Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность и социальное значение права. Многообразие подходов




Право имеет общесоциальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства, и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Сущность право получает в общесоциальном назначении.

Цивилизационный подход – достижения согласия, стабильности, урегулировании разногласий. Этот подход подчёркивает значимость права для всего общества. Право характеризуется с точки зрения сущности как мера свободы, нерасторжимо связанной с государственной волей, это сочетание как меры свободы позволяет быть средством достижения компромисса. В некоторых случаях компромисс невозможен (покушение на жизнь человека)

Формационный подход: средство в руках государства для закрепления власти господствующего класса. Право с точки зрения сущности определяется как возведённая в закон воля экономически господствующего класса. Закон мера политическая, а право инструмент закрепления воли господствующего класса. Право средство в руках государства.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в его понимании как меры свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы.

Цивилизационная характеристика сущности права: сущность права – сочетание меры свободы и государственной воли. В практической (исторической) миссии права сущность последнего сильно искажалась, сущность права рассматривалась как возведенная в закон воля экономически господствующего класса.

Социальное значение права:

1. с помощью права обеспечивается устойчивый всеобщий порядок в общественных отношениях.

2. Благодаря праву достигается определенность, точность в самом содержании общественных отношений. Правовое регулирование способно охватить социально полезные формы правомерного поведения, отделить его от произвола и несвободы.

3. Право обеспечивает возможность нормальных активных действий человека, ибо препятствует незаконным вмешательствам в сферу его правомерной деятельности с помощью механизмов юридической ответственности и иных принудительных мер.

4. Право в цивилизованном обществе обеспечивает оптимальное сочетание свободы и справедливости.

5. На правовой основе формируются институты гражданского общества: рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система и правовое государство.

 

 

27. Принципы права: понятие, виды. Значение принципов и их роль в правовом регулировании. Презумпция и аксиомы в правовом регулировании.

Принципы права – это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.

Главная черта: принципы права носят объективный характер. Они не создаются правом, а по своему содержанию отражают закономерности общественного развития (устойчивые повторяющиеся связи, в которых раскрываются особенности той или иной сферы общественной жизни. В праве эти закономерности находят своё отражение.

Принципы носят объективный характер, это значит, что они не создаются самим правом, они отражают закономерности развития общественных отношений. Отсюда классификация принципов на экономические (равенство всех форм собственности, формирование свободного экономического пространства), социально-духовные (взаимодействие с господствующей моралью, гуманистические начала права), политические (легальная политическая оппозиция, свобода собраний митингов).

По объему охвата норм права:

- общие принципы – относятся ко всей системе права (законность, ответственность за вину)

- межотраслевые принципы - принципы отраслей, институтов (состязательность в уголовном процессе, арбитражном).

- Отраслевые – гражданское право (принцип свободы договора, неприкосновенности собственности, равенства сторон договора).

Юридические принципы: законность, состязательность, диспозитивность.

По способу закрепления:

· Нормы-принципы – если принцип закреплен в тексте статьи; Декларативные нормы.

· принципы-законоположения. Принципы, которые выводятся из анализа содержания регулятивных и охранительных норм, такие принципы называются.

· Правовые аксиомы. Сложились также принципы, свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование правовых аксиом. В их числе: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не может быть судьей в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение. Большинство правовых аксиом закреплено в законе.

От аксиом следует отличать презумпцию – обстоятельства считаются достоверными, пока не будет доказано обратное.

Основная роль принципов в правовом регулировании – регулятивная роль, которая проявляется в двух формах: в регулировании общественных отношений участвуют

· опосредованно, через содержание регулятивных или охранительных норм;

· непосредственно участвуют, когда есть пробел в праве, через аналогию права.

Лекции: К числу общеправовых принципов относят:

1. Принцип демократизма выражен в нормах права. Он проявляется в правотворческой деятельности, предполагает участие в формировании права непосредственным и опосредованным путями. Если государство не способно обеспечить реализацию прав и свобод, то необходимо чтобы принцип демократизма обеспечивал доступность для реализации и защиты.

2. Принцип справедливости выражает общесоциальную сущность права. Он состоит в началах соразмерности равного масштаба в соответствии с деянием и воздаянием. Справедливость имеет самостоятельное значение при решении юридических дел.

3. Принцип гуманизма – «супер принцип»- является основой для другой. Состоит в признании ценностей человека, его прав и свобод. Этот принцип основа всей системы законодательства.

4. Принцип законности предполагает точное, строгое и неукоснительное исполнение и соблюдение всеми субъектами законов и др. НПА действующих на территории РФ. Действия принципа законности не означает, что не должен создаваться государственно-правовой механизм признания законов не правовыми.

5. Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан, (речь идет о юридическом равенстве). Аспекты осуществления данного принципа:

· равенство всех перед законом, т.е. общеобязателен.

· равенство независимо от пола и национальности, языка.

· равенство мужчин и женщин.

6. Принцип взаимной ответственности государства и личности.

Межотраслевые принципы. Присущи УПП, ГПП.

1) принцип независимости судей

2) принцип состязательности

3) принцип открытого и гласного судебного разбирательства.

Отраслевые принципы выражают юридическое содержание отдельных отраслей. В ГП – принцип равенства сторон договора, в УП – нет преступления без указания на то в законе.

Принципы правовых институтов распространяются на систему норм, регулирующую единородные общественные отношения. (Например: институт гражданства – комплекс норм в отрасли конституционного права- Принцип единого гражданства).

Правовые аксиомы – это положения, имеющие характер исходных истин, они не требуют особых действий, в каждом особом случае им придается правовое значение. (Например: закон обратной силы не имеет, никто не может быть судьей в собственном деле, все, что не запрещено в законе – дозволено).

Презумпция – предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом. В основе презумпции лежит социальный опыт, многократно проверенное практикой знание о том, что презюмируемое – типичный, вероятный при данных условиях факт. Правовая презумпция имеет следующие характерные черты:

а) прямо или косвенно закрепляется в праве;

б) в любом случае имеет значение для правового регулирования;

в) вызывает правовые последствия, если она является неопровержимой в силу закона или не опровергнута в процессе разрешения дела.

Самой древней юридической презумпцией является презумпция знания права и закона: предполагается, что все должны знать писаный закон. Без такого юридического предположения было бы вообще невозможно применить правовую норму, решить то или иное юридическое дело.

А самой важной, и самой знаменитой юридической презумпцией является презумпция невиновности обвиняемого в уголовном процессе: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность: его вину должен доказать обвинитель.

В ГПП действует обратная презумпция: презумпция виновности неисправного должника (должник, не исполнивший своего обязательства, считается виновным в неисполнении, пока не докажет обратное). Презумпции, Т.О., тесно связаны с процессом доказывания и с распределением бремени доказывания.

Юридические презумпции можно подразделить на:

Общеправовые. Общеправовой является презумпция знания опубликованных законов.

отраслевые. Примером отраслевой презумпции может служить презумпция вины владельца источника повышенной опасности в случае причинения им вреда.

 

29. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия.

 

Мораль (нравственность) определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, идеалов, норм, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развития общества как целого.

Право и мораль - основные социальные регуляторы поведения человека. Они имеют общие черты, различия, взаимодействуют друг с другом.

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ:

1. принадлежат к социальным нормам и обладают общим свойством нормативности

2. имеют общую цель – регулирование поведение людей

3. базируются на справедливости как на нравственном высшем принципе

4. выступают как мера свободы индивида.

Между видами социальных норм существует тесная связь и есть различия.

Мораль – совокупность исторически складывающихся и развивающихся взглядов, принципов, убеждений и основанных на них норм поведения, регулирующих отношения между людьми и обществом.

Соотношение между правом и моралью включает четыре компонента: единство, различия, взаимодействие и противоречие.

Единство права и морали состоит в том, что они являются разновидностью социальных норм, имеют один и тот же объект регулирования – общественные отношения; единство цели – упорядочение и совершенствование общественных отношений.

Различия между правом и моралью:

1. Мораль формируется раньше права, правового сознания. Можно сказать, что мораль появляется вместе с обществом, а право с появлением государства.

2. В обществе может существовать несколько моральных систем (классов, групп, профессиональных слоёв, индивидов)

3. По способу формирования право закрепляется (издается) государством (законодательная деятельность); а мораль формируется в духовной сфере жизни общества, не связана со структурной организацией общества и не отделима от общественного сознания.

4. По форме фиксации: правовые нормы закреплены в строго определенных документальных формах (нормативные акты, судебные решения, нормативные договоры и т.д.). Способы их фиксации должны отвечать строго установленным требованиям с позиций и характера текстов и их атрибутов. Моральные же нормы содержаться в общественном массовом сознании и существуют в виде принципов, понятий, идей, оценок.

5. Нормы морали формируются как нормативное выражение сложившихся в данной социальной среде взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, порядочности, благородстве и других категорий нравственности. Складывалось всё спонтанно.

6. Не совпадают предметы регулирования норм право и норм морали. Мораль – это сфера дружбы, любви, взаимопомощи., куда право как регулятор не должно проникать. Но есть сферы, куда не проникают нормы морали: технико-юридические нормы.

7. Моральные нормы не обладают такой логически стройной и достаточно жёсткой структурой как нормы права

8. Различие и по средствам и методам обеспечения реализаций своих норм. Нормы морали гарантируются силой общественного мнения, а нормы права принудительной силой государства.

Регулятивное воздействие права на общественные отношения осуществляется через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные юридические права и обязанности субъектов. Моральные нормы выражены в безличном долженствовании и воздействуют путем формирования внутренних регуляторов личности: ценностей, мотивов, установок.

Специфику способов и методов обеспечения юридических норм традиционно усматривают в их связи с государственным принуждением, функционированием особых институтов государства и общества. Мораль не имеет подобных специальных механизмов и процедур, а обеспечивается влиянием общественного мнения, массовым примером, представленным в виде соответствующих убеждений, ценностей, понятий о справедливости, долге, чести, совести и т.д.

Моральное пространство шире правового, мораль всегда существовала, и будет существовать, право возникло позже.

Взаимодействие права и морали достаточно сложно. В современном цивилизованном обществе право поддерживается общественным сознанием, следование праву входит в число его моральных ценностей. Следовательно, можно утверждать, что данные ценности являются конституирующими и для моральной, и для правовой системы.

Регулятивное взаимодействие права и морали достаточно отчетливо отражено в юридических текстах. В НПА нередко используются оценочные понятия нравственного характера (цинизм, честь, недостойное поведение и др.). Это свидетельствует о том, что моральные нормы могут выполнять функции оснований юридической оценки, а с другой – нарушение моральных принципов общества является в некоторых случаях достаточным для наступления правовых последствий (санкций).

Противоречия между правом и моралью:

Разные методы регуляции, разные критерии при оценке поведения субъекта, право консервативно, мораль более динамично реагирует на происходящие изменения, право что-то разрешает, мораль запрещает. Нечто вполне позволительное с точки зрения права может быть чем-то, что мораль запрещает.

Мораль и право взаимодействуют. Право – это осуществление господствующей морали. Не исключены и противоречия между ними: «впереди» могут оказаться как нормы морали, так и нормы права.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.