Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская Орфография




Самостоятельная работа

Терминологический словарик

Пиктографическое, идеографическое, слоговое и звуковое пись­мо. Графика, графема, буква. Алфавит, азбука. Латиница, кирилли­ца, глаголица. Двузначные и однозначные буквы алфавита. Много­значность букв в слове. Графический слог, буквосочетание. Слого­вой принцип графики. Написания, нарушающие слоговой принцип графики. Графические орфограммы.

1. Проведите сопоставительный анализ букв кириллицы и гла­-
голицы.

2. Сделайте реферативный обзор реформ русской графики.

Орфография — фонологически детерминированный прикладной раздел языкознания, регламентирующий соотношение графической единицы речи (письменного текста) и фонологической единицы языка вне позиции ее максимальной дифференциации (слабой, по МФШ).


Основные понятия орфографии: орфограмма, орфографический принцип.

Орфограмма— проблемное написание в ситуации выбора из не­скольких графических единиц (т.е. задача выбора).

Орфографический принцип — лингвистическое основание, крите­рий такого выбора (т.е. ключ к решению задачи).

Морфологический (морфофонематический, по МФШ) принцип: выбор графемы определяется сильной позицией* данной фонемы* в данной морфеме*.

Традиционный принцип; графемой обозначается (в соответствии -с традицией письма) один из компонентов гиперфонемы.

Фонетический принцип: графема отражает некоторые из моди­фикаций фонемы в речевом потоке.

Кроме лингвистической некорректности мотивации выбора буквы в последней группе написаний следует отметить и то, что они проти­воречат основной идее современной русской орфографии: требованию неизменности графического облика морфемы, по­стоянства, единообразия написания, игнорирования при письме со­временных звуковых модификаций материальной оболочки слова.

Правила русской орфографии складывались постепенно, стихий­но, поэтому за тысячелетнюю историю русского письма его изна­чальная основная идея стала едва различимой под более поздними наслоениями.

В XIX в. был предпринят свод этих правил, в XX — осуществле­на первая попытка привести их к единообразию, но реформа орфо­графии в нужном объеме так и не была проведена, хотя необходи­мость в ней давно назрела, осознается подавляющим большинством носителей языка, и, начиная с 1904 г., выдающимися отечествен­ными учеными готовится лингвистическая база для такой реформы.

В своде современных правил орфографии много противоречи­вых и даже алогичных, из большинства которых имеются еще ис­ключения и даже исключения из исключений (например: в суф­фиксе -ЕНН- отыменных прилагательных надо писать две буквы Н, исключение — ветреный, но: безветренный и т.п.).

Сами формулировки правил зачастую настолько неточны, что просто провоцирует неразличение звука и буквы, значимых частей слова (морфем) и отдельных слов и т.п. Например: «Правописание безударных гласных (звуков, букв?) в корнях» и рядом — «Правопи­сание чередующихся гласных (??) в корнях». «Правописание на стыке (?!) приставки и корня». «Частица НЕ пиш ется слитно со всеми словами, которые не употребляются без НЕ: нельзя, нелепый... (?!)»


и т.п. Не больше логики и в многочисленных исключениях из пра­вил, создающих иногда почти анекдотические ситуации: *В конце наречий на шипящий пиши Ь, но если уж, замуж, невтерпеж — тогда не надо...».

Из вышесказанного становится понятным, что для изучения ор­фографии как раздела языкознания необходимо, сняв многочислен­ные грубые мазки времени, восстановить ее изначальную главную лингвистическую идею, на основании которой и требуется система­тизировать все орфографические правила.

Для начала нужно еще раз четко определить, чем ведает орфо­графия.

Теория современного русского письма, как известно, состоит из двух разделов: графики* и орфографии. Графика регламентирует передачу на письме звуков, точнее функциональных звукотипов в ус­ловиях их наибольшего различения, по терминологии МФШ — зву­ков сильной позиции. Во всех остальных случаях, т.е. в слабой пози­ции, выбор букв на письме регламентируется уже орфографией, т.е. орфография регламентирует написания в ситуации выбора из не­скольких графических средств (чаще всего из нескольких букв).

Орфография определяет, какую именно букву выбрать для переда­чи звука слабой позиции (I, основной раздел орфографии); как напи­сать части фонетического слова (П раздел: слитно, раздельно, через черточку); какой вариант начертания буквы необходим (III раздел: об употреблении прописных букв); как разделить слово для перено­са (IV раздел); как сократить его при необходимости (V раздел) и как отразить на письме отношения между словами в предложении (пунктуация, которая тоже входит в орфографию как систему пра­вописания в широком смысле слова).

В тот период, когда великие просветители славянства Кирилл и Мефодий создавали свою систему письма, слабых позиций практи­чески не было: слоги в славянских языках той поры были, как пра­вило, открытыми; в безударном положении различалось то же ко­личество гласных, что и под ударением. Писавшие, зная звуковые значения букв, без особых затруднений обозначали ими на письме соответствующие звукотипы. Пунктуационных же проблем и вовсе не возникало, так как не только слова, но и предложения на письме не отделялись друг от друга, а место переноса слова определялось размером листа.

Первыми орфограммами* были, очевидно, т.н. графические ор­фограммы, связанные со слоговым принципом графики и отступле­ниями от него (ча, ща, чу, щу, затем — жи, ши).


Орфограммы в нашем понимании рождаются тогда, когда после падения редуцированных гласных появляется несметное число зак­рытых слогов, когда с изменением характера ударения мы начинаем различать в безударном положении лишь два звука (и, у//ы, у) вме­сто шести (и, э, о, а, у, ы), различаемых под ударением.

Необходимость отделять друг от друга в письменном тексте сло­ва, предложения и разграничить их смысловые разновидности рож­дает систему пунктуации.

Сложившаяся в течение столетий традиция письма приучила писавших к неизменности буквенного облика написанного слова (мор­фемы), игнорирующего пространственные и временные вариации произношения. Так со временем выкристаллизовалась основная идея нашей орфографии — стремление к сохранению незыблемости бук­венного состава морфемы и принципа его определения по сильным позициям звуков в данной морфеме.

В 95% написаний буквенный облик морфемы постоянен, т.е. фонетические чередования* звуков слова в потоке устной речи* не получают отражения на письме.

В 80% случаев мы можем аргументировать свой выбор данной буквы сильной позицией данного звука в данной морфеме (напоми­наем: буквы алфавита создавались для обозначения звуков сильных позиций). Это написания, которые в школе принято называть про­веряемыми (написания по опорным словам).

В 15% таких единообразных написаний выбор буквы в совре­менном письме уже не может быть аргументирован живыми языко­выми отношениями, требуется этимологический анализ слова, его первоначальной структуры, связей. Такие написания в школе назы­ваются беспроверочными или словарными. Написание каждого такого слова нужно заучить, используя для этого различные вспомогатель­ные, мнемонические приемы (по образцу бессмертного «каждый охотник желает знать, где сидит фазан...»).

К отбору таких слов надо подходить утилитарно: запоминать написания слов прежде всего активного* словаря, т.е. тех, которые постоянно используются говорящим при построении высказывания (помня, естественно, о необходимости расширять и активизировать* словарный запас).

И, наконец, есть небольшая группа написаний (~5%), противо­речащих основной идее нашей орфографии: буквенный облик морфе­мы изменяется, пишется то одна, то другая буква, выбор основыва­ется на специальных правилах и исключениях из них.


Необходимо четко обособить группы таких непроверяемых напи­саний, объединить однотипные правила, мнемонически подкрепить их усвоение.

Таким образом, все орфограммы I раздела орфографии (правила выбора буквы для передачи на письме того или иного звука морфе­мы) могут быть объединены в 3 основных блока.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 874; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.