Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, признаки и социальная ценность права




12.03.14

Правовое государство и гражанское общество

 

Сущность правового государства имеет две стороны:

 

1. Наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

2. Связывание государственной власти с помощью права.

Наряду с общими признаками, правовое государство имеет

 

согласно которому ни один орган, должностное лицо, или гражданин, не освобождаются от обязанности подчиняться только закону.

 

1. Внешним выражением данного принципа является такой баланс в системе правовых актов государства, при котором приоритетное место занимают акты законодательных органов.

2. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную.

3. Независимость суда, т.е судьи независимы и подчиняются только конституции и федеральному законодательству.

4. Приоритет прав и свобод человека и гражданина

5. Единство права и закона. Любой нормативный правовой акт должен соответствовать международным нормам о правах человека и гражданина и быть принятым легитивным органом власти.

6. В соответствии с законодательства нормам и принципам международного права а также прямое действие.

7. Высокий уровень правосознания и правовой культуры в обществе.

8. Политический и идеологический плюрализм, исключающий господство какой либо идеологии и обеспечивающий беспрепятственную деятельность различных организаций и обьединений.

 

Часть 4 ст.15 конституции РФ закрепляет данные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором РФ предусмотрены иные правила, чем установлены законом, то применяются правила международного договора.

 

 

Правовое государство — такое государство, в которм провозглашаются, обеспечиваются права и свободы личности и гражданина, создаются условия для реализации прав и свобод, а государственная власть оптимально связана правом, во избежание любых злоупотреблений.

Права и свободы личности — это высшая ценность правового государства.

Провозглашение самим себя правовым еще не означает что оно действительно является таковым.

 

Президент — высший исполнительный орган.

 

 

 

 

 

С позиции нормативно-правового подхода право включает в себя следующие признаки:

1. Государственно-волевой характер, заключается в том, что всякое право представляет собой сбалансированную волю общества. Право обусловлено экономическими, духовными, национальными, религиозными, демографическими, природными и другими условиями жизни. Право – это государственная воля общества.

2. Нормативный характер права. Он проявляется в том, что право состоит из юридических норм, т.е. общеобязательных правил поведения, которые обеспечены государственным принуждением. Эти нормы образуют систему, обладают юридической силой и воплощаются в соответствующем акте.

3. Формальная определенность, речь идет о четкости, ёмкости, стабильности норм, закрепленных в официальных юридических актах.

4. Властно-регулятивный характер права, проявляется в том, что создание и реализация права находится в прямой зависимости от государственной власти. Право едино и однотипно с государством, является проводником политики государства в жизнь.

5. Системность права, означает, что нормы права – это взаимосогласованное связанная система права. Системность в право вносит законодательство. Эффективность правовых норм зависит от их системности. И, наоборот, нарушение системности приводит к возникновению всякого рода коллизий и пробелов в праве. Таким образом, право – это система общеобязательных, формально определенных норм, которые выражают государственную волю общества, является властно официальным регулятором общественных отношений, издаются или санкционируются государством и охраняются возможностью государственного принуждения.

 

Принципы и функции права.

Принципы права выражают главное, основное в праве, тенденции его развития, то, на что оно должно быть ориентировано. В юридической науке сложилось деление принципов права на общие, межотраслевые и отраслевые.

Общие принципы права характеризуются тем, что относятся к праву в целом, распространяются на все его отрасли, объединяют их, способствуют единству и стабильности действующей системы права. Таки принципы, как справедливость, законность, равноправие, гуманизм. Например, принцип законности утверждает всеобщность требований соблюдения законов, верховенство и единство закона, равенство граждан перед законом и судом, неотвратимость юридической ответственности за совершенное правонарушение.

К межотраслевым относятся принципы гласности и состязательности относятся к гражданскому, процессуальному и уголовно-процессуальному праву. Неотвратимость юридической ответственности за совершенное правонарушение. Закон обратной силы не имеет для уголовного, гражданского, административного права.

Пример отраслевых принципов: принцип равенства сторон и свободы договоров в гражданском праве, принцип субординации (соподчиненности) в административном праве, принцип презумпции невиновности в уголовном праве, принцип свободы расторжения договоров в трудовом праве, принцип разделения властей в конституционном праве.

 

Функции права так же делятся на общие и специальные.

К общим относят экономическую, политическую, культурно-историческую. К специальным – регулятивную функцию и охранительную функцию права.

 

Основные правовые системы современности.

Право и правовая система соотносятся как часть и целое. Правовая система – это сложная совокупность всех правовых явлений и средств, с помощью которых публичная власть оказывает свое воздействие на общественные отношения. Право это основной документ правовой системы.

Национальные правовые системы, на основе характерных для них признаков, можно распределить по правовым семьям. Выделяют следующие виды правовых семей (систем): романо-германская, англо-саксонская, религиозная и традиционная системы.

 

Романо-германская правовая система включает в себя страны, в которых юридическая наука сложилась на основе римского права. Основные признаки романо-германской правовой семьи:

1. Все страны романо-германской семьи являются странами писанного права.

2. Нормы права не создаются судьями, а формируются законодателем.

3. Основу системы источников права составляют конституции, кодексы и законы.

4. Международные договоры вносят весомы вклад в правовую систему, при этом во многих государствах юридически закреплено превосходство международных договоров по юридической силе над внутренним законодательством.

5. Писанные конституции имеют высшую юридическую силу.

6. Существует деление права на частное, публичное и на отрасли права.

 

Англо-саксонская правовая система (Англия, Ирландия, Канада, Австралия). Основные признаки англо-саксонской правовой системы:

1. Главный источник права – судебный прецедент (норма, которая сформулирована судьями)

2. Вторым по значению источником права является закон.

3. Нет кодексов европейского типа.

4. Отрасли права выражены не столь четко, как в континентальных правовых системах.

5. Отсутствует деление права на публичное и частное.

 

Религиозная правовая система (Иран, Ирак, Индия и т.д.). Ее особенности:

1. Право считается плодом божественных установлений. Главный творец права – бог.

2. Развитие права осуществляется путем различных толкований.

3. Источник права – религиозно-нравственные нормы и ценности.

4. Закон имеет вторичное значение.

5. Обычай и судебная практика источниками права не признаются.

6. Деление право на частное и публичное отсутствует.

 

Традиционная правовая система (Африка, и т.д.).

1. Основана на обычном праве, которое отличается религиозной или региональной спецификой.

2. Обычаи и традиции признаются государством.

3. Закон имеет вторичное значение. Хотя в последнее время отмечается повышение роли нормативно-правового акта.

 

Источники права. Понятие и признаки источников права.

Источник права – это способ выражения в обмен обязательных правил поведения. Источникам права свойственны некоторые черты права в целом. Это их общеобязательный характер, связь с государством, общеизвестность. В настоящее время в мировой практике используются следующие наиболее важные источники права:

1. Нормативно-правовой акт

2. Юридический прецедент

3. Правовой обычай

Нормативно-правовой акт – это письменный документ, принимаемый в установленном порядке компетентными органами или всем народом вы порядке референдума, который регулирует различные сферы общественных отношений. Признаки нормативно-правового акта:

1. Нормативность, то есть он всегда содержит правовые нормы, то есть нормы, обязательные для исполнения.

2. Нормативно-правовой акт направлен на неограниченное число лиц. Это и отличает его от акта применения норма права.

3. Связь с государством. Выражается в особом порядке создания, т.к. подавляющее большинство нормативно-правовых актов принимается в строго установленном законом порядке компетентными органами. Государство может применить принуждение в случае нарушения предписаний, установленных в нормативно-правовом акте.

4. Нормативно-правовой акт – всегда письменный документ. Он всегда имеет свои реквизиты, т.ею название, наименование органа его принявшего, дату принятия, номер, структуру (может состоять из статей, глав, разделов и т.д.)

В Российской Федерации нормативно-правовые акты бывают нескольких видов. Они различаются в зависимости от органа их принявшего и от общественной значимости, регулируемых актом отношений. Особое место в этой системе занимает закон. Закон – это принимаемый в особом порядке органами законодательной власти нормативно-правовой акт, регулирующий наиболее важные, наиболее значимые общественные отношения. Признаки закона:

1. Закон имеет высшую юридическую силу. Подзаконные акты не могут ему противоречить

2. Закон принимается законодательными органами государства в особом порядке, называемом законотворчеством или на референдуме. Процедура принятия закона, как правило, прописана в конституции государства.

3. Законы принимаются по наиболее важным конкретным вопросам общественной жизни.

4. Закон может отменить или изменить только тот орган, который его принял.

5. Закон является центральным звеном всей правовой системы. Основной закон любого государства – конституция. Она обладает высшей юридической силой, никакие другие законы, нормативно-правовые акты не могут ей противоречить

 

Федеральный конституционный закон (ФКЗ) является продолжением конституции и закрепляет вопросы общественного и государственного устройства.

Обыкновенные федеральные законы (ФЗ) принимаются по различным сферам общественной жизни, каждой отрасли российской правовой системы, действует основной закон, чаще всего кодифицированный (кодекс), определяющий систему той или иной отрасли.

Кроме федеральных законов в федеративном государстве принимаются законы федерации, но только по тем вопросам, которые находятся в ведение субъектов федерации или в совместном ведении федерации и субъектов федерации (природоресурсное, жилищное и семейное законодательство). По тем же вопросам, которые включены в исключительно ведение федерации субъекты федерации принимать законы не могут (уголовное, гражданское и процессуальное законодательство)

Подзаконные нормативно-правовые акты – это письменные документы, принимаемые органами исполнительной власти, которые основаны на законе и не могут ему противоречить. Они подразделяются на общие, которые в свою очередь делятся на указы президента, которые обладают в этой системе высшей юридической силы указы президента и постановления правительства.

Местные – это органы местного самоуправления, которые действуют на соответствующей территории.

Локальные – акты организации, уставы, положения и инструкции.

 

Юридический прецедент, как источник права.

Юридический прецедент – это решение государственного органа по конкретному юридическому делу, на основании которого в дальнейшем может быть решено аналогичное дело. Создается судом в процессе отправления правосудия. Вынесенное решение будет являться эталоном, правилом для других судей нижестоящих судов вынесение решения на основе принятого ранее, официально на него ссылаясь.

В РФ прецедент не является источником права, и это означает, что судья не может выносить решение по делу на основе прецедента. Судебные прецеденты в России не обладают юридической силой. В РФ судья основывает свое решение только на законе.

 

Правовой обычай – это общепринятое правило поведения, которое сложилось в результате его многократного применения и которое санкционировано государством. Не всякий обычай может стать правовым, и, тем более, источником права. Чтобы обычай стал правовым нужно, чтобы его одобрило государство. Такое одобрение осуществляется с молчаливого согласия государства на применение обычая. Если государство не запретило напрямую применения обычая, и если он не противоречит законности и правопорядку, то считается что одобрено государством.

Роль правового обычая в различных странах различна, велика его роль в таких странах как Индия, Китай, Япония. В РФ самый распространенный правовой обычай – это обычай делового оборота, возможность применения которого предусмотрена гражданским кодексом РФ. Законодательство РФ, как многонационального государства признает местные, национальные обычаи в семейных, трудовых, других отношениях, которые не противоречат существующему публичному порядку.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.