Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормы устной и письменной речи




Орфоэпические и орфографические нормы определяются, в пер­вую очередь, системой единиц фонетического уровня.

Для фиксации речевой нормы на том или ином языковом уров­не необходимо хорошо представлять себе систему языковых единиц данного уровня и характер их взаимосвязи и взаимодействия.

Система единиц фонетического уровня: слог, синтагма —. фоне­тические единицы речи, характеризующиеся более или менее чет­кими материальными параметрами {показателями) квантования, дис­кретностью.

Звук и слово, как уже говорилось, недискретны, они осознаются носителями языка путем экстраполяции на фонетический уровень выводов, полученных ими на фонологическом. Звук осознается как сегмент через соотношение с фонемой, слово — с интонемой (см. выше: «Зима тянется — Мать.Ани).


«Психологические представления» носителей языка, звукотипы фонема и интонема-—абстрактные инвариантные функциональные единицы, своеобразные ячейки «фонологического сита» его носи-телей, через которые «просеивается», классифицируясь при этом, бесконечное множество его реальных звучаний, что и обеспечивает взаимосвязь и взаимообусловленность феноменов абстрактной си­стемы языка и ее конкретных речевых реализаций.

Фонетические законы, регламентирующие основные нормы про­изношения и написания: редукция безударных гласных звуков, ак­комодация звуков в последовательности СГ, ассимиляция в последо­вательности СС, оглушение согласных абсолютного конца и др.

Орфоэпия — фонологически детерминированный прикладной раздел языкознания, регламентирующий нормы звучания речи, в котором, как известно, «целесообразно различать два ее аспекта: орфоэпию и орфофонию» (ЛА Вербицкая), т.е. нормативный фо­немный состав слова (по ЛФШ) и правила звуковой реализации фонем (произношение их аллофонов).

Набор орфоэпических правил можно сгруппировать в 3 блока: основные нормы произношения, особенности произношения заим­ствованных слов, орфоэпические фразеологизмы.

1. Основные орфоэпические нормы (ОН), определяющие фонем­ный состав слова, обусловлены действием живых фонетических за­конов (ФЗ) современного языка и, как правило, безвариантные: ака­нье, иканье, сочетания -U-\-dd- в середине слова, -t в абсолютном конце, V перед гласными переднего ряда.

ФЗ---------------------------------------------------- > ОН

Закон количественной и качественной редукции

безударных гласных — —------------------------------------- > иканье, аканье

Регрессивная ассимиляция согласных

по глухости\ звонкости------------------------------ > tt\dd

(и т.д., см.выше)

Орфофонический комментарий нормативного фонемного состава слова с учетом первичного фонетического субстрата говорящего (ино-диалектного, иноязычного) будет основанием для осмысления и коррекции/постановки артикуляций в соответствии с эталоном.



Такой комментарий потребуется, например, для выработки на­выка литературно нормативной реализации фонем <Г> и <В> при ю.-р. диалектном фонетическом субстрате; для выработки навыка литературно нормативной закрытости безударных гласных (иканье и аканье) при диалектном с.-р. фонетическом субстрате; для выра-


ботки нормативной ритмики при украинском фонетическом суб­
страте и т.п.

Необходимость той или иной коррекции/постановки артикуля­ций определяется сопоставлением артикуляционной базы индивида и литературно нормативной, в результате чего прогнозируется ин­терференция и разрабатывается система специальных для каждого конкретного случая лингвометодических мер, направленных яд пре­дупреждение ошибок в произношении.

Итак, усвоение основных произносительных норм требует:

— системно изложенной информации о них;

— осознания их соотнесенности с фонетической системой языка;

— конкретного орфофонического комментария в зависимости
от характера языкового окружения.

 

2. В произносительной подсистеме заимствованных слов нормой
становится допустимое отступление от общелитературной нормы: в
произношении возможно оканье, эканье, сочетания [to] и т.п. Нор­-
мы эти узусные, вариантные,о6щсе направление их развития — стрем-­
ление к включению в систему, «исключение исключений»; б[о]а ->
с[о/а]нет -> в[а}кзал. Это своего рода «словарные слова», т. к. их
звучание должно регламентироваться только рекомендациями орфо­-
эпического словаря. Необходимые для заучивания списки таких слов
определяются активным словарем учащихся. При вариантности нор­-
мы в списке обязательны пометы {осн., доп., уст. и под.).

3. Орфоэпические «фразеологизмы»— произношение отдельных
словоформ, слов, групп слов, не мотивированное живыми совре­-
менными фонетическими законами. Чаще всего — это реликты бы­-
лых фонетических отношений в системе. И эти нормы — узусные,
вариантные.
Общая тенденция их развития — вхождение в систем­-
ные отношения.

Усвоение этой группы норм, как и предыдущей, осуществляет­ся через составление индивидуализированных списков-рекоменда­ций с обязательным комментарием вариантов по словарям и спра­вочникам.

Итак, обучение орфоэпии^ регламентирующей нормы звучания речи, предполагает обязательную полную информацию:

— о системе современных эталонных норм литературной речи
(основных, интерферентных и реликтовых);

— о прогнозируемых для данной аудитории возможных откло-­
нениях от эталона (в связи с наличием иносистемного фонетиче-­
ского субстрата или орфоэпической неосведомленностью говоря­
щих);


— о методах и приемах, обеспечивающих коррекцию артикуля­ций, коартикуляций и просодики в соответствии с эталоном.

Теория современного письма — графика и орфография — регла­ментирует нормы письменной речи.

Графика — тот из фонологически детерминированных приклад­ных разделов языкознания, который устанавливает систему начерта­тельных знаков и регламентирует нормы передачи ими фонетических единиц языка в позиции их максимальной дифференциации, а орфог­рафия — в позиции нейтрализации (по МФШ) фонологических про­тивопоставлений, в проблемной ситуации, ситуации выбора из не­скольких возможностей, предоставляемых графической системой. Сам набор графических символов первоначально абсолютно про­изволен, а потому практически индифферентен по отношению, к изменениям в звуковой системе языка.

Система соотношения символов и реальных фонетических еди­ниц ориентирована на конкретные фонетические феномены кон­кретного языка, изменения в звуковом строе которого требуют кор­рекции теории и практики письма, т. е. реформирования системы норм графики и орфографии.

Графограммы — написания в ситуации максимальной дифферен­циации фонетических и графических единиц — требуют лишь усво­ения системы начертательных знаков данного языка (алфавита) и системы их соответствий фонологическим единицам (А,а ® <А>; ®и т. д.).

Орфограммы — написания в ситуации выбора из нескольких на­чертательных единиц, предоставляемых графикой, индифферентной ко временным фонетическим модификациям — могут быть разделе­ны на несколько групп, в зависимости от характера фонологичес­кой обусловленности выбора:

1) Графические орфограммы — проблемные написания, связан­ные с самим инвентарем графем, с недостаточностью набора гра­фических знаков для максимального обеспечения соотношения фоно­логический звукотип// графический символ: становление корреляции по твердости/мягкости привело к дифференциации написаний по т.н. слоговому принципу графики: садъ - с дь -> совр.: сад - сядь и под. Из данных написаний при обучении представляют определен­ную трудность и требуют специального заучивания, т. е. являются актуальными орфограммами, лишь написания, связанные с упо­треблением буквы Ь и выбором букв гласных после согласных, не имеющих коррелятов по твердости/мягкости (см. табл. прил. 3).


2) Проверяемые написания — составляют подавляющее большин­-
ство орфограмм, базируются на морфофонематическом принципе
орфографии: буква в данной морфеме, выбирается для передачи дан­-
ного
звука в сильной позиции (по МФШК).

Обучение данным орфограммам осуществляется через выработ­ку автоматизированного навыка морфемного членения слова и по­иска сильной позиции звука путем подбора однокоренных н одно-структурных слов. Такой характер обучения не только способствует прочному и осмысленному усвоению написаний данной группы, но и чрезвычайно активизирует и расширяет словарный запас учащих­ся, повышает их речевую и общую культуру.

3) Беспроверочные (словарные) написания — орфограммы, свя-­
занные с выбором буквы для передачи на письме гиперфонемы
(МФШ), т.е. звука непроверяемой слабой позиции (вокзал).

Обучение данному типу написаний осуществляется через состав­ление списка «словарных слов», пополняющегося по мере расшире­ния активного словаря учащихся.

Запоминанию орфограмм, не мотивированных, с точки зрения современной фонетической системы языка, способствуют различ­ные этимологические справки и мнемонические приемы, обеспечи­вающие ассоциативные связи (см. выше).

4) Непроверяемые написания – настоящая «группа риска»: они про-­
тиворечат основной идее современной русской орфографии—
требованию единообразия буквенного облика значимых частей слова
(ср. предыдущие группы орфограмм). В ряде случаев они противо­-
речат и требованию ведущего — морфофонологического — принци­-
па орфографии: игнорируется выбор буквы по имеющейся сильной
позиции (безмерный—бескрайний), что в значительной мере про­-
воцирует ошибку. Эта фонологически не оправданная группа написа­-
ний наиболее нуждается в коррекции, так как именно с ней связаны
все многочисленные противоречивые орфографические правила, ис­-
ключения из правил и даже исключения из исключений. Необходи­-
мость реформирования орфографии в наибольшей мере осознается
при работе именно с этой группой орфограмм.

Обучение написаниям данной группы возможно лишь через же­сткую систематизацию орфограмм и поиск творческих индивиду­альных мнемонических приемов, облегчающих запоминание слож­ных, противоречивых правил, зачастую алогичных с точки зрения звуковой системы языка.

Итак, успешное обучение орфографии возможно лишь при аб­солютном усвоении учащимися следующих базовых понятий:

 


Орфограмма — проблемное написание, написание в ситуации вы­бора (или/или) из нескольких графических знаков (орфограмма = задача выбора). Орфографический принцип — руководящая идея, основание, критерий выбора (ОП — ключ к решению задачи).

Таких критериев в русской орфографии, регламентирующей про­блемные написания, три:

1. Выбор буквы мотивируется (аргументируется, обосновывается,
объясняется) сильной позицией соответствующего звука: БМ — СП,

2. Выбор буквы мотивируется специальным для данной группы
написаний правилом: Правило, исключение ...

3. Выбор буквы не мотивирован: Запомни написание данного слова
в словаре.

При таком строго выдержанном едином лингвистическом под­ходе к систематизации орфограмм основные правила современной русской орфографии сами собой спрессовываются в несколько ком­пактных таблиц (см. прил. 3).





Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. I. Орфоэпические нормы русского языка. Литературное произношение. Интонационные конструкции.
  2. II. НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВ
  3. V 2: Нормы международного права
  4. Административно-правовые нормы, их действие, реализация, систематизация и кодификация.
  5. Административно-правовые нормы.
  6. Административно-правовые нормы. Административно-правовые отношения.
  7. Административно-процессуальные нормы и отношения.
  8. Анализ нормы с точки зрения ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.
  9. Бюджетное право и его источники. Нормы бюджетного права. Бюджетное правоотношение
  10. В каждой из этих отраслей права юридические нормы переплетены с религиозными нормами. 1 страница
  11. В каждой из этих отраслей права юридические нормы переплетены с религиозными нормами. 2 страница
  12. В каждой из этих отраслей права юридические нормы переплетены с религиозными нормами. 3 страница




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.81.82.181
Генерация страницы за: 0.156 сек.