Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и признаки государства




Государство

Правоведение

12.02.14

 

 

Учебники:

«Правоведение для бакалавров», более последний.

 

 

 

На современном этапе, ученые определяют государство как организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.

Сущность государства заключается в том, что оно всегда было и остается основным институтом политической системы общества и важнейшей формы его организации.

 

Основное назначение государства — организация политической власти и управления обществом. Обычно выделяют два подхода сущности государства — классовый подход, в рамках которого понимается такая организация политической власти, которая используется, главным образом, в интересах экономически-господствующего класса.

Естесственно, что удовлетворение интересов более могущественных классов вызывает подавление других классов и социальных групп.

Общесоциальный подход, при котором понимается такая организация политической власти, которая создает условия для обеспечения интересов как можно более широкого круга социальных групп и большинства населения.

 

Государство — это не единственная организация, осуществляющая власть в обществе.

Существуют еще политические партии, профессиональные и общественные объединения, и религиозные организации.

 

Для того, чтобы понять чем отличается государство от других, не-государственных организаций, нужно рассмотреть признаки государства:

 

1. Наличие публичной власти, т.е выделенного из общества и, как правило, стоящего над ним аппарата власти и управления. Этот аппарат состоит из особого слоя людей, занимающихся выполнением властных и управленческих функций. Они не производят ни материальных, ни духовных благ, а занимаются только управлением государства. Основными чертами этого аппарата являются — органы государственной власти, органы управления, суда и прокуратуры. Отличительная особенность государства — наличие наряду с аппаратом власти управления аппарата принуждения(армия, полиция, тюрьмы).

2. Территориальное деление населения. Государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от их кровно-родственных принадлежностей к какому либо роду, племени. С образованием государства, жители выступают как граждане в условиях республики или как подданные в условиях монархии, либо как лица без гражданства или иностранцы, попадающие под действие законов данного государства. Распространение государственной власти на население определенных территорий влечет за собой административно-территориальное деление. Вся территория государства разбивается на административно-территориальные единицы — округа, края, области. Назначение административно-территориального деления — организация государственной власти на соответствующей территории.

3. Суверенитет. Т.е как внешний - независимость государства от других государств в международных отношениях. И внутренний — независимость от всякой иной власти внутри страны и главенствующий статус по отношению к любым другим организациям. Государство обладает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения и политического режима. В мире существуют государства с формальным и ограниченным суверенитетом. Формальным суверенитет считается тогда, когда он провозглашается, но не осуществляется фактически в силу распространения влияния других государств, диктующих свою волю. Частичное органичение суверенитета может быть принудительным или добровольным. Принудительное органичение суверенитета может иметь место по отношению к побежденному в войне государству со стороны государства-победителя. Добровольное ограничение суверенитета возможно когда само государство, по взаимной договоренности с другими государствами, ради достижения общих целей.

4. Система налогов, податей, займов. Установление необходимо для задержания государственного аппарата, армии, полиции, а также для выполнения государственных программ — социальных, медицинских, образовательных, культурных и т. д.

5. Наличие права, т.е системы общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государственного принуждения и обеспечивающих юридическую регламентацию общественных отношений. Право юридически оформляет государственную власть, делая ее легитивной, т.е правомерной. Также, определяет рамки и нормы осуществления функций государства.

6. Признак — это символы, к которым относится гимн, герб, флаг, и памятная дата. Они отличаются образностью, лаконичностью и связаны с историей государства. В учении о государстве существунную роль играют определения формы государства, под которыми понимается способ организации и осуществления политической власти. Форма государства складывается из трех элементов:

1. Форма государственного правления.

2. Форма государственного устройства.

3. Форма политического режима.

 

 

Конституционная монархия — компромисс монарха с буржуазией, результатом которой является органичение власти монарха парламентом.

 

Республика - это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется избранными на определнный срок органами.

В настоящее время, из 190 стран мира, 140 — республики.

Основные признаки республики — коллеагиальное правление, осуществляемое не одним лицом, а системой государтсвенных органов.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Избрание органов власти на определенный срок. Высшие должностные лица несут ответственность перед избравшим органом и народом.

Выделяют три основные разновидности республики — президенсткую, парламентскую и смешанную (полу-президентскую).

 

Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов. Соединением в одних руках пункты «главы государства» и «главы правительства». Он формирует правительство, которое ответственно перед ним, а не перед парламентом. Отличительной чертой президентской республики является четкое разграничение законодательной и исполнительной ветвей власти.

Парламент не может вынести вотум недоверия правительству, но и президент не в праве распустить парламент.

 

В парламентской республике, правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним. Парламент может выразить вотум недоверия правительству, в результате чего оно может уйти в отставку.

 

Смешанная, полу-президентская республика — это сочетание сильной президентской власти с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Главная осбенность такой республики — двойная ответственность правительства перед президентом и парламентом.

 

 

Формы государственного устройства:

 

1. Унитарные

2. Федеративные

3. Конфедерация

 

Унитарное государство — это единое, простое государство, состоящее из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Имеет единую конституцию, единую правовую систему, единую систему высших органов власти и управления и единое гражданство.

 

Федеративное, это сложное, союзное государство, состоящее из государственных образований, обладающих определенной политической самостоятельностью. Признаки федерации:

 

Верховная законодательная, исполнительная и судебная власти, принадлежат федеральным органам государственной власти. Конституция разграничевает полномочия субъектов и самой федерации.

Субъекты федерации могут принимать свои конституции, законы и другие нормативно-правовые акты. Они имеют свои высшие, законодательные, исполнительные и судебные органы, которые действуют только на территории данного субъекта федерации.

Внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы, и выступают на международной арене от имени федерации. Федерация строится по национальному, и территориальному признакам.

 

 

Конфедерация — это союз юридически и политически самостоятельных государственных образований для осуществления конкретных совместных целей. Государство — члены конфедерации сохраняют свой суверенитет, самостоятельное гражданство, независимую систему огранов, власти, свое законодательство и передают в видение союза лишь решение ограниченного числа вопросов — чаще всего, в области обороны, внешней политики, транспорта и связей. Таким образом, такие государства не имеют единой армии, единого бюджета и единой системы налогов.

 

Конфедерация — это неустойчивая форма государственного устройства и она, как правило, распадается после реализации целей, для которых создавалась, либо превращается в федерацию.

 

Политический режим — это реально сложившиеся формы, методы и способы осуществления политической власти.

Выделяют — демократические и не демократические режимы. Характерные признаки современных демократических режимов — конституционное провозглашение и осуществление прав граждан, существование различных партий(в т.ч оппозиционных), выборность и сменяемость органов власти. Необходимым признаком демократии является наличие гражданского общества, т.е возможность гражданами самостоятельно создавать общественные организации и объединения. При демократическом режиме, существует практика разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, что препятствует концентрации всей полноты власти в одних руках.

Недемократический (или анти-демократический) режим характеризуется ликвидацией или ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных партий и независимых средств массовой информации. Одним из видов такого режима является авторитаризм.

 

При этом режиме, власть сосредотачивается в руках одного человека или ограна. Граждане недопускаются к процессу управления государством, политическая элита формируется путем назначения сверху, существование политической оппозиции и независимых СМИ невозможно.

 

Тоталитарный режим — когда государство берет полный(тотальный) контроль за всеми сферами социальной жизни. Партийный аппарат правящей партии сращивается с государственным и опирается при этом на репрессивные органы. В итоге, создается сверхмощный аппарат, способный подарить любое нарушение установленного порядка.

При этом, аппарат анализирует СМИ и утверждает единственный принцип чего-то там - «кто не с нами, тот против нас».

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 884; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.