Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оставшихся без попечения родителей 1 страница




 

§ 1. Выявление и устройство детей,

оставшихся без попечения родителей

 

Правовые основы совершения действий по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, заложены в разд. VI Семейного кодекса, в Федеральном законе "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", в Правилах ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием <1>, а также в иных нормативных правовых актах.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 (в ред. от 11 апреля 2006 г.) "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Основным в настоящей главе является понятие "ребенок, оставшийся без попечения родителей". Легального определения этого понятия Семейный кодекс не дает, однако из его п. 1 ст. 121 следует, что к числу таких детей относится каждый ребенок, по каким-либо причинам лишившийся родительского попечения - ухода, охраны, воспитания, заботы. Законодатель лишь перечисляет несколько распространенных случаев, когда дети остаются без попечения родителей: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение их в родительских правах, признание родителей недееспособными, болезнь родителей, их длительное отсутствие, уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. Возникают, к сожалению, ситуации, когда дети не посещают школу, не получают по вине родителей медицинской помощи, оставлены без ухода и питания <1>. Эти юридические факты порождают особое правовое состояние - ребенок становится "оставшимся без попечения родителей".

--------------------------------

<1> Необходимо знать, что жестокое обращение родителей с ребенком может быть основанием для привлечения их к уголовной ответственности по ст. 156 УК РФ, а также по иным нормам уголовного законодательства (например, ст. 116, 117 УК РФ и др.).

 

Статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, приобретается также при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, в случаях непосредственной угрозы его жизни или здоровью (ст. 77 СК), при пребывании родителей в местах лишения свободы. Перечень случаев, в которых ребенок может остаться без родительского попечения, не является, да и не может быть закрытым. Это связано с тем, что содержание юридических обязанностей родителей по отношению к детям чрезвычайно широко (ст. 63, 64, 80 СК), а их неисполнение может привести к различным негативным результатам: заболевание ребенка, совершение ребенком правонарушения и пр.

Ребенок-сирота и ребенок, оставшийся без попечения родителей, - разные юридические понятия. В ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено, что дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Факт отсутствия попечения родителей в соответствии с действующим законодательством не требует судебного установления <1>, хотя, например, наличие вступившего в законную силу судебного решения о лишении единственного родителя родительских прав или об ограничении его родительских прав, о признании его недееспособным или безвестно отсутствующим само по себе безусловно свидетельствует о том, что ребенок остался без попечения родителей.

--------------------------------

<1> На практике бытует заблуждение о том, что ребенок приобретает статус оставшегося без попечения родителей только после вступления в законную силу судебного решения о лишении его родителей родительских прав. Это не соответствует Семейному кодексу.

 

Действующим законодательством предусмотрена специальная административная процедура выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей. Выявление и учет таких детей - задача государственного масштаба, исполнение которой позволит гарантировать каждому ребенку, оказавшемуся в трудной ситуации, предоставление необходимой и возможной помощи, а также планировать расходование бюджетных средств для обеспечения устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, происходят в следующем порядке:

1. Сведения о факте отсутствия родительского попечения в отношении ребенка поступают в орган опеки и попечительства.

Зачастую такая информация становится известной сотрудникам органов опеки и попечительства при исполнении их служебных обязанностей. Однако необходимо знать, что в соответствии с п. 1 ст. 122 СК РФ должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей. Исполнение этой обязанности не подкреплено юридической санкцией, и это обстоятельство является одной из причин того, что тысячи должностных лиц и рядовых граждан ежедневно проходят безучастно мимо детей, нуждающихся в помощи.

2. В соответствии с п. 3 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием орган опеки и попечительства в трехдневный срок со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, орган опеки и попечительства должен обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Со дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, органу опеки и попечительства предоставляется месячный срок для устройства ребенка.

3. Если орган опеки и попечительства не смог устроить ребенка в семью в одной из предусмотренных правовых форм (например, передал ребенка в учреждение для детей-сирот), то он обязан направить сведения о таком ребенке региональному оператору банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для учета в региональном банке данных. Региональные банки данных о детях создаются на территории каждого из субъектов РФ (ст. 1 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей").

В течение месяца со дня поступления сведений о ребенке региональный оператор организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации.

4. Если в течение месяца не удалось устроить ребенка в семью на территории соответствующего субъекта РФ, то информация о ребенке передается в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Хранит и предоставляет информацию, содержащуюся в федеральном банке данных о детях, федеральный оператор - федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ <1>.

--------------------------------

<1> В настоящий момент эти функции возложены на Министерство образования и науки Российской Федерации.

 

В соответствии со ст. 5 указанного Федерального закона предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным операторам или федеральному оператору не освобождает органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов РФ от обязанности по устройству таких детей на воспитание в семьи.

Таким образом, в Российской Федерации существует система учета детей, оставшихся без попечения родителей. Она предназначена для того, чтобы обеспечить устройство детей не только в семьи граждан, проживающих на территории того субъекта РФ, где ребенок был выявлен, но и в семьи иных граждан. Кроме того, в государственном банке данных хранятся и сведения о лицах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (ст. 7 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей").

Как уже говорилось, отсутствие родительского попечения порождает особый правовой статус ребенка. Дети, относящиеся к числу оставшихся без попечения родителей:

- имеют право на устройство в семью (абз. 3 п. 2 ст. 54 СК);

- учитываются в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей;

- имеют право на различные социальные льготы и гарантии (Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").

Безусловно, важнейшим правом ребенка, оставшегося без попечения родителей, является право на устройство в семью. Это один из главных элементов специального правового статуса ребенка.

Законодатель одновременно употребляет термины "устройство детей" и "воспитание детей", что требует разъяснения. Глава 18 СК РФ называется "Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей", однако в наименовании разд. VI Кодекса использован иной оборот - "формы воспитания детей". Это расхождение является всего лишь редакционной ошибкой законодателя. Дело в том, что воспитание как процесс воздействия на личность ребенка включает в себя не все из возможных действий, которые приходится совершать усыновителям, опекунам, попечителям ребенка. На этих лиц возлагается широкий круг обязанностей, в том числе и обязанность по представительству и защите интересов несовершеннолетнего. Действия во исполнение этой обязанности (обращение в суд в защиту ребенка, в орган социальной защиты для получения льгот и пр.) понятием "воспитание" не охватываются. Таким образом, в содержание понятия "устройство детей, оставшихся без попечения родителей" включается их "воспитание".

Устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, - один из видов социальной заботы (заботы государства и общества о людях). Оно состоит в том, что уполномоченный на то орган закрепляет за ребенком лицо (нескольких лиц), обязанное (обязанных) совершать в его пользу в течение определенного времени или без указания срока фактические и (или) юридические действия, направленные на удовлетворение его потребностей, а также отвечать за соблюдение законных прав и интересов несовершеннолетнего.

Понятие "устройство ребенка" является юридическим. Это связано, во-первых, с тем, что задачей устройства является обеспечение прав и интересов несовершеннолетнего. Следовательно, закрепление за ребенком опекуна или иного обязанного лица может быть облечено только в установленные законом формы. Во-вторых, важным признаком устройства является то, что оно осуществляется уполномоченными на то органами государственной власти или местного самоуправления.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - те правовые конструкции, которые позволяют обеспечить постоянное или временное закрепление за ребенком лица, которое обязано отвечать за него. Формы устройства могут быть различны, а их использование зависит от совокупности многих факторов: национальных традиций, экономической ситуации, демографической ситуации и пр. Так, еще в XVIII в. в Российской империи по инициативе Екатерины II в Екатеринославском наместничестве на старост и старшин возлагалась "обязанность приискивать средства для пропитания малолетних. С этой целью одни должны были отдавать беспомощных сирот состоятельным односельчанам с тем, чтобы они кормили их, а в вознаграждение пользовались до совершеннолетия их трудами. На старосту возлагалась обязанность наблюдать, чтобы эти опекуны содержали малолетних изрядно и не изнуряли работами" <1>. Безусловно, цивилизованные правопорядки таких форм устройства детей "в семью" не знают.

--------------------------------

<1> См.: Сергеевич В. Лекции и исследования по истории русского права. СПб., 1883. С. 940.

 

В соответствии с п. 1 ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Кроме того, законами субъектов РФ могут быть предусмотрены иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

В зависимости от субъекта, осуществляющего заботу о ребенке, все формы устройства детей следует разделить на две группы:

 

ФОРМЫ УСТРОЙСТВА

/ \

/ \

/ \

V V

ФОРМЫ ФОРМЫ

"ИНДИВИДУАЛЬНОГО" "НЕИНДИВИДУАЛЬНОГО"

УСТРОЙСТВА УСТРОЙСТВА

 

При "индивидуальном" устройстве (семейное устройство, устройство в семью) попечение о ребенке передается строго определенному физическому лицу (лицам), при выборе которого применяются установленные законом критерии. К таким формам устройства относятся усыновление ребенка, а также опека (попечительство) <1>.

--------------------------------

<1> В юридической литературе неоднократно отмечался этот факт: "По сути дела, советское законодательство о браке и семье имеет в виду две формы устройства в семью". См.: Право и защита семьи государством / Отв. ред. В.П. Мозолин, В.А. Рясенцев. М., 1987. С. 45. См. также: Ершова Н.М. Опека и попечительство над несовершеннолетними по советскому праву: Дис.... канд. юрид. наук. М., 1957. С. 56.

 

В случаях "неиндивидуального" устройства ребенок передается на попечение организации, юридического лица. Разумеется, конкретные действия по воспитанию ребенка или по уходу за ним совершают физические лица - работники организации, однако их личность для формы устройства ребенка юридического значения не имеет. Важно только, что педагоги учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны иметь соответствующее образование <1>. Однако это требование общего характера. Для передачи ребенка в такое учреждение не имеет значения, какое имя носит его будущий педагог. Более того, один педагог (или воспитатель, няня) может быть в любое время заменен другим, что невозможно сделать при "индивидуальном" устройстве ребенка (например, при помещении под опеку). В настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 123 СК РФ к формам "неиндивидуального" устройства относится передача ребенка в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Как следует из ст. 149 СК РФ, правовое положение ребенка, пребывающего в такого рода учреждении, аналогично положению ребенка, которому назначен опекун (попечитель).

--------------------------------

<1> См.: п. 36 Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 (в ред. от 23 декабря 2002 г.) // СПС "КонсультантПлюс".

 

В зависимости от длительности отношений по устройству ребенка различаются:

 

ФОРМЫ УСТРОЙСТВА

/ \

/ \

/ \

V V

ФОРМЫ ФОРМЫ

ВРЕМЕННОГО ПОСТОЯННОГО

УСТРОЙСТВА УСТРОЙСТВА

 

Пребывание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в одном из специальных учреждений всегда является временной формой его устройства. Это связано с тем, что, как уже упоминалось, ребенок имеет право на семью. Ребенку, помещенному в интернат или иное учреждение, органы опеки и попечительства и иные уполномоченные на то органы обязаны продолжать подыскивать подходящую семью.

Устройство ребенка без указания срока (постоянное) предполагает возникновение длительных, более того, пожизненных отношений ребенка с посторонними людьми, а потому может быть облечено лишь в правовую форму усыновления. Пожизненный характер этих отношений играет роль при их установлении, но не исключает впоследствии отмены усыновления, как родство родителей и детей не исключает лишения родителей родительских прав.

Такая форма устройства, как опека (попечительство), носит временный (срочный) характер. Предусмотренная гл. 21 СК РФ приемная семья, а также патронатная семья и иные предусмотренные законами некоторых субъектов РФ формы устройства детей являются разновидностью опеки (попечительства). Их отличие от "обычной" ("классической") опеки или попечительства главным образом состоит в том, что при осуществлении "обычной" опеки опекун не получает за свои действия никакого вознаграждения.

Система форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, складывается следующим образом:

 

Формы устройства детей
Формы "индивидуального" устройства Формы "неиндивидуального" устройства (пребывание ребенка в специальном учреждении)
Усыновление детей Опека и попечительство над детьми  
  "Классическая" ("обычная") опека и попечительство Специальные виды опеки и попечительства, предусмотренные федеральным законодательством (например, приемная семья) Специальные виды опеки и попечительства, предусмотренные законодательством субъекта РФ (например, патронатная семья)  
         

 

Особого упоминания заслуживает такая форма устройства детей, как детский дом семейного типа. Она была введена в законодательство Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 32-ФЗ "О внесении дополнения в статью 123 Семейного кодекса Российской Федерации". Более подробно отношения, связанные с данной формой устройства, урегулированы Правилами организации детского дома семейного типа <1>.

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 195 (в ред. от 1 февраля 2005 г.) "О детском доме семейного типа" // СПС "КонсультантПлюс".

 

В соответствии с редакцией ст. 123 СК РФ детский дом семейного типа относится к учреждениям, т.е. к формам "неиндивидуального" устройства детей. Между тем в п. 2 названных Правил указывается, что "детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей". То есть ребенок (или несколько детей) передается семье, состоящей из супругов и, возможно, их детей. Однако п. 4 Правил обязывает при этом создавать такие детские дома в организационно-правовой форме воспитательных учреждений, учредителями которых по смыслу постановления должны выступать органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления. Детский дом должен заключать с органами опеки и попечительства договоры о пребывании в нем детей с указанием срока пребывания, при этом детский дом финансируется учредителями, а воспитатели получают оплату за труд <1>.

--------------------------------

<1> Подобного рода правоотношения не могут носить характер трудовых.

 

Таким образом, нет сущностных различий между детским домом семейного типа и приемной семьей, есть только формальные отличия, которые на практике создают трудности в правоприменении.

Важным элементом системы выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является деятельность органов опеки и попечительства. В соответствии с п. 1 ст. 121 СК РФ только эти органы выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут их учет, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают для детей формы устройства детей, а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. В Российской Федерации запрещена деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей. К сожалению, в некоторых регионах РФ распространена практика передачи детей на воспитание в семьи граждан на основании решений, принимаемых администрацией учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <1>. Такие действия противоречат федеральному законодательству.

--------------------------------

<1> См., например: ст. 4 Закона Московской области от 5 июля 2003 г. "О патронате".

 

Поскольку попытки несанкционированного занятия устройством детей, оставшихся без попечения родителей, особенно распространены при усыновлении, в СК РФ в 1998 г. включена специальная ст. 126.1 "Недопустимость посреднической деятельности по усыновлению детей", в которой определено, кому и при каких обстоятельствах разрешено оказывать усыновителям содействие. Необходимо иметь в виду, что незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка преследуются уголовным законодательством и законодательством об административных правонарушениях (ст. 5.37 КоАП; ст. 154 УК РФ).

В соответствии с действующим законодательством органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления (п. 1 ст. 34 ГК; п. 2 ст. 121 СК). Однако в связи с тем, что компетенция этих органов по сути не относится к вопросам исключительно местного значения, а осуществляется в рамках реализации социальных функций государства, в настоящее время рассматривается вопрос о наделении органов государственной власти полномочиями по организации опеки (попечительства).

 

§ 2. Усыновление как приоритетная форма устройства

детей, оставшихся без попечения родителей

 

Как отмечалось, усыновление - индивидуальная постоянная (бессрочная) форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Для удобства законодатель объединяет термины "усыновление" и "удочерение" в один - "усыновление".

Правовое регулирование отношений по усыновлению осуществляется на основании норм гл. 19 СК РФ, Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", а также положений Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации <1> и некоторых других нормативных правовых актов. Кроме того, при изучении вопросов, связанных с усыновлением, следует учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей").

--------------------------------

<1> Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 (в ред. от 11 апреля 2006 г.) "Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства" // СПС "КонсультантПлюс".

 

Специфика усыновления как формы устройства детей состоит, во-первых, в бессрочном характере правоотношений и, во-вторых, как следствие, в особой правовой связи усыновителя и усыновленного, напоминающей связь родителя и ребенка.

Действительно, усыновление производится навсегда, тогда как, например, опека (попечительство) прекращается с приобретением ребенком полной гражданской дееспособности. Исключение представляют собой только возможные случаи отмены усыновления.

При усыновлении права и обязанности усыновленных и усыновителей приравниваются к правам и обязанностям детей и родителей. Таким образом, усыновление имеет сходство с родством первой степени. Эту особенность усыновления подтверждают положения о тайне усыновления (ст. 139 СК). В отличие от некоторых других правовых систем отечественное право рассматривает усыновление как таинство. Как правило, усыновляемые дети не знают об отсутствии кровного родства с усыновителем, что сближает родство по происхождению и усыновление. Кроме того, основания отмены усыновления во многом схожи с основаниями лишения родителей родительских прав. Как и родство первой степени, усыновление влечет за собой существенные правовые последствия - возникновение у усыновленных права на наследование за усыновителями (ст. 1147 ГК), права пользования жилым помещением собственника-усыновителя (ст. 137 СК; ст. 31 ЖК) и др.

Весьма серьезные последствия усыновления обусловили то обстоятельство, что усыновление производится в судебном порядке. Так было не всегда, поскольку ст. 98 КоБС РСФСР предусматривала административный порядок усыновления ("усыновление производится постановлением главы районной, городской, районной в городе администрации"). Между тем очевидно, что такие явления в жизни ребенка, как появление у него новых родителей, с которыми он будет связан навсегда, а также окончательное прерывание правовой связи с кровными родителями, не могут сопровождаться административной формой принятия решения. Современные стандарты реализации прав человека требуют применения судебной формы осуществления права ребенка жить и воспитываться в семье, а также судебных способов защиты прав кровного родителя ребенка.

Традиционно усыновление называют приоритетной формой устройства детей. Приоритетный характер в данном случае означает, что при избрании для ребенка формы устройства наиболее подходящей из всех является усыновление. Приоритет усыновления связан с особенностями этого явления для российского семейного права. С точки зрения российского законодательства усыновители должны принять усыновленного ребенка как своего собственного и полностью заменить ему родителей. Поэтому в Российской Федерации не существует "пробного" усыновления или усыновления на время - такой практики, когда усыновители экспериментируют, пытаясь подобрать себе ребенка, а дети переходят из семьи в семью. В качестве временного устройства, как говорилось выше, российское законодательство рассматривает передачу детей под опеку (попечительство) или в приемную семью.

Выбор формы устройства ребенка зависит от многих обстоятельств. В соответствии со ст. 20 Конвенции ООН "О правах ребенка" государство, обеспечивая замену ребенку его семейного окружения, должно учитывать "желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык". Подобное правило закреплено и в п. 1 ст. 123 СК РФ. Пункт 2 ст. 124 Кодекса дополнительно указывает, что при усыновлении ребенку необходимо обеспечить возможность полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития. Одно из слагаемых психического и духовного развития - возможность родственного общения с братьями и сестрами. Законодательство по общему правилу запрещает усыновление братьев и сестер разными лицами. Тем не менее суд может отойти от этого правила, если такое усыновление отвечает интересам детей. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей" разъясняется, что в случаях, когда усыновитель не просит передать ему также братьев или сестер усыновляемого ребенка, усыновление допустимо, если оно отвечает интересам ребенка (например, дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, находятся в разных детских учреждениях, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья).

Субъекты правоотношений усыновления - усыновители и усыновляемые <1>. По отношению к усыновителям закон предъявляет немало специальных требований, а вот усыновляемыми могут быть любые несовершеннолетние дети, оставшиеся без попечения родителей (п. 1 ст. 124 СК). Вместе с тем необходимо иметь в виду, что усыновление возможно и в отношении ребенка, находящегося под попечением родителя. Речь идет об усыновлении детей отчимами или мачехами, т.е. супругами родителя ребенка. В этом случае фактически происходит узаконение отношений по воспитанию чужого ребенка.

--------------------------------

<1> Органы опеки и попечительства, а также суд, рассматривающий дело об установлении усыновления, являются субъектами иных процедурных правоотношений административно-правовой или гражданско-процессуальной отраслевой принадлежности.

 

Для того чтобы усыновление состоялось, ребенок должен пройти процедуру учета детей, оставшихся без попечения родителей (см. § 1 настоящей главы). Правовые основы учета детей, подлежащих усыновлению, и лиц, желающих усыновить детей, заложены в п. 3 ст. 122 СК РФ, а также в Федеральном законе "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей". Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 (с изменениями от 10 марта 2005 г.) были утверждены Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием, а Приказом Министерства образования РФ от 28 июня 2002 г. N 2482 - Порядок организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.18 сек.