарушении права можно истребовать эту долю.

 

Субституция

При составлении завещания завещатель должен был указать в нем наследников по завещанию. При этом указывались запасные наследники или субституты. Они указывались на случай отказа от принятия наследства основным наследником.

 

Отмена изменения завещания

Завещатель имел право в любой момент отменить или изменить завещание, так как эта сделка не являлась бесповоротной. Изменение и отмена завещания допускались в тех же формах, что и его составление.

В случае отмены завещания ранее составленное утрачивало силу в полном объеме. Добиться отмены можно было тремя способами: простая отмена (без составления нового); составляется новое завещание, в котором оговаривается судьба старого (его отмена); составляется новое, но в нем судьба ранее составленного не оговаривается, а вопрос об отмене старого не решается, нужно сравнить содержание обоих, тогда новое отменит старое, если полностью противоречит старому, если только частично, то будет изменять старое.

Изменение тогда, когда ранее составленное завещание теряет юридическую силу только в части. Существовало два способа. 1 – составление нового завещания, в котором специально оговаривается, какие изменения вносятся в ранее составленное. 2 – составляется новое завещание, в котором судьба прежнего не оговаривается, тогда сравнивается их содержание и при частичном противоречии значит, что новое изменяет старое.

 

 

Принятие и отказ от наследства

 

С момента смерти наследодателя происходило открытие наследства. Однако, с момента открытия наследства до момента его принятия должно было пройти определенное время. По своей юридической природе открытие связано со смертью лица, а принятие – с совершением правомерного действия – сделки. В наследственном праве римском возникает вопрос о правовом статусе наследственной массы в этот временной промежуток. В римском архаическом праве такое имущество имело статус «лежачего», которое имело особый статус – любое третье лицо имело право захватить это имущество (occupatio), при этом оккупант становился собственником, но в отличие от обычной оккупации лицо становилось собственником только через год владения. Если наследник до истечения этого года принимал это имущество, то мог истребовать его с помощью виндикационного иска. В классическом праве правовой режим имущества в этот промежуток времени регулируется другим образом. Теперь была применена фикция того, что умерший наследодатель существует как субъект права до тех пор, пока наследник не примет наследства.

Принятие наследства – это особая гражданско – правовая сделка, которая характеризуется рядом признаков. 1 – она односторонняя. 2 – не связана тесно с личностью, поэтому ее можно совершит через представителя. 3 – она безусловна и безоговорочна. 4 – бесповоротна. 5 – совершалась в особой форме и в пределах определенного срока.

Форма принятия наследства. До Юстиниана в праве для принятия наследства наследник должен был обратиться к претору с просьбой о введении его во владение наследственной массой. В юстиниановом праве можно было подать письменное заявление в судебный магистрат о принятии наследства.

В цивильном праве вообще не существовало единого срока для принятия наследства. Если кредиторы считали, что наследник специально тянет время, они могли между собой согласовать срок, в течение которого наследник мог принять или отказаться от наследства в течение этого времени. Если наследника этот срок не устраивает, то спор рассматривался в судебном магистрате. Уже в преторском праве появляются единые сроки для принятия наследства, в зависимости от очереди по закону от 100 дней до одного года. При принятии наследства мог применяться особый юридический прием – наследственная трансмиссия. 3 ее признака: сфера применения (и по закону, и по завещанию); момент смерти наследника (сын умер после отца, не успев ни принять, ни отказаться от наследства); круг правопреемников не ограничен (с соблюдением правил очередности).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.