Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Мария Дмитриевна Чупова




ЛИЦА

РИМСКОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

1 лекция

 

Мария Дмитриевна Чупова

 

учебник под ред. Новицкого, Перетерского "Римское частное право"

текст Законов 12 таблиц

кодификация Юстиниана

 

Институции Гая строятся по схеме:

ЛИЦА - ВЕЩИ - ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

 

1. ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Лицо = персона. В римском праве была разработана категория свободного полноправного физического лица (кроме рабов, за которыми не было закреплено никаких прав). Категория юридического лица пока еще не получила закрепления в праве (термина не было до Юстиниана).

Для физ.лица характерны 2 составляющие - правоспособность и дееспособность.

 

Правоспособность (caput - голова) - способность лица участвовать в частно-правовых отношениях и иметь гражданские права; возникает у человека с рождения. По Законам 12 таблиц отец семейства мог лишить жизни ребенка в связи с "уродством" возрастом до 3 лет. В некоторых случаях не родившийся ребенок признается правоспособным еще в утробе матери (наследство). Окончание правоспособности - смерть лица. Римское право отождествляет носительство гражданских прав с категорией свободы - то потеря свободы (плен, долгое безвестное отсутствие) означало потерю прав. Но когда воины возвращались в Рим, их правоспособность восстанавливалась, имущество возвращалось. Однако расторгнутый брак оставался расторгнутым, лишенные отцовства оставались таковыми.

 

3 составляющие правоспособности (классификация Гая):

» статус свободы (status libertatis),

» статус гражданства (status civitatis),

» семейный статус (status familiae).

 

1) статус свободы. Люди делятся на свободных и рабов, субъекты права - только свободные.

2) статус гражданства. Относится только к свободным лицам. 3 категории - римские граждане, латинские граждане и перегрины (peregrinus - иностранец). В течение жизни могло измениться гражданство (территориальная категория - где проживает).

3) семейный статус. Агнаты являются подвластными. Домовладыка (pater familias) единолично осуществляет права за всю семью и несет ответственность за поступки подвластных и рабов. Физические лица разделяются на «лиц своего права» (persona sui juris - домовладыки) и «лиц чужого права» (persona alieni juris подвластные/агнаты). Семейный статус мог измениться (только для мужчин).

=> свободные римские граждане-главы семейств - наиболее полноправные граждане (сделку манципации, согласие на брак могли заключать только они).

Со временем категории (2) и (3) изменяются, сливаются. Категория (1) остается неизменной.

 

Умаление гражданской чести за порочащие поступки:

1) недобросовестность свидетеля (Законы 12 таблиц: сделки были устные, в присутствии свидетелей => на добросовестности свидетелей строился весь гражданский оборот). Такой человек более не может участвовать в качестве свидетеля и к себе не может позвать свидетелей, не избирается на магистратские должности (умаляется в полит.правах), позже - не могут составлять завещание/быть наследниками по завещанию).

В дальнейшем перечень таких лиц только расширялся

2) категория бесчестного проступка (судебный приговор, кот. обвиняет к-л лицо в к-л правонарушении - связ. с корыстным, лживым мотивом - нечестное поведение опекуна, непочетная отставка из легионов, двойное обручение с целью получения брачного задатка). Те же последствия, как и в случае с недобросовестным свидетелем

3) недостойное и постыдное поведение (бродяжничество, нищенство, попрошайничество, проституция), а также постыдные профессии (актерство, гладиаторство, циркачество), расточительство. Образ жизни/род занятий противопоставляет человека всему обществу (судебный приговор не былл необходим).

4) принадлежность к той или иной религии (формируется позднее, в период принципата). Все зависело от политики императора (до Константина - гонениям подвергались христиане, после Константина - еретики, евреи и пр.).

 

Дееспособность - способность своими действиями осуществлять гражданские права (активное участие в обороте своими действиями, без опекуна).

Формируется значительно позднее, единого термина выработано не было, т.к. только домовладыка действовал в гражданско-правовом поле за всю свою семью. Постепенно старшие сыновья получают больше прав и отделяются от домовладыки. Первая возрастная граница дееспособности - возраст до 7 лет - дети признавались малолетними, участвовать в гражд.обороте могли только через опекуна. След.категория - 7-12 лет девочки, 7-14 лет мальчики - несовершеннолетние, могли самостоятельно заключать сделки для увеличения своего имущества (самостоятельно принять наследство, но не распоряжаться им - только с опекуном, который назначался в обязательном порядке вплоть до достижения брачного возраста). С 12 (14) лет могли вступать в брак, возраст совершеннолетия, дееспособности, но освобождение от домовладыки только начинается, считаются неполнолетними. С 25 лет - полная зрелость в гражданских и политических делах (до достижения 25 лет мог назначаться попечитель по ходатайству заинтересованного лица - на свое усмотрение).

Женщина получает самостоятельную дееспособность только со 2 в. (до этого была под опекой). Но до этого выступали наследницами, сохраняли право на привнесенное приданое и т.п.

Здоровье. Некоторые сделки были недоступны слепым (завещания составлялись только в присутствии нотариуса, свидетелей и пр.), глухие (не могли быть свидетелями).

Расточительство ограничивало дееспособность.

Безумие, душевная болезнь (временная опека - в период обострения болезни). Слабоумие (постоянная опека).

 

Правовое положение римских граждан

Основания для приобретения римского гражданства:

1.рождение в браке (по гражданству отца, т.к. семья строго патриархальная), вне брака (по гражданству опекуна матери, кроме ситуации, когда ребенок рожден от раба - тогда становится рабом, закабаляется сама женщина). Император Август упорядочил получение римского гражданства - необходимо римское гражданство отца и матери для приобретения римского гражданства.

2.освобождение раба (квиритская манумиссия). Завещание, мнимый процесс по свободе, цензорные списки (реформы Сервия Туллия).

3.предоставление римского гражданства отдельным провинциям за особые заслуги (целые территории объявлялись римскими и им предоставлялся весь набор прав).

4.индивидуальное пожалование перегринам - акт государственного пожалования.

 

2 категории свободных граждан:

Свободнорожденные (обладают политическими и гражданскими правами: политические - голосовать, быть избранными, служить в легионах; частные права - возможность участия в гражд.обороте - пригласить свидетеля, приобрести италийскую землю и др.манципированные вещи, предъявить иск, возможность вступить в брак – matrimonium cum manu = "правильный римский брак", matrimonium sine manu) и вольноотпущенники (либертины - имели в имени наименование бывшего хозяина: из полит.прав - только право голосовать на народных собрания, из гражданских прав - сначала ограничения на брак со свободнорожденными, затем - с лицами сенаторского и всаднического сословия; дети либертинов считались свободными).

+ Латины: древние латины (италики - население италийских земель - союзники римлян) - обладали статусом, похожим на статус римских граждан (приобретение земли, участие в народных собраниях, вступление в брак, право жить в Риме), в 1 в. до н.э. исчезла эта категория (уравнены в правах с римлянами),

колониальные латины (жители провинций вне Италии) - полными правами не обладали, но заключались сделки с римлянами

+ Перегрины: иностранцы земель, которые не подчинились Риму, обезоруженные/покоренные перегрины, были завоеваны с оружием в руках. Были лишены всякого правового статуса. Не могли заключать сделки с римлянами и т.д. Пользовались только правом народов.

212 г. Эдикт императора Каракаллы подарил всем категориям (латинам, перегринам) права римских граждан (кроме варваров, славян и др. - "не подданные"). Формируется единая категория гражданства.

 

Рабы. Признавались вещами («Servi res sunt» = "рабы суть вещи"), не обладали именем, имуществом, правом вступать в брак и т.д. (никаких гражданских прав). Господин имел право жизни и смерти в отношении раба. Если убьют чужого раба, то ответственность будет такая же, как за уничтожение чужого имущества. Выделяется два этапа рабовладения - патриархальное рабство (не отличало положение рабов от положения подвластных - сына/раба можно было отдать в отработку за долг; могилы рабов находились там же, где могилы членов семьи; отношение уважительное, фактически - младшие члены семьи; основной источник рабства - плен) и классическое рабство (рабов становится очень много - пленники с огромных захваченных территорий, рабство становится основой экономики; рабы рассматриваются в качестве вещей; но со временем появляются законы, по которым рабов нельзя было отдавать в гладиаторы, убивать, истязать - раб мог пожаловаться на своего господина претору). В позднеимператорский период рабство изживает себя, формируются пекулиантные отношения - появляется категория пекулия - имущество (лавки, ремесленные мастерские, небольшие участки земли), кот. выделяется рабу для работы (доход - 50 на 50%). Но господин может забрать свой пекулий; по смерти раба пекулий возвращается господину. Если раб вступает в торговые отношения - пекулий выступает в качестве гаранта сделки.

 

Промежуточное положение между свободными и рабами занимали колоны - крестьяне-арендаторы мелких земельных участков. В отличие от свободных арендаторов, не могли переходить на другой участок, были прикреплены к земле. В 4 в. формируется единое законодательство, которое устанавливает повинности для колонов, вводит общий запрет на переход колонов с одного участка на другой (прообраз будущего крепостного права Зап.Европы). Однако колоны выступали субъектами отношений. Могли приобретать имущество, самостоятельно заключать брак, участвовать в суде и обладали др.правами. По сути, ограничение только одно - не покидать свой участок (в случае перехода по виндикационному иску хозяина земли колонна возвращали на бывший участок). В колонов насильственно обращали бродяг, преступников, отбывших наказание и т.п. Собственник земли не имел права выгнать колона со своей земли.

Основания для возникновения колоната: 1.рождение от родителей, хотя бы 1 из которых является колоном, 2.заключение договора о проживании на этом земельном участке в качестве колона (не очень часто), 3.проживание на чужой земле 30 лет (экстраординарный срок исковой давности) и более.

Прекращался колонат только в 2 случаях: выкуп земли колоном или поступление колона на церк.службу (возведение в сан священника).

Вводится система сыска беглых колонов, они насильственно возвращаются на землю.

2. ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА

Единой категории для обозначения юр.лица не было (появилось только при императоре Юстиниане). Были корпорации, товарищества для ведения к-л деятельности и т.п.

1.Муниципии - городские общины (появились раньше других). Объединения древних латинов (италийские города). Заключался договор между Римом и муниципальной общиной, муниципию гарантировались гражданские права, Рим не

забирал собственность латинов. Муниципии участвовали в обороте, в суде, могли иметь рабов (статус был близок к статусу правоспособных физ.лиц).

2.Частные корпорации - объединение не менее 3 физ.лиц (граждан) по профессиональному или другому признаку (прообраз цехов ремесленников, торговцев) - для к-л общей цели. Например, похоронные объединения, для проведения ритуалов, позже - ремесленные корпорации и иные проф.объединения с целью извлечения прибыли (основной признак корпорации). В 1 в. Сенат поставил под контроль процесс создания (требовалось разрешение Сената).

3.Императорская казна (фиск; фискалы) - появляется в период принципата, когда принцепсы самостоятельно собирают налоги и формируют свою казну. Только фиск обладал статусом субъекта права (в отл. от эрария - гос.казны до периода принципата).

4. Учреждения (больницы, приюты, церковные учреждения и т.п.) - не получали прибыли от своей деятельности, появились позднее всего, после принятия христианства.

 

Император Юстиниан предложил ввести понятие юр.лица, признаки юр.лица, общее название - corporatio. Признаки юр.лица:

1.Корпорация является самостоятельным субъектом отношений

2.Состав корпорации не зависит от состава участников - до тех пор, пока хотя бы 1 из участников остается в составе корпорации, она продолжает действовать (как в договоре товарищества).

3.Корпорация обладает обособленным имуществом и отвечает им в обороте. Имущество корпорации формируется из вкладов участников (после взноса принадлежит корпорации).

4.Выступает в обороте посредством физических лиц, специально на то уполномоченных.

Прекращение деятельности - если все выйдут из ее состава; когда достигнута цель; когда деятельность становится противозаконной - Сенат прекращает деятельность корпорации (закрывает ее своим решением).

 

§ 1. Предмет "Основ римского гражданского права"

 

1. Термином "римское право" обозначается право античного Рима, право Римского государства рабовладельческой формации. История развития этого государства и всей системы римского права в целом изучается в составе курса истории государства и права зарубежных стран.

Предметом изучения "Основ римского гражданского права" являются важнейшие институты имущественного права (а в связи с ними - также семейного права) периода так называемого принципата (первые три века н.э. - период классического римского права), а также периода абсолютной монархии (с конца III в. до середины VI в. н.э. включительно).

Термином "гражданское право" в современных системах права (и буржуазного, и социалистического) обозначают в основном ту область права, которая регулирует имущественные отношения в данном обществе.

В латинском языке слову "гражданский" соответствует, вообще говоря, слово civilis. Однако ius civile в римском праве по своему содержанию не соответствует современному термину "гражданское право". Ius civile в римском праве имеет различное значение. Этим термином обозначается прежде всего исконное национальное древнеримское право, распространяющее свое действие исключительно на римских граждан - квиритов; поэтому оно и именуется также квиритским правом. В этом смысле ius civile противопоставляется "праву народов" (ius gentium), действие которого распространялось на все римское население (включая так называемых перегринов). Поскольку ius gentium регулировало имущественные отношения, возникавшие и между перегринами, и между римскими гражданами, и между теми и другими, оно представляло собой разновидность римского гражданского права. Надо заметить, что тем же термином ius gentium римские юристы обозначали и представляющуюся им более широкую философскую категорию - право, общее для всех народов; полагая, что сюда входят правила, подсказываемые самой природой человека, они употребляли для обозначения этой категории также выражение ius naturale, естественное право.

Ius civile в других случаях противопоставляется той системе права, которая сложилась в практике преторов (и некоторых других магистратов) и именуется преторским правом (см. ниже, разд. I, § 3). В этом противопоставлении ius civile обозначает нормы права, исходящие от народного собрания, позднее - сената (см. ниже, разд. I, § 2).

Таким образом, гражданскому праву (в современном смысле) в Риме более или менее соответствовала лишь совокупность всех трех названных систем - цивильного права, права народов и права преторского. В качестве единого термина для всей этой совокупности наиболее подходящим является ius privatum, частное право.

2. Частное право противопоставляется праву публичному (ius publicum). Один из римских юристов классического периода - Ульпиан проводит разграничение этих двух областей права следующим образом. "Публичное право, - говорит Ульпиан*(1), - это то право, которое "ad statum rei Romanae spectat" (буквально: обращено, относится к статусу, к состоянию Римского государства. - И.Н.), а частное право - то, которое относится "ad singulorum utilitatem" (т.е. имеет в виду выгоды, интересы отдельных лиц. - И.Н.)". Таким образом, критерием различия областей частного права и публичного права, по мнению Ульпиана, служит характер интересов, защищаемых правом: к области публичного права принадлежат нормы права, ограждающие интересы отдельных лиц.

Конечно, интересы отдельных лиц в классовом, в частности, в рабовладельческом, обществе весьма различны и даже противоположны в зависимости от принадлежности к различным классам общества: у рабовладельца и у бесправного раба нет общего интереса. Да и свободные граждане рабовладельческого общества были далеко не равны между собою, наблюдались контрасты богатства и бедности и на этой почве - эксплуатация одной (меньшей) частью населения другой (большей) части. Интересы крупного рабовладельца и бедняка, хотя и свободного формально - юридически, но экономически зависимого от богатого рабовладельца, были весьма различны. В определении Ульпиана не упоминается о каких-либо классовых различиях; он противопоставляет интересы Римского государства интересам отдельных граждан; а так как государство есть организованная сила господствующего класса*(2), то ульпиановское противопоставление можно свести к противопоставлению интересов класса рабовладельцев в целом интересам отдельного гражданина.

Проводившееся римскими юристами деление права на публичное и частное было воспринято и в государствах других эксплуататорских формаций, в том числе и в странах капитализма. Это противопоставление частного и публичного закрепляет автономную волю капиталиста, гарантирует его частнособственнические интересы. Напротив, в социалистическом обществе частного права нет, а потому противопоставление частного публичному в советском праве невозможно. В.И. Ленин в известном письме Д.И. Курскому указал: "...мы ничего частного не знаем". Интересы граждан в социалистическом обществе не противостоят интересам общественным, а гармонически с ними сочетаются.

В некоторых капиталистических странах (например, во Франции, Западной Германии) гражданское право (Biirgerliches Recht, droit civil) представляет собой раздел права, регулирующий имущественные отношения субъектов оборота, за исключением отношений торгового характера, регулируемых торговым правом. Гражданское право в совокупности с торговым правом составляет частное право; но этот последний термин - Privatrecht употребляется в качестве синонима гражданского права.

Наконец, в советском праве, которому не известно деление права на публичное и частное, термином "гражданское право" именуется та отрасль права, которая регулирует (главным образом) имущественные отношения между социалистическими организациями, между гражданами, между теми и другими (более развернутое и точное определение см. в учебнике советского гражданского права).

3. В соответствии с указанным выше противопоставлением интересов публичных и интересов частных области права публичного и частного (или гражданского - в указанном в конце п. 1 широком смысле) различались и по характеру (методу) регулирования отдельных общественных отношений.

Для публичного права характерным был принцип ius publicum privatorum pactis mutari non potest (D.2.14.38), т.е. нормы публичного права не могут изменяться соглашениями отдельных лиц. Изменять нормы права отдельные лица вообще не могут, но в приведенном положении выражается та мысль, что действие нормы публичного права не может быть исключено в конкретном случае посредством заключения сторонами соглашения иного содержания. Такие нормы права в современной теории принято называть императивными, повелительными, безусловно обязательными.

Императивные нормы встречаются и в области частного (гражданского) права; например, институт опеки в Риме являлся институтом частного (гражданского) права, однако некоторые вопросы, относящиеся к этому институту (например, отчуждение опекуном имущества подопечного), регулировались императивными нормами. Но не императивные нормы характерны для частного (гражданского) права. В этой области права преобладают, с одной стороны, такие нормы, которые предоставляют заинтересованным лицам самим определять складывающиеся отношения (так называемые уполномочивающие нормы); например, в законах XII таблиц содержалась норма, предоставлявшая сторонам, заключавшим договор займа, самим определить эти отношения: "...как они договорятся, так пусть и будет, "ita ius esto" это соглашение пусть будет как бы законом". С другой стороны, в частном (гражданском) праве много таких норм, которые применяются в отдельном, конкретном случае лишь тогда, когда заинтересованные лица, которым было предоставлено (уполномочивающей нормой) право самим определить отношение, не воспользовались этим правом (нормы восполнительные, условно-обязательные, диспозитивные*(3); например, римскому гражданину было предоставлено уполномочивающей нормой право составить завещание и указать в нем, кого он хочет иметь своим наследником; но если данный гражданин этим правом не воспользовался, диспозитивная норма указывает, кто призывается к наследованию).

Разумеется, принцип, заключающийся в уполномочивающих нормах, в применении к договорам имел только формально-юридическое значение: во всяком классовом эксплуататорском обществе подлинной свободы договорных отношений быть не может ввиду экономического неравенства, позволяющего стороне, экономически более сильной, навязывать свою волю другой стороне, которую стесненное материальное положение заставляет соглашаться на невыгодные условия. Уполномочивающий характер нормы обозначает во всяком случае, что данное конкретное отношение урегулировано не императивной нормой права, а определено сторонами (с формальной точки зрения, двумя сторонами, а фактически - нередко одной стороной).

4. Сфера действия гражданского (в широком смысле) или частного права в Риме была весьма широка. Гражданско-правовыми признавались некоторые такие отношения, которые в других эксплуататорских формациях признаются публично-правовыми; например, кража рассматривалась в римском праве как delictum privatum, частное правонарушение, тогда как во всех позднейших формациях кража признается уголовным преступлением, то есть относится к публичному праву.

По словам юриста Ульпиана (D.1.1.1.2), к публичному праву относились sacra (вопросы религиозного культа), sacerdotes (вопросы, касающиеся правового положения жрецов), magistratus (определение прав и обязанностей магистратов). Этот перечень нельзя признать исчерпывающим.

Основные институты римского гражданского (частного) права следующие: право собственности; другие, более ограниченные права на вещи; договоры и иные обязательства; семейные правоотношения; наследование. К римскому гражданскому (частному) праву относятся и вопросы защиты частных прав, в особенности - учение об исках (имевших в римском праве исключительно важное значение).

5. Говорить о римском гражданском (частном) праве как о единой системе права было бы исторически неверно, а следовательно, и ненаучно. В республиканский период римской истории римское гражданское (частное) право развивалось в виде параллельных (упоминавшихся выше) систем ius civile и ius gentium, тогда же стала складываться получившая окончательное развитие в эпоху принципата система преторского права. С течением времени ius civile и ius gentium стали сближаться. Обе эти системы при практическом применении находились в постоянном взаимодействии; наблюдалось взаимное влияние одной системы на другую. Более значительным было влияние ius gentium и ius civile ввиду того, что первая система, впитывавшая в себя нормы более развитых народностей, не страдала таким формализмом, как исконное цивильное право, более отвечала потребностям хозяйственной жизни страны. Одним из каналов, по которым осуществлялось влияние ius gentium, служили преторские эдикты (см. ниже, разд. I, § 3); нередко начала ius gentium (например, признание юридической силы за некоторыми неформальными договорами и т.п.) проникали в цивильное право.

Имело место и обратное влияние: некоторые нормы цивильного права проникали в систему ius gentium (например, по законам XII таблиц нормы о краже не распространялись на перегринов; в практике эти нормы стали применяться и к перегринам).

В классический период различие ius civile и ius gentium все же сохраняло некоторое значение, хотя и утратило остроту, в особенности после издания эдикта Каракаллы (212 г. н.э.), по которому провинциалы получили права римского гражданства. При Юстиниане (середина VI в. н.э.) ius civile и ius gentium составили единую систему права, в которой получило преобладание ius gentium, как право более развитое.

Наряду с этим с I в. н.э. заметно проявляются местные особенности права отдельных провинций, главным образом восточных (египетское, греческое право и пр.). При самом завоевании городов греческой культуры за ними нередко признавали некоторые национальные своеобразия частного права (например, сохранялись прежние суды для разрешения мелких споров между гражданами данной civitas - городской общины и т.п.). Тенденции императорского режима к централизации привели к попыткам вытеснения права отдельных покоренных народностей общеимперским законодательством. Однако вытеснить местное право полностью не удавалось; местное право сохраняло значение по крайней мере субсидиарного (вспомогательного) права. Более того, греческое и вообще восточное право оказало влияние и на само общеимперское римское право. Можно назвать ряд гражданско-правовых институтов греческого или вообще восточного происхождения: такова, например, ипотека - одна из форм залогового права (см. ниже, разд. V, гл. IV, § 7, п. 2-3), синграфы и хирографы - долговые расписки (см. ниже, разд. VII, гл. II, п. 2) и др. В этом было одно из проявлений общего влияния греческой культуры на римскую*(4).

Местные особенности римского права раскрываются главным образом при изучении папирусов, надписей и т.п. (см. ниже, разд. I, § 1, п. 4). Рамки курса "Основы римского гражданского права" не позволяют остановиться на этих местных особенностях права отдельных областей Римской империи.

6. Советская литература по вопросам римского права невелика.

Имеются два учебника римского частного права: 1) "Римское частное право" - коллектива авторов в составе В.А. Краснокутского, И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского, И.С. Розенталя и Е.А. Флейшиц, под общей редакцией И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского. М., 1948; 2) более краткий учебник (под тем же наименованием) И.Б. Новицкого. М., 1948.

Следует далее назвать учебник по истории государства и права: И.С. Перетерский. Древний Рим, 1945 (во втором издании - соответствующий раздел Тома 1 "Истории государства и права"); П.Н. Галанза. Конспект лекций по всеобщей истории государства и права, вып. 1. Было опубликовано несколько других работ: И.С. Перетерский. Дигесты Юстиниана. Госюриздат, 1956; И.С. Перетерский. О правовом положении рабов в древнем Риме // Ученые записки Московского юридического института. Вып. 1. 1939. С. 123-145; И.В. Шерешевский. Правовое регулирование "наемного труда" в Риме // Вестник древней истории. 1955. N 1. С. 39-50.

Статьи в Юридическом словаре и Большой Советской Энциклопедии: "Римское право", "Рецепция римского права", "Эдикты", "Преторское право", "Ius gentium", "Принципат".

Из учебной литературы стран народной демократии можно назвать: П. Венедиктов и М. Андреев. Римское право. София, 1949; Taubenszlag. Rzymskie prawo prywatne. Warszawa, 1955. 327 с; Taubenszlag. Rzymskie prawo prywatne na tie praw antycznych. Warszawa, 1955. 363 с.

Буржуазная юридическая литература в области римского права огромна и продолжает расти. Ввиду ненаучности метода исследования, применяемого буржуазными авторами, эта литература имеет для советского юриста ценность только по богатству фактического материала, собранного в работах буржуазных авторов. В частности, ими много сделано в смысле критического изучения дошедших до нового времени рукописей римских источников, в смысле установления первоначального текста и позднейших наслоений, выявления так называемых интерполяций (см. ниже, разд. I, § 5, п. 6), издания памятников и т.п.

Из множества работ буржуазных авторов, относящихся к римскому частному праву, можно назвать следующие:

И.А. Покровский. История римского права. 1917.

В.М. Хвостов. История римского права. 1919.

Его же. Система римского права. 3 выпуска. 1904-1908.

Сальковский. Институции римского права (рус. перевод, 1910).

Дернбург. Пандекты (рус. перевод).

Зом. Институции римского права (рус. перевод). 1916.

Girard. Manuel elementaire de droit romain. Изд. 8-е (пересмотренное Senn). 1929.

Giffard. Precis de droit romain. 1938.

Monier. Manuel elementaire de droit romain. I-II. 1944-1945.

Cuq. Manuel des institutions juridiques des romains. 1928.

Albertino. Il diritto romano. Milano, 1940.

Blondi. Istituzioni di diritto Romano. Milano, 1944.

Mitteis. Romisches Privatrecht bis auf die Zeit Diokletfans. 1908.

Iors-Kunkel. Romisches Privatrecht (Dritte Auflage). Berlin, 1949.

Buckland. Text of Roman law from Augustus to Justinian. Изд. 2-е. 1932.

Jolowicz. Historical introduction to the Study of Roman law. Cambridge, 1939.

Schulz. Classical Roman law. Oxford, 1951.

Buckland and Arnold. Roman law and common law. Cambridge, 1952.

Kahana Kayan. Tree Systems of jurisprudence. London, 1955.

Для ознакомления с римской историей рекомендуется: Н.А. Машкин. История Древнего Рима. М., 1949.

7. Система изложения в учебнике принята в основном та, по которой строились элементарные учебники римских юристов, так называемые Институции (особой популярностью пользовались Институции юриста II в. Гая, см. ниже, разд. I, § 4, п. 4). Институции состояли из трех основных частей: personae (учение о лицах, субъектах права), res (учение о вещах, правах на вещи, обязательствах), actiones (учение об исках). В данном учебнике после "Введения" дается раздел "Источники права", так как без ознакомления с источниками невозможно изучение предмета. Далее излагается (в разд. II) учение об исках, так как в силу особенностей римского гражданского процесса нельзя без ознакомления с учением об исках понять целый ряд римских гражданско-правовых институтов. После этого (в соответствии с системой Институций) излагается учение о лицах и в связи с ним - семейно-правовые отношения (разд. III и IV), вещные права (разд. V), обязательственное право (разд. VI-VII). На последнем месте (разд. VIII) излагается наследственное право, так как оно предполагает знакомство со всеми видами имущественных прав.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.