Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Используемых в Правилах игры в шахматы




Число после наименования термина – номер пункта Правил, в котором впервые появляется этот термин.

алгебраическая нотация: 8.1. Запись ходов с использованием символов от a до h и цифр от 1 до 8 при обозначении полей на доске 8x8.

анализ: 11.3. Выполнение одним или несколькими игроками ходов на доске с целью определения наилучшего продолжения.

арбитр: предисловие. Лицо (лица), ответственное(ые) за обеспечение соблюдения правил соревнования.

белые: 2.2. Во-первых, белыми называются 16 фигур или 32 поля светлого цвета. Во-вторых, при печати отчетов о партии это также относится к игроку белыми фигурами.

бланк для записи партии: 8.1. Лист бумаги, разграфлённый для записи ходов. Бланк также может быть электронным.

блиц: B. Игра, где у каждого игрока время на обдумывание равно или меньше 10 минут.

быстрая игра перед окончанием партии: G.1. Заключительная часть игры, в которой игрок должен сделать неограниченное количество ходов за ограниченное время.

быстрая игра (рапид): A. Игра, в которой время на обдумывание у каждого игрока составляет больше 10 минут, но меньше 60 минут.

вертикаль: 2.4. Вертикальная колонка из восьми квадратов на шахматной доске.

взятие на проходе: См. объяснение в Статье 3.7d. В нотации на русском языке обозначается В.П.

взятие фигуры: 3.1. Перемещение фигуры игрока с занимаемого ею поля на поле, занятое фигурой соперника, которая при этом удаляется с доски. См. также взятие на проходе 3.7d. Обозначается символом “х”.

вмешательство: 12.7. Вовлечение посторонних в происходящую игру с тем, чтобы повлиять на результат.

время опоздания: 6.7.а. Заранее установленное время, на которое игрок может опоздать без штрафа.

горизонталь: 2.4. Горизонтальный ряд из восьми квадратов на шахматной доске.

демонстрационная доска: 6.13. Доска для отображения позиции на шахматной доске, на которой фигуры перемещаются вручную.

диагональ: 2.4. Прямая линия, проходящая через квадраты одного и того же цвета от одного края доски до другого.

доска: 2.4. Краткое название шахматной доски.

завершенный ход: 6.2а. Ход считается завершенным, когда игрок сделал свой ход, а затем нажал свои часы.

запечатанный ход: Приложение E. В случае, если игра откладывается, игрок должен запечатать свой следующий ход в конверт.

заявление: 6.8. При определенных обстоятельствах игрок может сделать заявление арбитру.

зрители: Наблюдающие за игрою лица, не являющиеся арбитрами или игроками. Сюда включаются и игроки, закончившие свои партии.

игра за шахматной доской: введение. Данные Правила игры в шахматы распространяются только на этот вид шахматной игры и не включают в себя игру по интернету, по переписке и т.п.

игровая зона: 11.2. Единственное помещение, в котором игроки должны находиться во время игры.

игровой зал: 11.2. Помещение, в котором играются партии соревнования.

классическая игра: G3. Игра, в которой время на обдумывание каждого игрока составляет, по крайней мере, 60 минут.

комнаты отдыха: 11.2. Туалеты, а также помещение, выделяемое отдельно на чемпионатах мира, в котором игроки могут расслабиться.

контроль времени: Во-первых, регламент времени, предоставляемого игроку на обдумывание. Например, 90 минут на 40 ходов, 30 минут на все оставшиеся ходы плюс 30 накапливаемых секунд, начиная с первого хода. Во-вторых, говорят, что игрок “прошёл контроль времени”, если, например, он сделал требуемые регламентом 40 ходов менее чем за 90 минут.

королевский фланг: 3.8a. Вертикальная половина доски, на которой в начале игры стоит король.

лёгкая фигура: Слон или конь.

мат: 1.3. Сокращенное название шахматного мата.

монитор: 6.13. Электронное устройство для отображения позиции на доске.

нажать часы: 6.2а. Нажать на кнопку или рычаг шахматных часов, останавливая свои часы и пуская часы соперника.

нападение: 3.1. Говорят, что фигура нападает на фигуру соперника, если эта фигура может взять фигуру соперника на этом поле.

на усмотрение арбитра: В Правилах описано много случаев, когда арбитр должен использовать свое суждение.

неразрешённый ход: 3.10b. Ход, который не разрешен данными Правилами.

недопустимое положение: 3.10c. Положение считается недопустимым, если оно не может быть получено любой серией разрешённых Правилами ходов.

ничейная позиция: 5.2b. Позиция, в которой ни один игрок не может поставить мат королю соперника любой серией разрешённых ходов.

ничья: 5.2. Игра, в которой ни одна из сторон не смогла добиться победы.

нулевое время опоздания: 6.7a. Игрок должен сидеть за шахматной доской перед началом тура.

обжалование: 11.10. Как правило, игрок имеет право обжаловать решение судьи или организатора.

объяснение: 11.9.Игрок имеет право на объяснение Правил арбитром.

выиграть обычными средствами: G.3. Играть в позитивном ключе, пытаясь выиграть партию; или иметь положение, дающее реальные шансы на победу в партии, а не победить просто из-за падения флажка.

ограниченные возможности: 6.2e. Физические или умственные недостатки, которые приводят к частичной или полной потере способности человека выполнять определенные действия при игре в шахматы.

окончание быстрой игры: G.1. Последняя часть игры, в которой игрок должен выполнить неограниченное количество ходов за ограниченное время.

организатор: 8.3. Лицо, ответственное за игровую зону, даты соревнования, денежные призы, приглашения, формат соревнования и так далее.

откладывать: 8.1. Вместо завершения игры за один сеанс партия временно прерывается, а затем продолжается в более позднее время.

очки: 10.1. Обычно игрок получает 1 очко за победу, ½ очка за ничью, 0 за поражение. Встречается следующий подсчет очков: 3 за победу, 1 за ничью, 0 за поражение.

падение флажка: 6.1. Истечение времени, отведенного игроку.

патовая позиция: 5.2a. Положение, в котором игрок не имеет разрешённого Правилами хода, и его король не находится под шахом.

период времени: Часть игры, в которой игроки должны сделать заданное количество ходов или все ходы в течение определенного времени.

повторение ходов: 5.2d. 1. Игрок может заявить о признании партии ничьей, если одна и та же позиция возникла три раза. 2. Игра признаётся ничьей, если одна и та же позиция возникла пять раз.

поле превращения: Поле, на которое перемещается пешка, когда она достигает последней от своего начального положения горизонтали.

положение о соревновании: 6.7a. В Правилах игры в шахматы есть различные варианты проведения соревнований. Положение о соревновании должно установить, какой вариант проведения соревнований выбран.

помощник: 8.1. Лицо, которое может помочь плавному течению соревнований различными способами.

правило 50 ходов: 5.2e. Игрок может заявить о признании партии ничьей, если последние 50 ходов были сделаны каждым игроком движения какой-либо пешки и без взятия какой-либо фигуры.

правило 75 ходов: 9.6b. Партия признаётся ничьей, если последние 75 ходов были сделаны каждым игроком без движения какой-либо пешки и без взятия какой-либо фигуры.

превращение: 3.7e. Происходит, когда пешка достигает последней горизонтали от своей исходной позиции и заменяется новой фигурой: ферзём, ладьёй, слоном или конём того же цвета.

предложение ничьей: 9.1b. Порядок, в соответствии с которым игрок может предложить ничью сопернику. В бланке записи партии указывается символом “=”.

размен: 1. Положение, при котором игрок взял фигуру той же ценности, что и его собственная фигура, и эта фигура “отбита”. 2. Положение, при котором один игрок потерял ладью, а другой потерял слона или коня.

разрешенный ход: 1.2. Ход, при котором полностью выполнены все соответствующие требования Статей 3.1 - 3.9.

режим Бронштейна: 6.3b. См. режим задержки времени.

режим задержки времени (режим Бронштейна): 6.3b. Оба игрока получают определенное “основное время на обдумывание”. Кроме того, каждый игрок получает “фиксированное дополнительное время” на каждый ход. Обратный отсчет основного времени на обдумывание начинается только после истечения фиксированного дополнительного времени. В том случае, когда игрок нажимает свои часы до истечения фиксированного дополнительного времени, основное время на обдумывание не меняется, независимо от того, сколько фиксированного дополнительного времени использовано.

режим накопленного времени (режим Фишера): Режим, при котором игрок получает дополнительное количество времени (часто 30 секунд) на каждый ход.

режим Фишера: См. режим накопленного времени.

результат партии: 8.7. Обычно результат партии1-0, 0-1 или ½-½. В исключительных случаях оба игрока могут потерять очки (Статья 11.8), или один получит ½ очка, а другой - 0 (Статья 12.9). Для несыгранных партий результат обозначается +/- (белые победили из-за неявки соперника), -/+ (черные победили из-за неявки соперника), -/- (не явились оба игрока).

рокировка: Перемещение короля к ладье. См. Статью 3.8b. Рокировка на королевском фланге обозначается 0-0, на ферзевом фланге - 0-0-0.

сдаюсь: 5.1b. Уведомление о том, что игрок отказывается от дальнейшей игры и не играет до мата.

сопредельная зона: Зона, прилегающая к игровой зоне, но фактически не являющаяся её частью. Например, места, отведенные для зрителей.

счетчик ходов: 6.10b. Устройство в шахматных часах, которое может использоваться для регистрации количества нажатий на часы каждого игрока.

ход при касании фигуры: 4.3. Если игрок касается фигуры с намерением пойти ею, то он обязан сделать ход этой фигурой.

ферзевой фланг: 3.8a. Вертикальная половина доски, на которой в начале игры стоит ферзь.

фигура: 2. Одна из 32 фигур на шахматной доске или ферзь, ладья, слон или конь.

флажок: 6.1. Устройство, которое отображает, что период времени заканчивается.

ход: 1.1. Во-первых, выражение “90 минут на 40 ходов” относится к 40 ходам каждого игрока. Во-вторых, выражение “при своём ходе” относится к праву этого игрока сделать следующий ход.

ход сделан: 1.1. Говорят, что ход “сделан”, когда фигура была передвинута на новое поле, рука игрока отпустила фигуру и взятая фигура соперника, если таковая имеется, снята с доски.

часы: 6.1. Одно из двух устройств для регистрации и отображения времени.

черные: 2.2. Во-первых, черными называются 16 фигур и 32 поля темного цвета. Во-вторых, при печати отчетов о партии это также относится к игроку черными фигурами.

честная игра: 12.2a. Иногда, когда арбитр обнаруживает, что положений Правил недостаточно, он должен принимать решения по справедливости.

шах: 3.9. Нападение на короля одной или несколькими фигурами соперника. Обозначается символом “+”.

шахматная доска: 1.1. Доска размером 8х8 квадратов, как в Статье 2.1.

шахматные часы: 6.1. Часы с двумя устройствами для регистрации и отображения времени, связанными друг с другом.

шахматный мат: 1.2. Нападение на короля, при котором он не может парировать угрозу. Обозначается символом “++” или “#”.

шахматы: Комплект из 32 фигур на шахматной доске.

шахматы 960: F. Вариант шахмат, при котором расстановка фигур на первой и последней горизонталях создаётся одним из 960 различных возможных вариантов.

штрафные санкции: Арбитр может применить санкции, описанные в Статье 12.9, в порядке возрастания степени тяжести нарушения.

экран: 6.13. Устройство для электронного отображения позиции на доске.

я поправляю: 4.2. Уведомление о том, что игрок хочет поправить положение фигуры, но не обязательно намерен ходить ею.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.