Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лабораторная работа Осциллографический анализ речи




Ознакомившись с методикой осциллографическото анализа речи1, студенты учатся работать с осциллографом, анализировать получен- ное изображение звукового сигнала, «читать* фотографии осцилло- грамм, составлять их схемы, прогнозировать результаты осциллогра- фического анализа слов, сопоставляя с получаемым.

Оборудование занятия: шлейфный осциллограф, дикторы с нормативным произношением, по возможности — дикторы ярко выраженным иносистемным фонетическим субстратом (можно использовать магнитофонные записи, полученные во время диалектологических экспедиций и т.п.).

Начинается занятие работой с осциллографом. Перед каждым студентом ставится задача:

1) Подавая на осциллограф через микрофон звуковой сигнал, проследить различия:

— в изображении на экране ударных и безударных гласных
[п а стъх — п ст а х], [с о сък — с с о к];

— взрывных и щелевых согласных [дуп — зуп];

— глухих и звонких согласных [дуп-туп / зуп-суп];

— твердых и мягких взрывных [быт-быт'].

1 Бондарко Л. В. Звуковой строй... С.28—51.


2) Самим подобрать аналогичные пары для анализа и опи­-
сать акустические различия между сопоставляемыми звуками на
осциллограмме.

3) Зарисовать схемы полученных осциллограмм, запрогнозиро-
вать осциллограммы слов, предложенных преподавателем и ими са-­
мими, «прочитать» слова на предложенных преподавателем фотогра­-
фиях осциллограмм (предварительно дается список всех слов, запи­-
санных на данных осциллограммах, поэтому требуется лишь прове­-
сти идентификацию слова и его осциллографического «портрета»).

На следующем лабораторном занятии проводится контрольная лабораторная работа с такими заданиями:

— «прочитать* слова на данных фотографиях осциллограмм;

— нарисовать и описать их схемы;

— дать предполагаемые схемы осциллограмм предложенных слов;

— сделать вывод о том, какие акустические различия наглядно
представлены на осциллограммах гласных и согласных звуков;

— объяснить, почему характеристики звуков, получаемые с помо-­
щью палатографического и осциллографического анализа, называют-­
ся объективными, в чем их отличие от субъективных характеристик.

Инвариантные схемы осциллограмм наглядно продемонстриру­ют различия между ударными и безударными гласными; глухими и звонкими, твердыми и мягкими, губными и передне-, средне-, зад­неязычными согласными.

 

 

 


Результатом лабораторных: занятий, построенных по предложенному образцу, является следующее: студенты получают точное, осмысленное представление об акустико-артикуляционных особен­ностях основных оттенков фонем русского литературного языка; усваивают научную терминологию; овладевают некоторыми приемами научного исследования, что делает доступной научную литературу по фонетике, дает возможность последующего самостоятельного пополнения знаний; знакомятся с возможными новыми методичес­кими приемами преподавания фонетики в школе в условиях конк­ретной языковой среды.

Работа с осциллографом дает прекрасные возможности для тре­нировки фонетического слуха с целью коррекции произношения. Используя полученные на лабораторных занятиях знания, умения и навыки, студенты учатся прогнозировать на конкретном языковом материале орфоэпические и орфофонические ошибки в русской речи в условиях той или иной языковой среды, ищут действенные при­емы постановки и коррекции тех или иных звуков и звукосочетаний (например, прогнозируют ошибки в русской речи украинцев, че­хов, словаков, немцев, используя данные сопоставительной фоне­тики и анализ произношения сокурсников, намечают приемы по­становки артикуляции взрывного Г в речи носителей южнорусского и юго-восточного украинского диалектов, постановки дифтонгоидности ударных гласных, соседствующих с мягкими согласными (напр., – в речи чехов и словаков и т.п.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.