Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право собственности на природные ресурсы




Понятие права собственности на природные ресурсы

Отношения собственности всегда занимали и занимают центральное место в системе общественных отношений, регулируемых правом. С одной стороны, обладание собственностью связывается с обладанием властью, в том числе государственной. С другой – собственность ассоциируется с достатком, богатством его обладателя.

Собственность – категория экономическая, используется для обозначения отношений между людьми по поводу конкретного имущества, в том числе природных ресурсов. Отношения собственности рассматриваются с двух сторон. С одной стороны – это отношения между собственником вещи и всеми остальными лицами, несобственниками. Данные отношения заключаются в том, что собственник осуществляет свою власть над имуществом, владеет им, пользуется и распоряжается, а все остальные субъекты не должны препятствовать ему в этом. С другой стороны – это отношение собственника к присвоенной вещи как своей, это власть над вещью.

В результате закрепления экономических отношений в правовых нормах возникает право собственности как юридическая категория.

Традиционно право собственности рассматривается в двух значениях: в объективном и субъективном. В объективном смысле право собственности представляет собой правовой институт, совокупность правовых норм, регулирующих отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. В субъективном смысле под правом собственности понимаются правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

В литературе в разные времена предлагалось множество определений права собственности. Например, профессор К.П. Победоносцев определял право собственности как совершеннейшее и полнейшее из всех прав: право собственности – это право исключительного и полного господства. У профессора В.И. Синайского право собственности в отличие от других вещных прав есть наименее ограниченное вещное право. Д.И. Мейер писал, что право собственности есть законное господство лица над вещью, в силу которого лицо может ею владеть, пользоваться и распоряжаться. Действующий Гражданский кодекс РФ определяет право собственности через его содержание, через традиционную для русского гражданского права триаду правомочий: владения, пользования и распоряжения.

Вокруг «триады» правомочий собственника долгое время кипели ожесточенные споры. По мнению одних авторов, триада не выражает ни существа, ни всего объема права собственности. Мнение других диаметрально противоположно: для построения содержательного определения права собственности триады вполне достаточно. Третьи полагают, что в общем определении права собственности без триады не обойтись, однако на этом нельзя ставить точку. Поскольку правомочия по владению, пользованию и распоряжению в известных пределах могут принадлежать и несобственнику, необходимо выявить тот специфический признак, который присущ указанным правомочиям именно как правомочиям собственника.

Таким признаком является закрепленная в п.2 ст. 209 ГК РФ возможность осуществлять эти правомочия по своему усмотрению, руководствуясь исключительно собственными интересами, совершать любые действия, не противоречащие закону. В то время как иные права производны от права собственности и, следовательно, границы этих прав помимо закона, могут быть ограничены волей собственника.

Все вышесказанное о праве собственности в полной мере относится и к праву собственности на природные ресурсы.

Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В соответствии со ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. Но это, как уже отмечалось, лишь потенциальная возможность, которая свидетельствует о том, что по поводу природных ресурсов, так же как и иного имущества, могут возникать отношения собственности. Непосредственное же регулирование отношений собственности на природные ресурсы осуществляется земельным, водным, лесным и иным природоресурсным законодательством.

Кроме Конституции, нормы, составляющие институт права собственности, содержатся в целом ряде законодательных и подзаконных нормативных правовых актов различных отраслей российского права. Традиционно наибольшее внимание праву собственности уделяется в гражданском праве. Указанные нормы включены также в административное, финансовое, земельное, экологическое, уголовное и другие отрасли права. Они конкретизируют конституционно закрепленное право собственности, содержат меры ответственности за посягательство на него.

Положения Конституции РФ развиваются в Гражданском кодексе РФ. Согласно ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. В статье 209 ГК РФ воспроизведено положение ст. 36 Конституции РФ, в соответствии с которой владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Формы и виды права собственности на природные ресурсы

Форма, как известно, – внешнее выражение внутреннего содержания явления, предмета, в нашем примере – собственности на природные ресурсы. До недавнего времени в России, как и во всем бывшем СССР, существовала лишь одна форма собственности на природные ресурсы – государственная. Начиная с 1990 года, монополия исключительной государственной собственности на природные ресурсы была ликвидирована. В настоящее время в Конституции названы следующие формы собственности на природные ресурсы: частная, государственная, муниципальная и иные.

Частная форма собственности в свою очередь делится на собственность физических и юридических лиц, а также на индивидуальную и общую.

Государственная форма собственности включает два вида: собственность Российской Федерации и собственность субъектов Российской Федерации.

Муниципальная собственность подразделяется на собственность городских и сельских поселений, а также муниципальных районов и городских округов.

Что касается иных форм собственности, то в настоящее время законодательству они не известны, но в будущем возможно и появятся.

Право частной собственности на природные ресурсы

По данным государственной статистической земельной отчетности на 1 января 2006 года в собственности граждан и юридических лиц находилось 129,4 млн. га, что составило 7,6 % земельного фонда страны или 30% земель, приватизация которых предусмотрена законодательством Российской Федерации.

Анализ действующего природоресурсного законодательства показывает, что в частной собственности в настоящее время могут находиться далеко не все природные ресурсы. Лишь в отношении земли статья 36 Конституции РФ прямо закрепила, что граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности. Земельный кодекс РФ в развитие данного положения закрепил норму, в соответствии с которой граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность (ч.2 ст. 15). Гарантией реализации этой нормы служит ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

Ø изъятия земельных участков из оборота;

Ø установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

Ø резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

Также не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Перечень земель, изъятых из оборота установлен в ст. 27 Земельного кодекса РФ. В частности, к ним относятся земли, занятые государственными природными заповедниками и национальными парками; объектами организаций федеральной службы безопасности; объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; воинскими и гражданскими захоронениями и др.

Кроме земель, в частной собственности могут также находиться пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земельных участков, находящихся в частной собственности (ст. 8 Водного кодекса РФ), а также лесные участки, находящиеся в составе иных, кроме лесного фонда, категорий земель (ч.2 ст. 8 Лесного кодекса РФ).

Право государственной и муниципальной собственности на природные ресурсы

Государственная собственность на природные ресурсы делится на собственность федеральную и собственность субъектов РФ. Статья 71 Конституции РФ относит к исключительному ведению РФ федеральную государственную собственность и управление ею. Этой же статьей определяются объекты федеральной собственности и полномочия (исключительные) по владению, пользованию и распоряжению ею – федеральные энергетические системы; ядерная энергетика; расщепляющиеся материалы; производство ядовитых веществ; порядок их использования; определение статуса и защита территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.

В соответствии с этими конституционными предписаниями в экологическом законодательстве выделяются объекты, которые относятся исключительно к федеральной собственности.

Так, в соответствии со ст. 8 Водного кодекса РФ от 3 июня 2006 г. к федеральной собственности относятся все водные объекты, т.е. все моря, реки, озера, болота, водохранилища и другие водные объекты. Исключение составляют пруды и обводненные карьеры. Они могут принадлежать субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или частному лицу. Но при одном условии: если их собственностью является земля, на которой расположен пруд (обводненный карьер) в пределах береговой линии.

Пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах федеральных земель, а также расположенные на территории двух субъектов РФ также являются федеральной собственностью.

В соответствии со ст. 1.2. Закона «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Статус объектов федеральной собственности приобретают участки недр (часть государственного фонда недр), используемые для обеспечения государственных потребностей РФ стратегическими и дефицитными видами ресурсов, наличие которых влияет на национальную безопасность РФ, обеспечение ее суверенитета, выполнение международных обязательств РФ.

Значительные изменения претерпели нормы, регулирующие право собственности на леса. Статья 8 Лесного кодекса РФ. устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Использование этих участков допускается на титулах права постоянного (бессрочного) пользования, права ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), права аренды, а также права безвозмездного срочного пользования лесными участками. К данным отношениям применяются нормы гражданского и земельного законодательства, если иное не установлено лесным. Таким образом, на сегодняшний день допускается сдавать арендованные лесные участки в субаренду, предоставлять в безвозмездное пользование, отдавать арендные права в залог и иным образом распоряжаться ими, но только с согласия собственника.

Право собственности на животный мир определяется Федеральным законом «О животном мире» от 24 апреля 1995 г., ст. 4 которого относит животный мир в пределах территории РФ к государственной собственности. Дело в том, что животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан РФ. Правовой статус объектов животного мира, находящихся в государственной собственности, определяется несколькими характеристиками: это должны быть дикие животные, постоянно или временно населяющие территорию РФ и находящиеся в состоянии естественной свободы, а также относящиеся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, муниципальной и иных формах собственности. Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются как специальным экологическим, так и гражданским законодательством.

Поскольку владение, пользование и распоряжение животным миром относится к совместному ведению Федерации и ее субъектов, определение круга (перечня) объектов животного мира, право собственности на которые является федеральным, а его реализация входит в компетенцию РФ (например, при решении вопросов о выдаче лицензий, квот на добычу и пр.), очень важно. Объектами федеральной собственности являются:

Ø редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, а также занесенные в Красную книгу РФ;

Ø обитающие на особо охраняемых территориях федерального значения;

Ø населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ;

Ø подпадающие под действие международных договоров РФ;

Ø отнесенные к особо охраняемым видам, ценным в хозяйственном отношении;

Ø естественно мигрирующие по территории двух и более субъектов РФ.

Перечень объектов животного мира, отнесенных к федеральной собственности, утверждается Правительством Российской Федерации.

Право государственной собственности на землю регулируется ст. 214 Гражданского кодекса и ст.ст. 16-17 Земельного кодекса РФ. Пункт 2 ст. 214 гласит: «Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью».

Субъектами права государственной собственности на земельные участки являются: Российская Федерация и ее субъекты.

В 2001 году был принят Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю», который установил процедуру разграничения государственной земельной собственности на собственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований. Но 17 апреля 2006 года этот закон утратил силу. А в Федеральный закон от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса РФ» были внесены дополнения, регулирующие данный вопрос. Процедура существенным образом была упрощена. В ст. 3.1. указанного закона приведены перечни земельных участков, которые на основании данной нормы относятся к федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. В частности, к собственности РФ отнесены:

Ø земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;

Ø земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;

Ø иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.

Право собственности на земельные участки у субъектов РФ и муниципальных образований возникает по тем же основаниям с учетом поправок на региональное или местное значение земель и объектов, на них находящихся.

Из этого перечня можно выделить три критерия разграничения государственной собственности на землю: 1) принадлежность недвижимого имущества, расположенного на земельном участке; 2) статус субъекта, которому земельный участок предоставлен в пользование; 3) прямое указание закона.

Так, под третий критерий попадают: а) земли лесного фонда; б) земли особо охраняемых природных территорий федерального значения; в) земли занятые водными объектами, находящимися в федеральной собственности и др.

Объекты права собственности на природные ресурсы

Для того, чтобы тот или иной природный ресурс мог стать объектом права собственности, он должен отвечать ряду признаков[34]. Во-первых, овеществленность. Этим признаком не обладают те природные ресурсы, которые по своим объективным качествам не могут быть предметами присвоения и обращения в собственность. Прежде всего это относится к атмосферному воздуху, солнечной энергии, климатическим ресурсам и т.д. В частности, атмосферный воздух, по мнению большинства юристов не может быть объектом права собственности. Это обусловлено его физическим состоянием. В отличие от земли, недр, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция – смесь газов над поверхностью земли, находится в состоянии постоянного, турбулентного движения и не может быть индивидуализирован. В силу этого исключается возможность фактического владения им. А владение – одно из важнейших правомочий собственника.

Во-вторых, неотделимость от окружающей среды. Природный объект остается одновременно объектом природы и объектом собственности, пока он не отделим от естественной среды, среды своего обитания. Потеря этой экологической связи ведет к тому, что природные объекты превращаются в товарно-материальные ценности.

В-третьих, отсутствие стоимости как совокупности затрат необходимого человеческого труда – результат эволюционного происхождения природных объектов.

Субъекты права собственности на природные ресурсы

Субъектами права собственности могут быть государство: Российская федерация и субъекты Российской Федерации; муниципальные образования: городские и сельские поселения, муниципальные районы и городские округа; физические и юридические лица.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации полномочия собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований – органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Субъектами права частной собственности могут быть как граждане и юридические лица Российской Федерации, так и иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица (далее – иностранцы). Конституция РФ в ст. 62 установила, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Так, например, Земельный кодекс РФ, что права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами (ст. 5). Действующее земельное законодательство запрещает иностранцам приобретать в собственность земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения и земельные участки, находящиеся на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации.

Содержание права собственности на природные ресурсы

Содержание права собственности на природные ресурсы составляют правомочия собственника. Как уже отмечалось для российского права характерно выделение триады правомочий: владение, пользование и распоряжения.

Правомочия владения – основанная на законе, т.е. юридически обеспеченная возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в собственном хозяйстве (числить на балансе и т.п.). Правомочия пользования – основанная на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления (для производственных или личных нужд). Правомочия распоряжения – возможность определения юридической судьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (в форме отчуждения по договору, передачи по наследству, уничтожения и т.д.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.145 сек.