Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания преподавателю по организации обучения по дисциплине




Материально-техническое обеспечение дисциплины

Рекомендации по использованию информационных технологий и электронных образовательных ресурсов.

Учебники и учебные пособия.

Перечень рекомендуемой литературы.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

А. Основная:

 

Основная литература.

  1. Аванесов, Р.И. Русское литературное произношение [Текст]/ Р.И. Аванесов – М., 2006. – 270 с.
  2. Буланин, Л.Л. Фонетика современного русского языка [Текст]/ Л.Л. Буланин – М.,2003.-248 с.
  3. Русская грамматика: в 2-х т., [Текст] – М., 1980 – Т. 1. – 470 с.
  4. Иванова, В.Ф. Современная русская орфография [Текст]/В.Ф. Иванова – М., 2001. – 250 с.
  5. Матусевич, М.И. Современный русский язык: Фонетика [Текст]/ М.И. Матусевич – М., 2002.- 264 с.
  6. Панов, М.В. Современный русский язык: Фонетика [Текст]/М.В. Панов – М., 2005.- 215 с.
  7. Русский язык. Энциклопедия [Текст]/./ Под.ред. Ю.Н. Караулова.. – М., 1997. – 380 с.
  8. Русский язык: в 2-х ч. [Текст] / Под.ред. Л.Ю.Максимова. – М., 1989. – ч. 1. – 235 с.
  9. Современный русский язык: теория. Анализ языковых единиц: в 3 ч.: Ч 1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. / Под ред. Е. И. Дибровой. – М., 2007. – 385 с.
  10. Современный русский литературный язык [Текст]/Под ред. П.А.Леканта. – 2-е изд. – М., 2004.- 310 с.
  11. Современный русский литературный язык [Текст]/ Под ред. В.А. Белошапковой. – 2-е изд. – М., 2007. – 375 с.

Б. Дополнительная литература.

  1. Аванесов, Р.И. Русская литература и диалектная фонетика [Текст] / Р.И. Аванесов – М., 1974 – 315 с.
  2. Аванесов, Р.И. Фонетика русского литературного языка [Текст] / Р.И. Аванесов – М., 1956 – 268 с.
  3. Бондарко, Л.В. Звуковой строй современного русского языка [Текст] / Л.В. Бондарко – Л., 1992 – 215 с.
  4. Брызгунова, Е.А. Звуки и интонация русской речи [Текст] / Е.А. Брызгунова – М., 1995.-220 с.
  5. Кузьмина, С.М. Теория русской орфографии [Текст] / С.М. Кузьмина – М., 1993 – 210 с.
  6. Панов, М.В. И все-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах
  7. и недостатках [Текст] / М.В. Панов – М.. 1985 – 116 с.
  8. Редькин, В.А. Акцентология современного русского языка [Текст] / В.А. Редькин – М., 1979.- 217 с.
  9. Реформатский, А.А. Из истории отечественной фонологии [Текст] / А.А. Реформатский – М., 1970. – 288 с.
  10. Реформатский, А.А. Фонологические этюды [Текст] / А.А. Реформатский – М., 1975.- 216 с.
  11. Теория языка. Система анализа языковых единиц [Текст] / Отв.ред. Т.В. Викторина. – Абакан, 2009 – 84 с.
  12. Современный русский язык. Анализ языковых единиц: в 3-х частях, Ч. 1. – М., 2005. – 286 с.
  13. Трубецкой, Н.С. Основы фонологии [Текст] / Н.С. Трубецкой – М., 2004 – 254 с.
  14. Шапиро, А.Б. Русское правописание [Текст] / А.Б. Шапиро - М., 2003. – 185 с.
  15. Щерба, Л.В. Теория русского письма [Текст] / Л.В. Щерба – М., 1999. – 210 с.

 

 

В процессе обучения могут быть использованы мультимедийные средства: проектор для демонстрации таблиц и иллюстраций, аудиоаппаратура для прослушивания музыкальных произведений научного характера. В ходе самостоятельной познавательной деятельности студенты могут обратиться к общедоступным ресурсам по лингвистике, расположенным на сайте

научной электронной библиотеки: http://elibrary.ru

Для обеспечения данной дисциплины необходимы: оборудованные аудитории, имеющие различные технические средства обучения (компьютеры, видеотехнику);

учебные и методические пособия (программы, методические пособия);

справочные пособия (словари, справочники, энциклопедии, а также дипломные, курсовые работы, рефераты, разработанные студентами).

Научная литература имеется в библиотеке, на кафедре русского языка и методики преподавания, видеоматериалы – в лаборатории ТСО.

 

3.4.Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины.

Рабочая программа дисциплины «Современный русский язык» составлена в соответствии с требованиями стандарта 050100. 62 Педагогическое образование. Образовательный профиль – «Русский язык» и «Литература»

Курс опирается на теоретическую и практическую подготовку студента, полученную им при изучении дисциплин «Введение в языкознание», «Основы филологии».

К основным методам обучения в курсе данной дисциплины относятся описательный и проблемный. Она реализует идею историзма.

Курс рассчитан на 2 часа в неделю аудиторных занятий, в т.ч. лекций, практических и лабораторных занятий. Система домашних заданий к практическим представлена в настоящей рабочей программе.

Самостоятельная работа студента включает самостоятельное изучение научной литературы. Проверка самостоятельной работы осуществляется в форме собеседования на экзамене.

 

Система лекционных занятий отражает основное содержание курса.

Первая и вторая лекции посвящены проблеме рассмотрения современного русского литературного языка как обработанной и кодифицированной образцовой форме общенационального языка XXI столетия. Кроме того, на лекции делается акцент на изучение фонетического строя современного русского языка, дается история изучения звукового строя и анализируются разделы фонетики.

Лекции № 3-4 посвящены анализу акустических свойств звуков речи, нами рассматривается дихотомическая классификация звуков, предложенная Максом Халле, Р.О. Якобсоном и Г. Фантом.

Пятая и шестая лекции посвящены артикуляционной характеристике гласных и согласных звуков, их взаимодействию в речевом потоке, основное внимание уделяется фонетическому разбору и транскрипции. Помимо этого рассматривается силлабика как раздел фонетики, рассматриваются различные теории слога, их классификация и основной закон слогораздела.

Седьмая лекция посвящена анализу суперсегментных единиц фонетики, в частности анализируются ударение, его типология, его акцентные кривые, акцентные классы и акцентные парадигмы; при изучении интонации нами обращается внимание на типы ИК, выделяемые Е.А. Брызгуновой. Помимо этого, на лекции дается материал, посвященный разделу орфоэпии, нами рассматривается система норм современного русского литературного произношения.

Восьмая и девятая лекции рассматривают раздел, посвященный фонологии современного русского языка, в частности рассматривается фонема, ее функции, синтагматика и парадигматика фонем, их дифференциальные и интегральные признаки, основное внимание уделяется анализу фонем и рассмотрению фонологических школ в русском и зарубежном языкознании.

Лекции № 10-12 посвящены анализу современной русской орфографии, в которой дается история изучения русской орфографии, анализируются принципы русской орфографии и делается акцент, что основным и ведущим принципом русской орфографии является фонемно-морфематический.

Кроме этого, мы рассматриваем графику русского языка, анализируем такие понятия как буква, графема, фонема и их соотношения, рассматриваем основной принцип русской графики и отступления от него. Помимо этого, мы обращаем внимание на принципы графических сокращений.

Основными методами, которые используются в лекционном изложении, являются информационно-рецептивный метод и проблемное изложение материала.

Кроме лекций по данному курсу предусмотрены практические занятия объемом 18 часов. Структура практических занятий отражена в соответствующем разделе рабочей программы дисциплины. Структура практических включает теоретическую и практическую части. На каждом занятии предполагается обсуждение основных теоретических вопросов темы занятия. Обсуждение может носить дискуссионный характер. В практической части используются такие методы, как продуктивно-практический и частично-поисковый.

С целью стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности используются методы интерактивного обучения, которые способствуют вовлечению в активный процесс получения и переработки знаний (мини-лекция, контрольный тест, игровые упражнения, дискуссия, группы экспертов, а также презентации с использованием различных вспомогательных средств: видео, слайдов, постеров, компьютеров и т.п.).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.