Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Борьба патрициев и плебеев




Борьба патрициев и плебеев. Общественный

Римское государство в период республики

строй Рима в период расцвета республики.

Го­сударственный строй в период

расцвета респуб­лики. Кризис республики

и установление воен­ных диктатур

Вскоре после реформ Сервия Туллия Рим освободился от этрусского господства. Был изгнан и лишившийся своей дружи­ны последний реке, происходивший из этрусков. В 509 г. до н. э. вместо рекса были избраны два военных предводителя из влия­тельных патрициев, которых стали именовать консулами. С этого времени принято говорить об установлении в Риме республики.

 

В условиях республики плебейская беднота продолжала вести борьбу за право занимать участки на государственной земле и за запрещение долговой кабалы. Состоятельные плебеи, обогатившиеся за счет занятия ремес­лом и торговлей, боролись за доступ в государственный аппа­рат. Борьба плебеев, то вспыхивая, то ослабевая, продолжалась до конца IV в. до н.э.

Прибегая к своеобразным политическим забастовкам (вы­селение из Рима и отказ сражаться в римском войске), плебеи постепенно добились от патрициев ряда важных уступок. В 494 г. до н. э. им было дано право избирать для защиты своих интере­сов двух трибунов (выборы проводились на особых собраниях по трибам). Со временем трибутные комиции получили право издавать законы: сначала (с 471 г.) обязательные только для пле­беев, а с 449 г. - для всей римской общины.

Вели плебеи и борьбу за писаное право. Произведенная особой комиссией децемвиров («десять мужей») в 450 г. до н. э. запись действующих правовых обычаев имела большое значе­ние не только для плебеев, но и для жизни всей римской общи­ны. Писаные законы ограничили произвол патрициев в судах, упорядочили хозяйственные и правовые отношения в Риме. Бу­дучи опубликованы на двенадцати бронзовых досках, они полу­чили название Законов XII Таблиц.

Вскоре (445 г. до н.э.) плебеи получили разрешение всту­пать в брак с патрициями (Законами ХII Таблиц такие браки были строго запрещены), что открыло им доступ в замкнутую патри­цианскую среду. Начался процесс постепенного слияния бога­тых плебейских семей с патрицианскими. Это проявилось и в политической жизни: для плебеев постепенно становилось до­ступным замещение выборных государственных и жреческих должностей. Возможность занять консульскую должность по­явилась для них в 367 г. благодаря закону трибунов Лициния и Секстия. К концу IV в. плебеи получили право быть избранны­ми на все высшие должности, что открывало им доступ в сенат.

В ходе борьбы плебеи добились также права иметь неболь­шие участки на общественном поле (на основании того же зако­на Лициния и Секстия, в 367 г. до н. э.). Важным достижением плебеев было запрещение продажи в рабство за долги (по зако­ну плебейского трибуна Петелия, в 326 г. до н. э.). Отныне должник отвечал перед кредитором только своим имуществом. Тако­вы важнейшие итоги борьбы плебеев.

 

Общественный строй Рима в период расцвета республики

К III в до н. э. в Риме сложилось развитое рабовладельческое общество, в котором классу рабовладельцев-землевладельцев противостояли класс рабов и класс свободных мелких производителей-крестьян и ремесленников.

Количество рабов в Риме сильно возросло (источники рабства: многочисленные войны, пиратство, естественное вос­производство). Рабы стали основными производителями мате­риальных благ. Их труд широко использовался в ремесле, на строи­тельстве, в рудниках, в домах знати и особенно в сельском хо­зяйстве. Небольшие рентабельные рабовладельческие поместья, обусловившие расцвет римского земледелия, и большие ското­водческие латифундии обслуживались исключительно рабами. Эксплуатация рабов принимала все более интенсивный харак­тер, расходы на их содержание свелись к минимуму. Положение рабов было крайне тяжелым. Римское право считало раба вещью (res). Сложился взгляд на рабов как на наделенное речью орудие (instrumentum vocale). Рабы не могли иметь ни семьи, ни иму­щества. Произвол хозяина ничем не ограничивался.

С точки зрения римлян, рабам противостояли все свобод­ные. Но и свободные различались по своему положению в зави­симости от того, принадлежали они к римским гражданам или нет, да и граждане делились по социальному и политическому положению. «У греков и римлян, - писал Ф. Энгельс, - нера­венства между людьми играли гораздо большую роль, чем равенство их в каком бы то ни было отношении» (Маркс К., Эн­гельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 20. С. 105.)

Верхушку римского общества составили самые богатые и знатные патрицианские и плебейские семьи (крупные землевла­дельцы и рабовладельцы), которые к III в. до н. э. объединились в фактически замкнутый и привилегированный слой нобилей (знатных). Только они избирались на высшие должности в госу­дарстве и входили в сенат.

Вторым по значению слоем в среде римских рабовладель­цев были всадники. Так назывались незнатные, но состоятель­ные люди, разбогатевшие на занятии ремеслом, торговлей, рос­товщичеством (по реформе Сервия Туллия служили во всадни­ческих центуриях). Позднее они отошли от основной плебейс­кой массы и оформились в особый слой. В их руках были сосре­доточены промышленность, торговля, денежные богатства, рабы. Но доступа к управлению государством всадники не имели: но­билитет ревниво охранял свои политические привилегии. По­этому всадники в III и II вв. до н. э. вели борьбу за демократиза­цию государственного строя. Вместе с тем оба слоя в классе ра­бовладельцев - нобили и всадники - несмотря на политические разногласия и распри объединялись всякий раз, когда активизи­ровались массы бедных римских граждан.

Несмотря на широкое применение рабского труда, труд сво­бодных крестьян, собственников небольших земельных участков, городских ремесленников, мелких торговцев в пору расцвета Римской республики еще не утратил своего значения. За основ­ной массой простого народа, крестьянством, закрепилось назва­ние сельского плебса, малоимущих и неимущих горожан назы­вали плебсом городским.

Жили в Риме и не граждане, именуемые перегринами, -торговцы, менялы, деловые люди, бравшие на откуп у Римского государства сооружение верфей, строительство кораблей, гава­ней и т. п. Они были людьми состоятельными и находились под защитой Римского государства. Значительно тяжелее приходи­лось перегринам, населявшим подвластные Риму земли: будучи бесправными, они подвергались жестокой эксплуатации как со стороны государства, так и со стороны римских нобилей и всад­ников.

 

Государственный строй в период расцвета республики

К концу IV в. до н. э. оформился государственный строй Римской рабовладельческой республики. Формально высшим органом власти здесь считались народные собрания - три вида комиций: куриатные, центуриатные и трибутные. В отличие от Афин, в Риме граждане голосовали не персонально, а группами - курия­ми, центуриями, трибами, каждая из которых имела один голос. Центуриатные комиций избирали высших должностных лиц - магистратов (начальников) и принимали либо отвергали зако­нопроекты, вносимые магистратами.

Трибутные комиций, организованные по трибам (каждая имела один голос), первоначально собирались только для выбо­ров плебейских трибунов, затем (с 471 г. до н. э.) получили также законодательные функции, а еще позднее стали избирать неко­торых других магистратов. Количество триб к середине III в. воз­росло до 35.

Древнейшие куриатные комиций утратили первоначальное значение; они собирались для решения вопросов семейного права (усыновление, утверждение завещаний). Здесь по традиции со­вершался также обряд наделения магистратов высшей властью.

Управление государством осуществляли выборные долж­ностные лица - магистраты. Должности в Риме делились на ор­динарные (обычные) и экстраординарные (чрезвычайные). Все ординарные должности замещались несколькими лицами, кото­рые формально несли ответственность перед комициями, а фак­тически были подконтрольны сенату. Избирались магистраты, как правило, на один год. Замещение магистратуры считалось не службой, а особой честью, магистратура в Риме была безвоз­мездной. Высшими магистратами являлись два консула, обла­давшие большой властью - империумом. Империум давал пра­во верховного командования войском (по распоряжению сена­та), право созывать народное собрание и сенат, издавать прика­зы и чинить суд над гражданами. Преторы (сначала 2, затем 8) были помощниками консулов, в частности замещали их во вре­мя отсутствия в Риме, командовали войском, но главное - осу­ществляли судопроизводство по гражданским делам: в их веде­нии находился разбор имущественных тяжб. Два цензора, из­бираемые сроком на полтора года (они избирались не чаще, чем один раз в пять лет), проводили перепись населения по трибам, распределяли граждан по центуриям в зависимости от размера имущества, пересматривали списки членов сената, осуществля­ли надзор за нравами. Консулы, преторы и цензоры избирались центуриатными комициями.

Особое положение занимали плебейские трибуны (сна­чала их было 2, впоследствии - 10), которым вменялась в обя­занность защита интересов плебеев. Они обладали правом на­лагать вето на постановления сената, комиций, акты магистра­тов. Избирали их в трибутных комициях. Трибутные же коми­ций избирали квесторов-казначеев и эдилов, ведавших отряда­ми городской стражи и порядком в городе. Важной экстраорди­нарной магистратурой была диктатура. Диктатор назначался консулом по предписанию сената или самим сенатом в особых случаях, когда внешний враг осаждал Рим, и наделялся беспре­дельной властью, правда, на ограниченный срок - до шести ме­сяцев.

Формально магистратом мог быть избран любой свободно­рожденный гражданин, но в действительности доступ к магистра­туре был открыт лишь знатным и богатым нобилям.

Большую роль в римской политической жизни имели так­же многочисленные жреческие коллегии. Важнейшие жречес­кие должности были выборными, состояли эти коллегии из но­билей.

Фактически главным органом в Римской республике был сенат из 300 самых знатных и богатых нобилей. Члены сената не избирались, ими становились лица, занимавшие высшие ма­гистратуры; места в сенате сохранялись за ними практически пожизненно. Лишь раз в пять лет цензоры пересматривали спис­ки сенаторов, исключая недостойных или включая в сенат са­мых заслуженных людей из знати. Формально данный орган был совещательным учреждением при магистратах и народном соб­рании, но на самом деле все государственные дела решались именно в соответствии с его мнением и волей. В ведении сената находились казна и государственное имущество, внешняя поли­тика и вооруженные силы, назначение военачальников и прави­телей завоеванных земель - провинций, вопросы внутренней безопасности, религиозного культа и многое другое. Сенат также готовил дела, выносившиеся затем в комиций: одобрял или отвергал законопроекты и кандидатуры магистратов, а в силу своего исключительного авторитета утверждал решения коми­ций.

На основании роли, которую играл сенат, оплот нобилите­та, можно охарактеризовать сложившийся в Риме политический режим как аристократический, а само римское государство как аристократическую республику. Политическое господство зем­левладельческой знати было обусловлено земледельческим ха­рактером экономики, хозяйственной отсталостью раннерабовладельческого Рима.

Римское войско в период расцвета республики представ­ляло собой крестьянско-рабовладельческую милицию, т. е. опол­чение свободных граждан. Служили в ней все имущие гражда­не, главным образом крестьяне Рима и Италии. Служба в легио­нах была почетным правом, привилегией полноправных рим­ских граждан. Неимущие пролетарии, не говоря уже о рабах, в армию не допускались. Военнообязанными считались граждане от 17 до 60 лет. Прохождение военной службы было непременным условием политической карьеры даже для нобилей. Вооруже­ние приобреталось на собственные средства. Служба в войске первоначально не оплачивалась. Лишь в начале IV в. до н. э. было введено небольшое воинское жалованье. Командовали армией консулы по поручению сената, иногда преторы.

Армия не была постоянной. По окончании похода воины-ополченцы распускались по домам. Тем не менее, римские ле­гионеры были хорошо обученными, стойкими, дисциплиниро­ванными. К тому же, пока войны велись в Италии, легионеры были заинтересованы в завоевании новых земель. Малоземель­ные крестьяне-воины надеялись на получение земельных участ­ков на завоеванной территории, куда выводились поселения рим­ских граждан.

Боеспособные, хорошо организованные легионы обеспе­чили Риму к 265 г. до н. э. завоевание и покорение всей Италии. Завоевывая племена и общины внутри Италии, Рим строил свои отношения с ними на основе союзных договоров. Результатом победы над Италией стало образование Римско-Италийского союза, который, однако, не был объединением равноправных союзников под римской гегемонией, а являлся, по существу, сис­темой принудительных союзов неравноправных городов и об­щин под властью Рима.

Правовое положение союзников определялось Римом. Са­мая привилегированная категория римских союзников, сохра­нив самоуправление во внутренних делах, получила еще и рим­ское гражданство. Другие (а таких было большинство) римско­го гражданства не получили и при сохранении внутреннего са­моуправления были лишены права проводить самостоятельную внешнюю политику, но в то же время как союзники Рима обязы­вались выставлять в римское войско свои контингенты. Третья категория общин, дольше других оказывавших сопротивление Риму, была лишена всех прав. Существовали в Италии и так на­зываемые колонии - поселения собственно римских граждан, включенные в римские трибы и являвшиеся как бы удаленными от Рима придатками его территории. Политика, основанная на принципе «разделяй и властвуй», позволила Риму господство­вать в Италии, эксплуатируя своих союзников и используя их человеческие ресурсы в качестве военной силы.

Римское государство по форме правления было респуб­ликой. Понятие «республика» (лат. res publica - общественное дело) впервые появилось в Древнем Риме. В V-I вв. до н.э. здесь существовала республиканская форма правления: все важней­шие должностные лица государства избирались. Несмотря на то, что Риму в течение этого периода удалось подчинить себе весь Апеннинский полуостров, политико-территориальная орга­низация государства ограничивалась территорией города Рима с прилегающими к нему сельскими районами; иначе говоря, Рим в период республики имел полисную форму государственного устройства. Политический режим Рима имел видимость рабо­владельческой демократии (все граждане могли пользоваться правом участвовать в народных собраниях, утверждавших зако­ны и избиравших магистратов), по существу же здесь был уста­новлен режим рабовладельческой аристократии, ибо решающую роль в системе органов римского государства играл оплот арис­тократии - сенат, и магистратами, как правило, могли быть только нобили.

Последующие захватнические войны Рима в Средиземно­морье (264-146 гг. до н. э.) привели к установлению римского господства на огромной территории. Рим-полис превратился в державу, в состав которой вошли помимо Италии Сицилия, Кор­сика и Сардиния, Галлия до Альп, Испания, Греция с Македони­ей, часть Малой Азии и земли разрушенного и повергнутого Кар­фагена в Африке. Заморские владения Рима назывались провин­циями. Провинции рассматривались как «поместья римского народа»: земли там были обращены в собственность римского государства, а население платило поземельный, подушный и по­доходный налоги. Сенат поручал управление завоеванной тер­риторией бывшим консулам и преторам. Роль карательного ап­парата выполняли приданные им легионы. Ввиду отсутствия специальных сборщиков налоги собирали богатые люди из всад­ников, бравшие у государства сбор налогов на откуп. Занятие это откупщики нередко совмещали с ростовщичеством. Провин­ции служили источником обогащения не только самого Римско­го государства, но и наместников-нобилей и их свиты, а также откупщиков-всадников.

 

Кризис республики и установление военных диктатур

Вторая половина II в. и I в. до н. э. были ознаменованы важными изменениями в общественном строе и в политической жизни Рима. Завоевание господствующе­го положения в Средиземноморье обога­тило Рим. Сами войны и последующая эксплуатация провинций обеспечили огромный приток материальных ценностей, денег, рабов. Все это стимулировало развитие рабовладения и обусло­вило расцвет рабовладельческого хозяйства в Риме и Италии. Дешевый рабский труд нашел особенно широкое применение в сельском хозяйстве. На этой основе развивалось крупное земле­владение как в форме комплексов высокодоходных небольших поместий в плодородной Средней Италии, так и в виде огромных латифундий скотоводческого профиля на юге полуострова и в Сицилии. В сельском хозяйстве, в ремесленных мастерских, на рудниках и строительстве эксплуатация рабов была доведена до крайней степени.

Другое последствие завоеваний - обезземеление римско-италийского крестьянства. Маломощные крестьянские хозяйства разорялись из-за высокого ростовщического процента и задол­женности, из-за постоянного отрыва мужской рабочей силы от сельскохозяйственных работ. Вытесненный с земли разоривший­ся крестьянин шел в город и, как правило, превращался в люм­пен-пролетария. Массы праздных, бездомных нищих - характер­ная черта городской жизни того времени. Еще тяжелее было положение бесправных италиков-союзников и провинциалов. Бремя постоянных налогов, произвол наместников и откупщи­ков в провинциях делали гнет Рима совершенно невыносимым. Неизбежным последствием ухудшения положения народных масс было крайнее обострение всех социальных и экономичес­ких противоречий, заложенных в римском обществе. Классовая и политическая борьба вступила в свою высшую фазу: начались восстания рабов, широкие движения свободной бедноты, вы­ступления союзных общин Италии и провинций против римско­го господства.

Наиболее грозными были рабские восстания. Прежде борь­ба рабов выражалась по преимуществу в пассивных формах - саботаже, бегстве, лишь иногда рабы убивали своих хозяев или устраивали заговоры. Начиная с 40-х гг. II в. до н. э. Риму при­шлось пережить одно за другим ряд грандиозных по размаху и продолжительности восстаний в Сицилии (138-132 гг. до н. э. и 104-101 гг. до н. э.) и Малой Азии (132—120 гг. до н. э.). Рабы объединялись, создавали армии и даже пытались создать свое государство. Самым значительным из всех выступлений рабов было восстание под предводительством Спартака (74-71 гг. до н. э.). Начавшееся как заговор рабов-гладиаторов в городе Капуе, оно вылилось в общеиталийское рабское восстание. Огромная ар­мия Спартака (численностью до 120 тыс. человек) дважды про­шла с боями вдоль Италии. Римские легионеры многократно терпели от нее поражения. Ценой огромного напряжения всех сил рабовладельческому Риму удалось разгромить повстанцев. Волна жестоких репрессий прокатилась по всей Италии. Шесть тысяч рабов были распяты вдоль дороги от Капуи до Рима. Но и сами рабовладельцы понесли большие потери и убытки, испы­тали смертельный страх перед силой объединившихся рабов.

Крестьянская беднота не принимала участия в выступле­ниях рабов. Однако недовольство разорившихся обездоленных крестьян нашло выражение в широком демократическом дви­жении, захватившем Рим в 133-121 гг. до н. э. События эти свя­заны с именами двух плебейских трибунов - братьев Гракхов. В 133 г. до н.э. Тиберий Гракх предложил произвести передел государственных земель в пользу мелких землевладельцев, вы­ставлявших воинов в легионы. Несмотря на противодействие се­ната, через комиции был проведен аграрный закон, который пре­дусматривал ограничение владений знати на государственной земле (около 250 га на семью) и передавал изъятые у крупных землевладельцев излишки земли небольшими участками в не­отчуждаемое наследственное пользование беднякам. Был начат пересмотр земельных владений нобилей. Многие крестьяне по­лучили наделы земли и средства на обзаведение инвентарем; количество имущих граждан возросло на 80 тыс. человек. Но нобили жестоко расправились с автором неугодного им закона. Продолжателем дела брата явился Гай Гракх, плебейский три­бун 123 г. до н. э. Он выступил с еще более широкой программой социально-политических преобразований. Рядом законов вводи­лась продажа хлеба из государственных закромов по низкой цене для городской бедноты, всадникам был открыт доступ в некото­рые судебные коллегии, неимущим крестьянам выделялись земли в провинциях. Италикам-союзникам было обещано римское гражданство. Но именно это предложение подорвало его авто­ритет среди сограждан. Крупные землевладельцы жестоко рас­правились и со вторым братом, и с его единомышленниками, фак­тически сорвали в дальнейшем проведение в жизнь аграрного зако­на, а особым законом 111 г. до н. э. закрепили за собой навсегда право собственности на захваченные государственные земли.

Борьба италиков-союзников против экономического угне­тения и политического бесправия, отразившаяся в деятельности младшего Гракха, продолжалась и позднее. Апогея она достиг­ла в событиях 90-89 гг. до н. э., когда города и общины Италии подняли восстание против Рима. Война потрясла всю Италию, ее результатом стало предоставление всем италикам прав рим­ских граждан. Очень напряженной была обстановка в провин­циях. Десятилетиями не прекращалась борьба свободолюбивых иберийских племен в Испании. Восстания происходили в Гре­ции, Малой Азии и других регионах Римской державы.

Социальные потрясения уже к концу II в. до н. э. выявили беспомощность римского правительства, неспособность поддер­живать существующий порядок в стране, оперативно подавлять выступления рабов, бедноты, провинциалов - вообще управлять державой с огромными и многочисленными провинциями. Не в состоянии теперь был Рим успешно вести захватнические вой­ны, обеспечивавшие приток рабов и добычи, и даже сдерживать натиск германских племен на северные границы. Военная мощь Рима падала с каждым десятилетием вместе с упадком римской армии. Солдаты, не заинтересованные в заморских войнах, тре­бовали скорейшей демобилизации, дезертировали, занимались грабежами, мародерством. Дисциплина в легионах резко упала, боеспособность снизилась. Новые пополнения набирали с тру­дом; граждане уклонялись от военной службы, которая нередко влекла за собой полное разорение хозяйства, поскольку добыча доставалась знати, а земли за морями их не привлекали. Кризис переживала вся староримская военная система, базирующаяся на военной службе состоятельных граждан. В сущности это был первый симптом начинающегося кризиса всей полисно-республиканской организации Рима.

В последующие десятилетия кризис обнаружился и в ос­тальных важнейших элементах государственного аппарата Рим­ской республики. Внешним выражением его было падение авто­ритета и власти сената, раздираемого борьбой политических групп и фракций, резкое снижение политической роли комиций, которые состояли теперь из подкупного городского плебса и люмпен-пролетариев, не выражавших уже интересы большинства римских граждан, тем более - интересы италиков и населения провинций. О кризисе свидетельствовала вся беспорядочная, лишенная единой политической линии деятельность магистра­тов ежегодно сменяемых, практически безотчетных, принадле­жащих к различным политическим группировкам.

Объективные причины усиливающегося политического кри­зиса коренились в отсталости республиканского государственно­го аппарата, в его несоответствии сложившейся социальной и политической обстановке. Оформившаяся в V- IV в. до н. э. в не­большой по территории общине, в условиях неразвитого рабо­владельческого общества, Римская республика с ее формальным прямым народовластием, сенатом, выборными краткосрочными магистратурами и крестьянским ополчением не могла теперь выполнять усложнившиеся задачи, не располагала необходимы­ми органами и средствами для подавления эксплуатируемых масс и управления разросшейся державой. Главным орудием для вы­полнения основных внешних и внутренних функций государства (при отсутствии особых карательных органов) прежде служила армия. Кризис, охвативший крестьянско-рабовладельческую милицию, лишил римское государство этого основного орудия. Социально-экономические изменения уже к концу II в. до н. э. вывели из строя и остальные важнейшие элементы римского государственного механизма.

Нельзя сказать, что правящие круги не понимали, не виде­ли этого кризиса. Своеобразной попыткой усовершенствовать военную систему была военная реформа Гая Мария - консула 107 г, до н. э. При проведении набора в армию он отступил от сложившегося порядка и впервые стал записывать в легионы на основе принципа добровольности всех желающих граждан, в том числе неимущих. Для привлечения их в армию он повысил во­инское жалование и ввел награждение ветеранов землей. Одна­ко нововведения, продиктованные самой обстановкой и легко вошедшие в политическую практику, имели далеко идущие и неожиданные последствия. Люмпен не стремился к демобили­зации, и на смену крестьянину-ополченцу пришел воин-профессионал. Римское войско стало быстро превращаться в постоян­ную армию (по сути дела, наемную). Сплочение воинов вокруг полководца, явившееся результатом реформы, вело к отрыву войска от официальных органов власти. Полководец, стоявший во главе преданного ему войска, превратился в самую значитель­ную фигуру в политической жизни Рима. В годы затяжных войн, внутренних волнений, когда роль армии и его вождя особенно возрастала, дело доходило до прямого захвата власти полковод­цами и провозглашения их диктаторами. От старой республи­канской экстраординарной магистратуры новая диктатура отли­чалась тем, что провозглашалась на неопределенный срок и в условиях, когда никакой внешний враг Риму не угрожал.

Первым военным диктатором нового типа был Сулла, за­хвативший власть при опоре на легионы в 80-е гг. до н. э. В 60 г. до н. э. фактически вся полнота власти оказалась сосредоточена в руках первого триумвирата (союза трех), неофициального по­литического союза трех влиятельных нобилей и прославивших­ся военачальников - Цезаря, Помпея и Красса. Позднее власть была захвачена Помпеем, оставшимся в Риме, а затем - Цеза­рем, который был провозглашен диктатором вначале на один год, затем на десять лет и, наконец, «навечно». В 43 г. до н. э., после убийства Цезаря, в Риме не произошло восстановления респуб­ликанских порядков и был образован второй триумвират в сос­таве Марка Антония, Октавиана, Лепида. Борьба между членами этого триумвирата завершилась победой Октавиана, который в 29г. стал единоличным правителем Рима и положил начало дли­тельному существованию авторитарного политического режима.

Сенаторские крути пытались вести борьбу с нарушениями республиканской конституции. Но большинство нобилей и влия­тельные всадники сравнительно быстро примирились с установ­лением власти диктаторов: в смутную пору гражданских войн, обострения социальной борьбы новая армия и ее полководцы были единственной реальной политической силой, которая мог­ла защитить интересы господствующего класса.

Прочно установившийся с приходом к власти Октавиана авторитарный режим военной диктатуры привел не к усовершенствованию республиканского государственного аппарата, а к постепенному вытеснению его элементов из политической жиз­ни, к уничтожению республиканской формы правления как та­ковой. По существу, начиная с 29 г. до н. э., в Риме стала оформ­ляться монархия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.