Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности изучения морфемики




Ответ следует начать с раскрытия значения изучения морфемики в школе:

1) для формирования основ абстрактного мышления; 2) для развития внимания и интереса к слову, точного понимания его значения и правильного употребления; 3) для обучения правописанию; 4) для совершенствования культуры речи, исправления детских словообразовательных ошибок. На основе этого можно сформулировать основные задачи раздела.

Многие дети на первых порах делают большое количество ошибок в определении морфемного состава слов. Одни из них, анализируя слова, исходят только из их лексического значения ("слова видеть и смотреть родственные, так как близки по смыслу"), другие обращают внимание только на графическую форму слова ("слова носить и носовой родственные, так как имеют общую часть"). Чтобы предупредить или исправить подобные ошибки, необходимо любую морфему рассматривать с двух позиций: 1) выражаемое значение и 2) фонемный состав. Если обе эти позиции совпадают, то речь идет об одной и той же морфеме, если какая-то из них не совпадает, это разные морфемы. Это касается не только корневых морфем, но и аффиксов. Например, нельзя считать, что у слов (у) стола и стена одно и то же окончание. Фонемный состав обоих окончаний одинаков, а значение (в данном случае грамматическое) они выражают разное: в первом слове – родительный падеж существительного 2 склонения, во втором – именительный падеж существительного 1 склонения. Это окончания-омонимы.

Определение понятия «корень» вытекает из определения понятия «родственные слова» (см. любой школьный учебник по русскому языку). У понятия «родственные слова» также выделяются два признака: формальный (имеют общую часть) и семантический (близки по смыслу). Второй признак не всегда бывает понятен детям. В лингвистике родственные слова – это слова, имеющие общую мотивацию, иначе говоря, производные слова мотивируются значением слов простых, непроизводных. Поэтому детям надо показать, что родственные слова всегда соотносятся с одним и тем же словом. Например, значение слов солёный, солонка, солить можно объяснить с помощью одного и того же слова соль, значит, эти слова родственные.

Для нахождения в словах корня лучше брать слова со свободными корнями. В этом случае детям легче обнаружить корни, так как понятно их лексическое значение: сталь-ной, груз-ить, за-шум-еть. В процессе выделения корня полезно познакомить детей и с простейшими чередованиями гласных и согласных в корнях. Это могут быть беглые гласные о, е: гонит – гнать, день – дневной; согласные г/ж, к/ч, х/ш, з/ж: снег – снежок, рука – ручка, ухо – ушной, сказать – скажи.

Окончание и основа. Основа как часть слова предлагается для изучения не во всех учебниках для начальной школы. Это, возможно, связано с морфонологическими трудностями: петь [п’эт’] – пою [паjу]. Кроме того, в лингвистической литературе понятие основы слова толкуется неоднозначно. Например, различают основу словоформы (читавш-ий) и основу слова (чита-вший). (Подробнее см.: Диброва Е.И. и др. Современный русский язык - М.,2005. – С.446-448).

Необходимость изучения основы в школе аргументируется тем, что окончание и основа – понятия взаимосвязанные и выделение в слове окончания неизбежно приводит к выделению основы; окончание как изменяемая часть слова только потому и выделяется, что есть в слове ей противоположная, неизменяемая часть – основа. Введение основы в школьный курс русского языка позволяет через практические наблюдения разграничить в сознании ученика понятия «слово» и «словоформа». Кроме того, элементы словообразовательного анализа могут быть затруднены без понимания основы и умения выделять ее в слове. Многие методисты в пользу изучения основы приводят и тот аргумент, что по сравнению с корнем, выражающим самое общее лексическое значение, понимание основы – выразителя конкретного значения слова – доступнее для младших школьников (стекольщики – основа стекольщик- выражает более конкретное значение, чем корень стекол-).

Окончание и основу как противоположные и взаимосвязанные понятия лучше изучать в сопоставлении (Если основа все-таки не изучается, окончание можно аналогичным образом противопоставить корню):

1. Основа (корень) связана с лексическим значением слова, окончание – с формально-грамматическим (выражает число, род, падеж, лицо, время).

2. Основа – неизменяемая часть слова, имеет постоянный буквенный состав, окончание – изменяемая часть слова.

3. Изменения в основе приводят к образованию нового слова.

Взаимозамена окончаний не приводит к образованию нового слова, меняется только форма слова, окончание передает лишь отношения между словами в предложении. Важно, чтобы дети понимали, что если изменилось только окончание (сосн-а – на сосн-е – у сосн-ы), то слово осталось тем же, это одно и то же слово, а если изменения произошли перед окончанием (в основе), то появилось другое слово (сосн-а – сосенк-а – соснов-ый).

Поскольку окончание – категория морфолого-синтаксическая, наглядно увидеть его роль в языке можно только на уровне предложения или текста. Приведите примеры языкового материала ((упражнений), помогающего детям увидеть функцию окончания в речи.

Дети должны понимать, что если основу в слове определить довольно просто – нужно всего лишь отбросить окончание, то найти окончание в слове можно, только выполнив ряд определенных действий: 1) изменить слово (по числу, роду, падежу и т.п.), 2) сравнить исходную и полученные формы слова, 3) выделить изменившуюся часть. Это и есть окончание. Определить окончание по одному слову нельзя.

Образовательные стандарты по русскому языку в начальной школе не требуют от учителя введения понятия «нулевое окончание». Но неправильно, если учитель говорит, что в слове дождик окончания нет. Здесь окончание просто не выражено в звуках, оно беззвучное, но в других изменениях этого слова оно звучит (дождик-а, дождик-у).

Приставка и суффикс. Эти морфематические понятия тоже можно изучать в сопоставлении, поскольку они выполняют одинаковую роль в слове, а отличаются по месту расположения – перед корнем и после корня.

Было бы хорошо, если бы дети, выделяя эти морфемы в слове, действовали не только формально (то есть находили приставки и суффиксы по месту в слове), но и доказательно. А для того чтобы доказать, что в слове именно эта приставка и этот суффикс, нужно указывать, по возможности, на два признака одинаковости морфем: семантическое сходство и одинаковый фонемный состав. Например, доказывая, что в слове медвежонок суффикс -онок, нужно подобрать другие, не родственные, слова, но имеющие одно и то же дополнительное семантическое значение: мышонок, жеребенок, скворчонок – суффикс указывает на названия детенышей животных. В связи с этим полезно раскрывать учащимся доступные значения приставок и суффиксов.

Раскрывая технологию разбора по составу, следует выделить три основных проблемы школьного анализа: 1) проблема порядка разбора, 2) доказательность выделяемых морфем, 3) отбор языкового материала для разбора.

Конечно, работа над составом слова не может быть ограничена морфемным анализом. Широко используются и синтетические упражнения: подбор слов по моделям, «выращивание» слов из одного корня, конструирование слова из морфем других слов, добавление недостающих морфем и др.

В последнее время во многие учебники вернулась тема "Сложные слова". Работа над ней ведется в двух основных направлениях: разложение сложных слов на составные части и, наоборот, составление из двух простых слов сложного слова (в этом направлении детям можно дать широкое поле для лингвистических экспериментов: лужелаз, марсоход и т.п.). Имейте в виду, что в начальной школе дети знакомятся только с нетрудными по своей орфографии сложными существительными и прилагательными (белокрылый, пулемет). Случаи типа семилетний, светло-голубой не рассматриваются. Наблюдения над сложными собственными именами (Юрий Долгорукий, Волгоград), над словами с эмоционально-экспрессивной окраской (пустомеля, сладкоежка) уточняют и расширяют лексический запас детей.

Пополнение лексической системы новыми словами осуществляется в результате различных способов словообразования. Различают аффиксальные и безаффиксные способы словообразования. Аффиксальные: префиксальный, суффиксальный, префиксально-суффиксальный, постфиксальный. Безаффиксные: сложение, сращение, аббревиация, усечение, субстантивация. (Приведите примеры).

Тема «Словообразование» в начальной школе не изучается, хотя в последнее время элементы словообразовательного анализа все активнее включаются в школьные программы. Учащиеся способны понять простейшие случаи словообразования (столик от слова стол с помощью суффикса -ик). Это помогает делать разбор слова по составу не как формальное дробление слова на знакомые части, а как осознанный языковой анализ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2193; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.