Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Актуальные проблемы семейного права 9 страница




--------------------------------

<1> О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад. 2003 г. С. 114.

 

Для периода конца XX - начала XXI в. характерно повышенное внимание к проблемам семей, основанных на связях лиц, имеющих нетрадиционную половую ориентацию. В одних странах по этому поводу ведутся дебаты, в других они получили частичное государственное признание, например в Голландии, Бельгии <1>. В Российской Федерации такие браки не признаются, а следовательно, семья, основанная на таком союзе, не является объектом правовой охраны. О возникающих при этом правовых проблемах пишет Н.А. Алексеев в своей монографии "Правовое регулирование положения сексуальных меньшинств" <2>. Тем не менее так называемое сексменьшинство настаивает на своем признании, а проблемы сексуальных меньшинств все более начинают волновать население <3>. Но, как показывают локальные исследования, проведенные ИКСИ РАН, отношение опрошенных к сексменьшинствам "явно смещено к отрицательному полюсу" <4>.

--------------------------------

<1> См.: Осколкова О.Б. Указ. соч. С. 78.

<2> Алексеев Н.А. Правовое регулирование положения сексуальных меньшинств. М., 2002.

<3> См.: Солодовников В.В. Указ. соч. С. 76.

<4> Там же.

 

Таков далеко не полный перечень видов семьи, каждый из которых, несомненно, заслуживает оценки с правовой точки зрения. Точнее, с позиции определения каждой из названных разновидностей как объекта правовой охраны. Однако если учесть, что каждая отрасль права по-своему определяет признаки семьи, которую можно охранять с помощью конкретной отрасли права либо их совокупности, то нетрудно представить, что правовая охрана семьи как одна из важнейших функций государства так или иначе распространяется на перечисленные семьи. За исключением тех, конечно, что не имеют и не могут иметь государственного признания по современным этическим представлениям. Отсюда следует, что правовая охрана семьи относится к емким общим понятиям, включающим множество видов государственной помощи семье, облеченной в правовую форму. И если в конкретное понятие семьи не входят одни из ее признаков, то это не означает, что объектом правовой охраны семья не является. Не один признак, так другой заставляет работать механизм охраны, заложенный не в одной, так в другой отрасли права. "Белых пятен" здесь быть не должно, а если они есть, их следует устранить. Только тогда может идти речь о всесторонней охране семьи как одного из важных для общества социальных институтов.

 

4.2. Международно-правовые и конституционные предпосылки

охраны семьи

 

Для середины XX в. были характерны ставшие очевидными идеи, имеющие прямое отношение к семье как таковой и определяющие подходы к ее правовой охране. Сюда входили такие положения, как непреходящая ценность семьи для человека; важность семьи в жизни общества, ее роль в воспитании будущих поколений; обеспечение общественной стабильности семьи, а следовательно, и прогресса в историческом развитии общества; необходимость учета интересов семьи и детей, принятие социальных мер, их поддержка в период социально-экономической трансформации общества, наступившей после Второй мировой войны. Вот почему в первые послевоенные годы и позднее в международно-правовых актах нашли свое отражение правовые позиции, связанные с охраной семьи. Например, ст. 16 Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г., провозглашает: "Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства" <1>.

--------------------------------

<1> Права человека. Основные международные документы: Сб. документов. М., 1989. С. 134 - 142.

 

Статья 23 Международного пакта о гражданских и политических правах <1> обращает внимание на право семьи на защиту со стороны общества и государства. Пункт 1 ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах <2> рассматривает семью как естественную и основную ячейку общества; закрепляет положение о предоставлении ей, по возможности, самой широкой охраны и помощи, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании.

--------------------------------

<1> Принят 16 декабря 1966 г. Вступил в силу для СССР с 23 марта 1976 г. // Ведомости СССР. 1973. N 40. Ст. 564; 1976. N 17. Ст. 291.

<2> Принят 16 декабря 1966 г. Вступил в силу для СССР 3 января 1976 г. // Там же.

 

Наконец, 20 ноября 1989 г. ООН был принят еще один международно-правовой акт - Конвенция о правах ребенка, к которой вскоре (15 сентября 1990 г.) присоединилась Российская Федерация <1>. Цель этой Конвенции была обозначена четко - забота о детях, которые имеют право на особую защиту и помощь. В преамбуле к Конвенции подчеркивалось, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благосостояния всех ее членов и особенно детей, должны быть предоставлены необходимая защита и содействие с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанность в рамках общества. Кроме того, в Конвенции признается, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания <2>.

--------------------------------

<1> Ведомости СССР. 1990. N 45. Ст. 955.

<2> Там же.

 

Таким образом, в недрах международного сообщества созрела идея необходимости охраны (защиты) семьи, детей, ибо реальная действительность заставляет задумываться, в каком направлении будет развиваться человеческое общество как таковое, как сберечь его от гибели, деградации, вырождения. Вместе с тем обращает на себя внимание разнообразие терминов, употребляемых в названных международных актах: защита (со стороны общества и государства), возможность семье самой осуществлять охрану и помощь, необходимая защита и содействие и т.п. Между тем каждое из этих понятий имеет различный смысл. Охрана, в том числе правовая, означает создание предпосылок, условий для реализации права. Надобность в защите возникает в случае нарушения прав. Посягательство на охраняемый государством объект, выраженное в нарушениях предусмотренных законом охранительных мер, влечет за собой правовую защиту со стороны конкретных отраслей права. Такова, на наш взгляд, сложная взаимосвязь терминов "охрана" и "защита".

Правовой предпосылкой охраны семьи государством служит его конституция, где в том или ином виде формулируется задача охраны (защиты) семьи государством <1>. Однако и здесь имеет место разнобой в употребляемых в тексте конституции терминах "охрана" и "защита". Причем такая неслаженность носит самое широкое распространение. Например, ст. 49 Конституции Китайской Народной Республики гласит: "Брак, семья, материнство и младенчество находятся под охраной государства" <2>. В то же время в общих положениях гражданского права КНР в ст. 104 гл. 4, посвященной личным правам, сказано: "Брак, семья, старость, материнство и младенчество охраняются законом" <3>.

--------------------------------

<1> В большинстве конституций разных государств есть упоминание о браке и семье, исключение составляют США, где по сей день такое упоминание отсутствует.

<2> Конституция Китайской Народной Республики 1982 г. с последующими поправками // Современное законодательство Китайской Народной Республики. М., 2004. С. 36.

<3> Там же.

 

Если обратиться к тексту конституций некоторых государств, входящих в Европейский союз, то нетрудно заметить: во-первых, налицо совпадение с общими положениями международно-правовых актов; во-вторых, имеет место употребление в разном контексте терминов "охрана" и "защита". Так, согласно п. 2 ст. 41 Конституции Ирландии, "государство гарантирует защиту Семьи, ее организацию и авторитет, как необходимую основу социального порядка, незаменимую для процветания народа и государства" <1>. И далее: "Государство берет на себя обязательство с особой тщательностью охранять институт брака, на котором основана семья, и защищать его от нападок" <2>.

--------------------------------

<1> Конституция Ирландии 1922 г., с изменениями и дополнениями 1995 г. // Конституции государств Европейского союза. М., 1997. С. 351.

<2> Там же.

 

В ст. 29 Конституции Италии зафиксировано: "Республика признает права семьи как естественного объединения, основанного на браке" <1>. Более подробно закрепляет положения, относящиеся к семье, Конституция Португалии: "Семья как основная ячейка общества имеет право на защиту со стороны общества и государства и на создание всех условий, которые позволили бы ее членам развиваться как личностям" <2>.

--------------------------------

<1> Конституции государств Европейского союза. С. 427.

<2> Там же.

 

Основной закон Германии провозглашает: "Брак и семья находятся под особой защитой государства" (п. 1 ст. 6) <1>. Достаточно развернуты положения, касающиеся семьи, и в Конституции Греции. Так, согласно п. 1 ст. 21 семья рассматривается здесь как фундамент сохранения и развития нации; брак, материнство и детство находятся под охраной государства <2>. И далее: "многодетные семьи, инвалиды войны и мирного времени, жертвы войны, вдовы и сироты павших в войне, а также больные, страдающие неизлечимыми физическими и душевными болезнями, имеют право на особую заботу государства" <3>. В преамбуле Конституции Франции говорится о том, что нация обеспечивает личности и семье необходимые условия для их развития <4>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 182.

<2> Там же. С. 253.

<3> Там же.

<4> Там же. С. 683.

 

Таким образом, далеко не все государства, входящие в Европейский союз, прямо определяют на конституционном уровне свое отношение к семье. Вместе с тем обращает на себя внимание использование международно-правовой идеи об охране (защите) семьи государством. Именно эта идея конкретизируется по-разному с акцентами либо на охране, либо на защите без проведения границ между ними, тогда как существующие различия между употребляемыми терминами можно увидеть благодаря тщательному анализу соответствующей статьи конституции.

Конституция Российской Федерации ограничивается констатацией заимствованного полностью из международно-правовых актов положения: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства" (п. 1 ст. 38). В Российской Федерации "обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства..." (п. 2 ст. 7).

Если же обратиться к тексту конституций стран СНГ, то можно наблюдать следующую картину. Конституция Азербайджана 1995 г. констатирует в ст. 17, посвященной семье и государству: "Семья как основная ячейка общества находится под особой опекой государства". Согласно ст. 32 Конституции Армении (1995 г.) "семья является естественной и основной ячейкой общества. Семья, материнство и детство находятся под опекой и защитой общества и государства". В Республике Беларусь Конституция 1996 г. гласит: "Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства" (ст. 32). В Грузии "государство содействует благосостоянию семьи. Права материнства и детства охраняются законом" (п. п. 2, 3 ст. 36 Конституции 1995 г.). Конституция Казахстана (1995 г.) провозглашает в п. 1 ст. 27: "Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства". По сути своей аналогично и закрепленное в п. 1 ст. 26 Конституции Киргизской Республики 1996 г. положение, из которого вытекает, что семья, отцовство, материнство и детство - предмет заботы всего общества и преимущественной охраны закона. В Молдове Конституция 1994 г. устанавливает, что "семья имеет право на защиту со стороны общества и государства" (ст. 48 (1)). И далее: "Государство экономическими и иными мерами способствует образованию семьи и выполнению ею своих функций". В п. 2 той же статьи сказано: "Государство покровительствует материнству и детству..."

Таким образом, и конституции стран СНГ по-разному воспринимают текст международно-правовых актов, либо полностью повторяя их, либо внося свои уточнения и добавления. Анализ конституционных предпосылок охраны (защиты) семьи позволяет объяснить причину возникновения в правовой теории споров относительно правового статуса семьи как самостоятельного субъекта охраны (защиты) со стороны государства. Еще задолго до возникновения подобного рода споров известные теоретики права О.С. Иоффе и М.Д. Шаргородский писали: "Семья - это определенный коллектив, который не признается единым субъектом ни в одной из отраслей права" <1>. Такой коллектив становится субъектом права лишь при определении у него установленных общественных и юридических качеств. А наличие правосубъектности такого коллектива означает, что последний рассматривается законом как единое лицо <2>.

--------------------------------

<1> Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961. С. 203.

<2> Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Указ. соч. С. 204.

 

В наше время семью как субъект права рассматривает директор Государственного научно-исследовательского института семьи и воспитания РАО и Минтруда России, доктор социологических наук, профессор С.В. Дармодехин. Он предлагает ввести в качестве основополагающих такие понятия, как правовой статус семьи, правоспособность семьи. По его мнению, охране семьи препятствуют следующее факторы: 1) недооценка правоспособности семьи; 2) отождествление "семейных" прав гражданина с правами семьи; 3) отсутствие полноценного социального статуса семьи.

Острота проблемы столь необходимой охраны семьи усугубляется тем, что, по мнению социологов, "у российской семьи, как малой группы, отсутствует право быть субъектом правовой действительности" <1>. "Это лишает семейную общность возможности не только нести всю меру социальной ответственности за свои действия, но и права быть объектом защиты своих интересов" <2>. Поэтому семья не может не только улучшить, но и сохранить на достигнутом уровне свое благосостояние <3>.

--------------------------------

<1> Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации Российского государства. С. 72.

<2> Там же.

<3> Там же.

 

Не вносит ясности в проблему охраны семьи и утверждение о том, что ей мешает невнимание к "субъектной роли семьи", отсутствие стремления к формированию партнерских отношений семьи и государства, установление рационального баланса интересов в системе "семья - личность - государство". Вызывает недоумение мнение авторов, берущих за основу положение о том, что семья есть самостоятельный субъект охраны, их призыв к переходу семьи на условия "самообеспечения и развития". То же самое можно сказать об активизации роли семьи в части охраны здоровья ее членов: никто не сомневается, что члены семьи, нуждающиеся в медицинской помощи, к этому стремятся, но не все зависит от них, возможности государства в этом смысле шире.

Подобного рода рассуждения подпитываются и тем обстоятельством, что все чаще и чаще в средствах массовой информации звучит утверждение, что неблагополучное положение в семье, умаление ее авторитета объясняются недостатками семейного права, современного семейного законодательства, с чем трудно согласиться. Существует еще одно объяснение причин, подрывающих основы семьи, мешающих ее охране. Оно заключается в усилении противоречий между социумом и индивидом <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 94.

 

Утверждение о том, что семья имеет свой правовой статус, означает, что она имеет определенные права и обязанности. На правовом языке это значит, что семья, семейный коллектив как таковой может совершать одобряемые (желательные) с точки зрения государства действия и поступки. Но эти действия совершают конкретные члены семьи, входящие в ее состав. Их поступки не носят коллективного характера. То же можно сказать и об обязанностях, обладателем которых в правовом смысле быть нельзя. Сколько бы ни говорили о правоспособности семьи, ее правах и обязанностях, ответственности семейного коллектива, они не существуют как правовые понятия, поэтому невозможно говорить о правовой охране семьи как таковой. Не случайно в теории права существует лишь две категории лиц как субъектов права - физические и юридические лица. Ни к тем, ни к другим семья не относится. Правовая охрана и защита семьи осуществляются благодаря охране, защите каждого ее члена. И не может быть ответственности семьи вообще, она существует лишь как нравственный постулат, и не более того. Ответственность - любую: гражданско-правовую, уголовную, семейно-правовую - несут только конкретные физические, а иногда и юридические лица.

Знакомство с конституционными предпосылками охраны (защиты) семьи позволило обратить внимание на ее особенности, разночтения упомянутых понятий, что, естественно, повлияло на Семейный кодекс. Так, СК РФ полностью воспроизводит текст ст. 38 Конституции РФ. Никаких добавлений на этот счет не делается, а внимание сосредоточено на осуществлении и защите семейных прав, исполнении семейных обязанностей граждан, а точнее - членов семьи, о чем бы ни шла речь - о браке, разводе, родительских правах и обязанностях, семейно-правовом статусе несовершеннолетнего, форме устройства тех, кто лишился родительского попечения.

Кодекс о браке и семье Республики Беларусь (1999 г.) относит к задачам семейного законодательства "укрепление семьи как естественной и основной ячейки общества на принципах общечеловеческой морали, недопущение ослабления и разрушения семейных связей" (ст. 1). Защите семьи государством посвящается специальная статья, где говорится: "Семья, являясь естественной и основной ячейкой общества, находится под защитой государства". И здесь же в развитие данного тезиса подчеркивается, что в сфере социальной политики государство считает приоритетной задачей защиту брака, семьи, охрану материнства, отцовства и детства (ст. 3).

Семейный кодекс Киргизской Республики (2003 г.) также ограничивается перечнем основных задач семейного законодательства, куда входят - как предмет особой заботы всего общества и преимущественной охраны государства - семья, отцовство, материнство и детство (ч. 1 ст. 1). В то же время уделяется внимание правам граждан в семье, отдельно провозглашается защита семейных прав как одна из основных задач семейного законодательства.

Семейный кодекс Республики Таджикистан (1998 г.) воспроизводит текст соответствующей статьи Конституции, т.е. относит к основным началам семейного законодательства тезис: "Семья, брак, материнство, отцовство и детство в Республике Таджикистан находятся под защитой государства" (п. 1 ст. 1). К основным началам семейного законодательства этот Кодекс причисляет и защиту семейных прав.

Кодекс о браке и семье Украины (2002 г.), отмечая, что семья является первичной и основной ячейкой общества, выделяет государственную охрану семьи, детства, материнства, отцовства, закрепляет положение о том, что государство создает условия для укрепления семьи (ст. 5). В отдельной статье специально говорится о защите семейных прав и интересов (ст. 18).

Закон Республики Казахстан о браке и семье (1998 г.) также провозглашает: "Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства" (п. 1 ст. 2). А ст. 4 Семейного кодекса Узбекистана (1998 г.) называется "Защита семьи, материнства, отцовства и детства". Раскрывая ее содержание, Кодекс провозглашает: "В Республике Узбекистан семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Материнство и детство в Республике Узбекистан пользуются почетом и уважением".

Таким образом, в семейные кодексы стран СНГ почти полностью "перекочевали" конституционные положения этих стран, поэтому они отличаются некоторой пестротой, использованием в разном контексте понятий "охрана" и "защита". Одновременно в некоторых кодексах как о задаче семейного законодательства говорится о создании условий для укрепления семьи, что, на наш взгляд, и есть охрана семьи государством. А, например, Семейный кодекс Украины, не ограничиваясь констатацией того факта, что семья находится под защитой государства, обращает внимание на то, что государство обеспечивает эту охрану. Вместе с тем следует отметить, что все семейные кодексы гораздо больше внимания уделяют защите прав членов семьи, посвящая ей значительную часть объема своего текста. Иначе говоря, налицо явный крен в сторону именно защиты прав физических лиц - членов семьи. Причем кроме правил общего порядка эти документы довольно подробно и конкретно излагают способы защиты нарушенных прав.

Другие кодексы (кроме семейных), регулирующие те или иные правоотношения, осуществляют охрану (защиту) семьи как таковой лишь косвенным образом, сообразуясь со своей спецификой, возможностями, пониманием термина "семья". Создавая с помощью своих норм (жилищных, наследственных, пенсионных и проч.) предпосылки более благоприятного существования, развития семьи, они тем самым служат ее правовой охране. Причем всякий раз это делается с учетом возможностей данной отрасли законодательства.

 

4.3. Способы правовой охраны семьи

 

Конституция РФ не только провозглашает защиту семьи государством, но и дает в п. 2 ст. 7 примерный перечень видов такой защиты. Сюда входит обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Свой перечень способов защиты имеется и в конституциях некоторых других государств. Например, в Португалии государство обязано: а) способствовать социальной и экономической независимости членов семьи; б) развивать национальную сеть охраны интересов матери и ребенка; национальную сеть яслей и инфраструктуру поддержки семьи; в) проводить политику защиты интересов престарелых; г) сотрудничать с родителями в деле воспитания детей; д) регулировать налоги и социальные выплаты в соответствии с семейными обязанностями <1>.

--------------------------------

<1> Конституция Португалии // Конституции государств Европейского союза. Ст. 67. С. 539.

 

Что же касается СК РФ, то в его тексте такого перечня нет, ибо Кодекс сосредоточен на семейно-правовой защите членов семьи, участников семейных правоотношений. Однако в ряде семейных кодексов стран СНГ подобный перечень приводится. Так, п. 1 ст. 5 Семейного кодекса Украины провозглашает: "Государство охраняет семью, детство, материнство, отцовство, создает условия для укрепления семьи". В п. 2 данной статьи добавляется: "Государство обеспечивает охрану прав матери и отца, материально и морально поощряет и поддерживает материнство и отцовство".

Большей конкретностью на этот счет отличается ст. 3 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь. Ее текст гласит: "Государство проявляет заботу о семье путем создания условий для экономической самостоятельности и роста благосостояния семьи, льготной налоговой политики, выплаты государственных пособий семьям, имеющим детей, льготного кредитования, создания и развития широкой сети детских и медицинских учреждений, создания условий для сочетания родителями трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей, развитие инфраструктуры быта". В сфере социальной политики государство "считает приоритетной задачей защиту брака, семьи, охрану материнства, отцовства и детства".

Семейный кодекс Узбекистана посвящает способам защиты семьи, материнства, отцовства и детства ст. 4, где сказано: "Охрана интересов матери и ребенка обеспечивается социальными мерами по охране труда и здоровья женщины, созданием условий, позволяющих женщинам сочетать труд с материнством, правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства".

Согласно ст. 49 (1) Семейного кодекса Молдовы государство экономическими и иными мерами способствует образованию семьи и выполнению ею своих функций". А в п. 1 ст. 50 сказано: "Мать и ребенок имеют право на особую помощь и защиту". И далее: "Государство предоставляет необходимые пособия на детей и помощь для ухода за больными детьми или детьми с физическими, умственными и психическими отклонениями" (п. 3 ст. 50).

Таким образом, даже большинство семейных кодексов называет разные способы правовой охраны семьи, имеющие неодинаковую отраслевую принадлежность. И конечно, среди них первенствуют меры экономического характера, представляющие ценность для подавляющего числа семей современной России. Такие меры предусматриваются, в частности, Федеральными законами от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в ред. от 29.12.2004) <1>, от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в ред. от 04.11.2005) <2>, от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (в ред. от 22.12.2005) <3>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3699. 2004. N 35. Ст. 3607.

<2> СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4832; 2002. N 22. Ст. 2026; 2003. N 1. Ст. 2, Ст. 13; N 52 (ч. 1). Ст. 5037; 2004. N 27. Ст. 2711; N 30. Ст. 3088; N 49. Ст. 4854, ст. 4856; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 9; N 45. Ст. 4585.

<3> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1929; N 48. Ст. 4566; 1996. N 26. Ст. 3028; N 49. Ст. 5489; 1997. N 1. Ст. 3; 1998. N 30. Ст. 3613; N 31. Ст. 3812; 1999. N 29. Ст. 3692; 2000. N 29. Ст. 3002; N 33. Ст. 3348; 2001. N 23. Ст. 2284, ст. 2285; N 53 (ч. 1). Ст. 5017; 2002. N 30. Ст. 3033; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 32; N 52 (ч. 1). Ст. 5591, ст. 5594.

 

Еще один способ правовой охраны семьи, связанный с ее экономическим положением, относится к налогообложению. Пункты 1, 4 ст. 218 НК РФ предусматривают так называемые стандартные налоговые вычеты в размере 600 руб. за каждый месяц налогового периода. Они распространяются на каждого ребенка налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок. Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам (попечителям) налоговый вычет производится в двойном размере. Налоговый вычет не применяется, если доход семьи, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода работодателем, превысил 40 тыс. руб. Никаких более ощутимых льгот в налогообложении, касающихся семей с детьми, в современной России нет. Что же касается различного рода государственных программ на этот счет, то в большинстве случаев они уходят в историю нереализованными.

Вместе с тем представляют интерес рассуждения известного американского ученого Алана Карлсона, который пишет о налоговой политике в интересах семьи. По его мнению, она может играть большую роль в укреплении семьи <1>. Налоговое законодательство, благоприятное для семей с детьми, необходимо для социальной защиты, финансовая стабильность которой зависит от растущего или по крайней мере стабильного населения <2>.

--------------------------------

<1> См.: Карлсон А. Общество - семья - личность: социальный кризис Америки. М., 2003. С. 134.

<2> Карлсон А. Указ. соч. С. 137.

 

Безусловно, не на последнем месте в числе правовых способов охраны семьи находится и кредитование - идет ли речь о малом предпринимательстве или о каких-либо других видах поддержки семьи.

Перечислить все способы правовой охраны семьи путем укрепления ее материальной базы затруднительно, ибо семья живет не в замкнутом пространстве, она связана с множеством факторов, так или иначе влияющих на ее "здоровье", прочность, выполнение ею своих функций. Здесь можно отметить и подрывающие основы семьи алкоголизм, наркоманию, безработицу, низкий уровень материальной обеспеченности семьи, рост цен на жизненно важные продукты и услуги, по сути, платное здравоохранение и многое другое составляющее среду обитания семьи. Однако если разрешить наиболее важные проблемы существования семьи с помощью правовых норм (и их реализации) нелегко, то очистить путь для решения других вопросов, находящихся в прямой связи с правовой охраной семьи, вполне можно.

До сих пор речь шла о факторах экономического плана, оказывающих прямое воздействие на семью, но существуют еще и те, которые принято относить к идеологическим. Они формируются главным образом средствами массовой информации. Однако ст. 4 Федерального закона от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (в ред. от 21.07.2005) <1> ограничивается констатацией недопущения использования средств массовой информации в целях пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости и др. И ни слова не говорится о роли СМИ (включая телевидение, прессу и т.п.) в запрете на внедрение идеологии, разрушающей семейные устои, ценности, без чего никакая материальная поддержка семьи нужного эффекта не даст. То же можно сказать и о Федеральном законе от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" (в ред. от 21.07.2005) <2>, обращающем внимание на неэтичную рекламу, в том числе дискредитирующую авторитет родителей, воспитателей, подрывающую доверие к ним ребенка (ст. 20). В то же время о недопустимости рекламы, разрушающей авторитет семьи, семейные устои, в этом Законе нет ни слова.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 1111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.