Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политические права и свободы




Свобода совести и свобода вероисповедания

Право каждого определять и указывать свою национальность

Часть 1 ст. 26 Конституции РФ регламентирует права человека, связанные с принадлежностью к определенной этнической группе — национальностью.

В течение длительного времени графа «национальность» содержалась во всех анкетах, которые заполняли в обязательном порядке граждане СССР (при приеме на работу, выезде за границу, при вступлении в общественные объединения и т. д.). Эта графа отменена и в настоящее время в общегражданских паспортах, действующих на террито-рии страны, национальность не указывается.

Указание собственной национальности — это не обя-занность, а право человека. При этом определение национальной принадлежности осуществляется на основании самоидентификации, то есть с учетом субъективного фактора, самоопределения человека в решении этого вопроса, что несомненно будет способствовать гражданскому миру и согласию в России.

Свобода совести — это право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, его независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих поступков и мыслей. Однако на протяжении длительного исторического периода многие серьезные мировоззренческие вопросы были тесным образом связаны с религиозным мировоззрением, решались с позиций религиозного миропонимания, религиозной морали.

В связи с этим понятие свободы совести приобрело со временем более узкий смысл — как право каждого человека самостоятельно решать вопрос, руководствоваться ли ему в оценке своих поступков и мыслей поучениями религии или отказываться от них.

Конституция РФ, гарантируя свободу совести и свободу вероисповедания, определяет, какие составляющие являются существенной частью реализации этих свобод (право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними). Меха-низм реализации указанных в статье принципов свободы совести и вероисповедания установлен Федеральным за-коном от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Для реализации конституционной свободы совести и вероисповедания религиозным объединениям, упомянутым выше Федеральным законом, созданы необходимые условия и гарантии.

В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства.

Естественный характер прав гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Эта важнейшая основа конституционного строя Российской Федерации получает реальную и практическую реализацию через политические правакаждого гражданина. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть. Граждане, каждый как та-ковой, участвуют в осуществлении власти.

Наиболее общим, интегрирующим все другие политические права и свободы, выступает право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ).

Важным правом, имеющим тесное отношение к учас-тию граждан в управлении делами государства, представляется право на объединение, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ). В ст. 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» формулируется понятие общественного объединения. Оно характеризуется как добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Общественные объе-динения создаются и действуют на основе принципов добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.

Особое место в системе общественных объединений занимают политические партии. Цель создания их — политическая деятельность. В партиях не могут состоять иностранные граждане и лица без гражданства.

Выражением социальной и политической активности граждан, воздействия их на процессы управления госу-дарством является право собираться: мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия, пикетирования (ст. 31 Конституции РФ).

Статья 29 ч. 4 Конституции РФ закрепляет право граждан искать и получать информацию, а также ее производить, передавать и распространять законным способом.

Особое значение в этом процессе принадлежит средствам массовой информации (то есть газетам, журналам, телевидению, радио и т. п.).

Конституция РФ гарантирует свободу массовой информации. Цензура запрещена в любой форме. Эти положения Конституции РФ закреплены принятым 27 декабря 1991 г. Законом РФ «О средствах массовой информации».

Закреплено Конституцией РФ и право на равный дос-туп к государственной службе. Это положение закреплено

 

Федеральным законом от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации».

Особое место в системе политических прав и свобод занимает право на участие в отправлении правосудия. Это право призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов и предоставляет гражданам возможность занять должность судьи, присяжного заседателя и др. (ст. 119 Конституции РФ).

В статье 123 ч. 4 восстанавливается институт присяжных заседателей. Конституция РФ гарантирует каждому право обращения лично или письменно в любой орган государства за защитой своих прав. Это детально регламентировано в Законе РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г.

Право граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования

Право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование — важный элемент правового статуса гражданина Российской Федерации. Право на проведение публичных мероприятий — субъективное право граждан, имеющее целью оказать воздействие на органы государственной власти для решения вопросов жизнедеятельности общества (политических, правовых, социально-экономических, социально-культурных и др.). Оно является важным элементом народовластия, формой участия граждан в управлении делами государства как на общефедеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местного самоуправления.

Статья 31 Конституции РФ регламентирует проведе-ние следующих видов публичных мероприятий:

собрания — совместного присутствия граждан в заранее определенном месте и в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо вопросов;

митинга — формы организованного выражения общественного мнения, массовой поддержки резолюций, требований и других обращений граждан, проводимой в заранее определенном месте и в заранее определенное время;

демонстрации — формы организованного выражения коллективного и индивидуального мнения по любому вопросу общественной и государственной жизни;

шествия — формы демонстрации, проводимой путем передвижения граждан по заранее определенному маршруту;

пикетирования — формы публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, осуществляемой без шествия и звукоусиления путем размещения граждан у пикетируемого объекта и использования плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Право на проведение публичных мероприятий предоставляется только гражданам России. В Российской Федерации действует уведомительный порядок реализации права на проведение публичных мероприятий.

Инициаторами проведения публичных мероприятий могут быть лица, достигшие 18-летнего возраста, уполномоченные общественных объединений,трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций, а также отдельных групп граждан.

Публичное мероприятие может быть запрещено по требованию представителей органов власти в следующих случаях: 1) если не было подано заявление о его проведении; 2) если вынесено решение о его запрещении; 3) если нарушен порядок его проведения; 4) если возникла опасность для жизни и здоровья граждан; 5) если нарушен общественный порядок.

Лица, нарушившие установленный порядок организа-ции и проведения публичных мероприятий, несут ответ-ственность в соответствии с законодательством.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 276; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.