Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Без попечения родителей 2 страница




2. Приоритет рассматриваемой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, означает, что при избрании для ребенка формы наиболее подходящей из них является усыновление.

Тем не менее во многих случаях допускается устройство детей в семью в иной форме (под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью). В качестве исключения, при отсутствии возможности передать ребенка в семью, допускается его передача в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (ст. 155.1 СК).

Выбор формы устройства зависит от нескольких обстоятельств. В соответствии со ст. 20 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. государство, обеспечивая замену ребенку его семейного окружения, должно учитывать "желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык". Такое правило устанавливает и п. 1 ст. 123 СК РФ.

Кроме того, усыновление допускается при условии, что ребенку будет обеспечена возможность полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития. На обеспечение такой возможности нацелены все положения гл. 19 СК РФ.

Необходимо иметь в виду, что, располагая предоставленной ему ст. ст. 122 и 123 СК РФ возможностью, орган опеки и попечительства может самостоятельно избрать для ребенка форму устройства, передав его под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности - в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов. Следует помнить, что такие формы устройства являются временными и в любое время могут быть заменены усыновлением, однако лишь при условии, что это не будет противоречить интересам ребенка. Практике известны случаи, когда опека, осуществляемая родственниками малолетних, прекращалась в связи с передачей детей на усыновление посторонним лицам с последующей переменой места жительства детей. При этом нарушались не только требования ст. 131 СК РФ о получении предварительного согласия опекуна на усыновление подопечного, но и интересы ребенка, который в соответствии со ст. 55 СК РФ имеет право на общение с родственниками. Не учитываются в таких случаях и положения ст. 5 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г.

Пункт 3 комментируемой статьи определяет еще один интерес ребенка, подлежащий учету при усыновлении, - возможность родственного общения с братьями и сестрами. В качестве общего правила устанавливается запрет на усыновление братьев и сестер разными лицами. Тем не менее суд может отойти от этого правила, если такое усыновление отвечает интересам детей. В п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" приводятся примеры ситуаций, в которых допускается раздельное устройство братьев и сестер, - это случаи, когда дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, находятся в разных детских учреждениях, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья.

Усыновление детей осуществляется безотносительно к состоянию их здоровья. Существует миф о том, что тяжело больные дети не передаются на усыновление или передаются только в семьи иностранных граждан. Это неверно.

3. Комментируемая статья закладывает основы для усыновления детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ. Такое усыновление производится с некоторыми законодательно установленными отступлениями от принципа национального режима, наличие которых вызвано двумя обстоятельствами.

Во-первых, при усыновлении граждан РФ иностранцами, лицами без гражданства, а также гражданами России, проживающими за рубежом, затрагивается прежде всего частный интерес - интерес усыновляемого ребенка. В соответствии со ст. 21 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. "усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным". Таким образом, ребенок имеет право по возможности воспитываться в стране своего происхождения. Этот же интерес охраняется и ст. 8 Конвенции, гарантирующей ребенку право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.

Во-вторых, во всех случаях усыновления детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ, последствием усыновления может стать переезд ребенка на постоянное место жительства в другое государство, а также, возможно, смена гражданства. Известно, что внутреннее законодательство большинства государств предусматривает упрощенный порядок предоставления гражданства детям, усыновленным подданными этой державы. Таким образом, в вопросе об усыновлении российских детей иностранными гражданами затрагивается публичный интерес Российской Федерации - в том смысле, что дальнейшая судьба ребенка после его усыновления находится вне юрисдикции России.

4. Указанные в п. 3 настоящего комментария обстоятельства предопределяют специальные требования, предъявляемые к так называемому иностранному усыновлению.

Для усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства п. 4 комментируемой статьи установлено два предварительных условия. Первое - невозможность передачи усыновляемого ребенка на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам этого ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Второе - истечение шести месяцев со дня поступления сведений о таком ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (ст. 1 Закона о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей).

В этих целях ст. 11 Закона о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, устанавливает правило, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, имеют право на доступ к конфиденциальной информации о детях при наличии в соответствующей анкете ребенка информации о мерах, принятых органами опеки и попечительства, региональным оператором и федеральным оператором, по устройству (оказанию содействия в устройстве) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ. На основании ст. 6 указанного Закона информация о принятых мерах по устройству ребенка включается в документированном виде в анкету ребенка, оригинал которой хранится у регионального оператора банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а копия - у федерального оператора. В соответствии с Правилами ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217, указанная информация вносится в анкету ребенка и направляется соответственно в региональный и федеральный банки данных о детях в трехдневный срок со дня ознакомления гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, со сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, а также принятия иных мер по его устройству в пределах России.

При вынесении судебного решения об усыновлении суд обязан проверить соблюдение названных процедур и установить, предпринимались ли попытки устройства ребенка в семьи граждан РФ или в семьи родственников ребенка, проживающих за рубежом, а также истек ли шестимесячный срок со дня постановки ребенка на учет в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (ст. 272 ГПК).

5. Если ребенка желают усыновить граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ, то усыновление также невозможно до истечения шестимесячного срока со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

 

Статья 125. Порядок усыновления ребенка

 

Комментарий к статье 125

 

1. Порядок усыновления в общих чертах определен в нормах комментируемой статьи и гл. 29 ГПК РФ. На основании абз. 2 п. 2 комментируемой статьи утверждены Правила передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 в ред. от 11 апреля 2006 г.). Необходимо также иметь в виду, что Министерство образования и науки РФ, руководствуясь п. 5 названных Правил, утвердило формы документов по учету кандидатов в усыновители, оформлению усыновления и осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновленных детей в семьях (Приказ Минобрнауки России от 12 ноября 2008 г. N 347).

2. Усыновлению предшествует ряд действий, завершаемых рассмотрением в судебном порядке заявления об усыновлении. Таким образом, непосредственным основанием возникновения прав и обязанностей усыновителей и усыновленных является вступившее в законную силу судебное решение об усыновлении ребенка (п. 2 ст. 274 ГПК).

Судебный порядок усыновления, предусмотренный комментируемой статьей, был введен в соответствии с п. 2 ст. 169 СК РФ несколько позже, чем остальные его положения, - с 27 сентября 1996 г. <1>. До этого времени на основании ст. 98 КоБС РСФСР усыновление производилось в административном порядке (решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов, а с 13 марта 1995 г. - постановлением главы районной, городской или районной в городе администрации или постановлением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации при усыновлении иностранными гражданами детей, являющихся гражданами РФ <2>).

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 21 августа 1996 г. N 124-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР" // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4134.

<2> Федеральный закон от 7 марта 1995 г. N 28-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях".

 

Судебная процедура усыновления как один из способов защиты субъективных прав ребенка, без сомнений, обладает преимуществами перед процедурой административной. Поскольку усыновление допускается лишь в случаях, когда оно отвечает интересам ребенка, требуется определить эти интересы и установить целесообразность возникновения отношений между усыновителями и усыновленными. Кроме того, при усыновлении ребенка по общему правилу автоматически прекращаются его права и обязанности по отношению к родителям и родственникам (ст. 137 СК). Наделение правами по отношению к ребенку одних лиц и прекращение аналогичных прав других лиц, вне всякого сомнения, требует судебной процедуры.

3. Первым этапом в процедуре усыновления является подача лицом, желающим усыновить ребенка, заявления в орган опеки и попечительства по месту своего жительства с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителем. К заявлению прилагаются документы в соответствии с перечнем, установленным п. 6 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ:

1) краткая автобиография;

2) справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах;

3) копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;

4) справка органов внутренних дел об отсутствии судимости и уголовного преследования (за исключением случаев, когда уголовное преследование в отношении лица прекращено по реабилитирующим основаниям) за тяжкие или особо тяжкие преступления, за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

5) медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития РФ;

6) копия свидетельства о браке (если лицо, желающее усыновить ребенка, состоит в браке).

Приняв заявление от лица, желающего усыновить ребенка, орган опеки и попечительства обязан обследовать условия жизни заявителя и подготовить в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления заключение о возможности заявителя быть усыновителем (второй этап процедуры). На основании принятого заявления орган опеки и попечительства обязан также поставить заявителя на первичный учет как лицо, желающее усыновить ребенка (см. комментарий к ст. 126 СК).

В практике встречаются и отрицательные заключения органов опеки и попечительства. Отрицательное заключение орган опеки и попечительства обязан довести до сведения заявителя в пятидневный срок с даты его подписания.

На третьем этапе лицо, желающее усыновить ребенка, обращается к региональному или федеральному оператору государственного банка о детях, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, гражданин, желающий принять ребенка на воспитание в свою семью, сам предоставляет сведения о себе региональному или федеральному оператору.

Оператор банка данных осуществляет документирование информации о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, в виде анкеты гражданина, в которой указываются как сведения, относящиеся к личности заявителя, так и информация о ребенке, которого гражданин желал бы принять на воспитание в свою семью (ст. 7 Закона).

На основании этой анкеты оператор банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, осуществляет подбор подходящих для кандидата в усыновители детей (четвертый этап процедуры). В соответствии со ст. 12 вышеназванного Закона гражданину должна быть предоставлена информация обо всех оставшихся без попечения родителей детях, учтенных в соответствующем банке данных, и отвечающих информации о ребенке, которого гражданин желал бы принять на воспитание в свою семью. Указанная информация о детях, хранящаяся в федеральном или региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, предоставляется кандидату в усыновители в письменной форме лично.

При выборе ребенка, оставшегося без попечения родителей, гражданину, желающему принять ребенка на воспитание в свою семью, выдается региональным или федеральным оператором направление в учреждение, в котором находится ребенок, для его посещения с уведомлением об этом органа опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка, оставшегося без попечения родителей.

На пятом этапе процедуры усыновления требуется посещение ребенка и в соответствии с п. 2 комментируемой статьи личное общение с ним. Согласно п. 12 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ кандидат в усыновители обязан лично познакомиться с ребенком и установить с ним контакт, ознакомиться с документами усыновляемого ребенка и подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

Медицинское освидетельствование ребенка и выдача заключения о состоянии его здоровья производятся на основании Приказа Минздравмедпрома России N 369, Минобразования России N 641 от 25 декабря 1995 г. "О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью". Заключение выдается экспертными медицинскими комиссиями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации по вопросам медицинского освидетельствования детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставляется для ознакомления кандидатам в усыновители.

Следует только заметить, что установить контакт с ребенком (в особенности с младенцем) по целому ряду причин может быть затруднительно. Отсутствие такого контакта не должно служить формальным препятствием к усыновлению, поскольку по смыслу п. 2 комментируемой статьи достаточно однократного личного общения усыновителя с ребенком.

При положительном результате встречи кандидата в усыновители с ребенком, оставшимся без попечения родителей, более ничего не препятствует обращению гражданина в суд с заявлением об усыновлении, содержание которого должно соответствовать требованиям, установленным ст. 270 ГПК РФ. К заявлению кандидата в усыновители прилагаются в двух экземплярах документы по перечню, определяемому ст. 271 ГПК РФ. Завершающим (шестым) этапом в процедуре усыновления является судебное рассмотрение этого заявления.

4. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства в соответствии с правилами, установленными гл. 29 ГПК РФ.

Подсудность этой категории дел определяется специальными правилами ст. 269 ГПК РФ, в соответствии с которой заявления граждан РФ об усыновлении подаются в районный суд по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка. В то же время заявления граждан РФ, постоянно проживающих за пределами территории РФ, иностранных граждан или лиц без гражданства, желающих усыновить ребенка, являющегося гражданином РФ, подаются соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка.

5. На стадии подготовки дела об усыновлении к судебному разбирательству судья не только знакомится с приложенными к заявлению документами, но и обязывает органы опеки и попечительства по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка представить в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка. При этом на орган опеки и попечительства п. 2 ст. 272 ГПК РФ дополнительно возлагается обязанность по предоставлению в суд следующих документов:

1) акта обследования условий жизни усыновителей (усыновителя);

2) свидетельства о рождении усыновляемого ребенка;

3) медицинского заключения о состоянии здоровья, о физическом и об умственном развитии усыновляемого ребенка;

4) согласия усыновляемого ребенка, достигшего возраста 10 лет, на усыновление, а также на возможные изменения его имени, отчества, фамилии и запись усыновителей (усыновителя) в качестве его родителей (за исключением случаев, если такое согласие в соответствии с федеральным законом не требуется);

5) согласия родителей ребенка на его усыновление, при усыновлении ребенка родителей, не достигших возраста 16 лет, также согласия их законных представителей, а при отсутствии законных представителей согласия органа опеки и попечительства, за исключением случаев, предусмотренных ст. 130 СК РФ;

6) согласия на усыновление ребенка его опекуна (попечителя), приемных родителей или руководителя учреждения, в котором находится ребенок, оставшийся без попечения родителей;

7) при усыновлении ребенка гражданами РФ, постоянно проживающими за пределами территории РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства, не являющимися родственниками ребенка, - документа, подтверждающего наличие сведений об усыновляемом ребенке в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также документов, подтверждающих невозможность передачи ребенка на воспитание в семью граждан РФ или на усыновление родственниками ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников.

6. Рассмотрение дела об усыновлении должно быть завершено в пределах общего срока - до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд.

На основании п. 1 комментируемой статьи и ст. 273 ГПК РФ заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста 14 лет, а в необходимых случаях - родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от 10 до 14 лет.

Закрытый характер судебного заседания связан с необходимостью обеспечить тайну усыновления ребенка (ст. 139 СК), а личное участие в процессе усыновителя и по возможности самого ребенка требуется для выяснения того, насколько усыновление отвечает интересам ребенка. Контроль за соблюдением прав и законных интересов ребенка, а также прав и законных интересов других лиц (родителей ребенка, его опекуна или попечителя) осуществляют в судебном заседании также прокурор и представитель органа опеки и попечительства.

7. Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка. В течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка суд обязан направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения. Выписка из судебного решения направляется с целью извещения о состоявшемся усыновлении органа записи актов гражданского состояния, который, в свою очередь, обязан произвести государственную регистрацию усыновления в случае, если усыновители (усыновитель) или уполномоченные ими лица в течение месяца со дня усыновления ребенка не обратятся с заявлением о такой регистрации (п. 2 ст. 41 Закона об актах гражданского состояния). Однако по общему правилу государственная регистрация усыновления производится по заявлению усыновителем или уполномоченных ими лиц по предъявлению судебного решения и документов, удостоверяющих личность.

После проведения государственной регистрации усыновления бывшие родители ребенка уже не смогут получить повторное свидетельство о государственной регистрации рождения ребенка.

В соответствии с п. 20 Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ усыновители обязаны лично забрать ребенка по месту его жительства (нахождения) по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность усыновителя, и решения суда.

8. В завершение настоящего комментария подчеркнем, что вся процедура усыновления в соответствии с российским законодательством является абсолютно бесплатной (п. 7 ст. 10 Закона о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей; ст. 333.36 и ст. 333.39 НК).

 

Статья 126. Учет детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей

 

Комментарий к статье 126

 

1. Правовые основы учета детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей, заложены в п. 3 ст. 122 СК РФ, а также в Законе о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Выше упоминалось принятое в соответствии с данным Законом Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217, которым были утверждены Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием. В свою очередь, Министерство образования и науки РФ своим Приказом от 12 ноября 2008 г. N 347 определило порядок работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

2. Дети, подлежащие усыновлению, учитываются в общем порядке, предусмотренном для учета детей, оставшихся без попечения родителей (см. комментарий к ст. 122 СК).

3. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи порядок учета кандидатов в усыновители определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок первичного учета лиц, желающих усыновить детей, не может определяться на уровне федерального законодательства, поскольку такой учет осуществляют органы опеки и попечительства. В настоящее время органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъектов Федерации (ст. 34 ГК, ст. 121 СК), за исключением тех случаев, когда полномочия органов опеки и попечительства переданы органам местного самоуправления. Согласно ст. 6 Закона об опеке органы местного самоуправления муниципальных образований (в том числе органы местного самоуправления поселений), на территориях которых отсутствуют органы по опеке и попечительству, образованные в соответствии с настоящим Законом, законом субъекта Федерации могут наделяться полномочиями по опеке и попечительству.

К сожалению, не во всех субъектах Федерации порядок учета кандидатов в усыновители в данный момент нормативно определен. Однако есть и такие субъекты Федерации, которые приняли соответствующие нормативные правовые акты. Так, например, в соответствии с Постановлением правительства Мурманской области от 24 мая 2002 г. N 168-ПП/6 (в ред. от 5 ноября 2002 г.) "Об утверждении Положения о порядке учета в Мурманской области кандидатов в усыновители - граждан Российской Федерации" учет кандидатов в усыновители, постоянно проживающих на территории Мурманской области и желающих усыновить детей, являющихся гражданами РФ, осуществляется муниципальными органами управления образованием по месту постоянного проживания граждан. Для осуществления учета кандидатов в усыновители в муниципальных органах управления образованием Мурманской области ведется журнал учета кандидатов. В тех случаях, когда кандидатам в усыновители не удается подобрать для усыновления ребенка по месту своего постоянного проживания, указанное Постановление предлагает им встать на учет в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, при комитете по образованию Мурманской области.

Аналогичные нормативные акты приняты и действуют в Омской, Оренбургской, Тамбовской областях.

4. Учет кандидатов в усыновители не на уровне органов местного самоуправления, а в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в соответствии со ст. 7 Закона о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Кандидаты в усыновители могут предоставить о себе документированную информацию в государственный банк данных. Как установлено в ст. 11 названного Закона, это необходимо в целях получения ими доступа к конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей (к анкетам детей). Вместе с тем указанный Закон не требует, чтобы до постановки на учет в региональные или федеральный банк данных о детях кандидат в усыновители обязательно встал на учет в органах опеки и попечительства по месту своего жительства. Требуется лишь предварительно получить в органах опеки заключение о возможности быть усыновителем.

В свою очередь, иностранные граждане и лица без гражданства, желающие усыновить детей, являющихся гражданами РФ, подлежат постановке на учет только в региональных или федеральном банке данных о детях в порядке, установленном разд. IV Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием. Учет осуществляется на основании заявления кандидата в усыновители с приложением документов, перечисленных в п. 20 указанных Правил.

 

Статья 126.1. Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей

 

Комментарий к статье 126.1

 

1. Комментируемая статья была введена Федеральным законом от 27 июня 1998 г. N 94-ФЗ, который внес существенные изменения в Семейный кодекс, направленные, как указывалось в ст. 1 этого Закона, на "повышение государственного контроля за усыновлением".

Прежде всего в статье предлагается понятие посреднической деятельности по усыновлению детей, которое имеет межотраслевое значение. Под посреднической понимается любая деятельность, осуществляемая в целях подбора и передачи детей на усыновление от имени и в интересах лиц, желающих усыновить детей, другими лицами. Посредническая деятельность при усыновлении запрещена.

Исключение из этого правила составляют:

- подбор и передача детей на усыновление, осуществляемые органами опеки и попечительства, а также органами государственной власти;

- оказание помощи в усыновлении детей специально уполномоченными иностранными государствами органами или организациями по усыновлению детей;

- оказание услуг переводчиком;

- оказание юридических услуг по представительству в суде при рассмотрении дела по заявлению об усыновлении.

Таким образом, посреднической деятельностью является, например, поиск детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляемый отдельными лицами или неуполномоченными организациями по просьбе лица, желающего усыновить ребенка. К таким же действиям относится и налаживание контактов с лицами, имеющими доступ к информации о детях, оставшихся без попечения родителей, с целью получения и передачи этой информации лицам, желающим усыновить детей. На основании ст. 11 Закона о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, доступ к конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, не свободен, он осуществляется лишь при условии документирования информации о гражданах, желающих усыновить детей, в порядке, установленном ст. 7 этого Закона (т.е. при условии постановки этих граждан в региональных или федеральном банках данных о детях на учет как кандидатов в усыновители).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 345; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.