Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Умаление правоспособности римских граждан (capitus deminuto). 1 страница




Римское гражданство утрачивалось с естественной смертью лица или его гражданской смертью. Гражданская смерть знаменовалась утратой римлянином его гражданских прав. «Умаление в правоспособности есть изменение положения»

Существовали следующие виды умаления правоспособности римских граждан: максимальное (maxima), среднее (media) и минимальное (minima). При максимальном умалении римский гражданин утрачивал свободу, превращался в раба. Имущество его переходило к господину. Максимальное умаление наступало в следующих случаях:

если римский гражданин попадал в плен к врагу;

если римский гражданин был продан в рабство;

при осуждении на смертную казнь или некоторые пожизненные виды работ (например, на рудниках).

При среднем умалении правоспособности римский гражданин не терял свободу, но его правоспособность приравнивалась к правоспособности латинов и перегринов. Среднее умаление наступало в следующих случаях:

в случае переселения к латинам и перегринам;

если гражданин перебежал к врагу и был осужден на изгнание из Рима (ссылку).

Минимальное умаление правоспособности римских граждан наступало с изменением семейного состояния одного из супругов.

Умаление гражданской чести. Ограничение правоспособности римского гражданина могло наступить вследствие умаления гражданской чести. Существовало несколько видов умаления гражданской чести, среди которых самым серьезным была предание бесчестью (infamia). Фактически ограничения правоспособности лица были непосредственно связаны с тем фактом, что гражданин утрачивал уважение в обществе в связи со своим неблаговидным поведением.

Опосредованное бесчестье (infamnia mediata) наступало:

в случае осуждения лица за уголовное преступление или за особо порочащее частное правонарушение (кража, мошенничество);

в результате присуждения по искам из таких отношений, где предполагается особая честность (например, из договора поручения, товарищества, хранения, из отношений по поводу опеки и т. п.);

вследствие продажи всего имущества с аукциона в связи с невозможностью оплатить требования кредиторов.

Непосредственное бесчестье (infamnia immediata) наступало непосредственно в силу нарушения некоторых правовых норм и совершения позорящих действий, например касающихся брака (бесчестной (infamis) считалась вдова, вступившая в новый брак до истечения года после смерти первого мужа). Разновидностью непосредственного бесчестья являлся позор (turpitude) – умаление гражданской чести ввиду занятий позорной профессией: сводничеством, актерством и т. п.

По характеру своего поведения personae turpes признавались бесчестными и ограничивались в области наследования.

Ha personae infames налагались значительные ограничения. Такие лица не могли представлять других в процессе, а также назначать процессуального представителя себе; таким лицам не разрешалось вступать в законный брак с лицом свободнорожденным, они были ограничены в области наследственного права, семейного права (не могли быть опекунами и попечителями). Бесчестие ограничивало в выполнении публичных функций: personae infames не могли избираться на общественные должности.

Существовала также особая форма бесчестья – inte stabilitas. Ее суть сводилась к тому, что лицо, участвовавшее в сделке в качестве свидетеля, а затем отказавшееся давать показания в суде по поводу этой сделки, признавалось intestabilis. Данному лицу запрещалось участвовать (ни в качестве стороны, ни в качестве свидетеля) в совершении сделок, требующих участия свидетелей. Это было очень серьезным ограничением. В более позднее время intestabilitas признавались также лица, которые участвовали в создании или распространении пасквилей – «Осужденный за составление пасквиля не способен быть свидетелем»

 

5. Состояние свободы.

Свободнорожденные и вольноотпущенные
Свободнорожденные (ingenue) - это те, кто рождаются свободными. Но в общине, где взаимодействуют свободные и рабы, это, казалось бы, ясное утверждение, требует уточнений: кто по закону считается рожденным свободным?
Институции устанавливают принцип, что брак двух свободных создает свободнорожденного (I.Кн.1.IV): "Свободнорожденным бывает тот, кто тотчас по рождении свободен, будь то от брака двух свободнорожденных или вольноотпущенных, или от одного родителя вольноотпущенного, другого свободнорожденного".
Если же один из родителей раб, то действует принцип, что дитя следует состоянию матери: если она свободна, то свободен родившийся. Дигесты (1.V.) содержат правила, детализирующие этот принцип применительно к возможному изменению состояния матери в период от зачатия до родов: Свободнорожденные - это родившиеся от свободной матери; достаточно, чтобы она была свободной во время рождения, хотя бы она зачала, будучи рабыней. И наоборот, если она зачала, будучи свободной, а ко времени родов сделалась рабыней, то признано, что рожденный является свободным независимо от того, зачала ли она, состоя в законном браке или вне брака, ибо бедствия матери не должны вредить тому, кто находится во чреве. Кто находится во чреве, охраняется, как если бы он находился среди людей, поскольку дело идет о выгодах самого плода..."
Вольноотпущенные (libertinis) - это люди, отпущенные на свободу из законного рабства. Институции следующим образом описывают способы отпущения на свободу. Производится отпущение на свободу многими способами: именно, или согласно священным постановлениям, в церковных собраниях, или посредством виндикты, или в присутствии друзей, или письменно, или посредством духовного завещания, или посредством другой какой угодно последней воли...
Вольноотпущенники не приобретали всей полноты правоспособности хотя бы потому, что становились в положение клиентов своих бывших хозяев - патронов. Более того, были предусмотрены случаи, когда допускалось возвращение их в рабское состояние. Долгое время существовали различия в правовом положении вольноотпущенников. В значительной степени эта пестрота статусов была упразднена в эпоху Юстиниана, о чем свидетельствуют Институции (I.Кн.1.V): "...мы, стремясь в нашем человеколюбии все упорядочить и привести в лучшее состояние, исправили этот недостаток... так как еще с колыбели города Рима существовала одна простая свобода, т.е. та, которой обладал отпускающий на волю, разве только с тою разницей, что отпускаемый на волю считается, конечно, вольноотпущенником, хотя бы отпускающий на волю и был свободнорожденным".

 

6. Состояние гражданства.

Для римского государства было характерно неравенство правового статуса проживающих в нем свободных людей. Выше отмечалось, что само становление римской государственности происходило под влиянием острой сословной борьбы.
Полноправными членами общины являлись римские граждане (Cives Romani), которые обладали всеми политическими и имущественными правами. Гражданам принадлежало активное и пассивное избирательное право (ius sufragio и ius honorum), что позволяло им участвовать в политической жизни общины, а также право заключать любые сделки, следовательно, самостоятельно участвовать в хозяйственном обороте (ius cоmmercium) - и - правом создавать римскую семью, что являлось основанием для передачи гражданских прав потомкам (ius connubium).
После того, как в IV в. до Р.Х. гражданство расширилось слиянием патрициата и плебса, в Риме надолго сохранялось правовое различие между гражданами и латинами (latini); наряду с этими двумя сословиями в государстве проживает значительный слой иностранцев (peregrini).
Латинами признавались жители тех латинских общин, которые первоначально входили в конфедерацию Латинский союз, а также тех, которые были присоединены к Риму в результате войн и дипломатических акций, посредством которых вся Италия оказалась под властью Рима. Большинство этих общин пользовалось правами местного самоуправления, но не участвовали в политической жизни государства, так как не располагали политическими правами римского гражданства. Латинам было предоставлено право совершать сделки (ius commercium), следовательно, они могли участвовать в экономической жизни страны. Но создавать римскую семью они не могли, так как не располагали ius connubium, следовательно, их статус неполноправных жителей государства переходил от поколения к поколению.
Отдельные пожалования права римского гражданства производились толко по отношению к некоторым выходцам из латинских общин за особые заслуги перед римским государством.
После Ганнибаловой войны (т.е. в конце III- начале II в. до Р.Х.) юридическое неравноправие римских граждан и латинов усугубилось экономическим гнетом, что не могло не вызвать недовольства у населения латинских общин. Накапливаясь, оно выливается в гражданскую ("Союзническую") войну 90 - 89 гг. до Р.Х. В результате этой войны, в качестве одного из оснований для ее прекращения, практически все свободное население Италии получает права римского гражданства.
Статусом латинов наделяются некоторые общины, расположенные за пределами Италии, а также определенные категории вольноотпущенных в самой Италии.
Процесс распространения римского гражданского состояния завершается в 212 г., когда эдиктом принцепса Каракаллы права римского гражданства получает все свободное население громадной империи. Тем самым, по существу, упраздняется правовая категория латины, закреплявшая в течение многих веков политическое и гражданское неравноправие жителей страны.
Длительный процесс ликвидации различных сословных групп, такого деления населения, которое предполагало юридическое неравенство различных классов, происходил под влиянием политических потребностей растущего государства, а также экономических реальностей развивающегося товарного производства. Заслугой римского права является то, что оно смогло выработать соответствующий этим потребностям и реалиям принцип равенства правоспособности всех свободных людей.

 

7. Семейное состояние.

Римская семья длительное время сохраняла свой сугубо патриархальный характер. Это был замкнутый и закрытый для внешнего мира круг лиц, абсолютным владыкой и единственным представителем которого во внешних отношениях был домовладыка, глава семейства (paterfamilias). Власть его (manus, или иначе - patria potestas) по отношению ко всем, кто составлял семью (familia), была юридически ничем не ограничена. Он был вправе судить, наказывать, продавать в рабство, отдавать в кабалу, казнить любого члена семейства; только ему принадлежало право собственности на имущество семьи. Таким образом, именно отец семейства обладал полной правоспособностью, был лицом своего права (persona sui iuris).
Из римских граждан некоторые отцы семейства, а некоторые - сыновья семейства, некоторые - матери семейства, некоторые - дочери семейства. Отцы семейства - это те, которые обладают своей властью, будь они совершеннолетние или несовершеннолетние; подобно этому, матери семейства, сыновья семейства и дочери семейства находятся в чужой власти. Ибо тот, кто рождается от меня и от моей жены, находится в моей власти; также тот, кто рождается от моего сына и его жены, т.е. мой внук или внучка, также в моей власти и правнук, и правнучка и т.д.".
Отсюда следует, что прочие члены семьи: супруга (uxor in manu mariti), дети (filii), дети сыновей и пр. являются лицами чужого права (persona alieni iuris), следовательно, объем их правоспособности значительно менее объема правоспособности отца семейства. Будучи свободными, обладая статусом гражданства, они, тем не менее, находятся в подчинении, и это налагает на их поведение существенные ограничения.
Такое положение сохраняется в течение длительного времени, а в отношении детей - до эпохи Юстиниана. Право родительской власти, которую имеем над детьми, свойственно только римским гражданам; ибо нет никакого народа, который бы имел такую власть над детьми, какую имеем мы, римляне".

 

8. Ограничения в правоспособности и дееспособности

 

Утрата одного из трёх состояния правоспособности влекла за собою и утрату правоспособности – caritis deminutio. Первоначально caritis deminutio рассматривалась как гражданская смерть. Однако в дальнейшем стали считать, что за гражданской смертью следовало то, что некоторые историки римского права называют возрождением: умерший, как бы возрождался в качестве новой с точки зрения права личности. С утратой свободы его можно было считать возродившимся iure naturali, поскольку юристы периода империи признавали всех людей равными перед лицом естественного права. С утратой римского гражданства capite minutus с того времени, как перегрины стали признаваться правоспособными, рассматривался как возрождавшийся iure gentium. Наконец с утратой прежнего status familiae лицо, не утратившее при этом ни свободы, ни гражданства, возрождалось iure civili, ибо оно приобретало новое семейное состояние.

Таким образом, с течением времени capitis deminutio стала признаваться изменением состояния лица, permutatio status. От сюда и различая в степенях capitis deminutio: утрата свободы рассматривалась как capitiо deminutio maxima, утрата гражданства составляла capitis deminutio media, утрата или точнее, изменение семейного состояния признавалось capitis deminutio minima. Основание для утраты правоспособности были различны для её степеней. Сapitis deminutio maxima (утрата свободы) была следствием всех указанных выше оснований возникновение рабства. Следует, однако помнить, что этот принцип устранял действие Сapitis deminutio maxima в случая, когда взятый в плен римлянин возвращался на территорию Римского государства. В тех же случаях, когда он умирал в плену, его считали в силу функции, ведения lex Cornelia, умерший в самый момент пленения и наследование после него регулировалось общими правилами римского права.

В соответствии с цивильным правом правоспособностью обладало, только лицо, имеющий статус гражданина Рима. Взятый в плен римлянин становился рабом и при этом он терял не только свободу, но и правоспособность, и римское гражданство. Именно поэтому если лицо умерло в плену, то его имущество не могло быть наследуемо ни по закону, ни по завещанию (завещание прекращало своё действие с момента попадания лица в плен). Конечно, это было несправедливо в отношении наследников пленного и поэтому закон Корнелия введена фикция, в соответствии с которой умерший в плену считался умершим в момент попадания в плен, т.е. в тот момент, когда он был ещё свободен и являлся гражданином Рима. Основаниями capitis deminutio media (утрата гражданства) были все указанные выше основания утраты римского гражданства. Основаниями capitis deminutio minima (изменения семейного состояния) были обстоятельства, привившие старые и устанавливавшие новые семейные связи. Сюда относились обстоятельства, вследствие которых persona sui iuris становилась persona alieni iuris: вступление женщины sui iuris в брак cum manu arrogatio узаконенные. Сюда же относились обстоятельства, в силу которых лицо alieni iuris переходило из-под одной семейной власти под другую: вступление дочери в брак, так же переходило (в кабалу). Capitis deminutio minima имела место и тогда, когда сын становился persona sui iuris с освобождением его от mancipium после третьей его продажи, а ровно в тех случаях, когда становился persona sui iuris дочь или внук, освобожденные из mancipium после первой продажи их. Очевидно, что в трёх последних случаях, когда Capitis deminutio не только не была гражданской смертью, но и не означала умаления гражданской личности, наоборот она была расширением правоспособности сыны, внука дочери. Тем не менее, первоначальная концепция сapitis deminutio как гражданской смерти проявлялась всегда в регулировании последствий сapitis deminutio, в том числе и Capitis deminutio minima. В сфере личных правоотношений всякая сapitis deminutio (утрата правоотношений) влекла за собою прекращение для сapitе minutes агнатического родства с его прежними агнатами. Наоборот, когнатическое родство оставалось в силе. Manus отпадала, но брак продолжал существовать в качестве брака sine manu, по крайней мере, в случаях сapitus deminutio minima, ибо ни рабы, не прегрины не могли состоять в римском браке. Понятно, что вытеснением агнатического родства, родством когнатическим и брака cum manu браком sine manu практическое значение сapitis deminutio в сфере личных отношений почти отпало. Постепенно изменилось первоначальное значение сapitis deminutio для сферы отношений имущественных. По первоначальной концепции сapitis deminutio означало утрату лицом всего имущества: право входившие в состав этого имущества, переходили к тому, по почину кого происходила сapitis deminutio: к кредиторам, которые продавали должника в рабство trans Tiberim, к государству, которое продавало рабство или лишало римского гражданства в наказание за определенные деяния, к усыновителю или мужу при arrogation или совершении брака cum manu. «Обязанности же лица sui iuris, подвергавшегося сapitis deminutio, считались прекратившимися. Тоже происходило и с обязанностями лица alieni iuris, которое, как уже указано, приобретало имущественные права только для paterfamilias, но постепенно тало признаваться в некоторых пределах субъектом имущественных обязанностей. Многочисленные исключения из этого общего правила: ответственность усыновителя или мужа по долга, входившим в состав наследств, открывшихся для усыновленного или для жены, ответственность самого capite minutus по деликатным обязательствам не удовлетворяли потребностей гражданского оборота - сapitis deminutio должника всегда могла тяжело отразиться на интересах кредиторов, требования которых возникали из договоров. Поэтому претору пришлось разными правовыми способами обеспечить покрытие долгов capite minutus 'а. В случаях, когда сapitis deminutio была следствием arrogation претор предоставил кредиторам усыновленного action de peculio против усыновления, как если бы последний выделил имущество усыновленному в качестве пекулия. В остальных случаях сapitis deminutio minima претор предоставлял кредиторам in integrum restitution, в силу которой они были вправе предъявить иск к capite minutus, причём долги последнего, если он стал alieni iuris, должен был покрыть новый носитель власти над ним под страхом утраты его имущества. В случаях сapitis deminutio media или maxima претор, не прибегая к in integrum restitution, давал кредитором иск против лица, к которому перешло имущество capite minutus 'а, а если это лицо уклонялось от ответственности, разрешал арестовать и продать это имущество.

Существенные изменения били внесены уже не претором, а законодательством византийских император вследствие перехода на почве сapitis deminutio, входивших в состав имущества capite minutus: ввиду того, что подвластные стали признаваться обладателями не только имуществ, входящих в состав peculium castrense и peculium quasi castrense, но и всех dona adventicia, сapitis deminutio minima перестала означать перемещение имущества: она лишь превращала имущество, принадлежавшее лицу sui iuris, в peculium castrense, peculium quasi castrense или в bona adventicia и, наоборот делала лицо alieni iuris неограниченным в правах обладателем только что перечисленных имуществ, на которые сapitis deminutio определенные права принадлежали носителю семейной власти над capite minutes. Последствия сapitis deminutio media оставались неизменными.

Наряду с сapitis deminutio римское право знало ограничения правоспособности вследствие умаления гражданской чести. Важнейшими случаями того ограничениями правоспособности были:

а) intestabilitas;

б) infamia;

в) turpitude.₄

Intestabilitas поражало лицо, которое было свидетелем или весовщиком при совершении соответствующих гражданских сделок, а потом отказывалось подтверждать совершение такой сделки или её содержание. В более позднее время intestabilitas поражала так же лиц, виновных в составлении и распространении пасквилей (carmen famosum).

Она заключалась в лишении права быть свидетелем и прибегать к помощи свидетелей при совершении гражданских сделок, права весьма важного в древнейшие времена, когда совершение большей части важнейших сделок требовало участия свидетелей. С постепенным исчезновением старых формальных сделок intestabilitas утратила своё значение.

Infamia заключалась в том, что римские магитраты не допускали к осуществлению тех или иных публичных функций лиц с сомнительной репутацией. Цензор был в праве вычеркнуть то или иное лицо из списка сенаторов, из всаднических центурий и т.д. Консул руководил выборами в магистраты, мог отказать в выставлении кандидатуры лица, опорочившего себя, по мнению консула. Претор мог не допускать то или иное лицо к выступлению в суде. В то время как контроль цензоров и консулов отпал с падения республики, преторская infamia стала прочным институтом гражданского прав. Она либо наступала непосредственно infamia immediata, в связи с определенными обстоятельствами (удаление из состава легионов за достойное поведение, достойное обручение и т.д.), либо являлась результатом обвинения лица в некоторых процессах, в которых обвинение показывало преступность или недобросовестность этого лица. Сюда относятся: iudicia publica по actio furti, vi bonorum, doli, mandati. Все существующие иски назывались actiones famosae a infamia была в этих случаях mediatа. Как infamia immediatа, так infamia mediatа влекли за собою лишение права выступать в суде в качестве председателя за других (procurator), а так же права быть опекуном, быть избранным на общественные должности. Таким образом, в Древнем Риме существовало большое количество возможностей потерять свою правоспособность и самые большие из них были конечно же свобода, гражданская честь, вероисповедование, пол, возраст, состояние здоровья, родство, семейное положение.

 

9. Опека и попечительство в Древнем Риме.

Опека и попечительство — это правовой институт, служащий для восполнения отсутствующей или ограниченной дееспособности лица путем действий других лиц, назначаемых или выбираемых, — опекунов или попечителей. Под опеку и попечительство попадали люди по состоянию здоровья, возраста, расточители, женщины, безумные.

Опека назначалась:

над несовершен­нолетними;

над женщинами независимо от возраста (вплоть до классического периода).

В древнейшие времена опека устанавливалась в интересах не подопечного, а лиц, которые были его ближайшими наследниками по закону. Ее основной задачей была охрана имущества подопечного в интересах его наследников. Поэтому порядок призвания к опеке (если опекун не был назначен в завещании) совпадал с порядком призвания к наследованию, т. е. опекуном являлся ближайший агнат подопечного. При этом опека представляла собой не обязанность опекуна, а его право, точнее — власть опекуна над имуществом и личностью подопечного, близкую по содержанию к власти главы семьи.

Для несовершеннолетних опекуном был обычно ближайший родственник по указанию отца несовершеннолетнего, сделанному в его завещании, или по назначению магистрата. Опекун обязан был заботить­ся о личности и имуществе несовершеннолетнего. Отчу­ждать имущество несовершеннолетнего опекун не имел права, за исключением случаев, когда это было безуслов­но необходимо.

Если несовершеннолетний совершал сделку без раз­решения опекуна, она юридически обязывала его только в пределах полученного от нее обогащения.

Однако постепенно права опекуна начинают пониматься как средство для осуществления его обязанностей. Эти изменения, тесно связанные с последовательным ослаблением родовых связей, постепенно превращают понятие опеки как власти в понятие опеки как общественной повинности (munus publicum).

Порядок установления опеки:

в силу агнатического родства с подопечным;

по завещанию главы семьи;

назначение опекуна государством.

Вместе с тем постепенно развился и контроль государства над деятельностью опекунов. Устанавливаются особые основания (excusationes), по которым можно не принять назначения опекуном. Развивается система исков к опекуну в случаях непредставления им отчета о ведении дел подопечного и в случаях не только растраты, но и нерадивого ведения дел. Затем входит в обычай требовать от опекуна при вступлении его в должность представления обеспечения (satisdatio rem pupilli salvam fore), а в период империи вводится законная ипотека подопечного на все имущество опекуна.

Попечительство устанавливалось в отношении:

совершеннолетних, не достигших 25 лет;

душевнобольных (расточителей).

Со II в. н.э. за лицами, не достигшими 25 лет, стали признавать право испросить себе куратора (попечителя).

Если совершеннолетний, не достигший 25 лет, испрашивал назначения попечителя, он становился ограниченным в своей дееспособности в том смысле, что для действительности совершаемых им сделок, с которыми связано уменьшение имущества, требовалось согласие (consensus) попечителя, которое могло быть дано в любое время (заранее или при совершении сделки, или в виде последующего одобрения). Молодые люди в возрасте 14 (12) - 25 лет могли без согласия попечителя совершать завещание, а также вступать в брак.

На дееспособность физического лица влияли также всякого рода душевные болезни. Душевнобольные и слабоумные признавались недееспособными и находились под попечительством. Телесные недостатки влияли только в соответствующей сфере деятельности; например, так как договор стипуляции, который совершался в форме устного вопроса и ответа (его не могли совершать ни немые, ни глухие и т.п.).

Ограничивались в дееспособности также расточители, т.е. лица слабовольные, не способные соблюдать необходимую меру в расходовании имущества и потому так расточающие его, что создавалась угроза полного разорения. Расточителю назначали попечителя, после чего расточитель мог самостоятельно совершать только такие сделки, которые направлены лишь на приобретение; кроме того, расточитель признавался ответственным за деликты (правонарушения). Сделки, связанные с уменьшением имущества или установлением обязательства, расточитель мог совершать только с согласия попечителя. Составлять завещание расточитель не мог.

 

10. Римский брак.

Римский юрист Модестин (III в. н. э.) определял брак как союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права. Дело в том, что первой формой брака в Риме был брак под названием cum manu —брак, устанавливавший власть мужа над женой. Вступив в такой брак, женщина попадала под власть мужа или его домовладыки и становилась агнаткой в доме мужа.

Однако уже в древности женщина могла избежать власти мужа. Для этого она должна была заключить брак без соблюдения всяких формальностей (sine manu) — брак, не порождавший власть мужа над женой. Если в течение года после заключения такого брака женщина три ночи подряд проводила вне дома мужа, она не становилась агнаткой в доме мужа. Такая процедура могла ежегодно повторяться. Если жена не отлучалась из дома, то она попадала под власть мужа и брак превращался в брак с властью мужа (cum manu).
Брак sine manu — это форма брака, основанная на равенстве супругов, независимости жены от мужа. Жена была хозяйкой дома и матерью детей. Остальные вопросы находились в ведении мужа. Предположительно во второй период республики эта форма брака пришла на смену cum manu и стала преобладающей.

В I в. до н. э. появилась особая форма брака — конкубинат, дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской вла­сти. Это постоянное сожительство двух лиц, ни одно из которых не состояло в браке с целью создания жизненной общности. Рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наследственных правах.

Таким образом, можно выделить три формы брака:

брак с мужней властью, в силу которой жена поступала под власть мужа (или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом);

брак, при ко­тором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке, либо была самостоятельным лицом;

конкубинат (условно, так как формально браком не являлся).

Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам.

Условия вступления в брак:

достижение брачного возраста; согласие на брак; наличие у брачующихся права заключить законный брак.

Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после некоторых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.

Вторым условием было согласие на брак и условия его заключения. В древнейшее время это было согласие одного только домовладыки. Жених выражал свою волю, если он был полностью правоспособным; правоспособная невеста нуждалась в согласии опекуна (auctoritas tutoris).
Однако постепенно сложился другой взгляд: для вступления в брак не вполне правоспособного лица нужно прежде всего его согласие и, наряду с ним, согласие главы семьи невесты и согласие как главы семьи жениха, так и лица, под отеческой властью которого жених может оказаться со смертью главы семьи. Так, согласие на брак внука дает не только его глава семьи — дед, но и отец, подчиненный власти того же деда, ибо после смерти деда внук окажется под властью своего отца, которому сын не вправе навязать наследников, будущих детей от заключаемого брака. Наоборот, внучка, вступая в брак, не только не навязывает наследников своему деду и отцу, но и сама перестает быть их наследницей, вступая в агнатическую семью своего мужа. На выход из старой агнатической семьи и дает согласие невесте глава ее семьи.
Таким образом, первоначально все положения о согласии на бракбрак и условия его заключения исходили из той же идеи власти, на которой покоилась агнатическая семья вообще. Отец давал согласие на брак детей не потому, что он был отцом, а потому что он был главой семьи, носителем отцовской власти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 7486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.