Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 1 - 2 часа 2 страница




Следует выделять субъектов правотворчества (законотворчества) и субъектов правотворческой инициативы (законодательной инициативы). Субъектами нормотворчества является, в первую очередь, нормотворческий орган (должностное лицо) – государственный орган (должностное лицо), уполномоченный принимать (издавать) нормативные правовые акты. К нормотворческим органам (должностным лицам) относятся Национальное Собрание Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, министерства, государственные комитеты, объединения (учреждения), подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, местные Советы депутатов, исполнительные комитеты, администрации районов в городах, руководители предприятий и т.д. Также субъектом нормотворчества может выступать народ в целом (в рамках государства или определенной административно-территориальной единицы), негосударственные организации. Субъекты нормотворческой инициативы определены в ст. 44 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Субъектами нормотворческой инициативы являются субъекты нормотворческой деятельности, которые в соответствии с предоставленными им полномочиями вправе направить в нормотворческий орган (должностному лицу) проект нормативного правового акта или мотивированное предложение о необходимости принятия (издания), изменения, дополнения, толкования, приостановления действия, признания утратившими силу, отмены нормативного правового акта либо его части.

Правом законодательной инициативы обладают Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, а также граждане, обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч человек. Правом законодательной инициативы по вопросу об изменении и дополнении Конституции Республики Беларусь обладают Президент Республики Беларусь или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.

Реализация права. Реализация норм права – это осуществление содержащихся в них предписаний (положений) в правомерном поведении субъектов права. В реализации права в наибольшей степени заинтересован только тот, кто имеет субъективное право, т.е. субъект права. Все иные лица – обязанная сторона, правоприменитель, законодатель – действуют, в конечном счете, в интересах управомоченного. Частью механизма реализации права выступают механизмы защиты субъективного права, т.е. механизмы юридической ответственности. В процессе защиты право восстанавливается, и вновь появляется возможность его реализации. Различают следующие формы реализации права:

Соблюдение запретов. Это такая форма реализации норм права, которая выражается в строгом выполнении субъектами права содержащихся в нормах запретов, т.е. в воздержании от совершения тех действий, которые являются вредными для общества и которые запрещены государством.

Исполнение обязанностей. Эта форма реализации права выражается в обязательном совершении активных действий, которые предписываются нормами права.

Использование (осуществление) субъективного права. В такой форме реализуются управомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права.

Однако нередко правореализация возможна лишь при участии компетентных органов, которые обеспечивают претворение в жизнь соответствующих юридических норм в полном объеме. Такая форма реализации называется применением права.

Толкование права. Под толкованием правовых норм понимается деятельность государственных органов, негосударственных организаций, отдельных лиц по уяснению и разъяснению смысла правовых норм, вложенного в них законодателем, в целях их правильной реализации. Под уяснением понимается внутренний мыслительный процесс, протекающий в сознании лица, изучающего норму права в целях правильного ее применения. Разъяснение – это деятельность, которая осуществляется компетентные органами и лицами для того, чтобы устранить неясности в понимании содержания нормы и обеспечить правильное ее применение к тем отношениям, на которые она рассчитана. В одних случаях такое разъяснение носит официальный характер, т.е. оформляется в виде официального документа. В других – оно может быть неофициальным и носить форму советов, рекомендации. Субъект реализации всегда «примеряет» общее правило к конкретным фактам, личности, учитывая особенности места, времени и т. д. Истолковывая норму, он тем самым определяет, применима ли она и в какой мере к конкретному случаю, конкретному лицу. Необходимость толкования в праве вызывается и возможными противоречиями между его формой и содержанием. Содержание права находит свое выражение в нормативных правовых актах, которые не всегда правильно выражают волю законодателя. Низкий уровень юридической техники, недостатки технического порядка приводят к пробелам, противоречиям, искажению содержания права. В подобном случае толкование – условие познания подлинного содержания юридических предписаний. Толкование права необходимо также в силу противоречия между формальным характером правовых норм и развитием общественных отношений. В силу формальной определенности правовые предписания остаются неизменными, стабильными до их изменения.

Чтобы получить обязательный характер, результаты официального толкования должны быть формально закреплены. Для этого существуют акты толкования, которые можно определить как правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования. Поскольку акты толкования – акты правовые, они имеют форму выражения и публикуются в официальных источниках.

В юридической науке и практике различаются следующие способы (приемы) толкования: грамматический, логический, систематический, историко-политический, специально-юридический, телеологический и функциональный.

Нормы права толкуются всеми субъектами, их реализующими. Однако юридическое значение результатов толкований различается в зависимости от того, кто толкует нормы права. Официальное толкование производится компетентными государственными органами, и его результаты обязательны для всех субъектов права. В свою очередь оно подразделяется на аутентическое и легальное (делегированное). Аутентическое толкование выполняет орган, издавший нормативный акт. Какого-то специального разрешения ему для толкования собственных актов не требуется. Он делает это в силу своей компетенции.

В зависимости от того, к какому кругу вопросов относится разъяснение, распространяется оно на все случаи, предусмотренные нормой права, или касается разрешения лишь отдельного юридического дела, официальное толкование подразделяется на нормативное и казуальное. Нормативное толкование – это толкование общего характера, которое является обязательным при разрешении всех дел определенного вида. Казуальным толкованием называется официальное разъяснение содержания правовой нормы, даваемое компетентными органами (преимущественно судами) в целях правильного разрешения конкретного юридического дела. Примерами такого толкования являются разъяснения вышестоящих судов, адресуемые нижестоящим судам, решение которых содержит ошибки в применении норм при рассмотрении конкретного дела.

Неофициальное толкование также реализуется различными субъектами, но результаты его не имеют юридического, общезначимого значения. Его подразделяют на обыденное, профессиональное и доктринальное. Обыденное толкование может осуществлять любой субъект права. Его точность зависит от уровня правосознания субъекта. Профессиональное толкование правовых норм дается специалистами-юристами. Таковым является, например, толкование, осуществляемое прокурором или адвокатом в судебном процессе. Доктринальное толкование производится учеными-юристами, специалистами в области права в монографиях, научных комментариях, статьях и др. Этими комментариями пользуются практические работники.

Правовое сознание. Правосознание – явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Оно представляет собой сферу сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях. В содержание правосознания входят четыре основных вида оценочных отношений: к праву и законодательству; к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности; к правоохранительным органам и их деятельности; к своему правовому поведению. Правосознанием должны обладать все физические лица. Но если населению достаточно знать принципы и аксиомы права, а также наиболее «нужные» нормы права, то юристы знают их досконально, а также источники права, научную литературу и судебную практику. Правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает влияние на процесс и результаты правотворчества. Одновременно правовые нормы оказывают воздействие на развитие правового сознания граждан.

Следует отметить, что правосознание по субъектам можно подразделить на индивидуальное, групповое и общественное, а по глубине отражения правовой деятельности – на обыденное, научное и профессиональное.

Правовая культура. Важнейшим признаком правового государства является высокий уровень правовой культуры населения и особенно правоохранителей и должностных лиц. Правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой деятельности. Как и правосознание, правовую культуру подразделяют на уровни: общества, группы и правовую культуру личности. Высший уровень правовой культуры индивида – это правовая активность. Она проявляется, во-первых, в готовности личности к активным сознательным, творческим действиям как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права; во-вторых, в законосообразности поведения, в основе чего лежит убеждение в необходимости служения закону как высшей ценности. Правовая культура характеризуется состоянием правосудия, законности и правопорядка.

Правовую культуру можно понимать в двух аспектах: оценочном (качественное состояние правовой жизни общества на конкретном этапе его развития) и содержательном (система осуществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей). Применительно к личности каждого гражданина правовая культура – это знание и понимание права, осознанное выполнение его предписаний.

Правовая культура функционирует во взаимодействии с другими областями культуры: политической, нравственной, эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям.

Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность. Деятельность граждан в соответствии правовыми предписаниями составляет правомерное поведение. С социально-политической точки зрения правомерное поведение всегда является желательным и допускаемым, а потому гарантируется и охраняется государством. Однако иногда граждане нарушают правовые предписания и тем самым совершают правонарушения. Правонарушение характеризуется общественной опасностью (вредностью) – посягание на общественные интересы и ценности, ущемление частных и общественных интересов; и противоправностью – юридическое объявление законодателем определенного поведения общественно опасным. Юридический состав правонарушения включает объективную сторону (противоправное деяние, причиненный вред и причинная связь между ними), объект (отношения, на которые посягает правонарушитель), субъективная сторона (волевое отношение правонарушителя к совершаемому деянию), субъект (правонарушитель).

Итак, правонарушение – это общественно вредное (общественно опасное) противоправное и виновное деяние деликтоспособного субъекта, влекущее юридическую ответственность. Правонарушения подразделяют на преступления и проступки.

За совершение правонарушения в идеале наступает юридическая ответственность. Она является тем юридическим средством, которое локализует, блокирует противоправное поведение и стимулирует общественно полезные действия людей в правовой сфере. Юридическая ответственность всегда связана с государственным принуждением. Юридическая ответственность характеризуется определенными лишениями, которые виновный обязан претерпеть. Особенность лишений состоит в том, что они наступают как дополнительные неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение. Лишение – это не исполнение обязанности, это дополнительное неблагоприятное последствие для правонарушителя. Негативные последствия могут быть 1) личного характера (лишение свободы – в уголовном праве, выговор – в трудовом праве); и 2) имущественного характера (конфискация, штраф – в административном и уголовном праве, взыскание пени – гражданское право). Важно отметить, что юридическая ответственность наступает только за совершенное правонарушение. Поэтому не наступает юридическая ответственность за деяния, совершенные в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости, в рамках института профессионального риска. Отметим, что основными целями юридической ответственности являются репрессивно-карательная, предупредительно-воспитательная и правовосстановительная. Применение юридической ответственности способствует установлению в государстве состояния законности.

Законность и правопорядок. Законность можно определить как принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений. Принцип – требование соблюдать правовые предписания (это идеальная форма законности). Метод – применение норм государственного принуждения. Режим общественной жизни – соблюдение и исполнение правовых предписаний большинством участников общественных отношений.

С законностью теснейшим образом связано другое правовое явление, называемое правовой порядок. Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности. Именно правопорядок представляет собой цель правового регулирования, именно для его достижения издаются нормативные правовые акты, осуществляется совершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности.

Укрепление законности и правопорядка является непременным условием и средством формирования правового государства, а сами они – его необходимыми элементами.

Понятие и основные признаки государства.

Сущность государства.

Возникновение государства. История права и государства. Возникновение государства сокрыто в глубокой древности. Наука предполагает, что государственный союз возникал в борьбе нескольких родовых союзов за преобладание; борьба приводила к победе одного рода или к примирительному соглашению между несколькими родами и в результате над ними устанавливалась единая власть. Первыми государствами древности, сведения о которых дошли до наших дней, были Египет, Ассирия, Индия и Китай. Современная историография Беларуси считает, что государственность в Беларуси сложилась еще до нашей эры, хотя в советский период указывалось, что первым государством была Киевская Русь. С 9 по 12 века на территории нашей страны существовало множество различных княжеств. Уже в 13 веке в Новагрудских землях создается Великое княжество Литовское, Жамойтское, Русское, этническую основу которого составляли белорусы. Право ВКЛ являлось одним из самых демократических в Европе для своего времени. Именно в ВКЛ на белорусском языке были изданы статуты, регулировавшие большинство отраслей права. Из-за внутренних противоречий и внешних опасностей Великое княжество Литовское создало с Польским Королевством конфедерацию – Речь Посполитую, которая была разделена абсолютными монархиями в конце 18 века. В результате трех разделов Речи Посполитой белорусские земли были аншлюзированы Российской империей и вскоре было запрещено само упоминание наименования «Беларусь». Только после революции 1917 года белорусы смогли создать национальное государство – Белорусскую Народную республику, но оно не смогло выстоять на мировой арене. Именно активность национальной интеллигенции позволила белорусам формально создать отдельное белорусское государство – Советскую Социалистическую Республику Белоруссии, которая вскоре стала страной-основательницей СССР, а 27 июля 1990 г. приняла декларацию о государственном суверенитете и через год стала самостоятельным субъектом международного права – Республикой Беларусь.

Соотношение государства и права.

Понятие функций государства и их классификация. Функции государства – главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. Функции свойственны любому государству. Современная наука классифицирует функции государства на:

- экономическую (обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе путем охраны существующих форм собственности, планирования производства и т.п.);

- политическую (обеспечение государственной и общественной безопасности, социального, национального и религиозного согласия, охрана суверенитета государства от внешних и внутренних посягательств и т.п.);

- социальную (охрана прав и свобод всего населения или его части, поддержание необходимого уровня жизни населения и т.п.);

- идеологическую (поддержание определенной идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и т.п.)

Формы государства. С древних времен ученые мужи пытаются ответить на вопрос: какая из известных государственных форм наилучшим образом подходит для данного государства в данное время? В настоящее время под формой государства понимают организацию государственной власти и ее устройство. Форма государства синтезируется из трех основных элементов:

формы государственного правления – организация верховной государственной власти; выделяют монархию и республику;

формы государственного устройства – административно-территориальная организация государственной власти; выделяют унитарное государство, федерация, конфедерация;

формы политического режима – в узком смысле совокупность способов и приемов государственного руководства, в широком смысле уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, а также характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни; существует множество разновидностей политического режима, основные среди них демократический и антидемократические.

Государственный аппарат.

Государство и личность.

Гражданское общество и правовое государство. Гражданское общество и правовое государство возникли и развивались как реакция против идеала средневековой теократии, как результат раздвоения общественного и частного, общества и государства и т.д. Именно институты гражданского общества (семья, школа, церковь, добровольные организации и союзы) способны заставить отдельного индивида соблюдать общепринятые нравственные нормы. Такая функция чужда государству и оно прибегает к ее выполнению только, если гражданское общество с этим не справляется. В последнем случае может произойти постепенная подмена безопасности гражданского общества безопасностью государства. Безопасность гражданского общества можно охарактеризовать следующими параметрами: социальная справедливость, права граждан и общества в целом во взаимоотношениях с государством, режим законности, экономическое благополучие граждан, демократических плюрализм, открытость общества, национальная определенность гражданского общества. Наличие гражданского общества соотносят с созданием правового государства, то есть государства, в котором господствует право. Господство права может быть осуществлено лишь всей системой государственной власти. Основными признаками правового государства можно назвать разделение властей, наличие развитого гражданского общества, верховенство и прямое действие конституционного закона, установление суверенности государственной власти, единство прав и обязанностей граждан, взаимная ответственность государства и личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.