Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лабораторная работаJNa 1




ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Анатомо-физиологический и акустический аспекты фонетики необходимо изучать методами естественных наук, соотнося сенсор­ную* информацию с ухе имеющейся вербальной*.

В настоящее время обучение фонетике нельзя вести только умоз­рительно с преобладающей ориентацией на доминантность* фоно­логического полушария головного мозга. Акустические параметры звуков, воспринимаемые аудиторами, должны контролироваться визуально и тактильно, сопоставляться с вербальной информацией о фонологизированных ДП фонем.

Использование в преподавании экспериментально-фонетических методов, развивая слухо-моторно-зрительную и мыслительную ак­тивность обучаемых, способствует выработке у них осознанных, ба­зирующихся на чувственных данных представлений о звуковом строе языка, их общему сенсорному воспитанию и повышению речевой культуры.

Лабораторные занятия проводятся в два этапа. На первом заня­тии (установочном) студенты знакомятся с методикой проведения данного вида исследований: принципами отбора языкового мате­риала, самим процессом анализа речевого материала, видимых его результатов, приемами их обработки; обращает внимание на воз­можность практического использования полученного эксперимен­тально языкового материала в преподавании школьного курса рус­ского языка, в работе по повышению речевой культуры носителей языка.

Второе занятие — самостоятельная исследовательская работа сту­дентов под контролем преподавателя, описание ее результатов, обо­снование их практической значимости.


Палатографический анализ речи

Предварительная информация о данном виде фонетических ис­следований дана в указанной литературе1. При выполнении заданий нужно работать парами, что дает возможность для сопоставитель­ных наблюдений, анализа и самоанализа артикуляций, спора, уси­ленной аргументации своего мнения и т.д.

На занятиях студенты овладевают приемами проведения прямо­го палатографирования речи, учатся оптимальному отбору языково­го материала для подобного исследования, прогнозированию его ре­зультатов, сопоставлению прогнозируемого и полученного, обра­ботке полученных результатов, а также работе с фотографиями и схемами эталонных артикуляций, «чтению» схем палатограмм и рен­тгенограмм, их соотнесению»

Оборудование лабораторного занятия: диктор с нормативными артикуляциями, таблетки активированного угля, де­зинфицирующий раствор, кипяченая вода, ступка, мягкая кисточ­ка, круглое зеркальце с ручкой, пульверизатор.

Методика получения отпечатка на небе (палатограммы) в ме­сте контакта активного и пассивного органов речи при той или иной артикуляции такова:

— язык диктора с помощью кисточки покрывается концентри-­
рованным раствором активированного угля;

— диктор производит требуемую артикуляцию;

— с помощью зеркальца демонстрируется отпечаток, образовав-
шийся на небе;

— зарисовывается и описывается его схема.

Отпечаток на языке (лингвограмма) получается при окрашива­нии неба (из пульверизатора).

При отборе материала для прямого палатографирования необходимо учитывать следующие требования:

— исследуемый звук должен произноситься не изолированно, а
в слове, что способствует естественности артикуляции диктора;

— исследуемый звук должен быть в слове единственным, даю­-
щим отпечаток, поэтому гласные исследуются в словах с губными
согласными, которые не дадут отпечатка, т.к. язык в артикуляции
не задействован (слова типа AM, УМ, БУМ, БИМ и под.).

1 Прокопова Л. J. и др. Указ. работа; Зиндер Л. Р. Общая фонетика. М., 1979. С. 25—26; Матусевич М. И. Современный русский язык. Фонетика. М., 1976. С. 55—56; Тоцька И. I. Сучасна украiнська лггературна мова. Киiв? 1981; Белорус-асий язык для небелорусов. Минск, 1978 и др.


 



дыми и мягкими согласными, передними и непередними гласными и т.п., что дает в будущем возможность прогнозировать потенциальную нормативную артикуляцию того или того того или иного звука, наприм

Согласные исследуются в словах с гласным А (типа ДА, ТАМ, ЗАВ, САМ; большой челюстной угол, образующийся при артикуляции этого гласного, делает маловероятным контакт языка с небом).

На первом занятии предлагаются для палатографирования слова ДА, ЗА, ГА, ХА, на палатограммах которых можно наглядно проде­монстрировать различия между согласными звуками по месту и спо­собу образования, и слова УМ, ИМ, палатограммы которых покажут различия между гласными по ряду. Схемы полученных отпечатков зарисовываются на доске и описываются.

Затем студенты работают с фотографиями и схемами палатог-рамм, имеющимися в различных учебных пособиях и альбомах ар­тикуляций, сопоставляют их со схемами рентгенограмм соответству­ющих звуков (сагиттальным* разрезом органов речи).

После сопоставления схем различных звуков по заданию препо­давателя студенты переходят к работе с наборами фотографий пала­тограмм, подготовленных педагогом. Им предлагается установить, какой звук указанного слова дал отпечаток на палатограмме, и опи­сать этот отпечаток, соотнося видимое изображение с артикуляци­онными характеристиками основного оттенка данной фонемы, по палатограмме контролируя схему рентгенограмм и наоборот.

На следующем занятии проводится контрольная лабораторная работа, во время которой студенты уже самостоятельно выполняют такие задания:

— определяют звук» отпечаток которого представлен на данных
им палатограмме и рентгенограмме;

— описывают этот отпечаток;

— подбирают слова для самостоятельного палатографического
анализа заданного звука;

— проводят самостоятельно прямое палатографирование данных
слов;

— дают схему полученного отпечатка и ее артикуляционное опи­-
сание;

— делают вывод о различиях в артикуляции заданных им глас­-
ных и согласных звуков на основании полученных палатограмм;

— высказывают свое мнение о возможности использования дан­-
ных палатографического анализа в школе, важности такого анализа
при обучении нормативному произношению.

Анализ полученных отпечатков, чтение фотографий палатограмм дает возможность составить их инвариантные схемы, на которых можно наглядно продемонстрировать различия в артикуляции между смычными и щелевыми, передне-, средне- и заднеязычными, твер-


Условные обозначения:
/т, д/ - /г, к /

/3, С/------ /X, h/----

.... соответствующие мягкие согласные.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 771; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.