Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Защита свoбoды выражения свoегo мнения 2 страница




Вынужденный переселенец (по Закону "О вынужденных переселенцах" от 19 февраля 1993 г. с изменениями и дополнениями от 22 ноября 1995 г.) - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

По этим же обстоятельствам вынужденным переселенцем признается:

· гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;

· гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации.

Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по упомянутым выше обстоятельствам.

Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации. На эту последнюю категорию распространяется и Конвенция 1951 г. с Протоколом 1966 г.

Закон "О вынужденных переселенцах" регламентирует: порядок обращения с ходатайством о признании вынужденным переселенцем (передается соответствующему органу федеральной миграционной службы России); права и обязанности лица, обратившегося с таким ходатайством; обеспечение прав вынужденного переселенца в местах временного проживания (поселения); обязанности органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления в отношении вынужденных переселенцев и другие вопросы.

вынужденный переселенец имеет право:

1) самостоятельно выбрать место жительства на территории Российской Федерации, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых ему территориальным органом миграционной службы. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади;

2) при отсутствии возможности самостоятельного определения своего нового места жительства на территории Российской Федерации получить у федерального органа миграционной службы или территориального органа миграционной службы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, направление на проживание в центре временного размещения вынужденных переселенцев либо в жилом помещении из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев;

3) на получение содействия в обеспечении их проезда и провоза багажа к новому месту жительства или к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом малообеспеченные лица (одинокий пенсионер, одинокий инвалид, семья, состоящая только из пенсионеров и (или) инвалидов, одинокий родитель (заменяющее его лицо) с ребенком или детьми в возрасте до восемнадцати лет, многодетная семья с тремя и более детьми в возрасте до восемнадцати лет) обеспечиваются правом на бесплатные проезд и провоз багажа от места временного поселения к новому месту жительства или к месту пребывания на территории Российской Федерации.

Вынужденным переселенцем признается лицо, которое, являясь гражданином страны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства-участника вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами (ст. 2).

Государства выезда обязались:

осуществлять эвакуацию населения из зон вооруженных и меж­национальных конфликтов, предоставляя возможность для его бес­препятственного добровольного выезда на территорию одной из сто­рон Соглашения;

обеспечивать личную и имущественную безопасность эвакуиру­ющихся, добиваясь прекращения огня, соблюдения охраны общест­венного порядка во время эвакуации;

решать вопросы финансового, материально-технического, продо­вольственного, медицинского и транспортного обеспечения эвакуи­рующихся.

Государство, предоставившее убежище, берет на себя обязатель­ства:

· обеспечивать для беженцев и вынужденных переселенцев в местах их временного размещения необходимые социально-бытовые ус­ловия;

· оказывать беженцам и вынужденным переселенцам содействие в трудоустройстве в соответствии с принятым в каждом из государств-участников законодательством о занятости населения.

· содействовать беженцам и вынужденным переселенцам в истребовании и выдаче документов, необходимых для решения вопросов, связанных с гражданством, свидетельств о браке, рождении, трудовых книжек и других документов, необходимых для решения вопросов пенсионного обеспечения, подтверждения трудового стажа, вы­езда за границу и т.д.

Государство выезда возмещает беженцам и вынужденным переселенцам стоимость оставленного или утраченного ими на его территории жилья и другого имущества, компенсирует ущерб здоровью и потерю заработка. Размеры материальной компенсации определяются по расценкам государства выезда.

Создается Межгосударственный фонд помощи беженцам и вы­ужденным переселенцам. Консультативный совет по труду, миграции и социальной защите населения государств — участников СНГ оказывает содействие в реализации Соглашения.

17. Деятельность межгосударственных органов, наделенных функциями международного контроля за выполнением государствами своих обязательств по обеспечению прав человека.

Использование международных процедур — наиболее распространенный способ обеспечения обязательств в сфере прав человека. Он связан с разнообразными мерами и действиями государств. Наиболее типичными из них являются: рассмотрение компетентными органами, предусмотренными международными договорами, касающимися прав человека, докладов государств о выполнении ими своих обязательств; рассмотрение этими органами жалоб, петиций, обращений отдельных лиц, групп на нарушение их прав; изучение, расследование ситуаций, касающихся нарушения прав человека.

а) Рассмотрение докладов государств о выполнении взятых обязательств

Соответствующие доклады и информация могут поступать и от государств, и от межправительственных организаций. Обязанность представления докладов возникает у государства, если оно является участником международного соглашения, где эта обязанность получила закрепление.

Главная цель, которая ставится при рассмотрении докладов органом, созданным международным договором, — это уяснение степени осуществления определенных прав человека согласно заключенному государством договору, т е установление прогресса, достигнутого на этом пути. Рассмотрение докладов поэтому не связано с установлением нарушений, допущенных государством при реализации взятых обязательств. В связи с этим итогом рассмотрения соответствующего доклада государства, как правило, является выработка положений, имеющих только рекомендательный характер. Такие рекомендации содержат замечания общего характера, они не касаются принятия каких-либо специальных обязательных мер. Процедуры, связанные с рассмотрением докладов, отражают идею выработки общих рекомендаций.

18. Международные процедуры, касающиеся нарушений прав человека.

Использование международных процедур — наиболее распространенный способ обеспечения обязательств в сфере прав человека. Он связан с разнообразными мерами и действиями государств. Наиболее типичными из них являются: рассмотрение компетентными органами, предусмотренными международными договорами, касающимися прав человека, докладов государств о выполнении ими своих обязательств; рассмотрение этими органами жалоб, петиций, обращений отдельных лиц, групп на нарушение их прав; изучение, расследование ситуаций, касающихся нарушения прав человека.

Рассмотрение жалоб, петиций, обращений отдельных лиц, групп на нарушение их прав

Чтобы подать петицию, нужно обладать соответствующим правом. Оно возникает тогда, когда государство, гражданин которого желал бы подать петицию, берет на себя международное обязательство признать компетенцию определенного международного органа рассмотреть эту петицию. Петиции отдельных лиц в международные несудебные органы, как правило, не связаны с принятием юридически обязательных решений. Основное внимание уделяется полюбовному урегулированию спора, выработке рекомендаций государству и лицу. Петиции бывают двух видов: петиции-мнения и петиции-жалобы. Петицией-мнением является сообщение физического лица, содержащее определенную информацию о нарушении прав лица, но не связанное с обязанностью международной организации рассмотреть это сообщение по существу. Организация может принять во внимание и рассмотреть такую петицию, но может и не рассмотреть ее, т. е. отклонить. Петиция-мнение исчерпывается уже тем, что лицо реализовало свое право на обращение в международную организацию.

Петиция другого вида — петиция-жалоба влечет за собой обязанность международной организации рассмотреть ее в порядке, установленном соответствующим международным договором. К таким договорам, например, относятся Устав Международной организации труда, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему (1966 г.), Американская конвенция о правах человека 1969 г., Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г.

ПРИМЕР С ПОДАЧЕЙ ЖАЛОБЫ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

изучением петиций с участием ее подателя и представителя заинтересованного государства должна заниматься Европейская комиссия по правам человека. Она же организует необходимое расследование. При достижении согласованного решения по результатам расследования ею составляется доклад, рассылаемый заинтересованным государствам, Комитету министров и Генеральному секретарю Совета Европы.

Если же согласованного решения достичь не удается, то Комитет министров вправе принять решение о том, что имело место нарушение Конвенции. В случае необходимости Комитет министров предлагает заинтересованному государству меры по решению вопроса, касающегося прав человека, с которыми это государство обязано согласиться. Но такое решение Комитета министров возможно, если в течение трех месяцев с момента поступления доклада Комиссии с изложением установленных фактов дело не передано в другой предусмотренный Конвенцией орган — Европейский суд по правам человека. Конвенция называет стороны, которые могут передать решение вопроса в Суд. В частности, это Комиссия по правам человека; государство, гражданин которого заявил, что нарушены его права. Государства, являющиеся заинтересованными в деле, могут признать обязательную юрисдикцию Европейского суда по правам человека в принципе или заявить о своем согласии на передачу дела в этот Суд по данному случаю. Решение Суда направляется Комитету министров, который наблюдает за его исполнением. Интересно и то, что лицо обращаться с петицией непосредственно в Суд или в Комитет министров не может, и при рассмотрении петиции как в Суде, так и в Комитете министров заявитель петиции участия не принимает. Суд образует комитеты в составе трех судей, палаты в составе семи судей и Большую палату в составе семнадцати судей. Суд правомочен получать жалобы от любого физического лица, неправительственной организации или любой группы частных лиц, заявляющих, что они являются жертвами нарушения одной из сторон прав, предусмотренных Конвенцией и Протоколами к ней. Участники Конвенции обязуются ни под каким предлогом не препятствовать эффективному осуществлению этого права. Статья 35 Конвенции устанавливает, что Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все соответствующие общепризнанным нормам международного права внутренние средства защиты. Он рассматривает дело в течение шести месяцев с даты принятия национальными властями окончательного решения. Однако Суд не принимает к рассмотрению те индивидуальные жалобы, которые являются анонимными, а также по существу аналогичные тем, что были уже рассмотрены Судом. Кроме того, Суд не будет рассматривать дела, если они уже являются предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования и не содержат новых фактов. Суд объявляет неприемлемой любую индивидуальную жалобу в случае ее несовместимости с положениями Конвенции или Протоколов к ней вследствие ее необоснованности или направленности.

Каждая договаривающаяся сторона, гражданин которой является заявителем, может в отношении любого дела, рассматриваемого какой-либо из палат или Большой палатой Суда, представлять письменные замечания и принимать участие в слушаниях. Председатель Суда может пригласить в интересах надлежащего отправления правосудия любого участника Конвенции, не являющегося стороной в деле, или любое заинтересованное лицо, не являющееся заявителем, представить письменные замечания или принять участие в слушаниях. В ходе разбирательства Суд продолжает рассмотрение жалобы, даже когда становится ясным, что заявитель не намерен добиваться рассмотрения своего заявления, или когда вопрос был урегулирован, а также по любой другой причине, если этого требует соблюдение прав человека, как они определены Конвенцией и Протоколами к ней. В случае, когда Суд объявляет, что имело место нарушение положений указанных актов, а внутреннее право договаривающейся стороны устанавливает лишь частичное возмещение, Суд по мере необходимости присуждает потерпевшей стороне выплату справедливой компенсации. Участники Конвенции и Протоколов к ней обязуются исполнять окончательные постановления Суда по делу, в котором они выступают в качестве сторон.

Изучение, расследование ситуаций, касающихся нарушения прав человека

В практике ООН неоднократно вставал вопрос о создании специальных органов, задачей которых было бы расследование грубых, массовых и систематических нарушений прав человека.

Разновидностью расследовательской деятельности экспертных групп может служить деятельность миссии экспертов в рамках СБСЕ-ОВСЕ. Такая миссия по приглашению заинтересованного государства — участника СБСЕ-ОБСЕ прибывает на его территорию для сбора информации и содействия в решении конкретного вопроса в сфере прав человека. Приглашающее государство из списка кандидатов может выбирать до трех экспертов. Оно предоставляет миссии экспертов возможность въехать на свою территорию, проводить там обсуждения и свободно передвигаться на ней, беспрепятственно встречаться с должностными лицами, неправительственными организациями и любыми группами или лицами, от которых эксперты пожелают получить информацию. Выводы миссии по результатам изучения вопроса доводятся до сведения приглашающего государства, которое направляет эту информацию наряду с изложением собственных мер другим участникам СБСЕ-ОВСЕ. В случае грубого систематического нарушения обязательств в области прав человека участником СБСЕ-ОБСЕ Совет СБСЕ-ОВСЕ и Комитет старших должностных лиц могут направить в это государство миссию наблюдателей и докладчиков и без согласия последнего

19. Процедуры рассмотрения индивидуальных жалоб, жалоб государств

После принятия Устава ООН широко распространилась практика предоставления индивиду права на прямой контакт с судебными и несудебными международными органами. Получая самостоятельный статус во взаимоотношениях с международными органами, индивид имеет возможность независимо от государства защищать свои права. Такой доступ, предусмотренный как универсальными, так и региональными международными соглашениями, стал одним из основных принципов современного международного права.

Наряду с Комитетом по правам человека созданы и действуют контрольные органы, учрежденные в соответствии с такими международными соглашениями, как Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Функции этих органов по рассмотрению жалоб отдельных лиц во многом аналогичны полномочиям Комитета по правам человека.

Контрольные органы, рассматривая индивидуальные жалобы, высказывают свое мнение относительно соответствия национальных законов и юридической практики, действий или бездействия государственных органов международным соглашениям. Нередко, следуя рекомендациям контрольных органов, соответствующие государства возмещают нанесенный жертве ущерб, освобождают заключенных и т. д. При этом следует иметь в виду, что рекомендации, вынесенные по индивидуальным жалобам, имеют всеобщий характер и обычно распространяются на все аналогичные случаи. Такой результат достигается, когда государства корректируют свое законодательство и приводят его в соответствие с международными соглашениями.

Рассмотрение индивидуальных жалоб может быть эффективным даже в случаях массовых и систематических нарушений тех или иных прав и свобод человека. Рассматривая такие сообщения, контрольные органы вправе рекомендовать ООН применить процедуры, действующие в рамках Комиссии ООН по правам человека и ЭКОСОС.

Наряду с системой ООН механизм обсуждения индивидуальных жалоб функционирует и в ряде региональных организаций. Наиболее эффективной является европейская система защиты прав человека. Созданный на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейский суд по правам человека — уникальное явление в международных связях. Судебное решение, принятое органом, состоящим из независимых и беспристрастных судей, гарантирует объективное разбирательство дела. Такая объективность не всегда присуща членам различных конвенционных комитетов, многие из которых избираются из числа дипломатов и государственных деятелей и зачастую выражают интересы определенных политических сил.

Особенно важными являются различия в правовых последствиях решений, выносимых судебными и несудебными органами, а также в порядке рассмотрения индивидуальных жалоб.

Комитет по правам человека, как и другие органы, учрежденные на основании международных конвенций в области прав человека, рассматривают и изучают в основном письменную информацию, а их решения носят исключительно рекомендательный характер.

В судебном органе состязательный процесс включает устное и письменное судопроизводство, слушание является публичным, в нем выступают не только истец и ответчик, но и свидетели, эксперты и другие лица, чьи показания могут быть полезны для установления обстоятельства дела. Вынесенное Европейским судом решение (и это очень важно) носит обязательный характер, является окончательным и обжалованию не подлежит.

В процессе применяются нормы международного права. Исполняется же решение государством в соответствии со своим правом, нормы которого трансформированы или совпадают с международно-правовыми обязательствами. Если же международные нормы, содержащиеся в договоре, на основании которого вынесено судебное решение, не трансформированы, то, выполняя решение суда, государство обязано включить их в свое законодательство или признать приоритет международных норм.

Более того, прецедентное право Европейского суда оказывает положительное воздействие на судебную практику государств и способствует соблюдению основных прав и свобод человека. На наш взгляд, в будущей Хартии прав человека для XXI в. следует предусмотреть создание единого судебного органа, решения которого будут обязательными не только для европейских государств.

20. Сотрудничество по защите прав человека в рамках СНГ

В результате роспуска СССР на основе Беловежских соглашений 8 декабря 1991 года было создано Содружество Независимых Государств (СНГ). В СНГ входят 12 бывших союзных республик, ныне независимых суверенных государств (Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина).

Цель создания СНГ заключалась, прежде всего, в сохранении постсоветского пространства, состоящего из независимых государств, в определении между ними новых отношений, основанных на началах суверенного равенства.

Одна из важнейших задач СНГ – содействие построению демократических правовых государств в странах-участниках, сотрудничество в сфере законодательства, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, разработка правовых механизмов урегулирования разногласий в рамках Содружества.

Это сотрудничество, в частности, происходит путем заключения двусторонних и многосторонних договоров об оказании правовой помощи, а также путем разработки рекомендательных (модельных) законодательных актов, что способствует сближению национального законодательства.

В сознании народов стран СНГ все более возрастает ожидание сближения, реальной интеграции постсоветского пространства в сфере экономики и культуры, для обеспечения прозрачности границ, снятия таможенных барьеров и т.п. с целью обеспечения основных прав и свобод человека.

В странах СНГ обсуждаются вопросы, связанные с выбором перспективных моделей интеграции постсоветского пространства. Вполне вероятным является возникновение своего рода ядра межгосударственного образования, включающего Россию, Украину, Беларусь и Казахстан, как наиболее подготовленных к экономической интеграции и тесному сотрудничеству в других областях.

К сожалению, в рамках СНГ ослаблено внимание к обеспечению и защите основных прав и свобод человека, отсутствуют действенные механизмы в обеспечении международных и европейских стандартов относительно прав и свобод человека и гражданина (несмотря на конституционное провозглашение прямого и приоритетного действия общепринятых принципов и норм международного права, международных договоров и подписание членами СНГ ряда Деклараций). Общепризнанные права и свободы человека не могут получить должную защиту в странах СНГ в силу неурегулированности этих отношений на уровне СНГ.

24 сентября 1993 года принята Декларация глав государств-участников Содружества Независимых Государств о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод'. В СНГ приняты Соглашения о первоочередных мерах по защите жертв вооруженных конфликтов; о помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Соглашения обязывают стран-членов СНГ привести национальное законодательство в соответствие с международными нормами в этой области.

В сентябре 1993 года в соответствии с Уставом СНГ учреждена Комиссия по правам человека. Комиссия состоит из представителей государств-членов Содружества и действует на основе Положения, утвержденного Советом глав государств. Она является консультативным органом Содружества. Задача Комиссии – наблюдение за выполнением обязательств по правам человека, взятых на себя государствами-членами в рамках Содружества.

Создание Суда СНГ по правам человека в настоящее время противоречило бы Уставу и учредительным документам СНГ, в соответствии с которыми Содружество не обладает наднациональными полномочиями. В перспективе целесообразность создания такого органа в рамках СНГ, на наш взгляд, очевидна. Эта идея уже выдвигалась в литературе.

21. Защита прав человека в рамках Совета Европы.

Как вытекает из смысла ст. I Устава Совета Европы, для достижения цели создания и функционирования данной организации органы Совета Европы наделяются полномочиями осуществлять определенные усилия путем поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод.

Защита прав человека и основных свобод в рамках Совета Европы, которые признаются Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (Россия ратифицировала Конвенцию в 1998 г.), протоколами к ней (всего было принято 12 протоколов, однако в силу вступило 11 протоколов, из них Протокол № 9 отменен, а Протокол № 10 не действует), а также контрольный механизм за их соблюдением государствами — участниками данной Конвенции складываются из Европейского суда по правам человека и Комитета министров Совета Европы.

Задачами этих органов, в частности, в отношении контроля за соблюдением прав и основных свобод человека являются рассмотрение заявлений государств о возможных нарушениях другими государствами-участниками положений Конвенции 1950 г., а также рассмотрение индивидуальных заявлений.

Стоит отметить, что до вступления в силу Протокола № 11 к Конвенции 1950 г. (он вступил в силу в ноябре 1998 г.) система контрольных органов по правам человека включала в себя также и Европейскую комиссию по правам человека. В нее с заявлением могло обратиться любое государство — участник Конвенции 1950 г. Что касается подачи индивидуальных заявлений, то Комиссия принимала их к рассмотрению против любого государства, являющегося участником Конвенции 1950 г., вне зависимости от того, дало ли оно согласие на это или нет. После вступления в силу Протокола № 11 данная Комиссия была упразднена (что и предусматривалось Протоколом) и на ее основе, а также на основе уже существующего Суда был создан единый Европейский суд по правам человека. Протокол № 11 установил безусловное право подачи петиций частными лицами.

Основная задача Комиссии состояла в достижении мирного урегулирования споров на благо соблюдения прав человека. В том случае, если мирного урегулирования достичь не удавалось, Комиссия готовила доклад, в котором указывалось мнение Комиссии на предмет того, нарушило ли государство-ответчик положения Конвенции в отношении прав и свобод человека. Далее Комиссия направляла этот доклад в Комитет министров, после чего в течение трех месяцев со дня его получения сама Комиссия или заинтересованные государства могли передать дело на рассмотрение в Европейский суд по правам человека.

Европейский суд по правам человека в соответствии с Конвенцией 1950 г. признается главенствующей инстанцией, осуществляющей защиту прав и свобод человека в рамках Совета Европы. Согласно Конвенции 1950 г. в ведении Суда находятся все вопросы, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и протоколов к ней.

22. Европейский Суд по правам человека: правовой статус, организация и порядок деятельности.

Европейский суд по правам человека - международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц. Его юрисдикция распространяется на Россию с 5 мая 1998 года.

Европейский суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства-участника конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не даёт указаний законодателю, не осуществляет абстрактный контроль национального законодательства или судебной практики, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований конвенции. Однако Суд вправе присудить «справедливое удовлетворение претензии» в виде финансовой компенсации материального ущерба и морального вреда, а также возмещение выигравшей стороне всех издержек и расходов.

За всю многолетнюю практику Европейского суда не было зафиксировано ни одного случая неисполнения решений Суда государствами-членами Совета Европы. Иное, согласно Уставу Совета Европы, может привести к приостановлению членства государства и, в конце концов, в соответствии с решением Комитета министров, — исключению государства из состава Совета Европы. В случае, если государство констатирует, что без изменения законодательства или судебной практики рассмотренная Европейским судом ситуация может повториться, оно, как правило, осуществляет необходимые новации.

В соответствии со ст. 46 конвенции, надзор за исполнением решений Суда осуществляет Комитет министров Совета Европы, который во исполнение этой нормы призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство-участник конвенции исправляет ставшие очевидными в свете решения Суда расхождения норм его внутреннего права или позиции судебной практики со стандартами Совета Европы. Юридически решение, вынесенное Судом, обязательно лишь для государства-ответчика по делу. Однако нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику и других государств-участников конвенции.

Число судей, заседающих в Европейском суде по правам человека, согласно его учреждению в соответствии с Конвенцией и с поправками, внесенными Протоколом № 11, равно числу государств - участников Конвенции, в настоящее время в состав Суда входит 45 судей. Никаких ограничений на число судей - граждан одного государства не накладывается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.