Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Б. Специфические признаки




1. Нормы права отражают наиболее важные, имеющие ценность для общества, социальной группы или личности общественные отношения.

2. Нормы права отличает такая степень обязательности, которая зачастую граничит с безальтернативностъю.

3. Обязательность норм права объясняется тем, что они обеспечиваются силой государственного принуждения.

Норма права – это правило поведения, имеющее обязательный характер и поддерживаемое силой государственного принуждения.

Структура нормы права объединяет три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.

Гипотеза – это часть правовой нормы, указывающая на условия, при наступлении которых правило поведения подлежит применению.

Диспозиция – это часть правовой нормы, в которой содержится само правило поведения, которому должны следовать участники правоотношения и которое является сердцевиной, стержнем, основной частью нормы права.

Санкция – часть юридической нормы, которая указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения правила, предусмотренного диспозицией.

Система права отражает взаимосвязь между действующими в государстве правовыми нормами, а также разделение норм права на относительно самостоятельные группы (их специализацию).

В праве выделяют следующие элементы:

1) отрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений (отношения землепользования – земельное право, имущественные отношения – гражданское право, управленческие отношения – административное право, отношения, связанные с совершением преступлений, – уголовное право и т. п.);

2) подотрасль права – это совокупность правовых норм, регулирующих определенную область общественных отношений. Многие отрасли права имеют подотрасли. Обычно это отрасли "старые", где накоплен значительный массив правовых норм. Так, в финансовом праве выделяется подотрасль – банковское право. Военно-уголовное право – это подотрасль уголовного права;

3) институт права – это совокупность правовых норм, регулирующих какой-либо вид общественных отношений. В каждой отрасли права можно выделить множество институтов. Так, в уголовное право включаются институты преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности, институт преступлений против собственности, институт должностных преступлений и др. В трудовом праве можно увидеть институты коллективного договора, трудового договора, дисциплины труда, материальной ответственности, охраны труда и др.;

4) субинститут права – это совокупность правовых норм, регулирующих разновидность общественных отношений. Далеко не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут. Но можно привести пример, когда таковых несколько. Институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни (его составляют различные виды убийств), против здоровья (здесь сосредоточены нормы, касающиеся различных видов телесных повреждений) и преступлений против достоинства личности (клевета, оскорбление);

5) норма права – обязательное правило поведения, охраняемое силой государственного принуждения, является самым дробным элементом системы права, так как только правовая норма, а не отдельные ее составляющие (гипотеза, диспозиция, санкция), может самостоятельно обеспечить выполнение основной функции права – правовое регулирование общественных отношений.

Материальное право – это совокупность отраслей (и подотраслей) права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов.

К отраслям материального права относятся:

конституционное право – закрепляет основы конституционного строя страны, правового положения личности, систему государственных органов и их основные полномочия. Главным нормативным актом этой отрасли является Конституция РФ. Конституционное право в последние годы получило бурное развитие. Вот почему в его составе начинают просматриваться такие подотрасли, как гуманитарное право (основные права и свободы человека), избирательное право, парламентское право.

административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе деятельности исполнительных органов государства. финансовое право, которое в своем составе имеет три подотрасли (бюджетное, налоговое, банковское право), регулирует доходы и расходы государства (источники и порядок получения доходов, направления их использования).

предпринимательское право – это система норм, регулирующих экономические рыночные отношения, среди которых наиболее значимыми по содержанию являются корпоративные (внутрифирменные) отношения, а также отношения по управлению хозяйственным комплексом. Если в основе первых лежит принцип автономии, то вторые регулируют отношения предпринимателей с органами управления и основаны на началах подчиненности.

гражданское право – наиболее объемная отрасль системы права. Оно регулирует разнообразные имущественные отношения. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина.

жилищное право, являясь пока в основном подотраслью гражданского права, регулирует порядок предоставления и использования жилья.

семейное пра во регулирует брачно-семейные отношения.

природоресурсное право определяет порядок владения, пользования и распоряжения природными ресурсами – землей, недрами, водой, воздухом, лесными богатствами;

экологическое право выделяется в самостоятельную отрасль, но этот процесс еще не завершен. Оно регулирует защиту природных объектов и всей окружающей среды.

трудовое право регулирует общественные отношения, связанные с применением труда.

уголовное право – система норм, которые устанавливают, какие деяния являются общественно опасными, т. е. преступлениями, и какое наказание за их совершение применяется.

Процессуальное право – это совокупность отраслей, основная задача которых – установление порядка осуществления и защиты прав и обязанностей субъектов.

К числу наиболее "старых" процессуальных отраслей относятся:

уголовно-процессуальное право (уголовный процесс) объединяет нормы, определяющие порядок назначения наказания.

гражданско-процессуальное право (гражданский процесс) регулирует порядок рассмотрения споров, в которых хотя бы одной из сторон выступает гражданин (споры трудовые, жилищные, имущественные, семейные, наследственные и др.).

Источники права – это обстоятельства, вызывающие появление права, его действие. В этом смысле "источник" – это как бы корень, из которого растет могучее дерево, называемое правом. Источником права являются объективная реальность, т. е. развивающиеся общественные отношения (способ производства, существующие формы собственности, хозяйственные, политические, культурные, социальные связи и т. п.), воля народа (в основе референдумных норм), воля государства (в основе централизованных норм), воля граждан (в основе корпоративных и договорных норм).

Форма права – это то, из чего мы черпаем знания о праве, иначе, это способ формирования, закрепления правовых норм.

Выделяют три основные формы права.

I. Правовой обычайправило поведения, которое сложилось в течение жизни нескольких поколений и стало обязательным в силу многократного повторения, в силу привычки.

II. Юридический прецедент (судебный или административный) – это решение по конкретному делу (судебному или административному), ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем.

III. Нормативный акт – это официальный документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы.

 

 

Тема 3. Основы конституционного права Республики Казахстан

 

Термин "конституция" произошел от латинского слова constitutio, что означает установление, учреждение. Именно так назывался один их декретов римских императоров. В современном мире конституция – основной закон (или несколько основных законов), имеющий высшую юридическую силу.

Конституционное право – одна из основополагающих отраслей публичного права. Всем отраслям публичного права свойственна в ярко выраженной форме функция обеспечения общественного интереса.

Предмет конституционого права составляют:

Принципы, или основы, государственного устройства. Они могут касаться как отношений в области экономики (плюрализм форм собственности, охрана права собственности и др.), так и организации и осуществления власти. В них выражаются основные характеристики государства – суверенитет, форма государственного устройства, принадлежность власти, субъекты государственной власти и способы ее реализации, общие основы функционирования всей политической системы.

Основы правового статуса личности, принципы взаимодействия государства и гражданина.

Основыпостроениия государственного аппарата. Конституционные нормы закрепляют основные, принципы построения

системы органов государственной власти и органов местного самоуправления; виды органов; правовой статус органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядок их образования, компетенцию, формы деятельности.

Основы политического режима. Посредством такой правовой регламентации закрепляется народовластие, т. е. отношения, связанные с участием граждан в управлении государством, с формированием системы представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Конституционное право – это совокупность правовых норм, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

Юридические свойства Конституции позволяют раскрыть ее природу, особенности ее статуса в правовой системе. К числу юридических свойств Конституции относятся следующие.

Верховенство Конституции. Это означает, что Конституция занимает первое место или верхнюю ступень в иерархии нормативных актов. Во-первых, такой статус Конституции связан с тем, что она является первичным актом народного волеизъявления или актом народного суверенитета. Во-вторых, Конституция – это не только источник права, но и правовая база существования всех ветвей власти. Она конституирует ветви власти, регулирует основные параметры их деятельности. С нормами, установленными ею, должны соотносить свою работу все государственные, политические и общественные структуры.

Высшая юридическая сила Конституции. Юридическая сила нормативного акта – это степень его обязательности, которая зависит от местоположения государственного органа, принявшего нормативный акт, в иерархии органов государства. Конституция обязательна для всех граждан, организаций и государственных органов, потому что она есть акт народного волеизъявления в отличие, допустим, от инструкции министерства. Все другие нормативные акты не должны противоречить Конституции, в противном случае они должны считаться недействительными. Деятельность всех правоохранительных органов должна соответствовать Конституции. Верховенство и юридическая сила Конституции позволяют установить режим конституционной законности на территории страны.

Прямое действие Конституции. В принципе многие конституционные положения находят дальнейшую конкретизацию в других нормативных актах, так как ими регулируются многие и многие стороны жизни людей, не урегулированные в Конституции. И тогда, когда для упорядочения какой-либо ситуации не находится конкретной нормы права либо когда имеется коллизия между нормами закона и Конституции, нормы Конституции могут применяться прямо и непосредственно.

Конституция – ядро правовой системы. Принципы и положения Конституции играют определяющую роль для всей системы текущего законодательства. Принятие новой Конституции обычно стимулирует значительное изменение и обновление всего законодательства. Помимо этого Конституция как бы координирует текущее законодательство, т. е. обеспечивает его единство.

Учредительный характер Конституции. Конституция есть результат осуществления учредительной власти народа, который сам вправе выбирать для себя оптимальную форму правления, государственного устройства, голосуя на референдуме за тот или иной вариант Конституции.

Стабильность Конституции. В принципе стабильность Конституции напрямую связана и зависит от стабильности регулируемых ею общественных отношений. Однако, с другой стороны, она и сама может противостоять дестабилизации страны. Для этой цели устанавливается особо сложный порядок ее принятия и изменения.

Под избирательной системой в Республике Казахстан пони­мается порядок выборов Президента Республики Казахстан, депутатов Сената и Мажилиса Парламента, маслихатов и чле­нов органов местного самоуправления, предусмотренный Кон­ституцией и конституционными актами. Совокупность этих конституционно-правовых норм образует избирательное пра­во. Избирательное право и избирательная система тесно связа­ны между собой. Избирательное право как институт конститу­ционного права регулирует общественные отношения, склады­вающиеся при выборах.

Термин "избирательное право" обозначает как соответст­вующий конституционный институт, так и одно из субъектив­ных прав граждан Казахстан. Различается активное и пассив­ное избирательное право. Активное избирательное право озна­чает право граждан Республики Казахстан избирать, т.е. участ­вовать в выборах Президента, депутатов Мажилиса Парламен­та, маслихатов и членов органов местного самоуправления. Ак тивное избирательное право предоставляется гражданам с 18-летнего возраста. Пассивное избирательное право — право из­бираться в указанные органы с ограничениями, установленны­ми в Конституции.

Граждане Республики Казахстан участвуют в выборах на основе следующих принципов.

Выборы Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления Респуб­лики проводятся на основе всеобщего, равного и прямого из­бирательного права при тайном голосовании. Выборы депута­тов Сената Парламента республики проводятся на основе кос­венного избирательного права при тайном голосовании.

Всеобщее активное избирательное право означает право граждан Республики участвовать по достижении совершенно­летия в выборах вне зависимости от происхождения, социаль­ного, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или любых иных обстоятельств. В выборах не уча­ствуют граждане, признанные судом недееспособными, а так­же содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Выборы, проводимые в Республике Казахстан, являются рав­ными. Избиратели участвуют в выборах Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов Республики на равных ос­нованиях, и каждый из них обладает соответственно одним го­лосом. Избиратели участвуют в выборах членов органов мест­ного самоуправления Республики на равных основаниях, и каж­дый из них обладает равным числом голосов. Равные основа­ния означают, в частности, организацию равных по количеству населения избирательных округов в соответствии с нормами представительства и в равной охране законом избирательных прав граждан.

Выборы Президента, депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления являют­ся прямыми, т.е. они избираются гражданами непосредственно. В то же время выборы части депутатов Сената Парламента яв­ляются косвенными. В выборах части депутатов Сената Парла­мента участвуют выборщики — граждане Республики, являю­щиеся депутатами маслихатов. Они участвуют в выборах депу­татов Сената на равных основаниях, и каждый из них обладает одним голосом.

Голосование на выборах в Республике Казахстан является тайным. Это означает, что должна исключаться возможность какого бы то ни было контроля за волеизъявлением избирателей. Избирателю предоставляется возможность использовать закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. Бюллетень опускается в урну лично.

При выборах Президента и депутатов Парламента применя­ется мажоритарная система абсолютного большинства. Выборы считаются состоявшимися, если в голосовании приняло учас­тие более пятидесяти процентов избирателей либо выборщи­ков при избрании депутатов Сената Парламента. Избранным считается кандидат, набравший в первом туре голосования бо­лее пятидесяти процентов голосов избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании. Кандидат, набравший при повторном голосовании по сравнению с другими кандидатами большее число голосов избирателей (выборщиков), принявших участие в голосовании, которое не должно быть ниже преде­лов, установленных законом (при выборе Президента и депута­тов Мажилиса — не менее сорока процентов голосов избирате­лей, принявших участие в голосовании; при выборе депутатов Сената — не менее сорока процентов от общего числа голосов выборщиков, принявших участие в голосовании), считается из­бранным. При баллотировке единственного кандидата при по­вторном голосовании он считается избранным, если наберет более пятидесяти процентов голосов от числа избирателей (вы­борщиков), принявших участие в голосовании.

При выборах депутатов маслихатов также применяется ма­жоритарная система подсчета голосов. Выборы считаются со­стоявшимися, если в голосовании приняло участие более пяти­десяти процентов избирателей. Избранным считается кандидат, если за его кандидатуру проголосовало более пятидесяти про­центов избирателей, принявших участие в голосовании, а при повторном голосовании — набравший по сравнению с другим кандидатом большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, которое не должно быть менее тридца­ти процентов голосов избирателей, принявших участие в голо­совании.

Выборы членов органов местного самоуправления считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более пя­тидесяти процентов избирателей. Избранными считаются кан­дидаты, за которых проголосовало большее по отношению к Другим кандидатам число избирателей, принявших участие в голосовании.

Избирательными органами, организующими подготовку и проведение выборов в Республике, являются избирательные ко­миссии. Центральная избирательная комиссия Республики, территориальные, окружные, участковые избирательные комиссии образуют систему избирательных комиссий.

Центральная избирательная комиссия Республики Казах­стан действует на постоянной основе. Она осуществляет руко­водство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента Республики Казахстан, депутатов Парламента, мас­лихатов, а также членов органов местного самоуправления. Центральная избирательная комиссия состоит из председате­ля, его заместителя, секретаря, членов, избираемых и освобож­даемых от должности Мажилисом Парламента по представле­нию Президента.

Территориальные, окружные и участковые (областные, го­родские, районные) избирательные комиссии образуются ре­шениями соответствующих акимов и обеспечивают организа­цию и проведение выборов Президента, депутатов Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправления.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседания избирательных комиссий правомочны, если в них принимает участие не менее двух тре­тей от общего числа членов комиссии. Решения комиссий при­нимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа их членов. Решения и действия избирательных комиссий могут быть обжалованы в вышестоящую избиратель­ную комиссию или в судебном порядке. Предварительное об­ращение в вышестоящую избирательную комиссию не являет­ся обязательным условием для обращения в суд.

Государственные органы, организации, органы местного самоуправления, а также их должностные лица обязаны оказы­вать содействие избирательным комиссиям в осуществлении их полномочий, предоставлять им необходимые сведения и мате­риалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в трехдневный срок, а в день выборов и предшествующий ему день — немедленно. Члены территориальной, окружной, участковой избирательных комиссий могут по их желанию на период под­готовки и проведения выборов освобождаться по решению ко­миссии от выполнения производственных или служебных обя­занностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделенных на проведение выборов.

В Республике Казахстан при выборах депутатов Мажилиса Парламента и маслихатов, членов органов местного самоуправ­ления создается и используется система территориальных из­бирательных округов. Избирательные округаобразуются с уче­том административно-территориального деления Республики и с примерно равной численностью избирателей. При этом раз­ница в численности избирателей в избирательных округах в пределах области, города республиканского значения и столи­цы Республики не должна превышать двадцати пяти процен­тов. При выборах Президента избирательным округом являет­ся вся территория Республики Казахстан. При выборах депута­тов Мажилиса Парламента и маслихатов образуются одно­мандатные, при выборах членов органов местного само­управления — многомандатные территориальные изби­рательные округа, охватывающие территории городских и сель­ских местных сообществ.

Избирательные округа образуются соответственно Цент­ральной и территориальными избирательными комиссиями.

Для проверки голосования и подсчета голосов в районах и городах решениями соответствующих акимов по согласованию с окружными избирательными комиссиями образуются изби­рательные участки. Они образуются в целях создания макси­мального удобства для избирателей и с учетом местных и иных условий. В частности, на каждом избирательном участке долж­но быть не более трех тысяч избирателей. Должны соблюдать­ся границы административно-территориального устройства в административно-территориальных единицах. Не допускается пересечение границ избирательных округов границами изби­рательных участков.

В списки избирателей включаются граждане Республики, обладающие активным избирательным правом. В списки выбор­щиков включаются все депутаты маслихатов, расположенных на территории области, маслихата соответственно города рес­публиканского значения и столицы Республики. Гражданин (выборщик) может быть включен только в один список изби­рателей (выборщиков).

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кан­дидатов и заканчивается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню выборов. Предвыборная агитация осу­ществляется через средства массовой информации, путем про­ведения публичных предвыборных мероприятий, выпуска и рас­пространения печатных и иных агитационных материалов. За­прещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы государствен­ным органам, органам местного самоуправления, их должност­ным лицам при исполнении служебных обязанностей; воинским частям, учреждениям и организациям, членам избирательных комиссий.

Государство гарантирует гражданам, обладающим активным избирательным правом, общественным объединениям право беспрепятственной агитации "за" и "против" того или иного кандидата. Государство гарантирует кандидатам возможность выступать со своими программами в государственных средст­вах массовой информации. Выборы Президента, депутатов Пар­ламента, маслихатов, членов органов местного самоуправления финансируются из средств республиканского бюджета. Выбо­ры могут финансироваться из других средств, определенных в Законе РК "О выборах в Республике Казахстан".

 

 

Тема 4. Правоохранительные органы и суд Республики Казахстан




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.