Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок внесения поправок




Субъектами конституционной законодательной инициативы, то есть, субъектами, которые могут вносить предложения о конституционных поправках и пересмотре положений Конституции, являются:

· Президент Российской Федерации;

· Совет федерации;

· Государственная дума;

· Правительство Российской Федерации;

· законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;

· группа численностью не менее одной пятой членов Совета федерации или депутатов Государственной думы.

Порядок внесения поправок в Конституцию и её пересмотра регламентируется главой 9 Конституции, которая предусматривает четыре вида конституционных поправок в зависимости от значимости вопросов, регулируемых той или иной частью Конституции:

1. пересмотр положений глав 1 (основы конституционного строя), 2 (права и свободы человека и гражданина) и 9 Конституции;

2. поправки к остальным главам (кроме статьи 65);

3. внесение изменений в статью 65 в связи с изменением наименования субъекта Российской Федерации;

4. внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава Российской Федерации.

Изменения в статью 65 не устанавливают какие-либо принципиальные положения, а лишь конкретизируют состав Российской Федерации на данный момент. Поэтому изменения в статью 65 Конституции вносятся в упрощённом порядке.

 

15. Конституционный строй Российской Федерации: понятие, принципы.

 

Конституционный строй - система правовых отношений, закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву и, прежде всего, демократической Конституции.

Понятие конституционного строя обладает двумя основными признаками:

1) это способ организации государства - совокупность признаков, по которым одно государство можно отличить от другого (форма государственного устройства, форма правления, политический режим и др.);

2) это такой способ организации государства, который ставит его в подчинение интересам человека, его естественным правам и свободам через регламентирование деятельности государства правовыми ограничениями, рамками, за пределы которых государство выходить не должно. Важнейшую роль в таком ограничении играет Конституция.

Конституционный строй закрепляется всей системой правовых норм, различными отраслями российского права. Конституционное право регламентирует основы конституционного строя - основополагающие принципы устройства государства и его соотношения с человеком и обществом, его (государства) существенных характеристик, которые в совокупности составляют упорядоченную и относительно завершенную систему и которые проецируются на все остальные нормативные установления права. При этом вся дальнейшая регламентация общественных отношений является отражением, конкретизацией и развитием этих основополагающих принципов. Эти главные принципы настолько важны, что они содержатся в основном законе государства - Конституции. В российской Конституции основам конституционного строя посвящена первая глава, имеющая одноименное название.

Принципы конституционного строя Российской Федерации:

1) Основы организации государственной власти:

- суверенитет народа - признание народа единственным источником власти, возможность осуществлять эту власть в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Народ обладает политическими и социально-экономическими средствами, всесторонне и полно обеспечивающими его реальное участие в управлении делами общества и государства (ст. 1-4 Конституции РФ);

- федерализм - децентрализация государственной власти, обеспеченная разграничением властных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления (ст. 1, 5);

- республиканская форма правления - избрание или назначение высших органов власти на определенный срок; сфера компетенции органов власти разграничена (ст. 1);

- разделение властей - законодательство, исполнение законов и контроль за соблюдением законности осуществляется относительно независимыми друг от друга органами государственной власти при невмешательстве и строгом разграничении их полномочий (ст. 10, 11);

- правовое государство - установление верховенства закона в общественной жизни, существование системы социального контроля над властью и наличие эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование конституционных прав и свобод (ст. 1, 4, 15, 18);

- приоритет международного права - подписанные и ратифицированные РФ международные договоры обладают более высокой юридической силой, чем внутреннее законодательство. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ (ст. 15).

2) Основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина:

- признание человека, его прав высшей ценностью - соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является главной обязанностью государства (ст. 2);

- демократическое государство - признание и обеспечение суверенитета народа, прав и свобод человека и гражданина (ст. 1, 2, 3, 30, 32).

3) Основы организации жизни гражданского общества:

- социальное государство - создание экономических и юридических условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, осуществление комплекса мер по поддержанию социально неимущих групп (ст. 7);

- светское государство - отсутствие государственной религии: ни одно вероучение не признается обязательным или предпочтительным (ст. 14, 28);

- идеологический и политический плюрализм - установление запрета на признание какой-либо идеологии в качестве официальной (главенствующей). Основа для утверждения в обществе политического многообразия, провозглашение свободы политических мнений и действий, легальная возможность для создания и деятельности оппозиции, для утверждения в стране многопартийности (ст. 13);

- многообразие и равноправие форм собственности - признание различных форм собственности (государственной, частной, муниципальной и др.). Равная защита собственности любой формы (ст. 8, 9).

Согласно основным принципам конституционного строя, закрепленным в Конституции РФ, Россия по форме правления является республикой, а по форме государственно-территориального устройства — федерацией.

 

16. Конституционные права и свободы и конституционные обязанности граждан Российской Федерации.

 

Конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие от рождения или в силу гражданства, закреплённые в Конституции, составляющие основы правового статуса личности. Глава 2 Конституции РФ закрепляет основные (конституционные) права и свободы человека и гражданина. Конституционно закреплённые права и свободы человека и гражданина относятся к основам правового статуса личности, другие права и свободы человека и гражданина производны от основных. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Они закрепляются за каждым человеком (гражданином). Они характеризуются всеобщностью, равны и едины для всех. Конституционные права и свободы человека и гражданина отличаются особым механизмом реализации (они выступают в качестве предпосылки любого правоотношения), они обеспечиваются повышенной правовой охраной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.