Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и структура правовой системы




Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Вопрос

Правонарушение: понятие и признаки

Правонарушение – это виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние правоспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность.

Признаки правонарушения:

1. Это всегда определенное деяние (действие или бездействие); это волевое осознанное деяние, выражающееся в виде действия или бездействия человека.

2. Противоправность (действие совершается вопреки велению закона)

3. Наличие вины нарушителя (вина – психическое отношение лица к совершаемому им противоправному деянию (действию или бездействию), а также к его последствиям)

4. Деликтоспособность правонарушителя – способность лица контролировать свою волю поведения, отдавать отчетность своим действиям и быть в состоянии нести ответственность за их последствия. Деликтоспособными признаются все вменяемые лица, достигшие определенного возраста. В ГП с 18 лет, в УП с 14 лет, в АП и ТП с 16 лет.

5. Наличие вреда, причиненного лицу или организации другим лицом или организацией и наличие причинной связи между противоправным действием и причиненным вредом.

Различают 2 формы вины:

· Умысел (когда лицо, совершившее виновное деяние, осознает общественно опасный характер своих действий или бездействий, предвидит опасный характер своих действий и желает их наступления). Умысел может быть прямым и косвенным.

· Неосторожность бывает 2 видов:

1. Самонадеянность (означает, что лицо предвидит общественно опасные последствия своего поведения, но легкомысленно рассчитывает их избежать)

2. Небрежность (лицо не предвидит опасных последствий своих действий, хотя может и должно предвидеть)

3.

Юридический состав правонарушения: понятие, характеристика элементов.

 

Все признаки правонарушения обобщаются в такое понятие, как «состав правонарушения» по схеме: объект, субъект, объективная и субъетивная стороны.

Объектом правонарушения являются те урегулированные и охраняемые правом общественные отношения, которым причинён ущерб противоправными действиями или бездействием.

Субъектами правонарушения признаются физические и юридические лица, обладающие способностью и возможностью нести юридическую ответственность за свои противоправные деяния (деликтоспособность).

Объективная сторона правонарушения представляет собой его внешнюю характеристику, внешнее описание совершенного лицом противоправного деяния. В качестве элементов, составляющих объективную сторону правонарушения, обычно рассматривают: а) само противоправное действие или бездействие; б) вред, причиненный данным действием или

бездействием для общественных отношений; в) наличие причинно-следственных связей между совершенным противоправным деянием и наступившим вредом; г) время, место и иные обстоятельства, при которых было совершено противоправное деяние; д) приемы и средства совершения правонарушения.

Субъективная сторона правонарушения указывает на психическое состояние лица в момент совершения им правонарушения, указывает на одну из форм вины (умысел и неосторожность)

Правонарушения делятся на преступления и проступки.

Преступлениями называются запрещенные уголовным законом общественно опасные, виновные деяния, наносящие существенный вред общественным отношениям и сложившемуся в обществе правопорядку.

Проступки представляют собой виновные, противоправные деяния, которые характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и которые влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер административного, дисциплинарного

или гражданско-правового воздействия.

Проступки подразделяются на административные, дисциплинарные и гражданско-правовые (деликты).

Особенность административных проступков заключается в том, что они совершаются в сфере деятельности исполнительных органов власти государства и за их совершение предусматривается административная ответственность. Она может выражаться в вынесении предупреждения, нало-

жении штрафа, лишении права управления транспортными средствами и др.

Дисциплинарные проступки представляют собой вредные для общественных отношений противоправные деяния физических лиц, направленные на нарушение внутреннего распорядка предприятий, объединений и учреждений, а также на нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской и иной дисциплины.Ответственность за совершение дисциплинарных проступков преду-

сматривается в различных ведомственных (уставах, положениях, инструкциях) и локальных (решениях местных органов государственной власти и др.), нормативно-правовых актах.

Гражданско-правовые проступки понимаются как правонарушения, совершаемые в сфере имущественных и неимущественных отношений, имеющих интеллектуальную ценность как для конкретных лиц, так и для всего общества. Свое внешнее выражение гражданские правонарушения находят в причинении гражданам или их организациям имущественного

вреда, неисполнении договорных обязательств, распространении сведений, порочащих честь и достоинство гражданина, заключении незаконных сделок, нарушений гражданских прав тех или иных лиц либо организаций.

 

Виды правонарушений

Правонарушения делятся на:

· Преступления

· Проступки

Преступлениями называются запрещенные уголовным законом общественно-опасные виновные деяния, наносящие существенный вред общественным отношениям.

Проступки – виновные противоправные деяния, которые характеризуются меньшей общественной опасностью, чем преступления.

Проступки:

1. Административные (в сфере исполнительно-распорядительной деятельности)

2. Дисциплинарные (вредные для общественных отношений противоправные действия физических лиц, направленные на нарушение внутреннего распорядка предприятий, учреждений, а также нарушения учебной или трудовой дисциплины)

3. Гражданско-правовые проступки (нарушения в сфере имущественных и неимущественных отношений, выражаются в нарушении договора гражданами и организациями)

4.

Юридическая ответственность: понятие, признаки, основания

Юридическая ответственность всегда связана с тем, что на правонарушителя всегда возлагаются какие-либо неблагоприятные для него имущественные или личные неимущественные последствия.

Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние, связанное с претерпеванием виновным лишений личного или имущественного характера.

Признаки:

1. Заключается в наступлении для правонарушителя неблагоприятных последствий (ограничений, лишений, страданий) личного (например, лишение свободы), имущественного (конфискация имущества, штраф), организационного (лишение права занимать определенные должности) характера.

2. Налагается от имени государства принудительно, то есть вопреки согласию правонарушителя; государство располагает эффективными средствами пресечь попытку виновного уклониться от исполненных ему по закону ограничений

3. Налагается только за виновно совершенное правонарушение (необходимо, чтобы присутствовали все элементы состава правонарушения)

4. Сочетается с публичным государственным осуждением, порицанием поведения правонарушителя (при этом преследуется цель его исправления)

5. Вместе с карательной ответственностью преследует также цели предупреждения новых правонарушений как со стороны данного лица, так и со стороны других неустойчивых лиц.

Для возникновения и осуществления на практике юр ответственности требуются основания и условия.

Основанием юридической ответственности в узком смысле является состав правонарушения, то есть наличие всех элементов, составляющих акт правонарушения (объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона), выступающих в неразрывном единстве, как единое целое.

Однако состав правонарушения - это решающее, но не единственное основание юридической ответственности. Основанием юридической ответственности в широком смысле является наличие трех оснований: нормативного, фактического, процессуального. Поэтому в юридической литературе, нередко ставиться вопрос не об «основании» юридической ответственности, а об ее «основаниях».

Нормативное основание - это наличие нормы права, предусматривающей возможность возложения ответственности.

Фактическое основание - это наличие факта правонарушения (фактически совершенного деяния), с которым связывается возникновение охранительного правоотношения, в рамках которого реализуется юридическая ответственность.

Процессуальное основание - это наличие правоприменительного акта, который конкретизирует общие предписания охранительной нормы права(содержит санкции), определяет вид и меру юридической ответственности.

Законность: понятие, основные требования (принципы), гарантии

Под законностью понимается принцип государственного руководства жизнью общества, заключающийся в том, что все без исключения субъекты права должны строго и неукоснительно соблюдать правовые нормы.

Один из важнейших принципов законности: все нормативно-правовые акты не должны противоречить закону или Конституции.

Принципы:

1. Единство законности в масштабе всей страны (действуют на территории всей страны)

2. Равенство всех перед законом (означает, что у всех граждан должна быть равная возможность пользоваться защитой закона и равная обязанность соблюдать его)

3. Неотвратимость ответственности за правонарушение

4. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности

5. Неразрывная связь законности и культуры

Гарантии законности - это механизмы, при помощи которых обеспечивается высокая эффективность законности как политико-правового режима защиты прав и свобод человека и гражданина.

В юридической литературе гарантии законности подразделяют на общие и специальные (юридические).

Общие гарантии - объективные условия существования общества.

К общим гарантиям относятся:

- Экономические (материальные) гарантии — это, прежде всего, материальные условия жизни общества, сердцевиной которых являются социально-экономическое устройство общества, существующие формы собственности, их многообразие, хозяйственная самостоятельность частных (физических) и юридических лиц.

- Социальные гарантии включают в себя комплекс мер общественного воздействия, задачей которых является воспитание у людей чувства уважения к требованиям законности, глубокой внутренней убежденности в необходимости законосообразного поведения.

- Политические гарантии - это демократизм государственного и общественного строя, отраженный в функционировании политической системы в целом, с присущими демократическому обществу по­литическим плюрализмом, реальностью разделения властей, наличие правового государства (или хотя бы тенденции к его построению).

Юридические гарантии - система специальных юридических средств укрепления законности и правопорядка, а также деятельность компетентных государственных органов по предупреждению и пресечению правонарушений.

К юридическим гарантиям относятся:

- Закрепление требований законности в нормативно-правовых актах, высшей юридической силой среди которых обладает «Основной закон» - Конституция;

- Предоставление всем без исключения членам сообщества права обеспечения режима законности правомерными средствами и методами (право противодействовать правонарушению в рамках необходимой обороны и т.д.);

- Обеспечение режима законности в процессе профессиональной правоохранительной деятельности (МВД, Таможенный комитет, Налоговая полиция и т.д.);

- Обеспечение режима законности в процессе судопроизводства;

- Обеспечение режима законности в рамках надзорно-контрольной деятельности (прокуратура, институт уполномоченного по правам человека и т.д.);

- Международные гарантии законности (обязанность государств придерживаться международных, стандартов в сфере обеспечения прав и свобод личности).

 

 

Вопрос №46.

 

Правопорядок: понятие, черты, соотношение с законностью и общественным порядком.

 

Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности.

Правопорядок – государственно-правовое явление. Он возникает и существует там и тогда, где и когда государственная власть в нем заинтересована. Именно власть устанавливает и поддерживает правовой порядок, охраняет от нарушений, а в необходимых случаях и защищает. Без этого невозможна реализация государственных задач, осуществление сущности, формы и функций власти.

Свои юридические качества и свойства правовой порядок черпает в законах, в тех правовых идеях, принципах, институтах, которые использует государственная власть. Он тесно взаимосвязан с правовой идеологией и психологией, с сущностью и формами права, с правотвор-чеством и правоприменением, правосудием и законностью. Правопорядок сам выступает одним из их свойств, ибо эти правовые категории и правовые принципы имеют одну общую доминирующую черту – упорядоченность.

Порядок является главной целью правового регулирования общественных отношений.

Правопорядок – составная часть и определенное качество общественного порядка. Последний сопрягается не только с правом, с нормами законов и подзаконных актов. В установлении и оценках общественного порядка имеют большое значение и иные социальные нормы (обычаи, религиозные нормы, нормы общественных организаций).

Сердцевиной правового порядка является человек, его интересы, стремления, жизненные потребности, которые во многом получают свое юридическое оформление в правах и свободах, обязанностях и ответственности гражданина и которые реализуются в отношениях между ними, а также во взаимосвязях с государством и обществом. Поэтому характерные черты правопорядка – это гуманизм, демократизм, нравственность, справедливость. Анализируя правопорядок, нельзя замыкаться лишь на правовой материи и не учитывать общесоциальные характеристики. Как составная часть общества, он несет на себе печать тех принципов, устоев и тенденций, на основе которых функционирует вся социальная система.

Общественный порядок – это определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их обоснованных интересов, общественное и личное спокойствие.

В обыденной жизни общественный порядок понимают узко – как порядок отношений в общественных местах. Такой подход условен, служит прагматическим целям. Широкое же, строго научное понимание общественного порядка и правопорядка предполагает и конституционно – правовые отношения, и гражданско-правовые отношения и все иные связи. Упорядоченная система всех правовых отношений и есть правопорядок.

 

Вопрос №47.

 

Правовое сознание: понятие, структура

 

Нормы права, содержащиеся в различных источниках права, а также правоотношения, которые складываются на основе норм, призваны выявить желаемые законодателю варианты поведения людей. Для этого соответствующие предписания, зафиксированные права и обязанности должны пройти через волю и сознание людей.

Правовое сознание является разновидностью социального познания. Как особая форма общественного сознания правовое сознание представляет собой совокупность взглядов и идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций и чувств индивидов, их объединений или всего общества относительно права и его роли.

Правосознание предполагает:

· Осмысление и ощущение права

· Оценку права

· Осознания необходимости создания развитой системы законодательства

· Осмысление потребности в изменении и дополнении действующего законодательства.

· Восприятие процесса и результатов реализации права

· Соотнесение правовых ценностей с иными (моральными, политическими и т.д.)

Правовое сознание оказывает воздействие на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им. Все зависит от того, насколько существующая норма одобряется правосознанием и в какой степени полно регулирует она общественные отношения.

По структуре правосознание делится на правовую психологию и правовую идеологию. Ту или иную составляющую можно характеризовать на уровне индивида (индивидуальное правосознание), группы (групповое) или общества в целом (общественное).

Правовая психология отражает преимущественно созерцательный момент познания. Это, прежде всего, область чувств, настроений, эмоций, иллюзий. Они навеяны знакомством с жизненными реалиями и, в особенности, с явлениями государственно-правовой жизни.

Правовая идеология отражает преимущественно результаты абстрактного мышления. Включает в себя концептуально оформленные идеи и понятия о необходимости и роли права, о его обеспечении, совершенствовании, методах и формах приведения в жизнь. Ведущими в правовой идеологии являются идеи:

· Неотъемлемых прав и свобод человека

· Закона как акта высшей юридической силы

· Законности

· Охраны права государством и связанности самого государства правом.

 

 

Вопрос №48.

 

Правовая культура: понятие, структура, функции

 

Правовая культура - это качественное состояние всех социальных институтов, так или иначе связанных с существованием права в обществе.

Правовая культура - это не просто совокупность социальных явлений, но именно качественное состояние последних, характеризующее уровень развития, эффективность правовой системы. Правовая культура показывает правовые ценности, результаты и достижения общества в правовой сфере, степень развития юридической теории и практики.

Структура правовой культуры имеет достаточно много уровней. Она складывается из качественной оценки следующих институтов:

· позитивное право, т.е. действующее законодательство;

· источники права;

· правооотношения;

· законность и правопорядок;

· реализация права;

· государственный аппарат;

· индивидуально-правовые акты;

· правосознание;

· юридическая наука, литература, образование и др.

Этот перечень является открытым.

Таким образом, правовая культура представляет собой не просто совокупность правовых и неправовых институтов, но их качественное состояние.

Правовая культура имеет несколько уровней:

· индивидуальный - на уровне отдельной личности;

· корпоративный - на уровне социального объединения, коллектива;

· общий - на уровне общества в целом;

· цивилизационный или общечеловеческий включающий в себя правовую культуру человеческой цивилизации в мировом масштабе.

Индивидуальная правовая культура включает знание законодательства, своих субъективных прав и обязанностей, умение их реализовать и защищать, юридический опыт и многое другое.

Виды правовой культуры:

· обыденная;

· профессионально-юридическая;

· доктринальная - научная.

 

Правовая культура в реальной жизни выполняет одновременно несколько специфических функций – познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализа-торскую, коммуникативную и прогностическую.

 

Познавательно-преобразовательная функция связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития. Эта функция связана с созданием правовых и нравственных гарантий таких общечеловеческих ценностей, как честность и порядочность доброта и милосердие, моральный самоконтроль и совестливость, человеческое достоинство и свобода выбора.

 

Праворегулятивная функция направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а стало быть, и общества в целом.

 

Правовая культура, выступая компонентом правового сознания и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с отражением всего общественного бытия, но и с активным обратным воздействием на него. Присущие ей идеалы, правовые нормы, принципы, традиции и образцы поведения могут способствовать консолидации классов, иных социальных групп и слоев граждан, концентрации их усилий на формирование правового государства.

 

Правовая культура может обеспечивать социальное сплочение людей. Она позволяет не только осуществлять правовое общение между гражданами, но и регулировать их взаимоотношения в юридической сфере.

 

Регулятивная функция реализуется через правовые и другие социальные нормы. Благодаря этой функции правовая культура обеспечивает подчинение социальных стремлений и идеалов, взаимность прав и обязанностей граждан, вносит элемент упорядоченности в эти отношения.

Ценностно-нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и самом праве как ценности.

 

Указанная функция проявляется и при изучении оценочного отношения личности к результату и цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к эталонам и образцам поведения, предусмотренным нормами права. Оценочная деятельность в правовой культуре состоит в «измерении» индивидом, общностью людей права, законности, правопорядка, правоотношений, механизма правового регулирования путем сопоставления с соответствующими правовыми ценностями. Оценке подвергается правовая реальность в самом широком диапазоне – от конкретной юридической ситуации до правовой системы в целом. Это оценка всей совокупности законодательства, конкретных правовых норм, поведения граждан, деятельности правоохранительных органов в борьбе с правонарушениями.

 

Правосоциализаторская функция может быть изучена через призму формирования правовых качеств личности. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность. Вместе с тем необходима целенаправленная правовоспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического всеобуча населения, оказанию ему юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности.

 

Правовая культура выполняет и коммуникативную функцию. Обеспечивая общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него. Здесь имеется в виду не только непосредственное общение граждан в сфере действия права, но и косвенное «общение» с лицами, принадлежащими к прошлым поколениям, или с нашими современниками, с которыми мы лично незнакомы, или которые отделены от нас расстоянием и временем.

 

Такое общение опосредуется юридическими произведениями и сегодня значительно расширяется в связи с совершенствованием средств массовой информации. Правовое общение выступает как форма межсубъектных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права.

 

Вопрос №49

Правовая система — это комплекс взаимосвязанных и согласованных юридических средств, предназначенных для регулирования общественных отношений, а также юридических явлений, возникающих вследствие такого регулирования (правовые нормы, правовые принципы, правосознание, законодательство, правовые отношения, юридические учреждения, юридическая техника, правовая культура, состояние законности и ее деформация, правопорядок и др.).

Можно сказать, что это обусловленная объективными закономерностями развития общества целостная система юридических явлений, постоянно действующих вследствие воспроизведения и использования людьми и их организациями (прежде всего государством) для достижения своих целей.

Правовая система имеет существенное значение для характеристики права, состояния законодательства, деятельности судов той или иной конкретной страны.

Структура системы права - это объективно существующее внутреннее строение права данного государства.

Основные структурные элементы системы права:

а) нормы права;

б) институты права,

в) отрасли права.

Нормы права - исходный компонент, те "кирпичики", из которых и складывается в конечном счете все "здание" системы права Норма права всегда является структурным элементом определенного института права и определенной отрасли права

Институт права- это обособленная часть отрасли права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сторону качественно однородных общественных отношений (например, право собственности, наследственное право - институты гражданского права).

Отрасль права - это самостоятельная часть системы права, совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу качественно однородных общественных отношений (например, гражданское право регулирует имущественные отношения).

Виды критериев распределения норм права по отраслям права:

а) предмет правового регулирования;

б) метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - это вид качественно однородных общественных отношений, которые урегулированы правом.

 

Метод правового регулирования - это совокупность способов, приёмов, средств воздействия права на общественные отношения. Иными словами, метод правового регулирования представляет собой определённую совокупность юридического инструментария, посредством которого государство так или иначе воздействует на волевое поведение субъектов социального общения (участников общественных отношений). Основу метода правового регулирования составляют т. н. способы правового регулирования.

Среди способов правового регулирования различают:

а) обязывание;

б) дозволение;

в) запрещение.

При регулировании общественных отношений возможно различное соотношение применяемых способов. Например, в административном праве доминирует использование Законодателем обязывания в качестве способа правового регулирования, в уголовном праве - запрещения.

 

К конкретным методам правового регулирования, т. е. применяемым в тех или иных отраслях права обычно относят методы: императивный (метод властного приказа, как правило выраженного в виде нормы-запрета), диспозитивный (представляет возможность выбора в рамках закона того или иного варианта поведения), поощрительный (направлен на стимулирование определённых форм правомерного поведения), рекомендательный (субъектам права рекомендуются определённые формы поведения).

 

Вопрос 50




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.