Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к квесторам




Поллукс сообщает, что эгинская драхма (полустатер) равна по весу десяти аттическим оболам, каждый из которых имел вес 0,76 г. Такое соответствие монетных единиц различных систем облегчало торговые отношения между различными греческими центрами, позволяя производить перерасчеты с одной системы на другую.

мерным и самостоятельным фактом, вызванным достаточно (высоким развитием экономики в этих областях.
Распространение монет. Очагом распространения первых монет и образования монетных весовых систем был бассейн Эгейского моря. Однако быстрое распространение монет, появление новых монетных систем в различных областях Греции свидетельствует о том что монета была насущной экономической потребностью для греческих полисов VII в. до н. э. Быстрее всего укореняется монетное обращение в приморских торговых центрах, из которых каждый начинает чеканить собственную монету. Уже к VII — началу VI в. до н. э. резко возрастает количество городов, имевших свои монеты и даже свои монетные системы, которые оформляются уже к концу VII века до н. э. Большинство городов М. Азии чеканит монеты по типу древнейших монет Лидии и Ионии (табл. I, № 2), а острова Эгейского моря, Коринф, Мегары тяготеют к эгинской монетной системе.
Вскоре начинает чеканить монету древневосточное государство Персия —VI в. до н. э. (табл. I, № 6, 7), позже Карфаген —IV в. до н. э. К VI в. монета имелась на севере Греции — до Македонии и Фракии, на западе —через Коринф — до Великой Греции, Сицилии и Этрурии, на востоке —в Лидии, Киликии, Памфилии. Под влиянием греков у этрусков развивается монетный чекан, своеобразие которою состоит в необычной технике изготовления монет. По типу же изображений первые этрусские монеты были греческими, близка к греческой была у них и весовая основа монет. Этрусскими были лишь надписи на многих монетах16.
В VI в. до н. э. стали выпускать свою монету некоторые города Северного Причерноморья, например Ольвия и Пантикапей. А после походов Александра Македонского весь известный в то время культурный мир был связан обращением тетрадрахм и драхм, чеканенных в единой монетной системе.

лава 20. История налогов. Налоги Древней Греции, Рима, государств, образовавшихся после падения Римской Империи. Развитие налогов во Франции, Англии и Германии / Учебник финансового права. Иловайский С.И. - Одесса, - 1904г. // Allpravo.Ru -2005.

 

Современные налоги заняли преобладающее и прочное место среди финансовых доходов сравнительно недавно. Они не явились по мановению законодателей, а составляют продукт медленной исторической работы. Поэтому, крайне интересным и важным является проследить, хотя бы в кратких чертах, историю развития налогов.

Почти все финансисты сознают важность податной истории, которая, конечно, есть часть общей истории права. Но составление общей истории налогов оказывается крайне трудным, главным образом по недостатку для этого подготовительных работ и трудности разобраться в массе неразработанного материала. Для облегчения этой задачи - необходимы специальные исследования по истории налогов в отдельных государствах и по истории отдельных налогов.

Такие работы уже имеются для многих государств и налогов, и число подобных работ постоянно возрастает, чем облегчается труд составления общей податной истории. Последней Адольф Вагнер посвятил весь третий том своего Курса финансовой науки. Этот том является очень хорошей сравнительной историей налогов.

Из сравнения исследований об истории финансов разных государств оказывается, что развитие государственного хозяйства и налогов шло везде более или менее одинаковым порядком, только, конечно, не в равной скорости, и в неодинаковой последовательности, но что, с другой стороны, оно складывалось обыкновенно под влиянием характерных особенностей отдельных народов.

В древности, при несложном государственном устройстве, при слабом развитии государственных потребностей и при удовлетворении последних личной службой и натуральными повинностями граждан, налоги или вовсе были не нужны или играли весьма скромную роль в государственном хозяйстве. Так, например, в государствах Древней Греции, где законодательство, суд, управление и военное дело отправлялись личными повинностями граждан, правильных прямых налогов не было. В случаях, когда государство нуждалось в материальных средствах, напр. для постройки публичных зданий, кораблей и т. п., устанавливались чрезвычайные сборы с богатейших граждан, так называемые литургии. В переводе на русский язык литургия значит приношение, из чего можно было заключить, что это были добровольные дары богатых граждан государству. Но, ввиду того, что уплата литургий была обязательной, что теперь уже вполне доказано, их надо отнести к чрезвычайным налогам. Существовали также сборы с лиц, принадлежащих к известным профессиям: с публичных женщин, с предсказателей и некоторых других. Но это были не столько настоящие налоги, сколько сборы, установленные с полицейскими целями. В греческих торговых государствах, каковыми были Афины и Коринеи, сложилась довольно цельная система таможенных пошлин и разных торговых сборов.

Налоги в Древнем Риме имеют более длинную историю, которая уже очень хорошо разработана.

Существует несколько делений римской податной истории на периоды. Но наиболее резкое различие можно провести между двумя эпохами, между которыми гранью является 167 г. до Р. Хр., когда римляне покорили Македонию и тем положили начало своим завоеваниям вне пределов Италии.

С самого своего возникновения, Рим вел очень воинственную политику. Так как войны, которые вел Рим, часто затягивались и носили наступательный характер, причем иногда предпринимались крайне далекие походы, то нельзя было обойтись одними личными повинностями граждан, а приходилось собирать также и некоторые материальные средства. Таковые получались из доходов от публичных земель, посредством таможенных пошлин и путем чрезвычайных налогов, называвшихся tributum civium. Иногда происходил возврат этих налогов лицам, уплатившим их. На этом основании Mommsen считает tributum civium за чрезвычайные займы. Но Маркард доказывает, что, хотя иногда лица, уплатившие tributum civium, и получали его обратно, напр., при успешной войне, из добычи, такой возврат никогда не считался по римскому праву обязательным, а стало быть это были чрезвычайные налоги, а не займы.

Когда завоевания Рима распространились вне Италии и достигли больших размеров, податное бремя с римских граждан передвигается на покоренные народы. С 167 г. прекращается уплата tributum civium, a начинает развиваться обширная система налогов, взимавшихся исключительно с провинциалов, т. е. населения римских провинций.

В римском податном деле царили произвол чиновников и большая неравномерность в раскладке податного бремени, как между провинциями, так и между отдельными плательщиками. Император Август стремился внести сюда больше порядка, и знаменитый предпринятый им ценз, начало которого совпало с Рождеством Христовым, имел, между прочим, назначение сделать более равномерными налоги в разных римских провинциях и выяснить податные силы последних.

Император Август установил также налог с наследств - vicesimani hereditatum. Этот налог должны были платить одни только римские граждане, и он был введен как бы для того чтобы привлечь к участию в податном бремени и римских граждан, которые после отмены tributum civium не платили никаких прямых налогов. Император Каракалла распространил права римского гражданства на провинциалов, а вместе с этим на последних был распространен и налог с наследств. Под конец существования Римской Империи в ней выработалась обширная система налогов.

Слабой стороной римских налогов были злоупотребления, практиковавшиеся при распределении и взимании налогов. В большом ходу была система отдачи на откуп взимания налогов. Образовался целый особый класс лиц, занимавшихся специально откупами, - это были так называемые publicani, которые сильно эксплуатировали плательщиков податей.

После падения Римской Империи, из ее бывших провинций складываются новые государства. В этих последних постепенно исчезают римские институты, а вместе с ними и налоги, возникшие во время римского владычества.

В новых государствах развивается феодализм, и весь государственный строй проникается частноправовыми началами. С правами землевладения соединяются все права законодательства, суда и управления, как общего, так и финансового. Государственное хозяйство принимает характер частного и налоги перестают фигурировать в ряду обыкновенных государственных доходов, которые почерпаются от государственных имуществ, регалий и пошлин.

Настоящие налоги, в смысле публичных сборов, могли появиться снова только при условии укрепления и объединения государственной власти, чему должно было предшествовать ослабление феодальной системы. Это случилось гораздо позднее в Германии, нежели в Англии и во Франции, что объясняется особенностями в истории названных государств.

Так, Столетняя война, во время которой Франция неоднократно подвергалась нападениям внешних врагов, вторгшихся одно время внутрь страны, в сильной степени способствовала укреплению во Франции королевской власти. Общая беда побудила французов сплотиться около короля.

Далее, во Франции борьба королей с феодализмом увенчалась быстрым успехом, и французское государство около половины ХV века окончательно сконцентрировалось. В это время во Франции устанавливается (taille - настоящий правильный налог с лиц taille personelle) и с имуществ (taille reille). Засим устанавливается длинный ряд прямых и косвенных налогов. К XVII веку Франция обладала уже массой самых разнообразных налогов, которые постоянно возвышались и умножались. Темной стороной в организации французских налогов были злоупотребления при их взимании и их крайне неравномерном распределение, как по разным местностям государства, так и между отдельными плательщиками. Устройство косвенных налогов в разных французских провинциях представляло большую пестроту. В одних провинциях косвенные налоги были гораздо тяжелее, чем в других, а рядом были провинции, где некоторых из косвенных налогов совсем не существовало. Тяжесть податного бремени лежала главным образом на низших классах населения, именно на сельских обывателях. Аристократия и духовенство частью совсем не платили налогов, частью были в привилегированном положении. В большом ходу во Франции при старом режиме была отдача налогов на откуп. Перед революцией почти все косвенные налоги были на откуп у нескольких больших компаний, называвшихся «fermes generales». Откупщики выжимали из народа все, что могли, и вконец разоряли его. В 80-х годах ХVIII века французские финансы окончательно запутались и пришли в безвыходное положение. Одной из главных причин французской революции и был финансовый кризис.

Революционное правительство отменило все налоги, возникшие при монархическом режиме; но постепенно все эти налоги были восстановлены, только уже в измененном виде, именно они были распространены на всех граждан без допущения каких-либо изъятий и привилегий.

Англия еще скорее, чем Франция, сложилась в цельный политический организм, и ее государственное развитие шло всегда с замечательной устойчивостью.

Что касается английской финансовой податной истории, но проследить таковую сравнительно легко, благодаря тому, что по причине парламентарного образа правления, в английских финансах было более гласности, чем на континенте.

Государственный строй древней Англии также был проникнут частноправовыми началами.

Как только Британия свергла римское иго, в ней немедленно исчезли все римские институты, которые еще не успели здесь прочно укорениться. Англо-саксонские короли для покрытия своих личных, придворных и государственных расходов пользовались, главным образом, доходами от своих собственных земель. Налоги носили чрезвычайный характер и устанавливались, когда государству грозила опасность от внешних врагов, каковыми в то время являлись норманны, датчане и другие воинственные народы. Эти чрезвычайные сборы назывались Датскими деньгами. Норманнское завоевание принесло в Англию феодализм, который здесь принял несколько иной характер, чем на континенте. В то время, как на континенте королевская власть была крайне стеснена и почти только номинальна, и вассалы были неограниченными господами в своих владениях, - в Англии короли всегда сохраняли известные права над владениями вассалов. Это объясняется тем, что Вильгельм-Завоеватель покорил Англию на себя одного. Он оставил себе домены прежних англо-саксонских королей, увеличив их многочисленными конфискациями имений лиц, оказывавших ему сопротивление. Остальные земли Вильгельм-Завоеватель роздал своим вассалами, но при этом точно были выговорены права, какие король сохранял над этими землями. При переходе этих последних по наследству, королю уплачивалась особая подать за утверждение наследников умершего феодала в правах наследства. Короли имели исключительное право устанавливать таможенные пошлины. Magna Charta libertatum ограничила право королей вводить новые налоги и повышать старые. Но иногда короли пренебрегали этим и устанавливали разные сборы по своему произволу. Английская история дает нам много примеров разногласий между королями и парламентом в податных вопросах. И революция против Карла I Стюарта произошла вследствие того, что названный король требовал от населения сборы, на установление которых парламент не давал согласия. Именно, в Англии издревле существовало право королей требовать от подданных средств для защиты страны. Между прочим, жители морских побережий обязаны были сооружать корабли или давать деньги на постройку таковых. Карл I стал злоупотреблять этим правом и собирал весьма часто корабельные деньги, пока, наконец, парламент не воспротивился королю и не объявил этот сбор незаконным. Король распустил парламент, но последний отказался разойтись. Завязалась борьба между королем и так называемым Долгим Парламентом, кончившаяся победой последнего.

Возникшая Республика, в свою очередь, ввела много тяжелых налогов и между прочим акцизы. Такой образ действия республиканского правительства повлек за собою реставрацию Стюартов в 1660 г. Но эти последние не отменили налогов, возникших во время Республики. В 1688 г. Стюарты пали окончательно, и английским королем стал Вильгельм III (Оранский). Начиная с этого времени, в течение всего ХVIII века и начала XIX Англия вела много войн, которые повлекли за собой возрастание английских государственных расходов и накопление государственных долгов. В XVIII веке в Англии большое развитие получили косвенные налоги, акцизы и таможенные пошлины, причем последние носили покровительственный характер. В это время прямые налоги играли сравнительно скромную роль в английском государственном хозяйстве.

Особенно дорого обошлись Англии французские революционные войны и борьба с Наполеоном I. Потребовавшиеся для этого экстраординарные расходы были покрыты наполовину займами, а наполовину повышением почти всех налогов. Единственным выдающимся новым налогом явился в это время подоходный, который был установлен впервые в 1798 году и после того был неоднократно отменяем и снова вводим.

С 1815 года в английском финансовом хозяйстве начинается эпоха понижения налогов и упрощения податной системы. В 40-х годах отменяется большинство таможенных пошлин, имеющих покровительственный характер. Затем, постепенно было отменено большинство акцизов, в том числе все, взимавшиеся с предметов первой необходимости.

Только в последнее время, вследствие напряжения финансов, вызванного войною с бурами, Англии пришлось повысить большинство существующих налогов и ввести некоторые новые.

Тем не менее, Англия обладает теперь весьма простой податной системой, доставляющей казне обильные ресурсы.

В Германии очень поздно появились общегосударственные налоги. Феодализм здесь утвердился прочнее и держался дольше, чем где бы то ни было.

Когда в немецких государствах начали возникать разные прямые и косвенные сборы, то это были территориальные, а не имперские налоги. Германия долго оставалась в раздробленном состоянии, и между императором и его подданными стояли всегда сословия. Эти последние давали иногда императору известные материальные средства; но делалось это на основании просьбы со стороны императора и в виде добровольных даров, которые назывались precaria или Beden от bitten - просить, а также субсидиями. В некоторых случаях такие субсидии были почти обязательны, напр., для выкупа государя из плена, при посвящении в рыцари его сына или выдаче замуж его дочери.

Неоднократно были делаемы попытки установить общие для всей Германии налоги, напр., во времена Крестовых походов, Гусситских войн и турецкого нашествия; но эти попытки всегда были неуспешны. Между прочим, Карл V стремился сосредоточить в своих руках все таможенные пошлины и установить одну таможенную линию, которая совпадала бы с границей империи. В то время вся Германия была изрезана внутренними таможенными линиями, отчего торговля была крайне стеснена. Право вводить таможенные пошлины постепенно отошло от императора к территориальным владельцам; курфюрсты при избрании императоров выговаривали себе право на взимание таможенных пошлин, остальные князья захватывали это право силой и собирали пошлины на мостах, переправах, дорогах и реках. Вследствие противодействия князей и городов, Карлу V пришлось отказаться от своего плана.

Императоры находили большую материальную поддержку в городах. Эти последние сильно страдали от хищничества рыцарей и прибегали под покровительство императоров, обязываясь, в свою очередь, уплачивать императору определенные налоги. Особенно много подобных договоров с городами заключил Рудольф Габсбургский. Но только города не допустили нарушить своей сплоченности. Налог императору уплачивался всем городом. Отдельные горожане являлись как бы подданными города, между ними и императором стояло городское управление, которое назначало и собирало налоги с граждан. В Германии податное хозяйство ранее всего утвердилось в городах, что вполне понятно, так как города явились центром умственной жизни и культуры того времени. В городах же возникает сознание о податной обязанности граждан относительно города. Городские сборы явились настоящими налогами, которые общественный союз требовал от своих членов в видах общего блага.

В то время, как в больших немецких городах финансовое хозяйство становится денежным и податным, в территориях еще долго преобладает натуральное и частноправовое хозяйство, а император обходится своими личными доходами и субсидиями от сословий и городов.

Главными государственными расходами той эпохи были военные, да и те не достигали больших размеров. В военном деле господствовал репрессивный принцип, состоявший в том, что войско собиралось только на время войны, когда приходилось отражать врагов или предпринимался поход; в мирное время при государе удерживалась лишь небольшая дружина. Постепенно этот принцип сменяется превентивным, при котором держат постоянные войска и стараются всегда быть готовыми к войне. Приходилось платить войскам жалованье, тогда как прежде войско составлялось из вассалов, собиравшихся со своими людьми.

Первую половину XVII века и Тридцатилетнюю войну можно считать началом переворота в военном деле, а вместе с тем и новой эпохи в германском финансовом хозяйстве. Постоянные войска, окрепнувший абсолютизм и полицейский строй большинства германских государств - все это усиливало потребность в денежных средствах. А между тем и те деньги, которые получались немецкими государями из разных источников, потеряли значительную долю своей ценности вследствие происшедшего в XVI веке обесценения денег и повышения цен на все предметы.

На налоги все-таки продолжали смотреть, как на чрезвычайный источник государственных доходов. И, хотя право сословий соглашаться на уплату субсидий превратилось в абсолютной монархии в пустую формальность, тем не менее, в обществе еще не укоренилось сознание податной обязанности, за налогами сохраняется их прежнее название Beden, и их приходится испрашивать от сословий. Чтобы избежать последнего, германские государи для пополнения своей казны пользуются обложением предметов потребления, и развивается обширная система акцизов. Немецкие государи обратили также внимание на рациональную эксплуатацию своих государственных имуществ с целью увеличения их доходности. В XVII и XVIII столетиях акцизы и домены играют видную роль в финансовом хозяйстве германских государств.

Постепенно начинают возникать и разные прямые налоги, личные, поземельные и другие. Но развитие налогов в разных германских государствах совершалось далеко неодинаково. И до настоящего времени в Германии в податном отношении еще нет полного единства.

Развитие налогов в России происходило по тем же законам и почти в той же последовательности, как в западноевропейских государствах. В Древней Руси государственное хозяйство носило вотчинный характер и только постепенно стало публичным хозяйством. Возникновение постоянного войска и потребность в средствах на уплату жалования служилым людям влекли за собой развитие податного хозяйства.

Кве́стор (от лат. quaestor, от quaerere — букв. «расспрашивать», «расследовать») — один из римских ординарных магистратов.

Были первоначально лишь общими помощниками консулов без какой-либо специальной компетенции. Позже их положение сделалось более самостоятельным: они стали избираться в трибутных комициях и тогда они постепенно стали специализироваться в двух областях — уголовной юрисдикции и заведовании государственной казной и государственным архивом. Однако пока уголовная юрисдикция находилась в руках консулов, квесторы, как их помощники, производили предварительное следствие (quaestores parricidii).

Когда же примерно в середине Республики уголовный суд перешёл к народным собраниям, а затем к quaestiones perpetuae, роль квесторов в этой области закончилась и стала развиваться их функция заведования государственным казначейством. В их обязанности стали входить хранение казённой наличности («pecuniam publicam custodire»), ведение приходо-расходных книг («rationes referre») и т. д. После того, как квесторы сделались и хранителями госархива, присяга магистратов на верность законам стала совершаться перед квесторами.

Первоначально квесторов было двое, с 421 до н. э. — 4, причём к этой должности стали допускаться и плебеи. Позже это число удвоилось, в 82 до н. э. достигло 20, а при Цезаре из-за свойственного его периоду расширения бюрократии — 40. Из этого числа те, кто оставался в городе для заведования казной и архивом, были quaestores urbani (aerarii), другие прикомандировывались к военачальникам для ведения финансовых дел их армий (выдача сумм на содержание, уплата жалованья и т. д.), третьи для той же цели посылались в провинции к проконсулам и пропреторам, a четвёртые наблюдали в приморских городах и некоторых других местах за поступлением таможенных пошлин и другими хозяйственными делами государства. Один такой квестор находился в Галлии, другой — в Остии (quaestor Ostiensis) и следил за зерновым снабжением («res frumentaria»).

Квесторы осуществляли также продажу обработанных и размежеванных земельных участков (agri limitati), которые назывались уже agri quaestorii.

Основная статья: Cursus honorum

Закон 180 до н. э. Villia annalis установил минимальный возраст для получения квестуры — кандидат должен был предварительно отбыть 10 лет воинскую повинность или, по крайней мере, в течение этого времени предъявить себя к набору, а так как отбывание воинской повинности начиналось с 17 лет, то квестором можно сделаться не ранее 27 лет.

Прокура́тор (лат. procurator — заведующий, управляющий,) — в Древнем Риме название управителя вообще. Исторически так называли слуг, управляющих господскими имениями, затем, с появлением одноименной государственной должности - высокопоставленных чиновников, заведующих той или иной частью императорского имущества и управляющих провинциями.

История появления должности

Изначально прокураторами называли управляющих имуществом, имением и т. п. (vilicus или calculator). Такие прокураторы были доверенными лицами dominus’a (господина), вели от его имени дела с другими, управляли сельскими и др. работами и т. д. Прокураторами были или свободные, или любимые рабы: в последнем случае при продаже имения прокуратор мог переходить вместе с имуществом к покупщику (покупателю).

Должность прокуратора как государственного чиновника создалась с введением Августовой конституции. Принцепс, стоявший во главе администрации, разделил разнородные обязанности государственной службы между особыми чиновниками, которые носили название префектов (praefecti) и прокураторов (procuratores Caesaris). Это были собственно слуги императора с представительной властью, на которых были возложены специальные служебные обязанности (ministeria principalus). Первоначально они назначались из рабов или вольноотпущенников и занимали при особе императора должности секретарей (a libellis) и казначеев (a rationibus).

Постепенно, с расширением императорской власти, и обязанности прокураторов приобретали всё большее государственное значение; пост прокуратора стал высоким. Более ответственные прокуратуры предоставлялись всадникам (со времён Адриана); менее важные посты замещались всадниками и вольноотпущенниками. С этого времени прокуратура стала одной из постоянных ступеней всаднической карьеры, тем более, что для сенаторов она была закрыта. За прокуратурой следовала префектура — венец всаднической службы. Прокураторы первоначально заведовали лично имуществом императора и его фиском. Значение прокуратуры поднялось, когда Клавдий приказал считать действительными все распоряжения прокуратора, к которому вскоре отошла судебная компетенция, поскольку это было связано с ведением финансового дела.

По отношению к императору прокуратор был ответственным лицом; он должен был в каждом отдельном случае отдавать отчёт во всех своих действиях, не мог ни продавать императорского имущества, ни передавать его; он был только управляющим, хотя в указанных границах действия его имели силу действий самого императора.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.