Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Личные права и свободы




Как уже отмечалось (см. § 1 данной главы), в систему прав и свобод человека и гражданина входят прежде всего личные, или гражданские, права и свободы, характеризующие положение личности как таковой. Сюда входят права на жизнь, достоинство, свободу и неприкосновен­ность личности, на частную жизнь, неприкосновенность жилища, сво­боды мысли, совести и слова, передвижения и выбора места жительст­ва, право на судебную защиту своих прав и свобод и др. При всем исключительно важном значении и других прав и свобод, именно эти личные права и свободы составляют базисную основу (первооснову) конституционно-правового статуса личности, в то время как другие права и свободы выступают как бы производными, вторичными. Не случайно, что этим правам и свободам уделяется особенно пристальное внимание в конституционном законодательстве демократических стран. Большинство из этих прав являются неотъемлемыми и не под­лежат ограничению.

Права на жизнь, достоинство, свободу и неприкосновенность личности. Право на жизнь — наиболее общепризнанное, естественное и неотъемлемое право человека, суть которого состоит в том, что ни один человек не может быть произвольно лишен жизни. Более того, во многих странах мира смертная казнь вообще отменена. Условием пре­бывания в Совете Европы, как известно, является отмена в стране смертной казни, что и осуществлено почти всеми этими странами. В тех демократических странах, в том числе в России и США, где смертная казнь еще сохраняется, она может иметь место только в исключитель­ных случаях по приговору суда при обязательном участии присяжных заседателей. В ряде стран на основании обеспечения права на жизнь запрещаются аборты, а в Конституции Словакии даже содержится норма об охране жизни еще до рождения ребенка (ч. 1 ст. 15). В других странах (например, в ст. 27 Конституции Сербии) этот последний во­прос решается путем предоставления человеку свободно решать вопрос о рождении ребенка.

С правом на жизнь тесно связаны и права на человеческое достоин­ство, свободу и неприкосновенность личности. Право на человеческое достоинство означает обязанность государства, его органов и других граждан соблюдать законность и этические нормы во взаимоотношени­ях с каждой личностью, проявлять к ней правовое, уважительное отношение, не нарушать своими действиями ее права и свободы. Само собой разумеется, что это право исключает всякую возможность применения насилия, пыток, других жестоких и унижающих человеческое достоин­ство наказаний и обращений, проведения медицинских, научных и иных опытов без добровольного согласия соответствующего лица. Ох­рана достоинства личности обеспечивается уголовным, гражданским и иным законодательством, которое предусматривает, в частности, ответ­ственность за клевету и оскорбление, право каждого на защиту своей чести, достоинства, доброго имени, на возмещение морального ущерба и др.

Право на свободу означает, что каждый должен иметь возможность по своему усмотрению и по своей воле совершать любые действия и вести себя в рамках закона и ненарушения прав и свобод других людей. Еще в французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. отмечалось, что свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Право на личную неприкосновенность означает, что никто не вправе произвольно силой или угрозой ее применения принуждать кого-либо к тем или иным действиям, подвергать личность аресту или обыску, наносить вред ее здоровью и т.д. Лишение свободы в демократическом обществе и государстве допускается лишь по при­говору суда, а временное лишение свободы (арест или полицейское задержание) — только на определенный срок (обычно 2—3 суток) и с соблюдением процедур, установленных законом. Здесь особенно боль­шую роль играет существующий в большинстве демократических стран институт «habeas corpus»,* согласно которому каждый задержан­ный имеет право требовать немедленно быть доставленным к судье с тем, чтобы он решил вопрос об обоснованности лишения свободы.

* Институт английского процессуального права. Название свое получил от начальных слов приказа судьи о доставке лишенного свободы лица в суд «Habeas corpus ad subjiciendum» («Ты обязан доставить личность в суд»)

Всеобщая декларация прав человека ООН указывает, что: каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (ст. 3); никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах (ст. 4); никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчело­вечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию (ст. 5); каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на при­знание его правосубъектности (ст. 6); никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию (ст. 9); каждый че­ловек для определения его прав и обязанностей и для установления обоснованности предъявляемого ему уголовного обвинения, имеет право, на основе полного равенства, на то, чтобы его дело было рассмот­рено согласно и с соблюдением всех требований справедливости неза­висимым и беспристрастным судом (ст. 10); каждый человек, обвиняе­мый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным поряд­ком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обес­печиваются все возможности для защиты (ст. 11).

Как же конкретно конституции демократических стран закрепляют эту группу личных прав и свобод человека? Уже первая статья Основ­ного закона ФРГ содержит положение, что достоинство человека не­прикосновенно; уважать и защищать его — обязанность всякой госу­дарственной власти. В следующей, второй статье этой конституции говорится, что каждый имеет право на свободное развитие своей лич­ности, поскольку он не нарушает прав других лиц и не посягает на конституционный порядок или нравственный закон; каждый имеет право на жизнь и физическую неприкосновенность; свобода личности ненарушима; вмешательство в эти права допускается только на основа­нии закона. И далее в Основном законе ФРГ закрепляется ряд других важных в этой связи положений, например, о том, что смертная казнь отменяется (ст. 102); что свобода личности может быть ограничена лишь на основании специального закона и с соблюдением предписан­ных им форм, а задержанные лица не могут подвергаться дурному обращению ни морально, ни физически (ч. 1 ст. 104); что только судья решает вопрос о допустимости и продолжении содержания под арес­том, а полиция на основе собственных полномочий никого не может содержать под стражей дольше чем до конца дня, следующего за задер­жанием (ч. 2 ст.104) и др.

Федеральный конституционный закон Австрии о защите личной свободы (1988) закрепляет: каждый имеет право на свободу и безопас­ность (личную свободу); никто не может быть арестован или задержан иначе как на основании названных в настоящем Федеральном кон­ституционном законе причин и иначе как установленным законом способом; лишение личной свободы может быть предусмотрено толь­ко на основании закона, если это необходимо с целью принятия мер; оно возможно лишь по мере необходимости, исходя из обстоятельств дела; с арестованным или задержанным необходимо обращаться, ува­жая его человеческое достоинство и по возможности проявляя береж­ное отношение к его личности; к нему могут быть применены только такие ограничения, которые соразмерны цели задержания или необ­ходимы для обеспечения безопасности и порядка на месте задержания (ст. 1). «Смертная казнь отменена», — говорится в ст. 85 Конституции Австрии.

В Конституции Бельгии устанавливается, что личная свобода га­рантирована; никто не может подвергаться преследованию иначе как в предусмотренных законом случаях и в предписанной им форме; кроме случаев задержания с поличным на месте преступления, никто не может быть арестован иначе как в силу мотивированного постановле­ния судьи, предъявленного в момент ареста или не позднее двадцати четырех часов (ст. 12). Никакое наказание не может быть ни установ­лено, ни применено иначе как на основании закона (ст. 14). Граждан­ская казнь отменена и не может быть восстановлена (ст. 18). Каждый имеет право вести жизнь, соответствующую человеческому достоин­ству (ст. 23).

Конституция Греции (ст. 2) провозглашает, что уважение и защита достоинства человека является первоочередной обязанностью государ­ства. Она устанавливает, что каждый может свободно развивать свою личность и участвовать в социальной, экономической и политической жизни страны, если только он не препятствует правам других, не нару­шает Коснтитуцию или нравственные нормы (ч. 2 ст. 5); что личная свобода неприкосновенна, никто не может подвергаться преследова­нию, аресту или какому-либо иному ограничению свободы, кроме как в тех случаях и таким образом, когда и как это определено законом (ч. 3 ст. 5). Никто не может быть подвергнут аресту или тюремному заклю­чению без обоснованного судебного ордера, который должен вручаться в момент ареста или задержания; исключение составляет арест на месте преступления (ч. 1 ст. 6). Конституция устанавливает сроки доставки арестованного к следователю (1 сутки) и решения следователем вопро­са об освобождении арестованного либо выдачи ордера о заключении его в тюрьму (3 суток) и указывает, что в случае истечения этих сроков арестованный должен быть немедленно освобожден, а нарушители обя­заны восстановить всякий ущерб, нанесенный потерпевшему, и выплатить ему денежную компенсацию за моральный ущерб, как это опреде­лено законом.

В Конституции Испании (ст. 10) указывается, что достоинство человека и неприкосновенность его прав, свободное развитие личности, уважение к закону и правам других людей является основой полити­ческого строя и социального мира. В ней говорится, что все имеют право на жизнь, физическую и моральную неприкосновенность, никого ни в коем случае нельзя подвергать пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению. Отменяется смертная казнь, за исключением случаев, предусмотренных военными уголовными зако­нами на время войны (ст. 15). Каждый имеет право на свободу и без­опасность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в соответст­вии с положениями настоящей статьи и в случаях и в форме, предус­мотренных законом (ч. 1 ст. 17). В этой же статье предусматривается срок предварительного заключения (до 72 часов), порядок задержания (ч. 2 и 3 ст. 17) и указывается, что закон регулирует порядок примене­ния «habeas corpus» для немедленной передачи судебным властям не­законно задержанного человека (ч. 4 ст. 17).

Особенно широко и глубоко проблема указанных личных прав и свобод человека и гражданина разработана в Конституции Португалии, в которой имеется специальная обширная глава «Личные права, свобо­ды и гарантии» (ст. 24—47). В ней закрепляется, что человеческая жизнь неприкосновенна, применение смертной казни не допускается (ст. 24). Человеческая личность обладает физической и моральной не­прикосновенностью, никто не может быть подвергнут пытке, а также быть объектом жестоких, бесчестящих или бесчеловечных обращений и наказаний (ст. 25). За каждым признаются права на индивидуальность, на гражданскую дееспособность, на гражданство, на доброе имя и хорошую репутацию, на определенный им образ, на свободу слова и на сохранение тайны в частной и семейной жизни. Закон устанавливает эффективные гарантии против злоупотреблении в использовании дан­ных, касающихся лиц и семей, а также использования указанных дан­ных в целях, противных человеческому достоинству (ст. 26).

Далее в Конституции Португалии говорится, что все имеют право на свободу и безопасность; никто не может быть лишен свободы иначе как на основании обвинительного приговора суда за совершенные дей­ствия, наказуемые законом, тюремным заключением, или на основании судебного применения мер пресечения. Здесь же устанавливается кон­кретный список исключений из этого принципа, связанных с времен­ным лишением свободы, и условий их применения, а также положение, что лишение свободы в нарушение Конституции и закона влечет за собой обязанность государства выплатить компенсацию пострадавше­му, согласно предписаниям закона (ст.27). В последующих статьях (ст. 28—30, 32) устанавливаются принципиальные условия и рамки предварительного заключения, применения уголовного права, пределы наказаний и мер безопасности, гарантии уголовного процесса. Особый интерес представляет ст. 31, посвященная специально институту «ha­beas corpus». В ней отмечается, что этот институт направлен против злоупотребления власгью при аресте или незаконном задержании, при­меняется судом или военным трибуналом, согласно каждому конкрет­ному случаю. Его использования может потребовать сам потерпевший или любой гражданин, пользующийся политическими правами. Судья должен в течение восьми дней рассмотреть прошение о «habeas corpus», заслушав прения сторон.

Права на частную жизнь и на неприкосновенность жилища; сво­боды передвижения и выбора места жительства. Тоталитарные и ав­торитарные режимы стремятся в той или иной мере поставить под контроль государства и частную (личную) жизнь человека. В граждан­ском же обществе и подлинно демократическом государстве личность автономна и суверенно решает вопросы своей частной жизни, не допус­кая бесцеремонного вмешательства в нее государственной власти. Не случайно поэтому во Всеобщей декларации прав человека ООН за­крепляется, что никто не может подвергаться произвольному вмеша­тельству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательст­вам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства и таких посягательств (ст.12).

В конституциях демократических стран постоянно подчеркивается задача обеспечения тайны частной жизни, включая тайны переписки, телефонных и телеграфных сообщений и иных форм коммуникации, неприкосновенность жилища и др. Так, Конституция Нидерландов (ст. 10) устанавливает, что каждое лицо имеет право на неприкосновен­ность частной жизни, за исключением случаев, которые установлены Актом парламента либо иными актами, изданными на его основе. Таким же актом устанавливается порядок информирования о базе дан­ных на лиц и использования такой базы данных, а также порядок защи­ты права на неприкосновенность частной жизни при сборе и распро­странении информации о тех или иных лицах. В той же Конституции (ст. 12) указывается, что проникновение в жилое помещение вопреки воле проживающих там лиц разрешается только в случаях, установлен­ных Актом парламента либо иным актом, изданным на его основе, и при соблюдении целого ряда определенных условий и требований. Здесь же (ст. 13) говорится и о том, что тайна переписки, телефонных и теле­графных сообщений не может нарушаться иначе как в порядке, уста­новленном Актом парламента, и в конкретных случаях допущенных судом или указанными в этом акте органами и лицами.

В Конституции Португалии, помимо сказанного о ней выше, спе­циально закрепляется неприкосновенность жилища и тайна переписки (ст. 34), порядок использования информации (ст. 35). В ней говорится, что соблюдается неприкосновенность жилища и тайна переписки и частных сообщений, передаваемых при помощи иных средств связи. Проникновение в жилище граждан против их воли может иметь место только по приказу компетентных судебных органов в случаях и в рам­ках, предусмотренных законом. Никто не имеет права войти в жилище ночью без согласия проживающего там лица. Органам власти запреща­ется вскрытие корреспонденции и подслушивание переговоров, осу­ществляемых при помощи электротехнических средств связи, за ис­ключением случаев, предусмотренных законом и связанных с ведением уголовного дела. Все граждане имеют право знать информацию о себе, занесенную в электронные картотеки и реестры, и о целях, для которых она предназначена. Информация не может быть использована для раз­глашения сведений, относящихся к философским или политическим убеждениям, партийному и профсоюзному членству, вероисповеданию или частной жизни, за исключением случаев обработки статистических данных, имеющих анонимный характер. Статья 44 этой же Конститу­ции закрепляет свободу передвижения и эмиграции, указывая, что все граждане имеют право свободно передвигаться по национальной тер­ритории и проживать в любой ее части и право эмигрировать, выезжать из страны и возвращаться на Родину.

Для недемократических стран характерно всемерное ограничение и свободы передвижения по стране, что чаще всего находит свое выра­жение в системе разрешительной прописки по месту жительства, в практике установления огромных закрытых для посещения зон, серьез­но ограничивающих без достаточных оснований свободу передвиже­ния, в необоснованных отказах массе людей на право свободного выез­да из своей страны и возвращения в нее и др. В законодательстве демо­кратических стран, напротив, закрепляется, что свобода передвижения личности и имущества в пределах государственной территории не под­лежит никакому ограничению. Так, в Австрии свобода выезда из стра­ны ограничивается государством лишь в связи с воинской повиннос­тью. В Конституции Испании (ст. 19) заявляется, что испанцы имеют право свободно выбирать место жительства и передвигаться по терри­тории страны. Они имеют также право свободно въезжать в Испанию и выезжать из нее на условиях, установленных законом. При этом дан­ное право не может быть ограничено по идеологическим или полити­ческим соображениям. В Конституции Италии (ст. 16) говорится, что каждый гражданин может свободно передвигаться и проживать в любой части национальной территории с теми ограничениями, кото­рые в общем порядке устанавливаются законом в интересах здоровья и безопасности. Никакие ограничения не могут быть установлены по политическим мотивам. Каждый гражданин волен покидать террито­рию Республики и возвращаться в нее при условии выполнения обя­занностей, наделяемых законом. Все эти конституционные положения вполне согласуются со Всеобщей декларацией прав человека, в ст. 13 которой значится, что каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.

Свободы мысли и слова, совести и вероисповедания. Свобода мысли — это естественное и имманентное состояние человеческого ума, в принципе не нуждающееся ни в каком правовом закреплении. Но поскольку в определенных (тоталитарных и авторитарных) услови­ях имеют место ограничения и даже подавление этого естественного права человека, конституции демократических стран считают необхо­димым четко и последовательно утверждать такую свободу в тесной связи со свободой слова, совести и религии. В обеспечении этих прав и свобод — одно из важнейших проявлений демократизма и гуманизма общественного и государственного строя страны. Эти личные права и свободы неотделимы от обеспечения таких других прав и свобод, как свободы инакомыслия, печати, критики, оппозиции, права меньшинств и др.

Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., за­крепив свободу выражения мыслей и мнений (ст. 11), вместе с тем указала, что никто не должен испытывать стеснений в выражении своих мнений, даже религиозных, поскольку это выражение не наруша­ет общественного порядка, установленного законом (ст. 10). Во Всеоб­щей декларации прав человека ООН говорится, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выпол­нении религиозных и ритуальных обрядов (ст. 18). Каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их; это право включает свободу своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независи­мо от государственных границ (ст. 19).

Многое о свободе мысли и слова, совести и религии уже было ска­зано при характеристике конституционных основ духовной жизни де­мократических стран (см. § 4 гл. 3). Тем не менее можно привести и другие конституционные материалы, более конкретно и полно раскры­вающие пути решения этих проблем в конституциях разных стран. Так, Основной закон о свободе высказываний Швеции 1991 г. (п. 1) указы­вает, что каждый шведский гражданин обладает правом гласно выра­жать свои мысли, мнения и чувства по радио, на телевидении и с помо­щью иных подобных средств передачи, в фильмах, видеопрограммах и др.; эта свобода преследует цель обеспечить свободный обмен мнениями, свободное и всестороннее просвещение и свободное художест­венное творчество; в этом отношении не могут устанавливаться ника­кие другие ограничения кроме тех, которые вытекают из настоящего Основного закона.

В Конституции Нидерландов (ст. 6) говорится, что каждый имеет право исповедовать свою религию или религиозные убеждения инди­видуально либо в сообществе с другими верующими при условии со­блюдения ограничений, установленных законом, и ответственности за их нарушение. В ст. 21 Конституции Италии сказано: «Все имеют право свободно выражать свои мысли в устной, письменной и любой иной форме их распространения». Аналогичные положения содержат­ся и во многих других конституциях, в том числе в ст. 16 и 20 Консти­туции Испании, ст.. 13 и 14 Конституции Греции и др.

Наглядным примером личной обязанности человека и гражданина является его обязанность соблюдать законодательство страны. В Кон­ституции Италии (ст.54), например, говорится, что все граждане обя­заны быть верными Республике и соблюдать ее Конституцию и законы. И далее здесь же отмечается, что граждане, которым доверены государ­ственные функции, обязаны выполнять их дисциплинированно и до­стойно, принося присягу в случаях, установленных законом. В Консти­туции Греции (ст. 25 ч. 4) указывается, что государство вправе требо­вать от всех граждан выполнения долга общественной и национальной солидарности.

 

Международный механизм защиты прав человека
Права человека по своей сущности носят всеобщий, общечеловеческий характер и для их обеспечения и защиты необходимо международное сотрудничество между всеми странами и народами. Оно осуществляется в следующих направлениях: - выработка единых норм и стандартов в области прав человека, достижение их признания на международном и национальном уровнях; - заключение межправительственных соглашений и принятие государствами-участниками обязательств придерживаться в своей внутренней и внешней политике этих стандартов; - создание специального механизма для контроля за соблюдением принятых государствами на себя обязательств. В современных условиях существует сложная, многоуровневая система поощрения и защиты прав человека. Ведущая роль в этой системе принадлежат Организации Объединенных Наций. В системе ООН существует разветвленная структура институтов и организаций, занимающихся защитой прав и свобод человека. Это - Генеральная Ассамблея и её вспомогательные органы, Экономический и Социальный Совет и его вспомогательные органы, Комиссия по правам человека, Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защиты меньшинств, Комиссия по положению женщин, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам человека, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, комитет по ликвидации дискриминации женщин, Комитет против пыток, Центр по правам человека, Верховный комиссар по правам человека. Вопросами прав человека время от времени в различной степени занимаются Совет Безопасности, Совет по опеке, Комиссия международного права и Международный Суд. Рассмотрим подробнее правозащитную деятельность некоторых из этих институтов ООН. Основным органом ООН является Генеральная Ассамблея. В ней представлены все государства-члены, каждое из которых имеет один голос. Ассамблея может обсуждать любые вопросы в пределах Устава ООН и делать по ним рекомендации, которые обязательными для членов ООН не являются, и имеют вес мирового общественного мнения. В статье 13 Устава ООН записано, что одна из функций Генеральной Ассамблеи состоит в организации исследовании и вынесение рекомендаций в целях содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной, культурной областях, а также в области образования, здравоохранения, в содействии осуществлению прав человека и основных свобод. Со времени принятия в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека Генеральная Ассамблея приняла более 80 деклараций по вопросам прав человека. Они, в частности, касаются проблем геноцида, расовой дискриминации, беженцев, детей, молодежи, инвалидов, развития и социального прогресса и т.д. Вспомогательные органы Генеральной Ассамблеи, занимающиеся вопросами прав человека и основных свобод, состоят из: Специального комитета по вопросу о ходе осуществления Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (известного как Специальный комитет по деколонизации); Специального комитета против апартеида, Специального комитета по расследованию действий Израиля, затрагивающих права населения оккупированных территорий, и Комитета по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа. Особое значение для обеспечения прав человека имеет деятельность Экономического и Социального Совета, созданного в 1946 г. Он состоит из 54 членов, треть которых ежегодно переизбирается Генеральной Ассамблеей. Совет может делать рекомендации в целях поощрения, уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех. Он может также подготавливать для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций и созывать международные конференции по вопросам о правах человека. Совет создает комиссии в экономической и социальной областях и по поощрению прав человека. В соответствии со статьей 68 Устава ООН Экономический и Социальный Совет создал в 1946 г. Комиссию по правам человека и Комиссию по положению женщин. Комиссия по правам человека является главным органом ООН по правам человека. Она готовит рекомендации и проекты международных документов, проводит исследования по правам человека. Комиссия оказывает помощь Совету в вопросах координации деятельности, связанной с правами человека. Она состоит из представителей 43 государств-членов, избираемых сроком на три года. Комиссия по правам человека является единственным межправительственным органом, который проводит публичные слушания по вопросам нарушения прав человека, происходящие в мире. Она непосредственно получает жалобы о нарушениях и рассматривает положения в области прав человека в различных странах. Специальные докладчики Комиссии следят за ситуацией в области прав человека в конкретных странах. Следует заметить, что в начале своей деятельности Комиссия не имела полномочий для того, чтобы предпринимать какие-либо действия в отношении индивидуальных жалоб по правам человека. Однако позже она стала заниматься и принимать определенные меры и по таким жалобам. Для оказания помощи Комиссии при рассмотрении ряда вопросов, касающихся прав человека в 1947 г. была создана Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств. С 1999 г. она называется Подкомиссией по поощрению и защите прав человека. В её состав входят 26 экспертов, которые занимаются вопросами нарушения прав человека, рабства и работорговли, проблемами коренных народов и меньшинств. Комиссия по правам человека не может принимать каких-либо принудительных мер против государств, не соблюдающих прав и свобод человека. Тем не менее, уже сам факт обсуждения ситуации с правами человека в том или ином государстве в рамках ООН, а тем более принятые по этому вопросу осуждающей резолюции, оказывает определенное влияние на правительства государств, нарушающих права человека. Состояние с правами человека в конкретном государстве, его оценка Комиссией по правам человека учитывается и при установлении сотрудничества с другими государствами и международными организациями. Все это позволяет считать деятельность Комиссии по правам человека ООН необходимой и плодотворной. В функции Комиссии по положению женщин входит подготовка рекомендаций и докладов Совету о защите прав женщин в политической, экономической, гражданской, социальной областях и в сфере образования, а также внесение рекомендаций Совету по наиболее важным проблемам в области прав человека - женщины с учетом необходимости применения принципа равенства в правах мужчин и женщин. Комиссия состоит из представителей 32 государств-членов, избираемых на четыре года. Комитет по правам человека (не путать с Комиссией по правам человека) был создан в 1977 г. в соответствии со статьей 28 Международного пакта о гражданских и политических правах. В него входят 18 граждан государств-участников пакта, обладающих высокими моральными качествами и признанной компетенцией в области прав человека. Международный пакт о гражданских и политических правах ставит перед Комитетом следующие основные задачи: принимать и рассматривать доклады государств-участников о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, закрепленных в пакте; на основе изучения их докладов высказывать государствам конкретные рекомендации, помогающие выполнять принципы Пакте на практике; получать сведения от одного государства о том, что другое государство не выполняет своих обязательств в соответствии с Пактом; получать и рассматривать жалобы от отдельных лиц, которые заявляют, что их права были нарушены тем или иным государством. Такие сообщения могут Комитетом приниматься лишь в случае, если государство является участником Пакта и Факультативного протокола к нему, и только после того, как исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты, т.е. после рассмотрения дела всеми судебными инстанциями. Комитет, рассмотрев сообщение, направляет своё мнение соответствующему государству-участнику и автору сообщения. Генеральная Ассамблея, следуя рекомендациям Всемирной конференции по правам человека, 20 декабря 1993 г. учредила пост Верховного комиссара ООН по правам человека, который является главным должностным лицом, ответственный за координацию всей деятельности в области прав человека в рамках ООН. Основной задачей Верховного комиссара является содействие наиболее полному осуществлению всех прав человека посредствам претворения в жизнь соответствующих решений, принятых руководящими органами ООН. Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (до сентября 1997 г. - центр ООН по правам человека) состоит из трех отделов: - отдел исследования в области обеспечения права на развитие; - отдел оказания помощи в организации работы Комиссии по правам человека и других органов ООН; - отдел содействия программной деятельности для оказания технической помощи отдельным странам в области защиты прав человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.