Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Загальні засади демократичного конституційного ладу України




Институт Уполномоченного по правам человека.

Защита прав человека государственными органами Российской Федерации.

 

В Российской Федерации признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности являются конституционной обя­занностью государства (ст. 2 Конституции РФ). Как следует из взаимосвязан­ных положений статей 10, 17 (ч. 1 и 2) и 18 Конституции РФ, этой обязанностью обусловлена деятельность всех органов государственной власти, как федераль­ных, так и субъектов РФ. Права и свободы человека как личности и как члена общественного целого должны гарантироваться государством, все органы которого обязаны обеспечивать беспрепятственное осуществление этих прав и свобод, создавать для них правовую, социальную, экономическую базу, охра­нять и защищать их. Согласно ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. В защите прав и свобод участвуют государственные органы, представляющие все ветви государственной власти - законодательную, исполнительную, судеб­ную, в пределах компетенции, установленной Конституцией РФ, федераль­ными законами, иными нормативными правовыми актами. Государственные органы осуществляют защиту прав и свобод своими, специфическими спосо­бами и средствами.

Согласно статье 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1). Решения и действия (или бездействие) органов государст­венной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2). Право на судебную защиту относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод. Основное назначение судебной вла­сти в современной России как формирующемся демократическом и правовом госу­дарстве, признающем высшей ценностью человека, его права и свободы, - охрана членов общества от любого произвола, в первую очередь от произвола государст­венных органов и должностных лиц. Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право человека подать жалобу в соответствующий суд, а с другой - обязан­ность последнего рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение. Судебная защита прав и свобод человека и гражданина осуществляется всеми судами, входящими в судебную систему РФ, как федераль­ными, так и субъектов РФ. Избрание для защиты определенного суда зависит от того, какое именно право и кем нарушено, а также от того, в чем выразилось это нарушение. Под судами как органами судебной власти имеются в виду суды, обра­зованные в соответствии с ч. 3 ст. 118 Конституции России и Федеральным консти­туционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Это Конститу­ционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Все они в пределах своих полномочий защищают права и свободы человека и гражданина.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ). При вступлении в должность Президент РФ приносит народу следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охра­нять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конститу­цию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу» (ч. 1 ст. 82 Конституции РФ).

Осуществление функции гарантирования прав и свобод человека и гражданина осуществляется Президентом РФ посредством: 1) определения общих направлений внутренней и внешней политики государства; 2) определения приоритетов в программных документах - ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ, бюджетных посланиях; 3) реализации права законодательной инициативы; 4) применения права отлагательного вето в отношении принятых парламентом федеральных законов; 5) принятии нормативных указов, направленных на расширение гарантий отдельных прав и свобод или утверждающих долгосрочные целевые программы, затрагивающие права и свободы отдельных категорий населения; 6) принятия ненормативных указов, в том числе по вопросам гражданства, помилования, предоставления политического убежища; 7) дачи поручений Правительству РФ и иным федеральным органам исполнительной власти; 8) отмены актов Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, указам Президента РФ; 9) перераспределения функций и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, которыми он непосредственно руководит; 10) дачи поручений высшим должностным лицам субъектов РФ; 11) приостановления действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ; 12) вынесения предупреждения и (или) отрешения от должности высшего должностного лица субъекта РФ; 13) вынесения предупреждения и (или) роспуска законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ; 14) обращения в Конституционный Суд РФ; 15) рассмотрения индивидуальных и коллективных обращений граждан, в том числе во время проведения прямых телеэфиров.

В целях оказания содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина при Президенте созданы и действуют совещательные и консультативные органы, в числе которых: Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Совет по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, Комиссия по вопросам гражданства, Комиссия по реабилитации жертв политических репрессий.

В частности, основными задачами Совета по содействию развитию институ­тов гражданского общества и правам человека являются:

оказание содействия Президенту РФ в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

подготовка предложений Президенту РФ по совершенствованию механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ, а также граждан РФ, находящихся за ее пределами;

систематическое информирование Президента РФ о положении дел в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и за рубежом;

организация проведения экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов, предусматривающих регулирование вопросов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка соответствующих предложений Президенту РФ;

подготовка предложений Президенту РФ по вопросам взаимодействия с право­защитными общественными объединениями и их представителями;

подготовка предложений Президенту РФ по вопросам становления институ­тов гражданского общества, расширения взаимодействия между общественными и государственными институтами, а также разработки технологий учета общественных инициатив при формировании государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

содействие координации деятельности правозащитных общественных объе­динений и их взаимодействию с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ;

содействие разработке механизмов общественного контроля в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, подготовка соответст­вующих предложений Президенту РФ;

участие в укреплении международного сотрудничества в области обеспече­ния прав и свобод человека и гражданина;

содействие правовому просвещению населения;

анализ обращений физических и юридических лиц, содержащих информацию о проблемах в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Администрация Президента Российской Федерации оказывает содействие Пре­зиденту РФ в решении вопросов, касающихся обеспечения прав и свобод человека и гражданина, в том числе путем учета и анализа обращений граждан, подготовки предложений Президенту РФ по реализации государственной политики в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также по обеспечению граж­дан РФ объективной информацией о внутренней и внешней политике РФ.

В Администрации Президента РФ следует обратить внимание на следующие структурные подразделения, обеспечивающие осуществление полномочия Прези­дента РФ как гаранта прав и свобод: Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан, Управление Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан, Контрольное управление Президента РФ, полномочные представители Президента РФ в федеральных округах.

Основными задачами Управления Президента Российской Федерации работе с обращениями граждан являются:

обеспечение рассмотрения устных и письменных обращений граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, адресованных Президенту РФ и Администрации Президента РФ;

осуществление информационно-справочной работы, связанной с обращениями граждан;

анализ обращений граждан, адресованных Президенту РФ, и подготовка соответствующих докладов;

информационно-аналитическое и методическое обеспечение деятельности Администрации Президента РФ по рассмотрению обращений граждан;

обеспечение деятельности Комиссии при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий.

Основными функциями Управления являются:

прием граждан работниками Управления в Приемной Администрации Пре­зидента РФ;

организация приема граждан Руководителем Администрации Президента РФ, заместителями Руководителя Администрации Президента РФ - помощниками Президента РФ, помощниками Президента РФ, советниками Президента РФ, а также руководителями самостоятельных подразделений Администрации Президента РФ;

централизованный учет обращений граждан;

своевременное рассмотрение обращений граждан, а также их направление для рассмотрения в соответствующие подразделения Администрации Президента РФ, в Аппарат Правительства РФ, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ;

формирование на основе обращений граждан информационного фонда и обеспечение получения из него сведений для соответствующих подразделений Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ;

контроль за своевременным выполнением федеральными органами исполни­тельной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ поручений по обращениям граждан;

извещение граждан о результатах рассмотрения их обращений в Управлении;

организационно-методическое взаимодействие с самостоятельными подразделениями Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ, с феде­ральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ при рассмотрении обращений граждан;

анализ и обобщение вопросов, которые ставят граждане в письмах и на лич­ном приеме;

оперативное и периодическое информирование Президента РФ, Председателя Правительства РФ, руководителей федеральных органов исполнительной власти о количестве и характере обращений граждан;

подготовка на основе анализа и обобщения обращений граждан предложений об устранении причин, порождающих обоснованные жалобы;

подготовка во взаимодействии с другими самостоятельными подразделе­ниями Администрации Президента РФ материалов для средств массовой инфор­мации в целях освещения итогов рассмотрения обращений граждан;

изучение опыта работы органов иностранных государств, занимающихся рассмотрением обращений граждан.

 

Федеральное Собрание Российской Федерации осуществляет некоторые правозащитные функции посредством: 1) осуществления законодательной деятельности; 2) ратификации международных договоров, затрагивающих вопросы обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина; 3) обращения в Конституционный Суд РФ; 4) направления Парламентских запросов Председателю Правительства РФ, членам Правительства РФ, Генеральному прокурору РФ, Председателю Централь­ного банка РФ, Председателю Центральной избирательной комиссии РФ, предсе­дателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума. Председателю Счетной Палаты РФ, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц; 5) приглашения на заседание соответствующей палаты Председателя Правительства РФ, членов Правительства РФ, Генерального прокурора РФ, Председателя Центрального банка РФ, Председателя Центральной избирательной комиссии РФ, руководителей иных федеральных органов государственной власти, органов госу­дарственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также председателя Пенсионного фонда РФ, председателя Фонда социального страхова­ния РФ, председателя Федерального фонда обязательного медицинского страхо­вания РФ; 6) проведения, парламентских расследований с целью защиты гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека и гражданина; 7) проведе­ния парламентских слушаний; 8) принятия обращений и заявлений, касающихся ситуации с правами и свободами человека и гражданина.

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации осуществляют правозащитные функции посредством: 1) направления депутатского запроса Председателю Правительства РФ, членам Правительства РФ, Генеральному прокурору РФ Председателю Центрального банка РФ, Председателю Центральной избирательной комиссии РФ, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, руководителям иных федеральных органов государствен­ной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования PФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ по вопросам, входящим в компетенции указанных органов и должностных лиц; 2) обращения с вопросами к членам Правительства РФ; 3) работы с избирателями; 4) рассмотрения обращений избирателей; 5) приема граждан; 6) внесения предложений в органы государственной власти, органы местного самоуправления и общественные объеди­нения; 7) обращения к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граж­дан; 8) реализации права законодательной инициативы; 9) участия в работе комите­тов и комиссий палат парламента; 10) выступления по вопросам своей деятельности в государственных средствах массовой информации.

Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью (п. "е» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ).

Правительство РФ в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина: 1) обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; 2) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспе­чивает его исполнение; 3) разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен; 4) обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обес­печения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности; 5) принимает меры по реализации трудовых прав граждан; 6) разрабатывает про­граммы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; 7) принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия; 8) содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики; 9) разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы; 10) обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования; 11) обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации; 12) обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; 13) принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; 14) участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; 15) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями.

Правительство РФ в пределах своей компетенции обеспечивает рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответа в установ­ленный законом срок. В этих целях Правительство РФ организует прием граждан членами Правительства РФ и иными должностными лицами и работу с письмен­ными обращениями.

Работу с индивидуальными и коллективными письменными обращениями граждан, поступившими в Правительство РФ, организует Аппарат Правительства РФ. Обращение в зависимости от содержания докладывается Председателю Правительства РФ, Заместителю Председателя Правительства РФ или Руководителю Аппарата Правительства РФ либо направляется Аппаратом Правительства РФ для рассмотрения и ответа органам исполнительной власти, в компетенцию которых входят поставленные в обращении вопросы.

В рамках своих полномочий Правительство РФ разрабатывает соответствующие программы, принимает постановления и распоряжения и дает поручения федеральным министерствам, федеральным службам, федеральным агентствам, государственным комитетам, которые в рамках своей компетенции также осуществляют определенные меры по обеспечению, охране и защите прав и свобод человека и гражданина.

Прокуратура Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммер­ческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают про­тиворечащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заяв­ления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.

Предметом надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина явля­ется соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнитель­ными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами воен­ного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

требует привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом ответственности;

предостерегает о недопустимости нарушения закона;

опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

вносит представление об устранении нарушений закона.

При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уго­ловному преследованию в соответствии с законом.

В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет харак­тер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых з порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение при­обрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законода­тельством РФ.

Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражда­нина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу которые полномочны устранить допущенное нарушение.

Судебная защита прав человека. Сегодня судебная защита прав и свобод человека воспринимается как само собой разумеющееся обстоятельство. Трудно представить, что становление и эволюция данного вида юрисдикционной защиты проходили чрезвычайно сложно, в течение длительного периода времени, ведь за индивидом изначально вовсе не признавалось неотъемлемое право на обращение в суд. Исторически оно появи­лось вследствие острой борьбы за ограничение господства государственной власти и подчинение таковой общим для всех правилам, что было обусловлено реализа­цией либеральных идей о равенстве всех субъектов перед законом и судом, пусть даже, если речь идет о государстве в целом.

Не вызывает сомнений, что нынешнее состояние права на судебную защиту носит комплексный характер, что должно обеспечивать единообразие его приме­нения. В первую очередь следует сказать о нормах международного права, при восприятии которых те или иные государственные образования берут на себя обя­зательство не только не препятствовать, но и создавать благоприятные условия для осуществления различными субъектами судебной защиты нарушенных либо оспоренных прав, принадлежащих им. Здесь нужно упомянуть о Всеобщей декла­рации прав человека от 10 декабря 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Конвенции СНГ о правах и основ­ных свободах человека от 26 мая 1995 г. и других.

Основные принципы, касающиеся независимости судебных органов (одобрены резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН № 40—32 от 29 ноября 1985 г. и № 40-146 от 13 декабря 1985 г.):

«I) Независимость судебных органов гарантируется государством и закрепляется в конституции или законах страны. Все государственные и другие учреждения обязаны уважать и соблюдать независимость судебных органов.

2) Судебные органы решают переданные им дела беспристрастно, на основе фактов и в соответствии с законом, без каких-либо ограничений, неправомерного влияния, побуждения, давления, угроз или вмешательства, прямого или косвенного, с чьей-либо стороны и по каким бы то ни было причинам.

3) Судебные органы обладают компетенцией в отношении всех вопросов судебного характера и имеют исключительное право решать, входит ли переданное дело в их установленную законом компетенцию.

4) Не должно иметь места неправомерное или несанкционированное вмешательство в процесс правосудия, и судебные решения, вынесенные судами, не подлежат пересмотру. Этот принцип не препятствует осуществляемому в соответствии с законом судебному пересмотру или смягчению приговоров, вынесенных судебными органами.

5) Каждый человек имеет право на судебное разбирательство в очных судах или трибуналах, применяющих установленные юридические процедуры. Не должно создаваться трибуналов, не применяющих установленных должным образом юридических процедур, в целях подмены компетенции обычных судебных органов.

6) Принцип независимости судебных органов дает право и требует от них обеспечения справедливого ведения судебного разбирательства и соблюдения прав сторон.

7) Каждое государство обязано предоставлять соответствующие средства, позволяющие судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции.»

В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека члены судебных органов пользуются свободой слова, вероисповедания, ассоциаций и собраний. Однако, пользуясь перечисленными правами, судьи должны всегда вести себя таким образом, чтобы обеспечить уважение к своей должности и сохранить беспристрастность и независимость судебных органов. Судьи обладают свободой организовывать ассоциации судей или другие организации и вступать в них для защиты своих интересов, совершенствования профессиональной подготовки и сохранения своей судебной независимости.

Лица, отобранные на судебные должности, должны иметь высокие моральные качества и способности, а также соответствующую подготовку и квалификацию в области права. При подборе судей не должно быть дискриминации в отношении данного лица по признакам расы, цвета кожи, пола, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Однако требование о том, чтобы кандидат на юридическую должность был гражданином соответствующей страны, не должно рассматриваться в качестве дискриминационного.

Резолюцией Экономического и Социального Совета ООН утверждены процедуры эффективного осуществления основных принципов независимости судебных органов. Государства принимают и осуществляют в своих судебных системах основные принципы независимости судебных органов в соответствии со своим конституционным процессом и внутригосударственной практикой; ни один судья не назначается и не избирается для целей, несовместимых с основными принципами.

Основные принципы действуют в отношении всех судей. В них отмечается общедоступность юристов. В частности, в пункте 1 записано, что «каждый человек имеет право обратиться к любому юристу за помощью для защиты и отстаивания своих прав и зашиты его на всех стадиях уголовного разбирательства»; «защищая права своих клиентов и отстаивая интересы правосудия, юристы должны содействовать защите прав человека и основных свобод, признанных национальным и международным правом, и во всех случаях действуют независимо и добросовестно в соответствии с законом и признанными нормами и профессиональной этикой юриста». Правительства при этом обеспечивают условия для того, чтобы юристы:

а) могли все свои профессиональные обязанности исполнять в обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания или неоправданного вмешательства;

б) могли совершать поездки и беспрепятственно консультироваться со своими клиентами внутри страны и за ее пределами;

в) не подвергались судебному преследованию и судебным, административным, экономическим или другим санкциям за любые действия, совершенные в соответствии с признанными профессиональными обязанностями, нормами и этикой, а также угрозами такого преследования и санкций.

Судебная защита прав человека находит свое подтверждение и в национальных конституционных документах. В частности, ст. 24 Конституции РФ про­возглашает, что «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод». Естественно, высшие конституционные установки не могут не отражаться на ординарном внутреннем законодательстве, являющемся по сути неким «юриди­ческим проводником» базовых конституционных идей в правоприменительную практику, о чем, в частности, свидетельствуют УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, ФЗ от 14 декабря 1995 г «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», ФЗ от 2 мая 2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и прочие.

Как уже отмечалось, приоритет прав и свобод человека признается неотъемлемым принципом правового государства; более того, их приоритет как высшей ценности действует на всех трех уровнях права — национальном, региональном и международном. Исходя из этих правовых установок как определяющих его деятельность и его решения, Конституционный Суд обеспечивает единство законодательной и судебной практики в защите прав и свобод человека и гражданина. Эта двуединая функция Конституционного Суда — защита Конституции и защита прав и свобод неотделимы и неразрывны. Данная позиция подтверждается и закрепляется и в Федеральном конституционном законе о Конституционном Суде РФ. Статья 3 Закона о полномочиях Конституционного Суда начинается с определения целей конституционного правосудия, к которым относит защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ. Как видим, все три указанные в законе цели, в сущности, органически связаны с правами и свободами, защита которых становится не только важнейшей, но и сквозной функцией Конституционного Суда.

 

 

В современной России значительную роль в защите прав человека играют также Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации и уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации.

Уполномоченный по правам человека наделен свободным усмотрением при решении вопроса, начинать производство по жалобе или нет.

Российское законодательство предоставляет Уполномоченному четыре возможности:

во-первых, он может принять жалобу к своему рассмотрению;

во-вторых, Уполномоченный имеет право не принимать жалобу, а разъяснить заявителю, куда ему следует обратиться в первую очередь для защиты своих прав и свобод;

в-третьих, Уполномоченный в случае необходимости имеет право сам пере­дать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

в-четвертых, Уполномоченный имеет право отказать в принятии к своему рассмотрению жалобы.

При разрешении вопроса о приемлемости жалобы следует придерживаться следующих основных критериев:

• Составлена ли жалоба в соответствующей форме?

• Обжаловал ли заявитель в судебном или административном порядке реше­ния и действия государственных органов и должностных лиц, нарушающие его права и свободы?

• Была ли жалоба подана в установленный законом срок?

• Приложены ли копии решений, принятых в судебном или административном порядке по жалобе?

Для быстрейшего и полного рассмотрения жалобы она должна содержать определенные реквизиты: фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению гражданина, его права и свободы. К жалобе должны быть приложены копии решений, принятых по ней при рассмотрении жалобы первоначальной в административном или судебном порядке, что позволяет наиболее полно и объективно рассмотреть поднятый в жалобе вопрос.

Уполномоченный обязан в течение десяти дней уведомить заявителя о своем решении. Если Уполномоченный принимает жалобу к своему рассмотрению, то он обязан также проинформировать об этом соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются.

Для правильного и объективного рассмотрения жалоб граждан Уполномо­ченный должен выяснить различные обстоятельства, изложенные в жалобе. Это позволит ему принять справедливое решение. В этой связи он наделяется правом обращаться к компетентным государственным органам или должностным лицам за помощью в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению. Важной гарантией объективности осуществления проверочных действий является запрет на проведение их тем органам (должностным лицам), чьи решения или действия (бездействие) обжалуются.

4. Уполномоченный по правам человека наделен широкими полномочиями при проведении проверочных действий. Он имеет право:

- посещать любые органы государственной власти, органы системы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

I- присутствовать на заседаниях коллегиальных органов государственной вла­сти и органов местного самоуправления;

- от всех перечисленных выше структур, а также от их должностных лиц и государственных служащих он имеет право запрашивать и получать необходимые для объективного рассмотрения жалобы сведения, документы, материалы, объяснения должностных лиц и государственных служащих (кроме судей) по тем вопросам, которые подлежат выяснению в ходе рассмотрения жалобы.

Уполномоченный может проводить проверочные действия как самостоятельно, так и совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами, государственными служащими. Он наделен правом поручать компетентным государственным учреждениям в случае необходимости проведение экспертизы и на основе ее результатов подготовку заключений по тем вопросам, которые необходимо выяснить в ходе работы с жалобой.

При осуществлении своих полномочий Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема всеми руководителями и другими должностными лицами всех структур, которые расположены на территории Российской Федерации. К ним законодатель относит: органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителей общественных объединений, лиц начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Феде­рации, других войск и воинских формирований, администрации мест принуди­тельного содержания.

При рассмотрении жалоб Уполномоченный руководствуется важным правилом, которое выражается в формуле -выслушать стороны процесса. Иными словами, в обязанность Уполномоченного входит предос­тавление возможности государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, высказать свое мнение по поводу всех обстоятельств дела, дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также моти­вировать свою позицию в целом. Таким образом, Уполномоченный использует в своей работе принцип - недопустимость принимать во внимание объяснения только одной стороны, т.е. чтобы объективно разобраться в деле, необходимо выслушать обе заинтересованные стороны.

5. В том случае, когда в ходе рассмотрения жалобы заявителя, Уполномоченный установит факты нарушения прав и свобод граждан, он обязан направить госу­дарственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он обнаружит нарушение прав и свобод граждан, свое заключение. Эта обязанность сохраняется за Уполномочен­ным также в том случае, когда он начинает производство по своей инициативе.

Для придания гласности заключению, принятому Уполномоченным в ходе рассмотрения жалобы либо факта нарушения прав и свобод гражданина, Уполно­моченный вправе опубликовать его в средствах массовой информации.

Соответствующие печатные издания обязаны опубликовать заключения и дру­гие документы, представленные Уполномоченным. Однако эта обязанность вме­няется только тем периодическим печатным изданиям, которые финансируются либо полностью, либо частично за счет бюджетных средств, а также тем, в кото­рых одним из учредителей являются государственные структуры: государствен­ные или муниципальные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации.

В заключении Уполномоченный формулирует свои рекомендации, предлагает способы и меры, необходимые для восстановления нарушенных прав и свобод граждан.

Уполномоченный наделен широкими полномочиями по защите прав граждан, В случае необходимости он может:

-обратиться в судебные органы с заявлением в защиту прав гражданина; лично или через своего представителя участвовать в судебном процессе;

-обратиться в различные государственные органы по поводу возбуждения дисциплинарного, административного, уголовного производства в отношении тех должностных лиц, в чьих действиях (бездействии), решениях усматриваются нару­шения прав и свобод человека и гражданина;

- обратиться в суд или органы прокуратуры с ходатайством о проведении проверки вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

- присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

- обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим приме­нению в конкретном деле.

Может обращаться к субъектам законодательной инициативы с предложе­ниями по совершенствованию законодательства, затрагивающего права и свободы человека и гражданина. На основе изучения и анализа различных материалов и информации, поступившей по поводу нарушения прав и свобод граждан, обоб­щения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный направляет свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, государственным органам, органам местного самоуправления и должност­ным лицам.

Законодательство РФ предусматривает юридическую ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного. Кодекс РФ об административных правонарушениях включает ст. 17.2 «Воспрепятствование деятельности Уполно­моченного по правам человека в Российской Федерации», в соответствии с кото­рой вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Феде­рации», а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в иной форме влечет наложение администра­тивного штрафа в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда.

6. В результате рассмотрения жалоб граждан, а также при получении иным путем информации о грубых или массовых нарушениях прав и свобод граждан Уполномоченный имеет право выступать по этому поводу на очередном заседании Госу­дарственной Думы с докладом, т.е. довести до сведения депутатов факты нарушений. Кроме этого, Уполномоченный имеет право обратиться к депутатам Государ­ственной Думы с предложением создать специальную парламентскую комиссию по изучению и расследованию фактов нарушений прав и свобод граждан, провести по этим вопросам парламентские слушания. Уполномоченный вправе лично уча­ствовать в работе этой комиссии, а также парламентских слушаниях либо напра­вить туда своего представителя.

 

Перший розділ Конституції України має назву "Загальні засади" і складається з 20 статей. У ньому закріплено основні принципи конституційного ладу вашої держави, які є базою для конституційного регулювання найважливіших суспільних відносин.

Стаття 1 Конституції проголошує Україну суверенною, незалежною, демократичною, соціальною, правовою державою. Суверенність і незалежність держави означають, що її влада є верховною, повною, самостійною і неподільною у відносинах, які мають місце в межах кордонів цієї держави, а також її незалежність і рівноправність у взаємовідносинах з іншими державами. Такі підвалини забезпечують у державі повноту законодавчої, виконавчої та судової влади, а також непідпорядкування і непідзвітність цієї держави іноземним державам у міжнародних відносинах.

Демократизм в Україні передбачає створення найсприятливіших умов для широкої та реальної участі своїх громадян в управлінні справами держави й суспільства, забезпечення багатоманітності політичного та культурного життя тощо.

Говорячи про Україну як соціальну державу, слід узяти до уваги з її орієнтацію на здійснення широкомасштабної та ефективної соціальної політики, що діставала б вияв у реальному забезпеченні прав людини і громадянина, створенні доступних систем освіти, охорони здоров'я і соціального захисту, належній підтримці малозабезпечених верств населення тощо.

Правова держава - це держава, в якій панує право, де діяльність держави, ЇЇ органів та посадових осіб здійснюється на основі та в межах, визначених правом, де не тільки особа відповідає за свої дії перед державою, але й держава несе реальну відповідальність перед особою за свою діяльність та її наслідки.

Стаття 2 Конституції проголошує Україну унітарною державою, тобто державою, в межах якої немає інших утворень, що мають ознаки суверенітету і право самостійно вступати у відносини з іншими державами, а також право виходу зі складу України.

В Україні встановлено республіканську форму правління (ст. 5 Конституції). Тому носієм суверенітету і єдиним джерелом влади визнається лише народ.

Державні символи - це встановлені конституцією або спеціальними законами особливі розпізнавальні знаки конкретної держави, які уособлюють її суверенітет, а в деяких випадках сповнені й певного історичного або ідеологічного змісту. Конституція України встановлює такі символи нашої держави: Державний Прапор, Державний Герб, який встановлюється з урахуванням малого Державного Герба України та герба Війська Запорізького, і Державний Гімн. Наведено їх загальні описи.

Столицею України, тобто адміністративно-політичним центром і місцеперебуванням загальнодержавних законодавчих, виконавчих і судових органів, є місто Київ.

Відповідно до ст. 6 Конституції "державна влада в Україні здійснюється на засадах її поділу на законодавчу, виконавчу та судову". Реалізація цього принципу покликана запобігти концентрації всієї державної влади в руках однієї особи або одного органу, що, як засвідчує історичний досвід, призводить до свавілля у керівництві державою і суспільством.

Говорячи про конституційне визнання і гарантування місцевого самоврядування (ст. 7), треба усвідомлювати, що мається на увазі право місцевих територіальних громад (жителів села, селища, міста), а також обраних ними відповідних рад самостійно і незалежно від органів держави, але в порядку і в межах, передбачених чинним законодавством, вирішувати питання місцевого значення.

У статтях 8, 9 і 19 Конституції України закріплено такі основні принципи побудови та функціонування національної правової системи: 1) верховенство права. Воно передбачає неухильне дотримання правових принципів незалежно від міркувань щодо їхньої політичної доцільності; 2) найвища юридична сила Конституції. Згідно з цим принципом закони та інші нормативно-правові акти мають прийматися на основі Конституції та відповідати їй. В іншому разі прийняті акти мають визнаватися недійсними і не підлягають виконанню; 3) визнання положень Конституції нормами прямої дії. Цим зумовлено, що конституційні приписи впливають на суспільні відносини безпосередньо.

Норми, визначені статтями 10-12 Конституції України, покликані врегулювати основи національного розвитку та міжнаціональних відносин, вони випливають із положень відповідних міжнародно-правових актів і деталізуються в актах національного законодавства, наприклад, у Законі України "Про мови в Україні" від 28 жовтня 1989 р.

Основні засади економічних відносин в Україні закріплено у статтях 13,14,16 Конституції. Саме ними визначено об'єкти, які є "власністю Українського народу", від імені якого права власника щодо цих об'єктів "здійснюють органи державної влади та органи місцевого самоврядування". До таких об'єктів належать земля, її надра, атмосферне повітря, водні та Інші природні ресурси.

Стаття 15 Конституції України гарантує побудову суспільного життя "на засадах політичної, економічної та ідеологічної багатоманітності".

У розділі І Конституції України закріплено засади національної безпеки та зовнішньополітичної діяльності нашої держави. Під національною безпекою мається на увазі стан захищеності життєво важливих інтересів особи, держави і суспільства від існуючих та можливих внутрішніх і зовнішніх загроз в усіх сферах суспільних відносин. З метою забезпечення належного рівня захищеності цих інтересів у ст. 17 Конституції визначено вихідні положення захисту суверенітету і територіальної цілісності, економічної та інформаційної безпеки України.

Стаття 18 Конституції закріплює спрямування зовнішньополітичної діяльності України на забезпечення її національних інтересів та безпеки через "підтримання мирного і взаємовигідного співробітництва з членами міжнародного співтовариства за загальновизнаними принципами і нормами міжнародного права". Ці норми і принципи закладено у деяких міжнародно-правових актах, зокрема у Статуті 00Н та Декларації про принципи міжнародного права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.131 сек.