Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы административного права




Административное право строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают его сущность, социальное назначение и особенности.

Принципы административного права – это исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности административно-правовых отношений, возникающих в общественной жизни.

Классификация основных принципов административного права:

1) принцип приоритета интересов человека перед интересами общества и государства. Данный принцип основан на содержании Конституции Республики Беларусь, в частности ст. 2, где указано, что «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства».

2) принцип законности в административном праве. Данный принцип предполагает, что исполнительные органы (должностные лица) при применении административно-правовых норм обязаны строго соблюдать Конституцию и законы Республики Беларусь. В свою очередь физические лица и иные субъекты административно-правовых отношений должны выполнять адресованные им административно-правовые предписания уполномоченных органов (должностных лиц).

3) принцип гласности. Означает, что применяемые в процессе административно-правового регулирования нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан, не применяются если они официально не опубликованы для всеобщего сведения. При создании административно-правовых норм на любом уровне должны быть обеспечены условия для выражения и учета мнения как общественных объединений так и отдельных граждан.

4) принцип эффективности административного права. Правовые нормы и акты правоприменительной деятельности в сфере административного права являются действенным средством организационного влияния на социальные процессы. Их природа и содержание обеспечивают быстрое и полное достижение целей, стоящих перед исполнительно-распорядительными органами.

Перечисленные общие принципы административного права связаны между собой и дополняют друг друга.

К принципам административного права можно также отнести и иные общеправовые принципы: социальной справедливости, демократизма, гуманности, равноправия, единства юридических прав и обязанностей, ответственности и др.

 

 

4. Административно-правовые отношения. Объекты и субъекты административно-правовых отношений. Административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений, разнообразных по характеру, юридическому содержанию, кругу участников.

Административно-правовое отношение – это урегулированноеадминистративно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Характерными признаками административно-правовых отношений являются следующие:

- административно-правовые отношения возникают на основе норм административного права в сфере деятельности исполнительной власти;

- для них характерно наличие обязательного субъекта, наделенного государственно-властными полномочиями;

- участники этих отношений наделены субъективными правами и юридическими обязанностями;

- административно-правовые отношения весьма многообразны, имеют много разновидностей;

- реализация субъективных прав и исполнение юридических обязанностей обеспечивается возможностью государственного принуждения;

- споры, возникающие между сторонами административно-правовых отношений, разрешаются, как правило в административном порядке.

Предусматривая возможность возникновения административно-правовых отношений в тех или иных условиях между сторонами, административно-правовая норма заранее устанавливает объем полномочий этих сторон, а также юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав. Административно-правовая норма определяет одной стороне вид и меру возможного поведения, а для другой – вид и меру должного поведения.

Виды административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения делятся:

1) в зависимости от конкретных целей возникновения - на внутренние (в системе исполнительной власти) и внешние (вне системы исполнительной власти);

2) по характеру юридических фактов - на порожденные правомерными или неправомерными действиями',

3) по содержанию - на материальные (материальные нормы права) и процессуальные (процессуальные нормы права).

Административно-правовые отношения представляют собой определенную систему, элементами которой являются:

субъекты (участники);

объект (по поводу чего возникли отношения);

содержание правоотношений.

Субъекты административно-правовых отношений

Субъекты административно-правовых отношений - это наделенные государственными властными полномочиями органы и должностные лица и лица, на которых возложены обязанности.

Субъектами административно-правовых отношений могут выступать:

1) государственные органы и их служащие;

2) предприятия, учреждения, организации и общественные объединения;

3) граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства.

Виды коллективных субъектов административного права.

Коллективными субъектами административного права являются:

1) государственные организации: органы исполнительной власти и их структурные подразделения, государственные предприятия, учреждения и их объединения;

2) негосударственные организации: общественные объединения, трудовые коллективы, коммерческие структуры и органы местного самоуправления.

Объект административно-правовых отношений.

Объект административно-правовых отношений – это повод по которому данные правоотношения возникли. В качестве объекта субъективных прав и обязанностей участников административно-правовых отношений могут вступать:

материальные ценности;

продукты духовного творчества;

поведение субъекта (действие или бездействие), деяние субъекта;

личные нематериальные блага (здоровье, достоинство).

По структуре объекта административно-правовые отношения могут быть:

1) простые – объект, т.е. поведение или деятельность, является единственным;

2) сложные – те, в которых поведение или деятельность могут быть направлены на другие объекты (например имущество, информация, услуги и т.д.)

Содержание правоотношений.

Административно-правовые отношения по своему содержанию могут быть:

1) материальные – урегулированные нормами материально-административного права;

2) процессуальные – урегулированные процессуальными нормами административного права.

 

 

5. Понятие исполнительной власти. Исполнительная власть – ветвь единой государственной власти, выраженная системой органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление делами общества на основе законодательства и реализующих государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера.

Орган исполнительной власти - организация, которая является частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, наделена правом осуществлять руководство и выступать по поручению государства.

Признаки органов исполнительной власти:

1) наличие административной правоспособности идее-способности (возникает с момента образования, прекращается с момента упразднения);

2) порядок образования, деятельности и компетенция закреплены в соответствующих законах;

3) осуществляют организационно-распорядительную деятельность;

4) образуются вышестоящими органами и подотчетны им.

Органы исполнительной власти делятся:

1) по характеру компетенции - на органы общей и специальной компетенции (осуществляют отраслевое, межотраслевое и смешанное управление);

2) в соответствии с организационно-правовой формой - на правительства, министерства, государственные комитеты, службы, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, отделы и т. д.;

3) по порядку разрешения подведомственных вопросов - на единоначальные и коллегиальные.

Система органов исполнительной власти в Республике Беларусь отражает характер конституционного строя закрепленный в Основном Законе, а также особенности присущие административно-территориальному делению.

Основным организационным принципом построения органов исполнительной власти является сочетание централизации и децентрализации.

Принцип централизации вытекает из единства системы органов государственного управления (исполнительной власти). Он обусловлен наличием предметов ведения, полномочий, функций. В централизованном порядке определяются звенья этой системы, взаимоотношение между звеньями в системе.

Децентрализация означает закрепление законодательством предметов ведения и полномочий за тем или иным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов.

Можно выделить следующие звенья в системе органов исполнительной власти:

1. Совет Министров Республики Беларусь.

2. Центральные органы исполнительной власти отраслевой и специальной компетенции:

- министерства;

- государственные комитеты;

- комитеты при Совете Министров.

3. Местные органы государственного управления.

4. Местные органы внутреннего управления – администрация предприятий, учреждений.

Сочетание централизации и децентрализации в осуществлении исполнительной власти позволяет реализовать ее единство и многообразие.

 

6. Общая характеристика административно-правового статуса граждан Республики Беларусь. Административно-правовой статус гражданина Республики Беларусь - комплекс прав и обязанностей, гарантии их реализации, закрепленные нормами административного права. Административно-правовой статус гражданина Республики Беларусь - часть общеправового статуса, установленного Конституцией Республики Беларусь. Правовое положение граждан Республики Беларусь определяется объемом административной правосубъектности (административная правоспособность и административная дееспособность).

Виды административной дееспособности:

1) полная — с 16 лет;

2) ограниченная - с 14 лет.

Гражданин может быть ограничен в дееспособности или признан недееспособным при наличии определенных заболеваний.

Система прав и обязанностей граждан, закрепленная нормами административного права

Права граждан в сфере государственного управления делятся:

1) в зависимости от механизмов реализации - на абсолютные (распространяются на всех граждан) и относительные права (распространяются на определенный круг лиц, получивших акт государственного органа: лицензию, приказ и т.д.);

2) в зависимости от круга лиц, которым они предоставлены, и оснований возникновения - на общие (распространяются на все отрасли управления, например, право на обжалование) и специальные (в конкретной сфере управления, например, право на предпринимательство);

3) по содержанию - на право на участие в государственном управлении, право на помощь компетентных органов (медицина), право на защиту (основная форма - жалоба).

Обязанности граждан в сфере государственного управления делятся на:

1) абсолютные (возлагаются на всех и не зависят от обстоятельств, например, уплата налогов);

2) относительные (возлагаются на строго определенный круг лиц, которые приобретают обязанности в зависимости от обстоятельств (например, если собственник - обязан платить налог на недвижимость; если предприниматель - налог на доходы и прибыль и т. д.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 3043; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.